В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 15, 2011

Размышления о Биармии в связи с книгой Леонтьевых

Автор 14:49. Рубрика Исторические комментарии

Размышления о Биармии в связи с книгой Леонтьевых
В.А. Чудинов
Полтора года назад вышла книга Леонтьевых о землях и народах Севера (1). В ней имеется интересное изложение материала о поисках Гипербореи и Биармии, что входит и в круг наших интересов. Поэтому я с удовольствием читал многие разделы этой монографии.

biarmia1.jpg
Рис. 1. Моя фотография в книге

Неожиданное упоминание. Чего я никак не ожидал увидеть в книге - так это собственной фотографии. Подпись гласила: «Профессор В. Чудинов» (1:183). Действительно, это фото моего выступления на пленарном заседании Второго международного конгресса по докирилловской славянской письменности и дохристианской славянской культуре, который состоялся в мае 2009 года в городе Пушкине, в стенах ЛГУ. Я привожу его таким, каким оно помещено в книге.

И кроме фотографии мне посвящен целый абзац текста: «Самое поразительное, участнику экспедиции, лучшему российскому знатоку праславянской письменности профессору В. Чудинову удалось обнаружить на валунах и даже на поверхности так называемых пирамид фрагменты надписей, где использовалась в качестве шрифта протокириллица. С помощью этих надписей он установил, что здесь со времен верхнего палеолита находилось святилище не саамских, а русских богов - Яра, Мары, Макоши, Рода. Древнее святилище представляло собой храмовый комплекс этих почитаемых нашими предками божеств. В этих удивительных курганах хранится еще много тайн, Кольские пирамиды не раз удивят исследователей, поэтому они требуют дальнейшего тщательного изучения (2). Да и последние находки в Карелии и на Соловках говорят о том, что на Севере России действительно существовала высокоразвитая протоцивилизация, оставившая следы высокой культуры. Но это открытие стоило учёным более десяти лет непрерывных поисков» (1:182).

Мне, разумеется, приятно было прочитать столь высокую оценку моей скромной деятельности.

biarmia2.jpg
Рис. 2. Каменное сооружение в окрестностях Сейдозера

Фотография камня. Основная задача монографии - показать, что русский Север действительно является Гипербореей древних греков и Биармией скандинавов. Для этого авторы описывают несколько экспедиций на Кольский полуостров.

В книге имеется несколько иллюстраций камней в районе Сейдозера. Так, в частности, имеется фотография некого «каменного сооружения» (1:176). К сожалению, это - просто иллюстрация, не имеющая конкретной привязки к тексту. Я скопировал изображение чуть светлей, чем оно было дано в книге, чтобы видеть, что ближайшая к зрителю боковая грань камня отдалённо напоминает медведя с головой слева вверху. Обычно в виде медведя изображали богиню Макошь, и я не удивлюсь, если обнаружу соответствующую надпись. Однако для выявления надписей изображение следует сделать более контрастным, что я и произвожу с помощью технических средств. А на рис. 3 я читаю надписи в прямом и обращенном цвете.

biarmia3.jpg

Рис. 3. Моё чтение надписей на камне

Белыми прямоугольными рамочками обведены выделенные мною фрагменты камня, на которых я читаю надписи. Так, в прямом цвете в рамочке читаются слова МАКОЖИ ЛИК, т. е., моё предположение подтвердилось. Перед нами - зооморфный лик Макоши.

На верхнем фрагменте в обращенном цвете читается словосочетание ЯРА РУСЬ, а ниже - МАКОЖИ ХРАМА. Таким образом, в момент функционирования священного комплекса, деталью чего является лик Макоши в виде медведицы, местность входила в Русь Яра, а валун был обработан в храме Макоши и, так сказать, «числился у него на балансе».

Эта моя дешифровка пригодится нам позже. А теперь я перехожу к филологическим разысканиям авторов.

