В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 19, 2007

Экспедиция на Сейдозеро 2007 года

Автор 08:44. Рубрика Пещерные храмы и монументы

Экспедиция на Сейдозеро 2007 года

В.А. Чудинов

Весной 2007 года студия телевизионных фильмов «Гипотеза» телеканала «Культура» в лице своего продюсера Александр Юрьевич Волкова пригласила меня в качестве научного руководителя экспедиции на Сейдозеро, посвященной памяти замечательного исследователя Гипербореи Валерия Никитича Дёмина.

sey1.jpgРис. 1. С предгорий Нинчурта открывается замечательный вид на Сейдозеро

Целью экспедиции был поиск доказательств пребывания древнего человека именно в этих труднодоступных местах. Пока что официальная наука считает многочисленные сейды (пирамиды из плоских камней, положенных друг на друга) памятниками саамов, которые сами поселились в этих местах не так давно - во втором тысячелетии н.э. О более древнем заселении, либо еще до прихода ледника, в палеолите, либо после его таяния, в мезолите, наука ничего не знает, а высказываемые некоторыми учеными гипотезы (и, в частности, профессором МГУ В.Н. Дёминым - о расселении на этой территории жителей Гипербореи) - лженаучными. Естественно, всё упирается в наличие или отсутствие фактических данных. Пока они отсутствуют, официальная наука имеет полное право настаивать на своем.

Вообще говоря, первые доказательства принесли многие экспедиции В.Н. Дёмина, который заподозрил в расположениях камней, в пропилах, ступенях и других элементах местного ландшафта наличие следов человеческой деятельности. Однако противники этой гипотезы столь же уверенно защищали свою точку зрения на естественное происхождение соответствующих образований, ибо не было найдено того решающего фактора, который мог бы дать однозначный ответ.

Таким решающим аргументом, на мой взгляд, является наличие на артефактах человеческой письменности, даже если она не читается. К сожалению, у меня письменность читается, что, однако, является отягчающим фактором, поскольку она представляет собой всем нам известную кириллицу, передающую слова на русском языке. А это противоречит тому, что кириллицу создали Кирилл и Мефодий, а также твердому положению сегодняшней историографии, согласно которой славяне появляются в Европе только в V веке н.э., а русские - и того позже - в VIII веке н.э.

Однако я показал в одной из своих книг, что о наличии докирилловской письменности говорили многие учёные, и что протокириллица (то есть, «кириллица до Кирилла», называемая нашими предками «рунами Рода») существовала в Евразии еще во времена верхнего палеолита (40-10 тысяч лет до н.э.), и передавала надписи на русском языке (ВСЕ). Пока мои данные считаются любопытными, но не научными, поскольку противоречат устоявшейся парадигме. Неверие в очевидные факты напоминает мне реакцию крестьян начала XIX века на вид паровоза: нечто пыхтящее, сопящее и кричащее вызывало у них скорее мысли о нечистой силе, чем восторг по поводу прогресса техники, хотя было очевидно, что тяжелый состав движется силой пара из котла. Так и в моем случае: хотя буквы узнаваемы, но их косое и явно неаккуратное расположение, когда одна буква крупнее другой, какая-то лежит на боку, а иная написана прямо слитно с предыдущей, заставляет усомниться в правописании. Но когда открывается, что люди тысячелетней давности писали понятным нам русским языком, сомнение моих оппонентов берет верх над очевидными фактами: в школе этому не учили, а брать на себя ответственность и считать письмо письмом слишком смело.

