В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 26, 2014

История Аккермана

Автор 21:11. Рубрика Исторические комментарии

История Аккермана

Чудинов В.А.

  

Читатели меня попросили прокомменировать статью [1], и я приступаю к  выполнению этой просьбы. «Известный одесский ученый и политический обозреватель Александр Васильев рассказал в материале для «Думской» о недавней находке своего коллеги Андрея Красножона». - Поскольку этот материал мне прислали читатели, я взялся за него, подозревая, что смогу найти интересующие меня надписи.

Украинский город Белгород. «В 2013-м году Белгород-Днестровский в основном привлекал внимание политическими и коррупционными скандалами. То мэр боролся с фрондой в горсовете, то общественники возмущались деятельностью КП «Фортеця» которое, с благословения областного управления охраны культурного наследия и отдела археологии Северо-Западного Причерноморья НАН Украины, построило на территории местной крепости (памятника национального значения!) МАФ, туалет и турникеты. Развязка наступила уже после рождественских каникул - руководитель города Игорь Нановский оказался под домашним арестом по обвинению в коррупции, а деятельностью одиозного КП занялась прокуратура» [1].

Сначала я хотел бы понять, где находится Белгород-Днестровский. Вот справка: «БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКИЙ (до 1944 - Аккерман), город в Новороссии, близ Днестровского лимана, в 20 км от Черного моря. Из Воскресенской летописи следует, что Белгород-Днестровский являлся одним из древних русских городов, важным торговым центром на пути из Европы в Азию. В 545 принадлежал антам, в X-XI вв. - восточнославянским племенам тиверцев и уличей. В XIII в. захвачен татарами. Возвращен России в 1812 году. В 1918 оккупирован Румынией. С 1940 снова в составе России». - После этой исторической справки я продолжаю цитирование.

akkerman1.jpg

Рис. 1. Вид на Белгородскую крепость с моря

Пока происходили все эти события, одесские ученые продолжали свой невидимый для широкой общественности, но очень важный труд. И вот результат, почти сенсация: обнаружение закладных плит из средневекового Белгорода, которые много лет считались утраченными. В XV веке такие плиты ставились в ознаменование окончания строительства тех или иных важных объектов, и надписи на них содержат имена организаторов работ, даты их окончания и другие интересные подробности, которые значительно обогащают наши знания о позднесредневековой истории Одесского региона» [1].

Моё чтение надписей. Крепость Белгород-Днестровский представила для меня интерес. Уже на рис. 1 мне стало заметным несколько надписей в виде дендроглифов. Я увеличил эту среднюю часть, выделил фрагменты, очертив их рамочками, и приступил к чтению.

akkerman2.jpg

Рис. 2. Середина рис. 1 и моё чтение надписей

На верхнем фрагменте я читаю надпись РУСЬ ЯРА, что уже удивительно. На самом правом фрагменте, очерченном белой рамочкой и вытянутом вертикально, я читаю в прямом и обращенном цвете слова РОДА МАРЫ ХРАМ. А внутри левого верхнего фрагмента я читаю слова МАЯК ЯРА. А внутри фрагмента в центре внизу читаются слова РОДА ХРАМ ЯРА. Таким образом, крепость являлась соединением двух храмов: Рода Мары и Рода Яра.

Но более всего меня поразила надпись внутри левого нижнего фрагмента. Тут можно прочитать слова АРКОНА ЯРА. Получается, что перед нами храмы прямой зависимости от Арконы, столицы Руси Яра.

Вместе с тем, при данном освещении крепости не видны надписи на ее стенах. Я нашёл в интернете изображение данной крепости в другом солнечном освещении, и вид двух участков стены я показал на рис. 3.

akkerman3.jpg

Рис. 3. Моё чтение надписей на двух участках стены

На рис. 3. я выделяем на левом участке стены два фрагмента, где я читаю надписи в обращенном цвете. Здесь я читаю снова те же самые слова, АРКОНА ЯРА, написанные весьма крупными буквами, из чего следует, что перед нами не просто два храма, а настоящий филиал Арконы. Иначе говоря, я нашел еще один филиал Арконы. А я помню, что возрождение Арконы через 21 год после ее разгрома в 1168 году датчанами произошло именно путём создания филиалов в разных частях Европы.

