В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 19, 2007

Трипольские татуировки как надписи

Автор 10:00. Рубрика Cлавянская и неславянская письменность

Трипольские татуировки как надписи

В.А. Чудинов

Татуировки на трипольских глиняных фигурках обычно представляют собой орнамент в виде полос, напоминающих шкуру зебры, хотя на ягодицах иногда можно встретить довольно затейливые комбинации полукруглых и прямых линий с точками. Вместе с тем, в весьма редких случаях в этот узор вкрапливаются и слоговые знаки, образуя читаемые надписи.

Фигурки из Александровки. В качестве примера можно рассмотреть фигурку раннетрипольского времени из Александровки, рис. 1 А [1, 163, рис. 1-1]. Изображен вид спереди, рис. 1-1, сзади, рис. 1-2, сбоку, рис. 1-3 и фрагмент верхней части спины, рис. 1-4. Именно в верхней части спины и виден несимметричный орнамент, который выдает надписи. Левая надпись читается снизу вверх, правая – сверху вниз. Три первых знака можно прочесть как КОБЕЛА, что очень похоже на имя фригийской богини женского плодородия КИБЕЛЫ (замены О-И в индоевропейских языках весьма часты). Тем самым выявлено имя богини, рис. 1-5. Вторые три знака можно прочитать как ДИБО..., рис. 1-7, но третий знак неясен. Оказывается, данная надпись дублируется на переднем виде, как на правом, так и на левом бедре, где она расположена вверх ногами. Третий знак лучше виден на левом бедре (от зрителя справа), так что данную надпись можно прочитать как ДИБОГЪ или ДЕБОГЪ, рис. 1-8. Что означает слово БОГЪ, понятно, но кто такой ДИБОГЪ, неясно. Можно предположить, что знак БО должен был писаться со штрихом внутри или рядом; если его нет, значит, перед нами лигатура из БО и еще какого-то знака; ближе всего к знаку БО будет знак ВА/ВО в виде V. Тогда получается слово ДИВА-БОГЪ или, что вероятнее, ДЕВА-БОГЪ.

На ягодицах изображены симметричные петлеобразные знаки; если их развернуть на 900 так, как были развернуты знаки на спине, получим слово БЕБИ, рис. 1-6, которое можно понять как ГРУДНОЙ РЕБЕНОК; иными словами, КОБЕЛА как ДЕВА-БОГЪ призвана дарить верующим ДЕТЕЙ. Обратим внимание на наличие штриха внутри знака БЕ/БИ; именно поэтому был внесен штрих и внутрь знака БЕ в слове КОБЕЛА, хотя на спине его изобразили рядом. Отнесем его наличие к особенностям трипольского начертания. Наконец, на животе есть еще один знак, лигатура, которую можно разложить на слоговые знаки так, что получится слово БЕЧАТА, то есть ПЕЧАТЬ, рис. 1-9. Иными словами, подлинность того, что перед нами именно КОБЕЛА, удостоверена наличием печати. Так что полный текст гласит: КОБЕЛА, ДЕВА-БОГЪ БЕБИ. БЕЧАТА, т.е. КОБЕЛА, ДЕВА-БОГ МАЛЫШЕЙ. ПОДЛИННО (С ПЕЧАТЬЮ).

Раннетрипольская фигурка из Александровки и наше чтение татуировки

Рис. 1. Раннетрипольская фигурка из Александровки и наше чтение татуировки

Фигурки из Луки-Врублевецкой и Новых Русешт. На другой фигурке, рис. 2-1, 2-2 и 2-3 [2, с. 387, табл. 95], изображена необычная татуировка груди, лобка, спины и ягодиц. Чтение начнем со спины; слева сверху вниз читаем ВО, правее Е, внизу ВО, затем  ДИ из части нижнего знака ВО и слоговой знак НА – образуется слово ВОЕВОДИНА, рис. 2-4. Далее следует слово ВОДИ!, рис. 2-4. На правой части спины чтение идет снизу вверх; читается ДЕВА ВОЕ и, вероятно, знак ВЪ следует прочитать повторно, ВОЕВЪ, рис. 2-6. Эта же надпись дублируется на правом бедре, где можно прочитать ... ДИНА ДЕВА ВОЕВО... , рис. 2-4 наверху и 2-5, то есть ВОЕВОДИНА-ДЕВА. На груди косые черты можно прочитать как ВОЛЕВА, а под ними ДИКА, рис. 2-8. На лобке явно написано слово РУСЬ, рис. 2-9. На левом бедре среди штрихов татуировки выделяются два знака, читаемые как НАГА, рис. 2-7. Тем самым полный текст будет таков: ВОЕВОДИНА, ДЕВА ВОЕВЪ, ВОДИ НАГА! ВОЛЕВА ДИКА РУСЬ. Последнее можно понимать как обозначение данного региона Европы: СВОБОДНАЯ ДИКАЯ. Что же касается слова ВОЕВОДИНА, то, на наш взгляд, это не имя собственное, а обозначение женщины-вождя, которая, как жрица, в особо торжественных случаях выступает обнаженной (но в соответствующей татуировке). Третья фигурка представлена только нижней частью, рис. 2-10, 2-11 и 2-12, но это законченное произведение. Показана женщина в разрезе; в ее чреве видны две детские головки. В центре бедер спереди написано БЕБИ, то же написано и на правом бедре, рис. 2-14. При взгляде на левое бедро спереди можно прочитать ВЫДИ! рис. 2-15, так что текст гласит: БЕБИ, БЕБИ, ВЫДИ! Вместе с тем, очень труден для чтения текст на лобке, представляющий собой лигатуру. Вначале мы прочитали СИМОНА, рис. 2-13, что, видимо, было названием богини родов, однако ни в какой современной литературе по мифологии мы не встретили такого мифологического имени. Очевидно, читать надо иначе; возможно, что первым будет слоговой знак ПИ в архаическом начертании; вторым будет СИ, третьим ТА, что весьма логично при чтении от краев к центру и сверху вниз. Имя ПИСИТА тоже неизвестно, однако оно может быть понято, как производное от глагола ПИСАТЬ в смысле ИСПУСКАНИЯ чего-то, что находится внутри, в данном случае, ребенка. Так что богиня чадоиспускания вполне могла бы называться ПИСИТА, рис. 2-13; впрочем, данное название вполне могло относиться и к органу чадоиспускания, на котором оно начертано. В таком случае современное матерное название данного органа, о происхождении которого имеется масса противоречащих друг другу версий, оказывается лишь озвонченным вариантом данного названия (с редукцией второго И). Но представляется более вероятным обозначение этим именем богини родов.