Первые достоверные надписи с Сейдозера. Их я отразил в статье «Комплекс Мары Сейдозера», написанной 11.12.2005 года по материалам В.Н. Дёмина (КОМ). Кроме того, в одной из книг я встретил странное изображение, которое атрибутировал как «зооморфный лик Макоши». В книге, откуда я заимствовал эту черно-белую фотографию, не говорилось о местности, где она была сделана, и я принял ее за изображение из Скандинавии. Тем более, что о нем говорилось, что естественные процессы могут напоминать артефакты, и что в данном случае мы имеем не что иное, как перенос ледником каменной глыбы на некоторое расстояние, где она оказалась над другой плитой; лед вытаял, а под плитой оказались более мелкие камни.

sey2.jpgРис. 2. Большой зооморфный лик Макоши

Теперь я располагаю цветной фотографией с гораздо лучшим разрешением; данная скульптурная композиция, как выяснилось, находилась не в Скандинавии, а на Кольском полуострове и на том же Сейдозере. Обращает на себя внимание то, что левая часть верхней плиты отдаленно напоминает морду животного, а именно - медведя, тогда как четыре камня под ней символизируют ноги, а всё изображение целиком является весьма грубой скульптурой животного на каменном постаменте. Мне такого типа изображения попадались несколько раз, и я привык к их виду, тогда как люди, увидевшие данного «зверя» впервые считают его «игрой природы».

Конечно, нет ни малейшего сомнения в том, что ледник мог поднять тяжелую плиту и, хотя это маловероятно, донести ее как раз до постамента. Еще менее вероятно, что плита оказалась выровненной по его началу и концу. Но поверить в то, что помимо вписывания в контур постамента произошло еще и очень строгое выравнивание плиты по горизонтали, настолько точное, что под задний камень опоры пришлось подложить еще маленький камешек, практически невозможно. Тут виден человеческий умысел.

Однако наиболее важным доказательством искусственности данного образования является чтение на нем надписей. Ведь если они есть, все сомнения насчет «игру природы» пропадают: природа не умеет писать, да еще согласуя слова между собой.

Чтения надписей. Для чтения я беру вначале голову «животного». Здесь читаются два слова: КАМЕНЬ ЯРА. Они означают, что весь комплекс посвящен славянскому богу Яру, и данный камень об этом напоминает.

sey3.jpgРис. 3. Чтение надписей в районе морды медведицы

Здесь же в верхней белой рамочке можно прочитать выбитую в ней надпись: МАКОЖИ МАЯК. Она означает, что данный камень является маяком, указателем на размещение вблизи храма Макоши, чьим зооморфным ликом и является изображение белой медведицы. Но почему данный лик выполнен столь грубо? На этот вопрос отвечает слово МАЯК, то есть УКАЗАТЕЛЬ. Если бы наши предки действительно хотел изобразить Макошь, они сделали бы это во всех анатомических подробностях. Но тогда камень был бы культовым. А в данном случае он исполняет не сакральные, а лишь информационные функции, показывая на близость храма Макоши.

Последняя надпись гласит: ХРАМ ЯРА. Она означает, что весь комплекс был посвящен богу Яру, который и отвечал за изготовление надлежащих указателей.

Собственно говоря, для доказательства того, что данная скульптура сооружена нашими предками этого вполне достаточно, и группа «Гипотеза» могла бы получить удовлетворение своим предположениям уже на этом этапе. Однако ей хотелось большего, да и меня такие скромные результаты не могли удовлетворить вполне, поскольку надписей на камнях было значительно больше.

sey4.jpgРис. 4. Чтение надписей в центре плиты

В центре плиты в верхней белой рамочке можно прочитать надпись МАСТЕРСКАЯ РОДА. Она объясняет многое. Дело в том, что красивые скульптурные изображения Макоши в виде медведицы считались произведением искусства, и потому их изготавливали в мастерских храма Макоши. Но в храме Рода находились строители, которые могли дать только очень приблизительное изображение медведицы. Да иного и не требовалось, поскольку речь шла только об указателе. Таким образом, на плиту были нанесены имена многих богов: Яра, поскольку изображения относились к его святилищу, Макоши, поскольку была изображена именно она, и Рода, поскольку именно его мастерская отвечала за создание указателей.