А на правом участке стены читаются слова РУСЬ ЯРА, которые подтверждают эту мысль. Но в таком случае, дата создания крепости, если её можно будет обнаружить где-то на стене, должна быть в пределах 300-500 годах Яра. - И действительно, я эту надпись обнаружил внутри нижнего фрагмента, и она гласит 300-505 ГОД ЯРА, что в пересчете на привычную для нас хронологию составляет 1156-1361 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Следовательно,  эти 205 лет данный филиал отстраивал храмы и крепостные стены вокруг них. - Так что я получил довольно интересную информацию, после чего я перехожу к рассмотрению продолжения статьи [1].

«Все четыре плиты были открыты и опубликованы еще в XIX веке, причем их исследованием занимались такие знаменитые русские ученые, как Алексей Уваров, Николай Мурзакевич, Василий Латышев. Тогда же были сделаны прорисовки и фотографии этих плит, которые послужили источником для нескольких вариантов прочтения и интерпретации текстов. Последнее исследование оригиналов было выполнено накануне Первой мировой войны, а затем их следы теряются на целое столетие! Современные исследователи считали их давно утраченными, при этом никто даже приблизительно не знал, где и когда это произошло.

И вот в 2012-м году одесский историк и археолог Андрей Красножон, листая свежеизданную во Львове «Иллюстрированную энциклопедию армянской культуры в Украине» обратил внимание на небольшую фотографию одной из белгородских плит. Фото было цветным! Это значит, что оригинал сохранился до наших дней, и сотрудник Львовской академии искусств Ирина Гаюк сумела его отыскать. Еще в 1972 году историк архитектуры Тораманян увидел в этой плите памятник армянского декоративно-прикладного искусства. Собирая материал для энциклопедии, Ирина Гаюк, решила включить в нее и аккерманский артефакт. Под фотографией было помещено указание о том, что плита хранится в фондах Херсонского краеведческого музея. В январе 2013-го Красножон обнаружил там и остальные бесследно пропавшие памятники».

akkerman4.jpg

Рис. 4. Красножон и его находка

 

«В «Акте № 7 о поступлениях в Херсонский исторический музей» новых экспонатов от 12 декабря 1945 г. сообщается: «Принято и поступило в музей из Букареста [...] мраморных досок из Аккермана четыре». Очевидно, плиты были вывезены из Одесского археологического музея отступающей румынской армией незадолго до освобождения советскими войсками Города. Как следует из «Акта», коллекция вскоре была возвращена на территорию СССР, однако по неизвестной причине попала не в Одессу, а в Херсон.

Дискуссии вокруг плит из Белгорода, то затихая, то вновь разгораясь, ведутся до сих пор, и изучение текстов по оригиналам позволяет получить новый, совершенно неожиданный пласт информации, который дополняет устоявшиеся представления об истории развития крепостного ансамбля Белгорода. Основной источник дискуссий и разночтений в самом характере белгородских надписей. Для человека, не знакомого с позднесредневековой восточноевропейской эпиграфикой, достаточно будет сравнить этот текст с записью участкового врача в медицинской каточке. Малопонятные сокращения, ошибки, отметки, оставленные на плитах немилосердным временем, делают чтение вырезанного на них текста задачей крайне сложной. Это почти криптография!» - Я вполне понимаю трудности, стоящие перед эпиграфистами, поскольку сталкиваюсь с ними ежедневно; однако я не поддаюсь эмоциям и не описываю свои трудности, поскольку я - профессионал, и тяготы и лишения, связанные с чтением - это моя профессия.

akkerman5.jpg

Рис. 5. Сохранившаяся плита и моё чтение надписей на верхней стороне плиты

От второго до великого. «Самая ранняя из вновь найденных плит датируется по принятому тогда летоисчислению 6948-м годом от сотворения мира (1440-м годом от Рождества Христова). Текст на ней выбит по-гречески и сообщает о том, что некий Федорка проспонсировал строительство стены, которая сегодня разделяет Военный (Малый) и Гражданский (Большой) дворы крепости.

