В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Апрель 30, 2011

Презентация книги об этрусках в Смоленске в 2011 году

Автор 23:18. Рубрика Xроника научной жизни

smolensk25.jpg

Рис. 25. Общий вид Петропавловской церкви

«О первых четырехстах с лишним годах существования храма (до начала XVII века) сведений практически нет. В местной литературе получила хождение версия, что храм был построен на княжеском тетеревнике. Эта догадка была основана на ошибочном понимании Уставной грамоты князя Ростислава. Там говорится, что князь дал епископам "из двора своего... на горе огород с капустником и з женою и з детми, за рекою тетеревник с женою и детьми". Раппопорт и Воронин считают, что здесь речь идет о егере, а не о территории. Однако, продолжают они, это указание ясно свидетельствует о том, что за Днепром находился княжеский охотничий заповедник, где мог быть и загородный княжий двор с церковью. Кроме того, в основании культурного слоя под храмом прослеживался слой с характерными "городскими" находками - возможный след размещения здесь княжеской усадьбы. Тип церкви Петра и Павла характерен для так называемых "вотчинных" храмов; примечательно, что под хорами были заблаговременно устроены аркосолии для погребения членов княжеской семьи. Кроме того, надо отметить, что практически двойник Петропавловской церкви - храм Иоанна Богослова - находился, по-видимому, на дворе Ростиславова сына Романа.

 По всей видимости, храм довольно скоро (к концу 12 века) был передан из рук князя в распоряжение городской сотенной организации. В пользу этого говорит то, что в одной из версий легенды о Меркурии, воине, которого Богородица призвала на помощь смолянам для охраны города от монголо-татар, Меркурий приходил молиться "за мир, зовомый Петровского ста". Этот мир исследователи связывали с церковью Петра и Павла. Кроме того Барановский обнаружил на стенке граффити, в приделе на хорах, на штукатурке северного простенка к западу от входа. Надпись была сделана на высоте 1.8 м от пола, по всей видимости, сидевшим или коленопреклоненным человеком, очень грамотным в письме. Палеографические приметы позволяют датировать надпись второй половиной или концом 12 в. Сам Барановский читал надпись как "Господи помози рабу своему Василию внуку" и предполагал как автограф строителя храма Ростислава. Но Воронин и Раппопорт в книге "Смоленское зодчество" читают надпись как "Господи, помози рабу своему Василиеви Усову" и считают что ее автор принадлежал к "Петровскому ста". По-видимому, с переходом храма к горожанам были связаны и пристройки к нему, с дополнительными аркосолиями.  С захватом Смоленска поляками и учреждением католической, а затем и униатской епископии, архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал у церкви Петра и Павла свою резиденцию, для чего в 30-х годах 17 века с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм был превращен в костел. Вход в его нижний этаж был сделан новый в южной трети западной стены».

smolensk26.jpg

Рис. 26. Участок кладки стены с тыльной стороны храма

Ради интереса я сфотографировал фрагмент стены в том месте, где кладка кирпича (плинфы), как мне показалось, образует латинскую цифру XII. Я подозревал, что тут может находиться какая-либо не вполне обнаружимая (неявная) надпись, которая проявится при домашней обработки фотографии. Так и случилось. Для этого, правда, данный фрагмент пришлось обратить в цветах и пристально рассмотреть полученный участок. Результат не заставил себя ждать.

smolensk27.jpg

Рис. 27. Моё чтение надписи на кирпичной кладке

Моё чтение надписи. На выделенном черной горизонтальной рамочкой фрагменте я читаю достаточно крупные буквы надписи ХРАМ ЯРА, а внутри в более мелкой горизонтальной рамочки - слово РУСИ, и в вертикальной рамочке снизу вверх, - слово ЯРА. Итак, перед нами - не христианский храм Петра и Павла, каким он стал позже, а изначальный ХРАМ ЯРА РУСИ ЯРА.

Обычно помимо надписей в ведических храмах имелись и лики божеств. Так оказалось и на этот раз, ибо в выделенном фрагменте находятся два профиля божества. Оба они изображены в профиль. Лик, смотрящий влево, является изображением усатого и бородатого мужчины, на его глазу в столбик читается надпись ЯР. Лик, смотрящий вправо, моделирован менее чётко, и содержит большую бороду; на уровне носа содержит надпись в строку ЯР.

В двух коротких фрагментах ниже, обведенных белой рамочкой, читается надпись РУСЬ ЯРА, которая подтверждает надпись выше. Еще ниже имеется кольцевая надпись ХРАМ ЯРА, которая также подтверждает ранее рассмотренную надпись. На самом низком фрагменте читаются иные слова, ЯРА МАСКИ, то есть, ИКОНЫ ЯРА. Наконец, на рис. 28 обведён белой рамочкой еще один лик,  на этот раз ЯРА МИМ.

Полученных надписей вполне достаточно для получения ряда выводов.

Обсуждение. Результаты моей поездки в Смоленск можно рассматривать в двух аспектах: научном и организационном.

В научном плане подтверждено предположение, выдвинутой при обсуждении сюжета одного из этрусских зеркал, сюжета, который сам по себе достаточно интересен:  впервые один из персонажей аллегорической сценки на зеркале подписан словом СМОЛЕНСК. Вместе с тем, хотя этот  персонаж, юноша, склоняется к юному персонажу по имени МОСКВА, но подчиняется он АРКОНЕ, столице другого русского государства. Кроме того, нынешние скандинавы считают Смоленск своим городом, то есть, городом, основанном ими. Замечу, что и шведы в конце первого тысячелетия н.э. говорили на русском языке, и представляли собой славянское княжество Скандия, входившее наряду с Вагрией, Этрурией и Грецией в состав Яровой Руси. Таким образом, независимо от того, из какого конкретно славянского княжества исходил приказ об основании Смоленска (пока можно предположить, на основе полученных данных, что из Арконы), Смоленск основали славяне, точнее - русские.