О слове «Арктида». «Как уже отмечалось, термин Арктида впервые был предложен в XIX веке немецким зоогеографом И. Эгером, который так назвал «северную полярную землю», предположительно соединявшую Америку с Евразией через приполюсные области. А затем подхвачен советскими учёными, изучающими подводный шельф Северного Ледовитого океана, в частности, Гаккелем и Жировым. Причем Арктиду и Гиперборею отождествляет подавляющая часть исследователей, полагая, что утонувший материк под названием Арктида, то же самое, что и Гиперборея древних эллинов. Как известно, первым «открыл» Гиперборею на Северном полюсе В.Н. Дёмин, ссылаясь на изображение полярного материка на знаменитой карте Меркатора. И затем это было подхвачено абсолютно всеми современными исследователями. Мы полагаем, что это некорректно» (1:248).

Это неверно. Я показывал в моих статьях, что эта местность называлась Аркторусь - так было неявно написано на карте Меркатора, а также на одном из камней.

«В одной из своих книг - «Гиперборейские тайны Руси», В.Н. Дёмин уточнил свою позицию по отношению Арктиды и Гипербореи. Он заявил буквально следующее: «Не следует забывать, однако, что Гиперборея и Арктида - понятия не тождественные. Гиперборея - понятия не тождественные. Гиперборея - культурно-социологический феномен, Арктида - географический и природно-геологический. Можно утверждать: Гиперборея находилась в Арктиде, но некорректно говорить, что Арктида находилась в Гиперборее.  Но есть и общее: Гиперборея-Арктида исчезла с лица земли в результате глобального планетарного катаклизма... Однако в относительной сохранности осталась гиперборейская периферия, позволяющая выявить артефакты и изучать их в различных аспектах...» Под периферией Гипербореи Дёмин понимал всё побережье Евразии и Америки, острова и Архипелаги Северного Ледовитого океана. Авторы книги солидарны с великим учёным. Более того, мы полагаем, Гиперборея и Арктида, эти земли далёкого-далёкого прошлого, схожи не только в своём географическом положении, размещаясь на Северном полюсе и в приполярных областях, но и в тайном, сакральном их значении, точнее в своих названиях» (1:248).

Дёмин прав. Вместе с тем, тут требуется внести две поправки: во-первых, Арктида по большей части не затонула, а, во-вторых, она располагалась вокруг Северного полюса того времени, а не вокруг современного полюса, как предполагал Меркатор. Эти поправки являются результатом нашего анализа его карты. Так что я поддерживаю намерения Дёмина исследовать периферию Аркторуси, но вовсе не возражаю исследовать и ее центр, который, к счастью, сохранился.

Слова «Гиперборея» и «Борей». «Все без исключения полагают, что Гиперборея означает «живущие за северным ветром-Бореем», и что оно происходит от греческих слов hyper - «над, сверх, по ту сторону», и Boreas - «северный ветер». Именно так считали античные писатели, так принято считать и сейчас, однако у нас другое суждение. Если понимать всё так буквально, тогда непонятно, как же можно «жить за ветром», будь хот он северный, западный или южный, тем более «над» или «по ту сторону» обыкновенного дуновения воздуха. В крайнем случае, «жить» можно «по ту сторону» какого-то моря, океана, гор и т.д., но уж никак не «за северным ветром» или «за его пределами». Греки не знали истинного значения  имени северного ветра, получив  его в наследство от своих предков, пришедших в незапамятные времена с Севера, из Гипербореи на Балканы. А секрет открывается просто: если принять за основу, что слово Борей или Борея имеет связь со священным тотемным животным наших предков - медведем, тогда всё становится на свои места» (1:248-249).

Это - блестящее рассуждение авторов. Действительно,  ни один ветер не имеет чёткой локализации в пространстве, и поэтому жить «за ветром» невозможно. Если же допустить, что слово БОРЕЙ есть одна из модификаций слова БЕР, то есть, МЕДВЕДЬ, то смысла сразу же появляется: «жить за МЕДВЕДЕМ». Но сам термин тогда показывает, что БОРЕЙ или БЕР - это не полярная страна, а циркумполярная, находящаяся на некотором расстоянии от полюса, тогда как ГИПЕРБОРЕЯ - это страна полярная.