Ниша, в которую плита была помещена, располагается в начале этой разделительной стены, недалеко от места, где она примыкает к крепостным воротам, ведущим к лиману. Помимо имени мецената, упоминается также молдавский господарь Стефан II, который в то время правил княжеством совместно со своим братом Ильяшем. Этот текст примечателен, в первую очередь, тем, что он выполнен на греческом, а не на старославянском языке, который был официальным языком Молдавии. Сегодня это единственный подобный памятник, который содержит греческий вариант названия Белгорода - Аспрокастрон (Белая Твердыня).

На торце плиты в обращенном цвете я выделяю три фрагмента. На левом я читаю слова ХРАМ ЯРА МАРЫ, что напрямую связано с Белгородской крепостью, которая начиналась с создания ведических храмов. На правом фрагменте я читаю слова АРКОНА ЯРА, что уже напрямую связано с филиалом Арконы. Наконец, внутри нижней части правого фрагмента и несколько ниже я читаю дату: 300 ГОД ЯРА, что, как было выше показано, соответствует  дате 1156 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Так что на торце плиты указан год начала строительства Белгородской крепости, а не дату строительства разделительной стены, которая была построена еще примерно на 3-лет позже.

 akkerman6.jpg

Рис. 6. Вторая плита с греческим текстом

 

Кроме того, на плите хотя и упомянут молдавский правитель, который назван «другом» и «защитником» города, но отсутствует обычная для такого рода документов молдавская официальная государственная символика. Также известно, что в это же время - в середине XV века - Аспрокастрон чеканил собственную монету, что всегда считалось признаком суверенитета. Из этих фактов можно сделать вывод о том, что город, хотя и входил в состав Молдавского государства, но при этом сохранял статус автономной, самоуправляемой общины!

Мне показалось, что на правой кромке данной плиты имеются русские надписи рунами Рода, и я решил их прочитать. Моё чтение этих надписей в обращенном цвете показано на рис. 7.

akkerman7.jpg

Рис. 7. Моё чтение надписей на левой кромке данной плиты

Итак, здесь я читаю надпись, которая слева написана в одну строку крупными буквами, а справа написана более мелкими буквами в три строки.

Полный текст это надписи таков: ХРАМ ЯРА МАРЫ АРКОНЫ В БЕЛГОРОДЕ СКИФИИ И СКЛАВИИ В ХРАМАХ АККЕРМАНА. Понятно, что сначала Аркона Скифии и Склавии называлась Белгородом, а позже - по-турецки Аккерманом. Здесь же на нижней кромке я читаю датировку: 533 ГОД ЯРА, что соответствует в привычной для нас хронологии 1389 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Таким образом, в конце XIV века Белгород был уже Аккерманом.

«Что касается причин, которые побудили белгородцев возвести новую стену, которая окружила построенную еще в начале века цитадель, то, согласно летописным свидетельствам, в этот период активизировались татарские нападения на земли воеводы Стефана. Соответственно, опасность нависла и над Аспрокастроном. Вторая из вновь открытых плит украшала фасад башни, расположенной на отрезке стены между нынешними главными воротами крепости и лиманом. Короткая надпись на старославянском сообщает, что строительство завершено неким «паном Станьчулом» 31-го марта 6962-го года от сотворения Мира (1454 г. от Р.Х.)».

akkerman8.jpg

Рис. 8. Плита с надписью на старославянском языке

«Под надписью вырезан щит с гербом. Как и в предыдущем случае, новые фортификации появляются в Белгороде в связи с нависшей военной угрозой. Всего через два с половиной месяца город подвергнется нападению турецкой эскадры Темир-Кая, а его обороной будет лично руководить юный молдавский господарь Александр II. За год до этого турки сумели, наконец, овладеть Константинополем и останавливаться на достигнутом отнюдь не планировали.

