В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июнь 14, 2007

Антропоморфный лик Яра на вазе из клада Надь Сент-Миклош

Автор 08:12. Рубрика Славянские боги

Антропоморфный лик Яра на вазе из клада Надь Сент-Миклош

В.А. Чудинов

Клад из венгерского села Надь в месте Сент-Миклош, Трансильвания (современная Румыния) был найден в 1799 году. Особенно интересен медальон на одном из сосудов, который и будет предметом нашего рассмотрения.

Медальон на сосуде из Трансильвании
Рис. 1. Медальон на сосуде из Трансильвании

Клад состоит из 23 сосудов, изготовленных из золота высокой пробы. Перечислив сюжеты с животными, болгарский археолог Димитр Овчаров пишет: «Наибольший интерес представляют композиции с человеческими изображениями на сосудах 2 и 7. Они помещены в специальные сложные медальоны на теле сосуда. Имеют бесспорно символический характер, что видно, например, на изображении вооруженного всадника, который несет на плече копье со знаменем, а в другой руке держит за волосы плененного неприятеля. Это, безусловно, триумфальная сцена, которая выражает ту же самую идею, что и Мадарский всадник и всадники на рисунках-граффити» (ОВЧ, с. 145-146). Действительно, на медальоне изображен могучий воин. Однако я позволю себе не согласиться с такой атрибуцией изображения на медальоне. На мой взгляд, здесь многократно упоминается бог Яр, о чем гласят многочисленные протокирилловские надписи, которые я и начинаю читать. Рис. 1 взят с обложки книги (ОВЧ).

Мое чтение надписей на лице и на шее Яра
Рис. 2. Мое чтение надписей на лице и на шее Яра

Чтение надписей на лице и на шее. Как обычно, я начиню с лица, а на нем - с лба. На лбу в лигатуру написано: РУСЬ, а на правой щеке, на переносице, левом глазу, на веке и виске - ЯРОВА. Это - юг Европы, Средиземноморье, за исключением Сербии. Сюда входит, в том числе, и Болгария. Далее, я читаю надпись ниже. Под губами, на верхней части бороды, не очень контрастно, начертано слово ЯР. Так что данные персонаж и есть ведический бог русских и славян - Яр.

На левой части лица за его овалом видна часть шеи. Если этот фрагмент повернуть направо на 900, то есть положить, то в прямом цвете можно прочитать надпись МИР ЯРА. Эти же слова, МИР ЯРА, читаются и в обращенном цвете, как показано на рис. 2. Крупные буквы Я и Р, образующие слово ЯР, можно прочитать левее и праве шеи, что подтверждает, что перед нами именно Яр.

Над кольчугой можно видеть нечто вроде ожерелья. В обращенном цвете это ожерелье образует надпись: ЯР ВЕДАЛ РОДА. Это соответствует ведической истине: бог Яр действительно является более поздней ипостасью бога Рода, и, разумеется, Яр знал Рода и перенял его основные черты.

Надписи на коне, копье и доспехах. Большое количество надписей находится на других деталях изображения. Так, на ухе коня можно прочитать слова ЯРА КОНЬ. На темечке и на уздечке коня читаются слова ЯРА ВЫХОД. Полагаю, что это - титульная надпись, которая дает название всему изображению. Что же касается нижней челюсти коня, то на ней можно найти продолжение этого названия - ЯРА СТОЯНИЕ. Таким образом, зритель видит, что Яр в качестве бога-воина вышел на боевое дежурство и пока стоит; а через мгновение ринется на врага.

Под носом коня можно прочитать слово РУНА, а в тени под головой читается слово ЯРА, которое я не стал выделять. Эти слова означают, что данное изображение снабжено надписями, что, естественно, усиливает его сакральную силу, причем надписи сделаны рунами Яра (то есть, рунами Рода), протокириллицей. Наконец, на самом носу можно прочитать слово РУСЬ. На этом надписи на конской голове заканчиваются.

К копью приторочен небольшой стяг, на котором можно прочитать слова МИР ЯРА. А на локтевом сгибе читаются слова ЯР МУЖ, то есть, ЯР - МУЖЧИНА. Много слов написано также на сапоге Яра. По верхней кромке идет надпись ЖАК ХРАМА, но ее можно прочитать и как ЖАН ХРАМА. При этом сразу вспоминается французское слово ЖАНДАРМ, то есть, ВООРУЖЕННЫЙ ЖАН. Так что слово ЖАН или ЖАК в данном случае означает ВООРУЖЕННЫЙ СТРАЖ. Таким образом, данная надпись позволяет полагать, что основной функцией Яра является не война вообще, а ЗАЩИТА ХРАМА.

