В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 23, 2016

Храм Виман Рюрика как китайский Алтарь Неба и новости археологии

Автор 10:27. Рубрика Чтения новых текстов

Джойский стиль.  Наиболее подробно об этом стиле можно прочитать в заметке [4]: «Для научного изучения Малоарбатская писаница была открыта в середине XIX в. географом Иваном Корниловым. Он писал: «На берегу ручья М. Арбаты, на черном, весьма твердом утесе начертаны красной краской в чрезвычайном беспорядке и множестве какие-то знаки. Некоторые из них полустерлись и на их месте нарисованы новые».
Позднее Малоарбатская писаница была исследована А.В. Адриановым, Н.В. Леонтьевым и Л.Р. Кызласовым, В.Ф. Капелько. Минусинский археолог Н.В. Леонтьев в 1969 г. провел наиболее полное изучение памятника. Именно он разделил все петроглифы Малоарбатской писаницы на две группы: антропоморфные окуневские личины и поздние изображения - тамговидные и зооморфные изображения, нанесенные на скалу в позднее средневековье и в этнографическое время.

В ходе археологического изучения Малоарбатской писаницы в ноябре 2009 г. Ю.Н. Есиным были идентифицированы и уточнены ранее известные изображения, выявлены новые. Всего зафиксировано 81 изображение: 25 антропоморфных ликов эпохи ранней бронзы (конец III - начало II тыс. до н.э.) и 56 тамговидных и зооморфных изображений этнографического времени (XVII - XIX вв.).

Свое название скала Писанец получила из-за нанесенных на ее поверхность рисунков. Местное хакасское население раньше называло это место Пизелиг Хайя (Скала с рисунками или Пiчиг Хайя (Писаная скала). Кроме того, у Малоарбатской писаницы было еще одно легендарное название - Чигират Хайя (Игреневая лошадь - скала). Как гласит хакасская легенда, один славный богатырь подъехал на своем коне к Скале, и тавро чудесным образом перенеслось с крупа коня и навеки запечатлелось в камне. С тех пор хакасы стали поклоняться Игреневой скале - лошади, нанося на камень свои родовые знаки - тамги.

В 1961 г. филологом Михаилом Боргояковым была записана еще одна легенда о Писаной скале, в основе которой лежат реальные события хакасской истории начала XVIII в. Речь идет об угоне в 1703 г. джунгарами, под контролем которых находилась территория современной Хакасии, большой группы местного населения: около 3 тыс. енисейских киргизов. Легенда говорит, что при этом джунгарский наместник велел каждому роду, навсегда покидающему свою землю, оставить на Скале родовую тамгу.

altarneba6.jpg

Рис. 6. Одно из изображений, выявленных Ю.Н. Есиным и моё чтение надписей

Видимо, на рис.6 как раз и запечатлена скала «Писанец», она же Пичиг Хайя или Чигиат Хайя. На мой взгляд, здесь имеется те же два типа изображений: петроглиф и писанец. На петроглифе я показал два лика (в левый и в правый профиль), хотя здесь их значительно больше. Кроме того, я прочитал и соответствующую подпись под ликами: ВОИНЫ ВИМАН ИЗ 35, 30, 33 АРКОН, что означает: ВОИНЫ ВВС РЮРИКА ИЗ ЕГТСТОЛИЦ: ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, ЗАПАДНОГО КАИРА, и ЛАДОГИ.

В качестве писаницы красной краской выделается изображение виманы самолетного типа с крупными передними плоскостями и округлыми (даже изображенными в виде окружности с ликом воина внутри) малыми задними крыльями. При этом на непомерно большом полукружье пропеллера можно почитать слова ВИМАНЫ МАРЫ, а на задней окружности - слова: ВИМАН ЯРА (РЮРИКА) ВОЙСКО. - Иначе говоря, принципиально никаких отличий от рассмотренного на рис. 5 изображений мною не выявлено.

Прдолжу цитирование заметки [4]: «Антропоморфные личины Малоарбатской писаницы можно разделить на 2 группы. Первая группа включает в себя три раннеокуневских изображения, расположенных в центральной части «святилища».