В двух других рамочках, меньшего размера, можно прочитать слова МАЯКИ РОДА. Они означают, что указателей подобного типа для святилища Яра мастерскими Рода было выполнено несколько. Иными словами, мастерские выполнили мелкосерийный заказ. Но хочу обратить внимание на слово РОДА. Оно великолепно видно, что бывает редко, и снимает с меня необходимость доказывать, что я читаю реальные надписи на камне.

sey5.jpgРис. 5. Чтение надписи в хвостовой части плиты

В хвостовой части плиты можно прочитать слова МЕСТО МИМА. Напомню, что под словом МИМ понимался участник мистерии, исполнявший роль соответствующего бога. Однако где и как происходили мистерии, до чтения данной надписи понять было сложно. Теперь можно себе представить, что мим на корточках (ибо высота указателя примерно соответствует человеческому росту) сидел позади данного монумента и ждал своей очереди, а потом показывался и включался в мистерию. Из этого можно сделать вывод, то указатели были в свое время еще и декорацией для соответствующей мистерии.

sey6.jpgРис. 6. Чтение надписей на постаменте

Разумеется, надписи существуют и на постаменте. В левой и в нижней рамочках я читаю слова МАЯК ЯРА, понимая под ними УКАЗАТЕЛЬ СВЯТИЛИЩА ЯРА. В трех других рамочках можно прочитать распоряжение: ЯТЬ РУНЫ ЯРА, то есть, БРАТЬ (ВО ВНИМАНИЕ) НАДПИСИ ЯРА. Иными словами, эти нижние надписи как бы подчеркивают значимость всех предыдущих надписей, служат своеобразной каменной печатью достоверности их начертаний.

Таким образом, у меня не было ни малейшего сомнения в том, что в Ловозерской и Сейдозерской тундре находятся следы пребывания не только человека палеолита, но даже человека, говорившего и писавшего по-русски. Однако один памятник является всё-таки слабым доказательством, и я с удовольствием присоединился к экспедиции на Сейдозеро.

Экспедиция лета 2007 года. Первого августа 2007 года группа москвичей в составе 6 человек прилетела в Мурманск и поселилась на специальной турбазе «Кольские путешествия» на реке Кола в 40 км от Мурманска к югу в деревянных домиках. На рис. 8 можно видеть коменданта экспедиции Валентина Савельева, ведущего (диктора в кадре) Юрия Кудинова, меня, продюсера Александра Волкова и его сына Артема перед нашим временным жильём.

sey7.jpg

Рис. 7. Группа москвичей перед заселением в домики

На следующий день мы вылетели на вертолете Ми-8 на Сейдозеро в место его соприкосновения с Ловозером. Отлет состоялся в 9 часов утра, где к нам добавилась еще и петербургская группа «Ариадна» под руководством Лидии Ивановны Ефимовой.

sey8.jpg

Рис. 8. Соединение Ловозера с Сейдозером

Малая зооморфная Макошь. Вначале мы сели на скалу, с которой открывался вид на Сейдозеро и Ловозеро, рис. 9, где провели пару часов. Здесь мы нашли еще один маяк (так я полагал на первый взгляд) с зооморфным ликом Макоши, рис. 10.

sey9.jpg
Рис. 9. Малый зооморфный лик Макоши

Это означало, что существование в данном небольшом районе указателя на храм Макоши не являлось случайностью. Теперь следовало прочитать тексты на камне.

Надписи на голове сильно заросли черным мхом, однако остались вполне читаемыми. Наиболее крупная надпись в лигатуру читается ЛИК МАКАЖИ, то есть, ЛИК МАКОШИ. Следовательно, перед нами - не указатель на лик, а сам лик, то есть, сакральное воплощение божества в камне.

sey10.jpgРис. 10. Мое чтение надписей на голове медведицы

Ниже в белой рамочке можно прочитать слова ЯРА ХРАМ, что означает, как уже отмечалось выше, что всё святилище посвящено Яру. А в верхней рамочки видны уже не поросшие мхом, а выбитые зубилом слова РУНЫ РОДА, иными словами, НАДПИСИ В ПРОТОКИРИЛЛИЦЕ. Таким образом, и данное изображение несет на себе надписи.