Упомянутый в надписи пан Станчул, хорошо известен по многим упоминаниям в молдавских документах середины века. Он был представителем высшей знати и, учитывая, что самому правителю в 1454-м году исполнилось всего 16 лет, вероятно, именно опытный и авторитетный Станчул играл важную роль в отражении турецкой агрессии. Третья плита не имеет прямого отношения к самой крепости: точное место ее находки в пределах Аккермана не установлено. В верхней части расположены герб Молдавии в виде головы быка, окруженной небесными светилами, и геральдический щит.

Надпись на старославянском языке, вырезанная под государственной символикой, сообщает о том, что в 6988 году (1480 Р.Х.), в правление знаменитого молдавского воеводы Стефана Чел Маре (Великого), двое «пыркалабов» (правителей) Белгорода по имени Дума и Херман основали в городе монастырь. Вероятнее всего, именно к этому монастырю относится т.н. «Греческая церковь» св. Иоанна Предтечи, расположенная на нынешней улице Попова. И хотя здание неоднократно подвергалось реконструкциям, однако в его основе легко угадывается постройка, типичная для позднесредневековой церковной архитектуры Молдавии».

akkerman9.jpg

Рис. 9. Фрагмент четвертой плиты со старославянской надписью

«Четвертая плита из этой коллекции вызывала у ученых наибольшие споры. Дело в том, что, как и в предыдущем случае, она была открыта не при обследовании стен крепости, а случайно, за ее пределами. Это обстоятельство заставило усомниться в высеченной дате - 1484 г. от Р.Х.

Дело в том, что во всех остальных документах этого периода даты даны от сотворения мира. Привычное для нас летоисчисление начинает активно использоваться в Молдавии только с конца XVI века. Возникли подозрения в ее подлинности. Однако ниша, в которой плита первоначально располагалась, и сегодня хорошо видна на фасаде башни над главным воротам крепости - Килийскими. Ее контуры и следы раствора на самой плите совпадают идеально, что исключает подделку. При этом хорошо видно, что каменная рамка, которая обрамляла плиту, была подтесана при ее монтаже. Вероятно, строители ошиблись с размерами, и нишу пришлось подгонять под размеры плиты».

akkerman10.jpg

Рис. 10. Полный вид четвертой плиты

«В верхней части плиты вырезано классическое для позднесредневековой западноевропейской геральдики изображение турнирного шлема, увенчанного фигурой (молдавский герб в виде головы быка), под которым расположен щит с гербом. Ниже помещается надпись на старославянском, в которой ворота названы «великими», и указаны организаторы строительных работ - пан Херман (уже известный нам  по  надписи об основании монастыря в 1480-м г.) и пан Лука. Присутствует также имя  правителя Молдавии господаря Стефана Великого и дата завершения работ. Как и в других случаях, новый всплеск фортификационной активности непосредственно предшествует нависшей над городом военной угрозе. 5 августа 1484 года Белгород был взят армией турецкого султана Баязета II.

Башня над Килийскими воротами стараниями господ Хермана и Луки была перестроена и значительно укреплена, но работы, видимо, так и не успели закончить полностью до начала штурма. Например, в арке есть паз для подъемной решетки, но сама она не была установлена: никаких следов соответствующих механизмов в башне не обнаружили.

Словом, спешные военные приготовления оказались бесполезны, и Белгород-Аспорокастрон на несколько последующий столетий становится турецким Аккерманом».

Вот так русский филиала Арконы стал Белгородом, затем Аспорокатроном Византии, далее - городом Молдавии и, наконец, городом Аккерман Турции.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.201sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.351 секунд