Вторая группа, более поздняя и многочисленная, демонстрирует определенную преемственность с первой, но, вместе с тем, отличается значительным стилистическим своеобразием. Для нее характерен схематизм образов, отсутствие очерченного контура лика и атрибутов наголовья, наличие вильчатых окончаний поперечных полос (количество полос варьируется от одной до трех) и уголков по бокам рта. Данный иконографический тип получил название «джойского» [Леонтьев Н.В., 1969 г.]. Кроме Малоарбатской писаницы, «джойская» группа представлена в Хакасии лишь еще двумя однородными комплексами изображений личин, выполненных в каноне «джойской» традиции: Джой и Кундусук. Все три писаницы расположены в горно-таежной и предгорной зоне Хакасско-Минусинской котловины.

Вызывает интерес ограниченный ареал распространения антропоморфных личин «джойского» типа. До недавнего времени существовала гипотеза, согласно которой личины «джойской» группы создавались в период, когда северную часть котловины уже заняли новые пришельцы - скотоводы-андроновцы, мигрировавшие из степей Казахстана в первой половине II тысячелетия до н.э. Прежнее население - окуневцы - частью ассимилировались, частью вытеснялись в горно-таежные районы котловины, непригодные для занятия скотоводством. Таким образом, на данной территории на протяжении еще нескольких столетий продолжала существовать окуневская изобразительная традиция, а личины подобного стиля считались самыми поздними».

altarneba7.jpg

Рис. 7. Видимо, одна из джойских «личин» и моё чтение надписей

При первом же взгляде на прорись «джойской» личины, выполненной, видимо, красной краской, я понял, что уважаемый археолог Ю.Н. Есин оказался незнаком с русской руницей. Ибо на этой «личине» выявить какое-либо изображение человеческого лица невозможно, а вот представить знаки как слоговые, причем принадлежащие силлабарию рун Макоши (рунице) вполне возможно.

Если их принять за знаки руницы, то чтение (с учётом орфографии слоговых знаков) будет таким: левый верхний квадрант читается как ВИМАНА, верхняя часть правого квадранта - как ВОИНЕ, на нижней части левого квадранта - слово ЧЕЛИ, на нижней части правого квадранта - слова Е ВОЙСЬКИ, внизу - слова ВИ-ВОИНОВ. На современном языке эта фразе выглядит так: ВИМАНЫ ВОИНЫ (ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ) ЕСТЬ ВОЙСКА ВВС (РЮРИКА). При этом появилась возможность узнать, как назывались ВОЕЕНО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ того времени обобщённо (то есть, синоним нашего слова ВВС): ВИ-ВОИНЫ. Кстати, последнюю надпись можно увидеть и в нижней части изображений красной краской на рис. 5 и 6. Если это и есть так называемые «окуневские личины», то никакого отношения к местному населению или его предкам они не имеют.

Продолжу цитирование заметки [4]: «Проведенное осенью 2009 г. изучение Малоарбатской писаницы позволило Ю.Н. Есину выдвинуть гипотезу о более ранней датировке окуневских личин «джойского» типа, созданных, по его мнению, на базе раннеокуневских изобразительных традиций. Он предполагает, что Малоарбатская писаница и аналогичные ей памятники были созданы группой местного населения (таежных охотников и рыболовов), компактно проживающего на юге региона в горно-таежной и предгорной зон и попавшего в сферу культурного влияния окуневцев.
Несомненно, что личины Малоарбатской писаницы отражают мифологические представления их создателей, связанные с культом божеств - хозяев тайги. Для его предположительной реконструкции уместно привлечение некоторых этнографических материалов. Отсутствие контура у личин может являться отражением представлений о бестелесности божеств. Для ряда «джойских» изображений характерно доминирование змеиных атрибутов (пасти с зубами, раздвоенные змеиные языки). Дух горной тайги, «скотом» которого являлись все дикие животные, в ответ на принесенные жертвы должен был обеспечить конкретному человеку удачу на охоте. По представлениям хакасов, горные духи владели тайгой и всеми ее обитателями. Горные духи «любили слушать» посвященные им охотниками сказки, песни и т.п. За хорошую музыку и сказки, исполняемые охотниками для духов по вечерам на станах, ублаженные хозяева тайги якобы пригоняли охотнику свой «скот» в добычу (лось - «лошадь», самка марала - «корова» и т.д.)
».

И далее идёт перечисление хакасских мифов, которые, с моей точки зрения, не имеют отношения к надписям и изображениям.

«Исследователи выдвигают две версии, объясняющие причины появления тамговидных знаков на Малоарбатской писанице. Согласно одной из них, родовые тамги наносились при прохождении путниками по древней тропе через горы Западного Саяна в Туву, в начале которой и находилась скала.