О названии Биармии. «В ходе многолетних поисков происхождения слова Биармия (Бьярмаланд) подсказку авторам настоящей книги сделали друзья из Норвегии - преподаватели аграрного колледжа Lfndbruksskole. На наш «наивный» вопрос о Биармии, заданный с определенным подвохом (откуда, мол, им знать эту злополучную страну на территории России, когда мы с поисками ее вот уже несколько лет «бьёмся»), директор этого уважаемого учебного заведения Гюдмунд Йохансен сразу ответил: «Биармия - это земля русского медведя». Думаем, точнее не скажешь, при этом сразу же всё становится на свои места» (1:255-256).

Очень интересное решение вопроса. Замечу, что в одной из моих статей я также искал ответ на вопрос о происхождении этого топонима, но решил, что первая часть этого слова, БИ, является просто небольшим сокращением слова ОБЕ, а слово АРМИЯ в данном контексте означает территорию АРА или ЯРА. Но меня смущало то, что в таком случае она  должна была бы называться БИЯРИЯ, а не БИАРМИЯ. Однако если слово БИАРМ - это один из фонетических вариантов слова БЕР, то тогда БИАРМИЯ - это БЕРИЯ, то есть, МЕДВЕДИЯ. В таком случае это предположение мне бы показалось предпочтительнее моего, если бы удалось показать, что слово БИАРМ действительно как-то родственно слову БЕР - медведь.

Рассмотрев разные вариации слова БЕР в западных языках, авторы приходят к такому выводу: «Однако все же название племени, обитавшего в загадочной стране - биармы или биармийцы - является не основным, а производным от другого ключевого слова. Для этого снова вернёмся и посмотрим, как же Биармия прописана у англосаксонских и скандинавских древних авторов, а затем разложим на составляющие части: Bjarmaland - в скандинавских сагах.  Bjar (медведь) - ma (земля) - land (страна). Bejrmas - у англосаксонских писателей. Beor (медведь) - ma (земля) - s. Итак, не надо быть опытными лингвистами, чтобы слово Биармия перевести как страна земли медведя или просто медвежья земля» (1:256-257).

И это тоже великолепно. Именно сочетание двух слов: медведь + земля. Иными словами, это и есть вариант Бореи, но не Гипербореи.

«Но почему же тогда норвежцы назвали Биармию землёй именно русского медведя? Суть в том, что, оказывается, медведь непосредственно связан с происхождением названия нашего народа - русь. Более того, мы твёрдо уверены, что имя предков русского народа произошло от священного, самого почитаемого на земле зверя - медведя. И попытаемся сейчас это доказать.

Имя медведя, данное славянами, означает животное, поедающее мёд или мёд ведающее. Это его не настоящее название, а табуированное, запрещенное. В индоевропейских языках, как убедительно доказал А.Н. Афанасьев, медведя изображали «диким зверем с разрушительными наклонностями и страшным рёвом». Поэтому на одном из самых древних и родственных русскому языку - санскрите - он поименован ŗksha и буквально переводится как терзатель, разрушитель, вероятно, такое же ÞÞгреческом - αρκτος, ирландском - ursa, французском - ours, итальянском - orso, латинском - ursus. То есть у различных, подчеркнём, западноевропейских и восточных народов медведю, получившему в древности табуированное название разрушитель, было дано очень похожее имя, имеющее основу  rs: древнеперсидский - аrsa, авестийский - arso, латинский - ursus, итальянский - orso, португальский - urso, французский - ours, эсперанто - urso, индоевропейский - ŗos, древнеиндийский - ŗas, русский праязык - урс, рус» (1:257).

Тут многое верно, но многое и неверно. Авторы незнакомы с моими статьями, где я показывал, что имя медведя многократно табуировалось и многократно же вместо него придумывались новые эвфемизмы. Так, имя медведя было табуировано не раньше, как полагают авторы, а в наши дни, когда у охотников бытует предубеждение, что имя МЕДВЕДЬ, произнесённое вслух, его спугнёт, и тогда охота будет неудачной. Поэтому вместо табуированного слова они произносят: ОН, САМ, ХОЗЯИН. Так что выделим современную пару из табуированного слова и эвфемизма: МЕДВЕДЬ-ХОЗЯИН.