Конечно, наиболее важной и на первый взгляд трудноразрешимой проблемой тут является вопрос о том, действительно ли Смоленск подчинялся Арконе, то есть, входил в Русь Яра. Для ее решения были нужны какие-то местные смоленские источники. И они нашлись. Это были надписи, нанесённые на внешнюю сторону кирпичных церковных стен храма Петра и Павла, из которых однозначно следовало, что данный собор изначально строился как ведический, посвященный богу Яру, и в то время Смоленск входил в Русь Яра. Таким образом, всё сошлось.

В плане организационном мне было приятно, что мои исследования получили сильный отклик у смолян, у широкой научной общественности. Напомню, что в XIX веке по всей Руси возникли «Общества любителей древностей», которые очень поощряли деятельность археологов, так что в последние предреволюционные годы археологические съезды стали проводиться ежегодно. Иными словами, наука руководствовалась общественными интересами, а финансировалась в основном за счет благотворительности. В советское время финансирование стало осуществляться за счёт государства, и археология стала выполнять государственные заказы, оторвавшись от интересов научной общественности на местах. Это привело к ее монополизации, однако определенное время она  пользовалась уважением за счет широких международных связей. Ныне, когда государство финансирует археологию в минимальных размерах, эта научная отрасль замкнулась в себе, и занимается в основном критикой «дилетантов», то есть как раз тех исследователей, которые за свой счёт продолжали проводить научные изыскания.

По сути дела общественно-политическое движение «Духовное наследие» (в каких-то отношениях аналог «Ahnenerbe») является возрождением «Общества любителей древностей» позапрошлого века, но имеет ярко выраженный патриотический подтекст, направленный на выяснение реальной древности не только Смоленска, но и все русской земли. Это - весьма важная инициатива, дающая смысл деятельности многим исследователям древнейшей славянской истории. И на примере нынешней конференции состоялось объединение производителей научной продукции (в данном случае меня как одного из многих исследователей) и ее потребителей (в данном случае Смоленского отделения движения «Духовное наследие»). Иными словами, произошло весьма знаменательное событие становления параллельной и в определенном смысле конкурирующей с РАН научно-исследовательской региональной структуры. Если РАН оказалась по каким-то причинам (недофинансирование, отсутствие интереса к чтению неявных надписей, наличие фактов, не стыкующихся с ортодоксальной историографией) не в состоянии удовлетворять региональные интересы научной общественности, ее место может занять новая структура. (Как известно, свято место пусто не бывает).

Замечу, что гораздо приятнее было бы проводить исследования ВМЕСТЕ с Российской академией наук, чем ВМЕСТО неё. Однако пренебрежение интересами местной научной общественности не может тянуться десятилетиями. И если РАН по-прежнему будет пренебрегать выполнением своих прямых обязанностей, она будет успешно заменена исследовательскими структурами других академий, например, РАЕН, в рамках которой действует институт ИДДЦ, проводящий доложенные выше исследования.

smolensk28.jpg

Рис. 28. Фото на память

Заключение. Каждая моя поездка в Смоленск по-своему интересна. Однако дата 22 апреля 2011 года знаменательна тем, что наметился широкий контакт между мной как исследователем и общественно-политическим движением «Духовное наследие» как широкой научной общественностью, заинтересованной в результатах изучения древнейшей русской истории на примере Смоленска. Правда, пока не нашла прямого подтверждения в проанализированных мной источниках мысль об этатической, государствообразующей роли Смоленска в истории государства Российского, однако уже то, что Смоленск был известен античной истории этрусков, показывает, что это был не заурядный город. Для примера можно указать на то, что упоминания Киева на этрусских зеркалах нет. И даже если выяснится, что Смоленск не был столицей, а был подобно городу Нью-Йорку США, городом вторым по значимости, это всё равно указывает на особую роль в русской истории этого города на Днепре. Необходимо продолжать исследование древних источников.

Литература

Ильин 2010. Ильин В.В. Русская речь и антиязык в новом мире: А. Твардовский  - национальное достояние мировой культуры / Национальная безопасность России в условиях глобализации. Научно-публицистическое издание. Под общей редакцией Ю.И. Ходуненкова. Смоленск 2010, 611 с., ил.

Чудинов 2005.  Чудинов В.А. Тайные руны древней Руси. - М.: Вече. - 400 с., ил.

Чудинов 2007. Чудинов В.А. Выступление на днях славянской письменности в Смоленске. 8 с., 8 ил. Сайт chudinov.ru и runitsa.ru от 07.07. 2007

Чудинов 2007-2. Чудинов В.А. Кривичи в державе этрусков / Роль Смоленска в истории Российского государства. Материалы IV Международной научно-практической конференции 23-25 мая 2007 года, Смоленск, Универсум, 310 с., сс. 57-91

Чудинов 2009. Чудинов В.А. Научная конференция в Смоленске. 5 с., 15 ил.    Сайт  chudinov.ru и runitsa.ru от  23. 10. 2009

Чудинов 2009-2. Чудинов В.А. Пребывание в Смоленске на дне города. 4 с., 9 ил.  Сайт chudinov.ru и runitsa.ru от 19.10. 2009

Чудинов 2010. Чудинов В.А. Откуда есть пошла русская земля:  предыстория: этнолингвистические истоки и национальное самосознание как основа самоидентификации / Национальная безопасность России в условиях глобализации. Научно-публицистическое издание. Под общей редакцией Ю.И. Ходуненкова. Смоленск 2010, 611 с., ил.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.08MB | MySQL:11 | 0.460sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.642 секунд