В рамках второй гипотезы исследователи отмечают существование у хакасов культа священных скал, покрытых древними рисунками, возле которых устраивались молитвенные празднества. Присутствующие оставляли отметку о пребывании у священного места, рисуя личные тамги. Очевидно, по представлениям хакасов, нанесенные изображения становились магическими знаками, приобретавшими силу оберегов. По некоторым данным, подобные моления устраивались еще в 30-х гг. прошлого столетия. При изучении Малоарбатской писаницы Ю.Н. Есиным были зафиксированы случаи подновления окуневских личин в этнографическое время. Даже в настоящее время существует традиция оставлять возле скалы в качестве приношений продукты питания».

altarneba8.jpg

Рис. 8. Якобы совокупность хакасских тамг и моё чтение надписей

Не будем обращать внимание на рассмотрении трех предыдущих рисунков, а допустим, что археолог Ю.Н. Есин прав. Если перед нами находятся личные тамги, то они никоим образом не могут читаться по-русски. А уж о существовании виман, о которых даже археолог Ю.Н. Есин не в курсе дела, древние хакасы и тем более знать не могли.

Тем не менее, на рис. 8 я выделяю 6 ликов, развёрнутых по-разному. На самом правом из них (на поле дешифровке) я читаю слова: ВОИНЫ ВИМАН. - А причём здесь хакасские тамги? Ни одной из них ни на этом, ни на других изображениях просто нет!

Что же касается изображения, нанесённого красной краской, то так изображен не самолёт (ВМАНА МАРЫ), а дисколёт (ВИМАНА ЯРА). Мы видим внизу диск, и три луча вверх от него. На центральном вертикальном луче я читаю слова: ВИМАНЫ ЯРА СТАНА 35,33, 30 АРКОНЫ. Именно ВИМАНЫ ЯРА, тогда как остальные слова соответствуют предыдущим подписям.

Заканчиваю цитирование: «По сообщению Н.Ф. Катанова, у хакасов в XIX в. бытовало значительное количество личных именных и семейных тамг для клеймения скота и мечения различного имущества. По начертанию они представляли несложные, чаще всего геометрические фигуры, что диктовалось необходимостью получения четкого клейма у домашних животных.

Знак в виде прямого креста бытовал у сагайцев и качинцев. Тип тамги, производный от свастики, бытовал в разных вариациях у всех территориально-племенных групп хакасов, так же, как и знак в виде уголка, вершина которого могла быть повернута в разные стороны. Знак, представляющий собой кружок на подставке, подобен тамгам качинцев и сагайцев. Дугообразные знаки писаницы аналогичны качинским тамгам. Тамги в виде стилизованных изображений птиц были распространены у сагайцев и качинцев, впрочем, встречались у представителей и других групп. Некоторые знаки обнаруживают явные параллели с тамгами древнекыргызской эпохи.

Тамговидные знаки Малоарбатской писаницы наибольшее сходство обнаруживают с тамгами бельтиров и сагайцев, в зоне современного расселения которых расположен памятник. Существующие расхождения в начертании части тамговидных знаков Малоарбатской писаницы и сагайско-бельтирских тамг обусловлены тем, что для сравнения используются образцы, собранные в конце XIX - начале XX вв. После начертания знаков на скале сменилось несколько поколений. Но сыновья, начиная вести самостоятельное хозяйство, вынуждены были вносить изменения в начертание отцовской тамги или вообще обзаводились новой. В свою очередь, отсутствие прямых наследников могло привести к прекращению использования тамги. Таким образом, Малоарбатская писаница является ярким образцом изобразительных традиций древнего населения горно-таежной периферии Хакасско-Минусинской котловины в эпоху ранней бронзы и коренного населения в этнографическое время».

Словом, повторяется история, когда Б.А. Рыбаков принял русские надписи за тамги русских умельцев в княжеском хозяйстве, о чём он написал соответствующую статью [5]. Об этом я, в частности, говорил в моей статье [6]. Но позже, при моей личной встрече, он с удовольствием прочитал свою фамилию, по его просьбе написанную мною руницей. А ведь это и были те самые «тамгообразные знаки собственности», о которых он писал в своей статье 1940 года.