Но по тем же соображениям было придумано слово МЕДВЕДЬ (знаток мёда) вместо табуированного слова БЕР. Это произошло примерно тысячу лет назад; в русском языке слово БЕР сохранилось в бывшем словосочетании (которое теперь понимается как отдельное слово) БЕРЛОГА (логово БЕРА). Итак, вторая пара будет БЕР-МЕДВЕДЬ.

Однако и слово БЕР (бурый) было очередным эвфемизмом. Табуировалось более раннее слово, которое мне известно по чтениям древних текстов, но которое я приведу чуть позже. И это слово никак нельзя выводить ни из эсперанто (искусственный язык, придуманный Заменхофом в XIX веке), ни из индоевропейского языка (искусственный язык, придуманный коллективом учёных тогда же, но в соответствии со строгими фонетическими правилами), ни из латыни (достаточно позднего языка, отчасти придуманного в Риме). Это слово широко употреблялось в палеолите и звучало по-русски как РЫКАС (рыкун, рычун). Вот из него вполне могли образоваться производные слова типа РКАС, АРКАС, АРКТОС и т. д. Таким образом, третья пара будет РЫКАС-БЕР.

Особенно хотелось бы остановиться на паре УРСУС-РУС. Это не пара типа «табуированное слово - эвфемизм», а пара типа «исходное - производное» (слово). Причем исходным тут будет не РУС, а АРКАС-ОРКАС-ОРСАС-УРСУС. А связь УРСУС-РУС возникла только в голове у авторов из-за сходства форм.

О различении двух смыслов арктических названий. Получается, что если в последние века арктический остров назвали «Медвежий», то раньше гораздо более обширная область называлась скандинавами Биармией, с тем же смыслом. А еще раньше появилось слово АРКТОРУСЬ, причем на русской почве, но с иным смыслом.

Мы видим, что слова РЫКАС и АРКТОС различны. Из анализа этрусского языка мне стало понятным, что на этрусской почве приставка ПО- превратилась в приставку А-, так что вместо слова ПОЧИЛ этруски произносили АЧИЛ. Если те же законы фонетической редукции действовали и на много тысяч лет раньше, то слово АРКТОС прежде должно было звучать как ПОРКТОС, а еще раньше - как ПОРЫКОС. Мы уже обращали внимание, что Медвежья земля находилась на некотором расстоянии от полюса и, видимо, была обитаемой (в отличие от самого полюса). Суффикс -Т в слове ПОРЫКТОС, вероятно, тоже обозначал нечто производное от РЫКОСА. Так что слово АРКТОС или приставка АРКТО- слова АРКТОРУСЬ означала ПОМЕДВЕЖЬЕ. Отсюда ПОМЕДВЕЖЬЯ Русь, обозначаемая словом АРКТОРУСЬ, ПОМЕДВЕЖЬЕ как географический регион, обозначаемый словом АРКТИКА и ПОМЕДВЕЖИЙ континент, обозначаемый словом АРКТИДА.

И В.Н. Дёмин был абсолютно прав, когда предположил, что Борея, она же по-скандинавски Биармия (хотя он называл ее в соответствии с традицией Гипербореей) простирается не столько вблизи полюса, сколько гораздо южнее, захватывая русский Север. И вот теперь вполне уместно обратить внимание на рис. 3, изображающий не просто Медведицу, но в этом зооморфном лике богиню Макошь.

Таким образом, вырисовываются два типа значений. Первый - это земля Медвежья, чьей покровительницей являлась богиня Макошь. Эти названия связаны со словом БЕР, и, соответственно, греческим производным Борей и скандинавским словом Биармия (Бьярма - медвежья земля). Это - земли обитаемые, с большим населением. Второй тип - это Замедвежье, Помедвежье, Гиперборея, Арктика и Арктида. Сюда относились северные оконечности Бореи, так называемая Аркторусь; еще севернее находилось море, а в его центре возвышалась гора Меру со святилищами. Постоянно здесь жили, видимо, только монахи, а вся местность считалась священной. Но храмы тут были посвящены не только Макоши, но и всем русским богам (Маре, Роду, Яру), как мы выяснили в одной из статей.