Татуировка фигурок из Луки Врублевецкой и Новых Русешт и наше их чтение

Рис. 2. Татуировка фигурок из Луки Врублевецкой и Новых Русешт и наше их чтение

Фрагменты фигурок. В ряде случаев от фигурок сохранились фрагменты, но тексты можно прочитать. Такую возможность мы имеем по прорисям фигурок из Луки-Врублевецкой. Спина первой из них, рис. 3-1 [2, с. 379, табл. 87 в], изображена перевернутой на 1800; на ней можно прочитать ВЪ и РАЙ, рис. 3-2. Вероятно, на этой фигурке целиком был изображен бог, ведающий переселением души в загробный мир; им, как известно из славянской мифологии, был Велес, так что данный фрагмент можно понять как торс бога Велеса. На спине другого торса (к сожалению, на мужской груди нет никаких знаков), рис. 3-3  [2, с. 383, табл. 91 з], можно прочитать надпись ЖЕНА, рис. 3-4, выполненную горизонтально, что странно. Не соотносится слово ЖЕНА и с мужским торсом. Если же левый знак читать снизу вверх, получим  слово ВОДИ, а справа – ЛО или ЛА, так что перед нами ВОДИЛА, которым может быть и мужчина. Это слово можно понять как ПРОВОДНИК, ГИД. Третий фрагмент включает бедра женщины, вид спереди, рис. 3-5 и сзади, рис. 3-7 [2, с. 381, табл. 89 в], где, однако, не маркирован лобок и где на правом бедре спереди видна надпись БОГИ, а на левом НЯ, рис. 3-6, т.е. БОГИНЯ; на левом бедре сзади слово ЛАДА, слитое в лигатуру, а на правом – то же слово ЛАДА, написанное раздельно, рис. 3-8. Понятно, почему у фигурки этой богини не маркирован лобок: это богиня не столько женских чар, сколько мира и согласия. На четвертом мужском торсе есть надписи и спереди, рис. 3-9, и сзади, рис. 3-11 [2, с. 388, табл. 96 в]. На груди можно снизу прочитать слово БОГЪ, слитое в лигатуру, а вверху – лигатуру из РУ и СЬ, рис. 3-10. На спине снизу вверх слева читается слово ДИКА, справа, сверху вниз – слово ВОЛЕВА, рис. 3-12. Тем самым, надпись гласит: БОГЪ, РУСЬ ДИКА ВОЛЕВА, т.е. БОГ, ЕВРОПА ДИКАЯ СВОБОДНАЯ, что подтверждает чтение аналогичной надписи на фигурке Воеводины. К сожалению, осталось неясным, о каком боге идет речь.