sey11.jpg
Рис. 11. Мое чтение надписей на задней стороне камня

На задней стороне камня еще раз написано крупными буквами ХРАМ ЯРА, а также МКЖИ РУНА, то есть, МАКАЖИ РУНА, НАДПИСИ РУНИЦЕЙ. Это означает, что помимо надписей обычной протокириллицей или рунами Рода на данном сакральном объекте находятся и сакральные руны Макоши, то есть, руница. Это - еще одно отличие лика как культового сооружения, от указателя как объекта информационного. Таким образом, находка нашей экспедиции в сакральном плане выше предыдущей, хотя по размерам она меньше.

sey12.jpg
Рис. 12. Мое чтение надписей на одной из «лап»

На левой лапе читаются сходные надписи. Наиболее крупно (в белых рамочках) читаются слова ЯРА ХРАМ, а помельче - слово МАКАЖИ (видимо, РУНА). Таким образом, набор основных надписей установлен.

Приведенные изображения не дают представления о размерах камня. Для понимания его масштабов я встал за ним, как показано на рис. 13. Теперь ясно, что камень имеет размеры примерно в половину человеческого роста. Мим, изображающий божество, за такой камень спрятаться уже не может.

sey13.jpgРис. 13. Размеры камня

Обсуждение. Нахождение двух камней, указательного и лика, имеющих отношение к святилищу Яра, отражающих зооморфную ипостась Макоши и несущих однотипные надписи, является несомненным доказательством искусственного происхождения всего комплекса храмов горы Нинчурт. К уже известному зооморфному изображению Макоши на камне-указателе в процессе обследования местности удалось добавить еще одно изображение, большей сакральной значимости.

Вместе с тем, помимо почитания Макоши на данном комплексе должны были существовать изображения и других богов. К поиску соответствующих камней я и приступил.

sey14.jpgРис. 14. Камень Мары

Камень Мары. Удивительным было найти камень с человеческим лицом. Я сначала себе не поверил, но на всякий случай сфотографировал его несколько раз. Как обычно, на самом камне при беглом осмотре никаких надписей выявлено не было.

sey15.jpgРис. 15. Мое чтение надписей на камне Мары

Чтение надписей. Оно показано на рис. 15. Вначале я читаю надписей на самом лице. Нижняя, наиболее темная надпись, гласит: МАРЫ МАСТЕР(СКАЯ) (часть слова в скобках написана на левой стороне лица). Из этого следует, что перед нами - лик Мары. Обычно он не моделируется, то есть, на нем нет ни носа, ни глаз, ни рта. В данном случае глаза и нос присутствуют, но очень обобщенно. Облик Мары обычно весьма грустный; здесь мы также видим опущенные вниз глаза и общее скорбное выражение лица.

Ресница глаза передает текст МАРА МАКОЖИНА. Притяжательное прилагательное от слова МАКОЖЬ мне встречается впервые. Однако в этом году я встречал выражение ЯРОВА МАРА. Вероятно, между ними имеется некоторое различие, которое я пока не улавливаю.

Правая бровь составлена из букв слов МАЯК ЯРА (на рисунке я этот текст не выделяю), а над бровью в белой рамочке можно прочитать два слова того же содержания. Тем самым, перед нами - не ЛИК МАРЫ, а только указательный камень (МАЯК), говорящий о наличии в святилище храма Мары.

Внизу, на линии, продолжающей границу носа, можно прочитать слова РУНА РОДА. Вероятно, на указателях употреблялось только это несакральное русское письмо, протокириллица, тогда как на ликах жрецы имели право употреблять и РУНЫ МАКОШИ, то есть, сакральное слоговое русское письмо руницу.

Три остальных надписи в черных рамочках дублируют уже прочитанные. Тут имеются надписи и МАЯК ЯРА, и РОДОВЫ РУНЫ, и РУНЫ РОДА (последняя надпись в районе носа написана в столбец). Они не только подтверждают предыдущие чтения, но и дают новое притяжательное прилагательное, РОДОВЫ. Таким образом, искусственное происхождение надписей и скола торца данного камня не подлежит ни малейшему сомнению.

sey16.jpg
Рис. 16. Вид того же камня с обратной стороны

С обратной стороны данный камень ничем не отличается от все других камней данного места, рис. 16.

sey17.jpgРис. 17. Стреловидный указатель и мое чтение надписей

Стреловидный указатель. Мы перелетели на другую скалу, где провели около пяти часов, найдя много интересных объектов. Например, еще один камень имел стреловидную форму, указывая на что-то, что находилось по отношению к нему вверху. В том, что этот указатель поставлен людьми, сомнений быть не может, поскольку камень не лежит, а стоит, врытый в землю, хотя такая форма его положения на земле противоречит закону энтропии. Но, как обычно, главные доказательства - это чтение надписей.