Слово «Русь» у скандинавов. Весьма любопытны рассуждения авторов по поводу термина «Русь» у скандинавов, а также по поводу названия русских городов. «Взяв за основу гипотезу о пребывании в архаичные времена на ладожской земле князя Гардорика, от имени которого в пятом веке была названа Ладога и вся Ладожская область, нельзя исключить того момента, что именно с этим названием (Гардарик) они (Ладога и Ладожская область) сохранились вначале в устной традиции скандинавов, а позднее - у составителей саг. Затем в Ладоге, как известно из древнескандинавских письменных источников, неоднократно пребывали норманны, жили там, правили этой страной, вели войны с соседними государствами, в том числе и с Биармией. Ладогу, расположенную в самом начале известного пути из варяг в греки, норманны освоили, согласно имеющимся археологическим данным, уже во второй половине VIII века. Вероятно, древняя Ладога (то бишь Гардарик) получила позже от знавших ее скандинавов название Альдейгьюборг» (1:262).

Замечу, что примерно до Х века скандинавы говорили по-русски, и лишь позже произошла их германизация. Так что если у скандинавского князя было какое-то имя в то время, оно, скорее всего, звучало по-русски, и лишь позже было переведено на один из германских языков. Да и Ладога называется именно так, по-русски, а не Гардарик, и тем более не Альдейгьюборг. А термин «Гардарик», то есть, «империя городов», современная наука относит к скандинавскому названию всей Руси.

«Самое интересное, что никто не задаётся вопросом: а почему авторы скандинавских саг и англосаксонские писатели не знали ни племени, ни территории, ни тем более государства под названием Русь? Хотя всё же стоит отметить, в сагах позднего периода появляется термин Русия (Rusciа), причём употребляется так редко, что является как бы исключением из правил. По мнению исследователей, и мы уже упоминали об этом, такое обозначение Древней Руси явно возникло у поздних переписчиков саг под влиянием латинской традиции (Адама Бременского). Спорное обозначение Новгорода - Хольмгард и его производных терминов, обозначающих Новгородское княжество, никак нельзя соотнести с Русью, тем более Киевом, называемым в сагах Кэнугард, который, по утверждению Т.Н. Джаксон, не упоминается ни в рунических надписях Х-XIвеков, ни в скальдических стихах  XI-XII веков. Киев под таким своеобразным именем появляется в сагах значительно позднее» (1:263).

Дело в том, что в то время было несколько государств или, точнее, конфедераций под названием Русь. Была Русь с центром в Москве, сами скандинавы входили в Ярову Русь с центром в Арконе, существовали также Азиатская Русь (Скифия) и Русь Рода, поэтому термин Русь оказывался неоднозначным. И только тогда, когда осталась только одна страна с названием Русь, это название и стали употреблять онемеченные скандинавы. Что же касается Киева, то он в упомянутое время был просто мелким городом на пути из варяг в греки; такие города на Днепре исчислялись десятками.

«Хотя, как мы знаем, Нестор еще раньше - в 882 году - поспешил назвать Киев матерью городов русских, тогда же, считают наши историки, было дано и началу образованию древнерусского государства. Но, что удивительно, скандинавы почему-то ничего не знают о Руси, хотя частенько проходили на судах мимо того же Кэнугарда (Киева) проторенными водными путями из варяг в греки, а в сагах упоминают только Гардарики, Хольмгард, Аустррики, Аустрвег. И под всеми этими, абсолютно различными по смыслу названиями подразумевалась, как нас уверяют историки советской школы, Древняя русь. На наш взгляд, это ошибочное суждение. Что означало Гардарики, говорилось выше, под Хольигардией скандинавы полагали Новгородское княжество, под Аустррики - восточное государство, а под Аустрвегом - просто Восточный путь, прозванный позднее нашими же летописцами путем из варяг в греки, и нет здесь ни малейшего намёка на Русь» (1:263-264).

Тоже интересный пассаж, показывающий, почему невозможна такая дисциплина как сравнительная историография: источники разных стран не стыкуются друг с другом. Просто каждый источник делает свои акценты; кроме того, живёт по своей хронологии.