Фрагменты фигурок из Луки-Врублевецкой и наше чтение их татуировок

Рис. 3. Фрагменты фигурок из Луки-Врублевецкой и наше чтение их татуировок

Наконец, на пятом, женском торсе, знаки имеются на виде спереди, рис. 4-1, сзади, рис. 4-2 и сбоку, рис. 4-3 [2, с. 384, табл. 92 в]. Знаки спереди можно понять как ВЪ, так  и РУСЬ, хотя у РУ отсутствует мачта слева, рис. 4-4. Знаки на спине читаются слева сверху вниз как КАБЕЛА, а справа – как ДЕВА и БОЖЕ, рис. 4-5. Знаки на виде сбоку дублируют надпись БОЖЕ, хотя и немного иначе, рис. 4-6. Всю надпись можно понять как: В РУСИ. КОБЕЛА-ДЕВА. БОЖЕ! Слова КОБЕЛА здесь написано через КА, что понятно, если допустить, что предударный слог мог и в те времена произноситься нечетко. Для сравнения с этими фигурками было бы любопытно проанализировать и фигурки чуть более позднего времени, раннего энеолита, найденные в Болгарии, в городе Перник, на холме Кракра. На торсе одной из них (скорее всего, это женская грудь) под шеей видна надпись, которая, судя по наклону и развороту знаков, читается справа налево (пока это первый случай обратного направления чтения в моей практике), рис. 4-7 [4, с. 16, рис. 5-2]. Надрезы процарапаны неглубокими, поэтому нет двойного контура, как на фигурках трипольского времени. Можно прочитать надпись, развернув ее зеркально, как БЕ ВЪ ЧЬДИНЕ, то есть БУДЬ В РЕБЕНКЕ, а внизу: И ЗАЙДИ! рис. 4-8. Иными словами, фигурка передавало горячее пожелание родителя найти свое духовное продолжение в своем чаде, так что она, скорее всего, была посвящена богине плодородия. На другой фигурке из Перника, рис. 4-9 [4, с. 16, рис. 5-4], видна грудь мужчине, надпись на которой при таком же зеркальном чтении гласит: ЯРЪ-БОГЪ, а внизу на уровне пояса можно прочитать: ВОЛЕВА ЖИВА РУСЬ, рис. 4-11. Таким образом, перед нами бог ЯРИЛО, у которого явно есть некий фартук на груди и нечто вроде пояса с надписями. Заметим, что тут речь уже идет не о ДИКОЙ, а о ЖИВОЙ, то есть, ЖИВИНОЙ Руси, куда входила территория нынешней Болгарии.

 Татуировки на фигурках из Луки Врублевецкой и Перника и наше их чтение

Рис. 4. Татуировки на фигурках из Луки Врублевецкой и Перника и наше их чтение

Заключение. Подведем итоги. В некоторых случаях татуировка на голых телах фигурок трипольской культуры означала то же, что и узоры на одежде более ранней культуры Винча или более поздней энеолитической культуры Болгарии, то есть была системой одного и того же славянского письма. Нагота фигурок была сознательной и в некоторых случаях оговаривалась. Однако все обнаженные фигурки происходили из области Европы («Руси»), которая называлась «дикой», тогда как на Балканах существовала ЖИВА РУСЬ, то есть область распространения культа богини Живы.

Среди фигурок встречались как изображения богов – Кобелы, Писиты, Лады, Велеса, Яра, так и изваяния социально значимых лиц: «воеводины», «водилы». Особенно много было фигурок Кобелы, чье имя можно поставить в соответствие как с существительным «кобель» («похотливый пес»), так и с существительным «кобыла» (самка лошади). Вероятно, два последних слова произошли от имени Кобелы как богини плодородия, так что «кобель» исходно был просто плодородным псом, а  «кобыла» – часто жеребящейся лошадью. Возможно, что имя Кобелы со временем несколько изменилось и перешло в имя Купалы, которое больше ассоциируется с купанием; однако на праздник Ивана Купалы после ритуального купания как очищения водой следовали ритуальные же акты зачатия детей от всех участников действа, не считаясь с тем, состоят они в браке или нет. Иными словами, праздник Купалы можно в определенном смысле понимать как «день плодородия». Что же касается богини Писиты, то это имя, как и Кобелы, прежде не встречалось; за благополучное разрешение от бремени отвечала богиня Дедилия; зато соответствующее слово сохранилось в матерном лексиконе русских. Наконец, можно вспомнить и об упоминании имени рая на одной из фигурок. Тем самым можно совершенно определенно утверждать, что как в неолите, так и в энеолите предки славян подписывали свои фигурки; что эти надписи выглядели как узоры на одежде или татуировки на теле; что трипольцы татуировали тела не потому, что еще не знали одежды, а потому, что принадлежали к области «дикой» Европы; что Европа называлась РУСЬ, и основные ее части еще не были заселены в юридическом смысле слова, что давало право называть эти области СВОБОДНЫМИ. Наконец, что исконным направлением письма было слева направо, и лишь в энеолите в некоторых областях на Балканах появляется обратное направление.

Впервые опубликовано в [5].

 

Литература

  1. Зиньковская А.Б. Антропоморфная пластика раннетрипольского поселения Александрова // МАСП, вып. 8 Одесса, 1976
  2. Бибиков С.Н. Раннетрипольское поселение Лука-Врублевицкая на Днестре. МИА, № 38, М-Л., 1953
  3. Погожева А.П. Антропоморфная пластика Триполья. Новосибирск, 1983
  4. Перник, т. 1. (V тыс. до н.э.-VI в. н.э.). София, 1981
  5. Чудинов В.А. Трипольские татуировки как надписи // Экономика. Управление. Культура. Сборник научных работ ГУУ, вып. 7. М., 2000, с. 154-158

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.05MB | MySQL:11 | 0.199sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.365 секунд