Окунёвская культура. Однако меня заинтересовала окуневская культура. Википедия о ней пишет: «Окуневская культура - южносибирская археологическая культура скотоводов бронзового века (II тыс. до н. э.), происходит из местного неолитического субстрата. Названа по местности Окунев улус на юге Хакасии, где в 1928 С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры. Окуневцам были известны двух- и четырехколесные повозки. Значительное место занимала охота на диких животных и рыболовство.

Первоначально её носители рассматривались в рамках монголоидного компонента афанасьевской культуры, пока в 60-х гг. XX века окуневская культура не была выделена в качестве самостоятельной Г. А. Максименковым.

Окуневцы обладали более развитой металлургией. Они знали не только медь, но и бронзу. Наряду с ковкой применялось и литьё, что указывает на довольно высокий уровень металлообработки. Основой хозяйственной деятельности было скотоводство, хотя рыболовство и охота не потеряли своего значения. В стаде преобладали овцы и крупный рогатый скот.

Самая яркая археологическая культура эпохи ранней бронзы (энеолита) Северной Евразии, отличающаяся большим количеством выразительных антропоморфных изваяний до 4 м высотой. Изваяния изображают богинь со сложным сочетанием черт человека, животных и растений.

Окуневская керамика отличается сплошной орнаментацией тулова, часто орнаментируется дно, обрез венчика и внутренняя сторона венчика».

И далее приводится одно из изображений, рис. 9.

altarneba9.jpg

Рис. 9. Окунёвская культура, петроглиф «Личина» и моё чтение надписей

Собственно говоря, от «джойских» личин это изображение отличатся только тем, что отсутствуют повторные изображения виман и подписи руницей, выполненные красной краской. Но сами лики и выделяются, и прекрасно читаются. Так, на строке, проходящей через нос центрального лика, читается слово ХРАМ, а на лике правее и выше него читается продолжение, слова: РЮРИКА ВИМАН. На мужском лике анфас правее и ниже центрального, можно прочитать слова: ВОИНОВ МАРЫ, а на прямоугольном фрагменте внизу - текст: ХРАМА ВИМАН ВОИНОВ МАРЫ, что дублирует расположенные выше надписи, подтверждая их.  Так что опять речь идёт о художественном творчестве воинов виман эпохи Рюрика, а не о хакасах эпохи ранней бронзы.

Между тем, полная подпись под рис. 9 такова: «Ландшафтный музей-заповедник «Казановка», Петроглиф «Личина». Окуневская культура, конец третьего тысячелетия до н. э.». Как археологи определили наличие тут третьего тысячелетия до н.э. - неясно.

Википедия подчёркивает: «Окуневцы оставили после себя замечательные памятники искусства. Уникальны стелы с рисунками из погребальных склепов. На каменных плитах преобладают реалистически выполненные изображения животных и личин в головных уборах, носившие, по-видимому, культовый характер. Яркий характер искусства окуневской культуры создан монументальными каменными изваяниями и стелами с высеченными на них антропоморфными изображениями. Изваяние обычно представляет собой высокий камень (песчаник или гранит) саблевидной формы. Лицевой является его узкая грань. С неё на зрителя смотрит фантастическая личина: три глаза, ноздри, огромный рот, рога, длинные уши и всевозможные отростки. Изображение переходит с лицевой грани на широкие боковые, а иногда и на заднюю. Помимо центральной личины часто есть дополнительные, меньшего размера. Иногда на изваянии изображена пасть хищника, иногда - быки, много так называемых солярных знаков. Они бывают разных начертаний, но обычно это круг, вписанный в квадрат своеобразная мандала, символ космоса. Этот знак в качестве официального символа помещен как на государственный флаг, так и на государственный герб Хакасии».

В качестве примера «солнечного божества» помещено изображение, рис. 10. Как обычно, я его усилил по контрасту, но уменьшил по размеру.

altarneba10.jpg

Рис. 10 «Солнечное божество» окуневской культуры и моё чтение надписей

Первое, что бросается в глаза, при взгляде на это «солярное божество», так это изображение на нём дисколёта, причём судя по направлению лучей, летящего сверху вниз. Внутри диска, на его верхней половине, можно прочитать слова: ЯРА ВИМАНА РЮРИКА ВОЙСКА, что подтверждает предложенную мною атрибуцию. А там же, внутри диска, но на нижней половине, я читаю текст: ХРАМ МАРЫ. И то же самое, что уже я прочитал, но более мелкими буквами.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.19MB | MySQL:11 | 0.185sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.349 секунд