Чтение надписей. Первая же надпись, которая проступает на маленьком камешке слева от указателя - это начертанное темными лишайниками слово МАРА. Следовательно, перед нами - указатель на то, что недалеко расположен храм Мары, и что он находится гораздо выше, в горах. Однако данная надпись должна быть непременно подтверждена другими надписями на самом указателе.

В верхней рамочке в центре указателя читается традиционное название данной часть континента, РУСЬ ЯРА. Далее, во второй снизу черной рамочке можно прочитать слова МАЯК МАРЫ ЯРА. О том, что это МАЯК, мы догадались по необычной форме и вертикальному расположению камня; о том, что он имеет отношение к святилищу Яра, говорят все остальные прочитанные на других камнях надписи, а то, что этот камень относится именно к храму Мары, подтверждает первое чтение на соседнем камешке.

Чуть выше можно прочитать слова РУНА МАРЫ. Насколько я сейчас понимаю, РУНЫ МАРЫ - это то же самое, что и РУНА МАКОШИ, то есть, РУНИЦА, которой, видимо, написана часть надписей храма Мары. Наконец, на самом нижнем фрагменте, обведенном черной рамочкой, читаются слова МАРА - РУКА ЯРА. Хотя Мара по происхождению гораздо старше Яра, но в данную эпоху господства Яра все старшие боги рассматривались, видимо, как РУКА ЯРА.

sey18.jpg
Рис. 18. Обычный указатель и мое чтение надписей

Обычный указатель. Среди камней попадаются не только маяки Яра, но и обычные указатели. Пример такого камня можно видеть на рис. 16, где я читаю надписи ЯРОВА РУСЬ вверху, в черных рамочках, и ЯРА ХРАМЫ внизу, в белой рамочке. Первая надпись означает, что данная местность во времена сооружения храмов относилась не к русскому северу, а к Прибалтике, которая называлась тогда Ярова Русь. Вторая надпись свидетельствует том, что все храмы святилища были посвящены богу Яру, и тем самым не отличались по характеру посвящения от храмов Прибалтики.

Интересно, что для надписей в данном случае был приспособлен валун, вылезающий из земли. Понятно, что на него невольно падал взгляд, так что его тоже следовало подписать как дополнительный указатель для общей ориентации путника. Таков его вид снизу, при подъеме на гору. Сверху он выглядит несколько иначе, рис. 17.

sey19.jpg
Рис. 19. Вид того же камня с обратной стороны

При виде с более высокого места данной горы читаются слова ЯРА РУСЬ; написано название части континента, ЯРОВА РУСЬ. Однако, как я ни вглядывался в остальные камни, я так и не понял, где же находится сам храм Яра. Мне казалось, что, поскольку мы не забрались на самую высокую скалу Нинчурта, то поэтому мы и не смогли увидеть сам храм Яра. Так что я по этому поводу даже и не надеялся увидеть нечто, напоминающее храм. Однако надписи на всех указателях сходились в том, что храмы Яра, Макоши и Мары расположены где-то поблизости и наверху, на горе. Но на какой именно - в этом и состоял основной вопрос.

Обсуждение. После того, как к двум камням Макоши (указателю и лику) добавились два камня Мары (антропоморфный и стреловидный) и обычный вертикально стоящий указатель, то есть, число камней с надписями достигло пяти, сомнений в их искусственном расположении и следах обработки не осталось уже совсем. Таким образом, основная задача экспедиции была успешно решена, и сама экспедиция более чем оправдана. И, тем самым, доказана правота В.Н. Демина о древнем заселении этих мест.