Вместе с тем, авторы тоже допускают неточности. Так, Нестор жил спустя несколько веков после названной даты, и свои суждения относительно Киева делал уже при дворе Киевского князя, когда слова «Киев - мать городов русских» возвышали данное княжество над всеми остальными, и, естественно, не только льстили киевскому князю, но и давали возможность поощрять Нестора принятыми тогда способами. Тогда как у скандинавов были свои внутрискандинавские отношения, и восхвалять Киев у них не было никаких оснований.

«По нашему глубокому убеждению, именно потому скандинавы долго не упоминали Русь, что называли они ее - Биармия. Так же ничего не ведали о тождественности этих терминов и западноевропейские писатели, например, Саксон Грамматик в своём труде несколько раз упоминает о северной стране Биармии» (1:264).

Очень может быть. Хотя, скорее всего, они так называли нашу Русь не потому, что не знали, а, во-первых, потому что у скандинавов сложилась такая традиция и, во-вторых, потому что все остальные страны, которые тоже назывались Яровой Русью, постепенно перестали так именоваться, и осталась только одна наша Русь со столицей в Москве. А на русских изделиях русские ремесленники после наименования Ярова Русь стали писать Русь Столичная. То есть, имя государства изменилось.

biarmia4.jpg

Рис. 4. Бронзовая подвеска

Медвежья символика. «Морские связи между неолитическими племенами Скандинавии и прибрежья Белого моря существовали с давнишних пор. В незапамятные времена первооткрыватели Беломорья, впервые встретив таких необычных людей со шкурой медведя, покрывавших плечи и голову, как показано на рисунке, могли назвать их по этой причине медвежьим народом» (1:267).

Увы! Со времен неолита и вплоть до примерно Х века н.э. Скандию заселяли русские, говорившие на том же языке, что и жители Биармии. Так что встреча людей одной культуры вовсе не предполагала какого-либо удивления. Далее, нет никаких сведений о том, что жители Биармии ходили в медвежьих шкурах.

«Указанная находка человека-медведя, обнаруженная в XIХ веке при вспашке огорода на берегу реки Камы в селе Гаревском Пермской губернии и переданная профессору Аспелину для пополнения его знаменитой коллекции, даёт представление о тех древних людях, которые населяли Север в начале первого тысячелетия. Получается, эта старинная бронзовая фигурка передала потомкам первое изображение нашего пращура - биарма или руса. По мнению учёных, изготовление поделки относится к I-III векам н.э. Посмотрите на снимок внимательно, у этого удивительного человека непропорционально большая голова с круглыми глазами, крупным носом и вытянутым ртом неожиданно заканчивается мордой медведя со спускающимися на плечи передними лапами, как будто шкура медведя наброшена на его голову. Она, вероятно, иллюстрирует момент перевоплощения древнего человека в своего родственника, тотема-медведя, а возможно, это ритуальное одеяние местных колдунов-шаманов. И, в конце концов, это могло быть повседневной одеждой древних людей, имевших своим тотемом священного медведя» (1:267).

К большому сожалению, я с данным примером согласиться не могу, и не потому, что Пермский край, возможно, не входит в понятие Биармии и в северные территории России, а относится к Западной Сибири. Первое, что бросается в глаза, это наличие молочных желез сосками вверх и женских гениталий на фигурке. Далее, неверно атрибутирован головной убор, который представляет собой изображение в профиль головы не медведя, а козла, но без рогов. Оба эти признака характерны для изображения русской богини Мары - повелительницы болезней, смерти и того света. Наконец, это изображение очень похоже и на другие бронзовые изображения Мары, которые я подробно рассмотрел в моей работе (3). - Вместе с тем, я не знал, что фигурки клада имеют указанную датировку. А о том, что перед нами находится фигурка Мары, я могу доказать эпиграфическим способом.

biarmia5.jpg

Рис. 5. Моё чтение надписей на бронзовой привеске

Чтение надписи. Как обычно, я читаю наиболее яркие надписи. Так, на фрагменте с правым глазом можно прочитать слова ЯРА МАРА и МИР ЯРА. Это означает, что привеска, действительно, изображает не типичного жителя, а божество - богиню Мару. Кроме того, по-русски данная территория действительно называется МИР ЯРА, а не Биармия. На зубах козлика можно прочитать слова ЯРА ХРАМ. А чуть ниже в обращенном цвете читается нечто новое: ЯРА БЕРМА. Слово БЕРМА мне встретилось впервые. Возможно, что это - прототип того слова, которое позже стало произноситься как БАРМА.