Мое чтение надписей на коне, копье и доспехах
Рис. 3. Мое чтение надписей на коне, копье и доспехах

На сапоге можно прочитать еще одну надпись ЯРА РУСЬ, которая подтверждает предыдущую.

Надписи имеются и на доспехах неприятеля. Для их чтения я поворачиваю изображение на 900 влево. В прямом цвете внизу (то есть слева в вертикальном положении, а значит, при начале чтения) можно прочитать слова КОПТИЛ МИСКУ. А чуть выше - слово ЮРИК, которое я не выделил и которое написано коричневыми буквами. Возможно, что тут мы имеем подпись мастера Юрика (Георгия), который выполнил и чеканку, и затемнение впадин; это он образно назвал КОПЧЕНИЕМ МИСКИ. И на том же месте имеются почти черные буквы, образующие словосочетание РУСЬ ЯРА.

Мое чтение прочих надписей
Рис. 4. Мое чтение прочих надписей

И на второй, более высокой пластине доспеха, закрывающей руку, можно прочитать слова: МИР ЯРА С МАКСИМОМ. Под Максимом, или МАКОСИМОМ, как известно из прежних чтений, можно понимать жреца Макоши. Тем самым, Яр показывает свое уважение к Макоши, называя по имени ее жреца. В обращенном цвете читается несколько иной текст: МИР ЯРА. ЯР И ПРИМУЛА СКРОМНАЯ. Что такое ПРИМУЛА СКРОМНАЯ, я сказать не могу. Возможно, что такова была цветочная символика Яра.

Чтение прочих надписей. Осталось непрочитанной еще часть надписей, которые я читаю на рис. 4. Так, фрагмент руки Яра, которая держит за волосы неприятеля, читается как слово МИР, тогда как линия носа, губ и шеи образует буквы слова ЯРА. Еще раз словосочетание МИР ЯРА можно прочитать на отрезанной голове другого врага, притороченной к седлу; первое слово тут образовано волосами бороды, второе - чертами лица. На фрагменте под ногой Яра так же читается словосочетание МИР ЯРА. А над хвостом коня расположены буквы, образующие другое словосочетание - МИР РУСИ. Таким образом, МИР ЯРА - это МИР РУСИ.

Общий вид сосуда с медальоном
Рис. 5. Общий вид сосуда с медальоном

Обсуждение. Медальон Яра показывает данного бога в его антропоморфной ипостаси полностью, во весь рост, на коне, с плененным неприятелем и с отрезанной головой другого неприятеля. Более полного изображения Яра мне видеть не довелось.

Медальон Яра представляет собой одно из четырех изображений, размещенных на золотом сосуде клада Надь Сент-Миклош, рис. 5, (ОВЧ, вклейка между с. 144-145). Справа на медальоне видна птица - нечто вроде лебедя. Не исключено, что это - зооморфный облик иного славянского божества, а весь сосуд посвящен славянским божествам. Если полагать, что 4 медальона представляют собой наиболее поздний святовид, где изображение Яра приходится на южную сторону сосуда, тогда лебедь на востоке должен быть зооморфной ипостасью Велеса (до сих пор был известен его облик в виде зверя, сначала кабана, затем бурого медведя, но птичий его облик мне известен не был). Теперь, возможно, этот пробел ликвидирован. А птичьим обликом Яра является сокол. Так что сказочный мотив погони сокола за лебедем - это, возможно, мотив победы Яра на Велесом, Юга над Востоком.

На анализируемом изображении Яр представлен на коне так, что не видно ни седла, ни стремян. А их, скорее всего, и нет, они еще не появились. Такое состояние мы застаем у древних греков (стремена впервые появились у скифской конницы). Это позволяет нам датировать данный тип иконографии (но не время изготовления сосуда, гораздо более позднее) как раннюю античность.

У Яра нет ни меча, ни шлема. Вероятно, уверенно сидеть на коне без стремян и рубиться направо и налево, было невозможно. Единственным его оружием является копье, которое, к тому же переделано под знамя или, скорее, под хоругвь. Две развевающиеся ленты стяга соответствуют двум лентам на бандане, словно на современной морской бескозырке. Для сухопутного воина такая деталь одежды несколько удивительна.

Заключение. Иконография славянских ведических богов пополнилась исключительно выписанным, полным различных мелких подробностей, барельефом бога Яра на медальоне сосуда Надь Сент-Миклошского клада. - бога воина, бога храмовой стражи. Теперь есть возможность судить о нем и по менее подробным его воспроизведениям на рисунках, рельефах и скульптурах.

Литература

ОВЧ: Овчаров Димитър. Въведение в прабългарската культура. София, 2002, Гуторанов и син, 151 с.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.02MB | MySQL:11 | 0.351sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.524 секунд