Википедия даёт такую трактовку: «Бармы (по разным источникам, происходит от греч. parmai - круглый щит, или от перс. berme - охранение, защита, или от др.-польск. brama - украшения на руках и ногах женщин, или от др.-исл. barm - край) - широкое оплечье с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями. Бармы из круглых металлических щитков-дробниц, скреплённых шнурами и украшенных драгоценными камнями и эмалями, появились в Византии, где входили в парадную одежду императоров.

В Россию, по преданию, их впервые прислал из Византии император Алексей I Комнин для Владимира Мономаха. Однако первое летописное упоминание о них встречается под 1216 годом и сообщает, что «облечье», шитое золотом, носится всеми князьями. Как коронационные регалии впервые упоминаются в 1498 году - их возложили на князя Дмитрия (сын Ивана Молодого). С середины XVI века до начала XVIII века бармы надевались русскими князьями и царями при коронации и во время торжественных выходов».

Таким образом, БАРМЫ состояли из дробниц (привесок). В той же статье из Википедии приводятся в качестве иллюстраций греческие (византийские) дробницы (рис. 6 наверху). Для сравнения я показываю плоские привески из Сибирского клада, которые примерно на тысячу лет старше (рис. 6 внизу).

biarmia6.jpg

Рис. 6. Привески разного возраста из Греции и Сибири

Слово БЕРМА интересно тем, что состоит из двух корней: БЕР (медведь) и МА. Последнее слово означает по-скандинавски Земля, но вполне может быть начальным слогом имени МАРА или МАКОШЬ. К Маре медведь отношения не имеет, а к Макоши - самое непосредственное. В таком случае привеска с названием БЕР МА означает МЕДВЕДЬ МАКОШИ. И это вполне могли понимать скандинавы русского происхождения. Однако когда они перешли на германский язык, они дали вторичное истолкование. Слово БЕР они поняли и заменили своим - БЬАР, что близко не только по смыслу, но и по произношению. А незнакомый слог МА додумали как ЗЕМЛЯ.

Возможно также, что слово БЕРМА при оглушении дало слово ПЕРМА, а затем и ПЕРМЬ - название народа данного края.

Обсуждение. Книга Леонтьевых интересна во многих отношениях. Обращение к проблематике Русского Севера важно уже само по себе, ибо, где еще, как ни на Русском Севере, могут сохраняться следы нашей древнейшей истории?  Далее, авторы достаточно глубоко познакомились со многими источниками, что делает им честь. На основе этого они в ряде случаев не согласны с мнением академических скандинависток - Елены Александровны Мельниковой и Татьяны Николаевны Джаксон, причем их критика часто  обоснована. Самое важное, что можно вынести из этой книги - это понять, почему онемеченные скандинавы называли Русь Биармией. Но дальше понятие «медвежья земля» можно объяснить несколько иначе, чем предлагают авторы. Однако без их подхода такое объяснение вряд ли было бы возможным. Кроме того, высветляется и понятие Аркторуси.

Заключение. Хотя каждая статья продвигает решение проблем Аркторуси на немного, однако последовательное исследование позволяет шаг за шагом изучить прошлое севера нашей великой Родины.

Литература

1.      Леонтьев А.И., Леонтьева М.В. Неведомые земли и народы севера (серия: «Тайны земли русской»). - М.: Вече - 228 с.: ил.

2.      Чудинов В. о так называемых «пирамидах» Кольского полуострова. http://runitsa.ru/ publication/chudinov/hram/kolsk2.php

3.      Чудинов В.А.  Плоские бронзовые привески Сибирского клада. 26.07.2008, сайт chudinov.ru

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.05MB | MySQL:11 | 0.196sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.343 секунд