Была решена и более сложная задача, которую я ставил перед собой: обнаружение камней разного типа для составления их типологии и расширения представлений о ликах тех или иных богов. Теперь я получил новое изображение зооморфного лика Макоши, антропоморфного указателя (маяка) Мары и стреловидного маяка Мары. Кроме того, на каждом камне было прочитано несколько надписей, и все надписи относились к одному типу, то есть, свидетельствовали либо об одномоментности их нанесения, либо о существовании определенной долговременной традиции.

Но главная моя цель, обнаружение храмов, на которые указывали надписи, пока достигнута не была. Вместе с тем, мое внимание привлекли и другие объекты, на которых могли существовать надписи, а именно - склоны гор. К их обследованию я и приступил.

Стена с изображением Куйвы. Со скалы, где находилась наша группа, был виден горный кряж с левой стороны Сейдозера (если смотреть на Ловозеро) с изображением мифического существа Куйвы (на рис. 20 он находится в правом нижнем углу - как бы великан с раскинутыми в сторону руками. Однако меня удивило другое: на обрыве, представляющим собой почти вертикальную стену, имеется единственный участок зелени высотой примерно в 3-4 человеческих роста, образующий слово ЯРА (буквы Я и Р написаны в лигатуру), тогда как в правой стороне, над Куйвой, глубокие прорези образуют слово РУСЬ. Таким образом, традиция писать слова на крутых откосах (как в наши дни поступают железнодорожники) существовала еще в палеолите.

sey20.jpg
Рис. 20. Вид стены с изображением Куйвы

Эта надпись, которую я обнаружил не на месте, а уже в Москве в процессе обработки фотографий заставила меня пристальнее вглядеться в данное изображение, чтобы найти там и другие надписи. Разумеется, они нашлись. И сначала крайне меня удивили, поскольку я не понял, что передо мной находится просто «доска объявлений». Когда я дважды прочитал о храме Яра, мне показалось, что он тут и находится.

sey21.jpgРис. 21. Левая часть стены и мое чтение надписей

Итак, сначала я прочитал надпись ХРАМ ЯРА, а затем - чуть выше, но менее крупными буквами - ЯРОВ ХРАМ. Неужели сам холм и является храмом Яра? Однако, дальше пошли другие надписи, например, МАЯКИ. Выходит, что на данной «доске объявлений» просто перечислялись различные объекты, входящие в храмовый комплекс Яра. Далее, в черной рамочке, читаются слова, написанные по вертикали; я поворачиваю это изображение на 900 вправо и читаю: ХРАМ МАКОЖИ. Это означает, что упомянут еще один объект святилища Яра. Наконец, внизу, также в черной рамочке, я читаю надпись МАКАЖИ ХРАМ. Так что, скорее всего, действительно просто перечисляются сакральные объекты.

Рассмотрим теперь правую часть фотографии с изображением Куйвы. Насколько я знаю, Куйва - это якобы по саамским легендам, тот самый великан, который виден в правом нижнем углу изображения, рис. 20. Попробуем почитать надписи как вокруг него, так и на нем.

sey22.jpgРис. 22. Мое чтение надписей вокруг изображения Куйвы

Прежде всего, слева видно изображение головы какого-то существа. Перенеся его контуры на поля, как я это сделал под рис. 20, видно, что перед нами лицо не человека, но животного. Более всего это изображение напоминает морду льва. Но лев - это зооморфный лик Рода. Изображен ли тут Род? Нет, чтение надписей, одновременно изображающей и глаза, говорит, что перед нами - ЯР. Более того, слева от данной морды изображены три буквы в столбец, и они читаются, как слово МИМ. Под МИМОМ в славянской мифологии понимали духовное лицо, которое во время мистерий изображало бога (в данном случае Яра). Таким образом, мим Яра нёс маску Рода. В этом нет ничего удивительного, так как Яр на первых порах заимствовал всю атрибутику Рода, и, например, «руны Яра» - это просто руны Рода. Позже, однако, зооморфной ипостасью Яра становится бык, а еще позже - сокол.

Интересно отметить, что голова Яра по размерам примерно соответствует Куйве. Было бы весьма интересно понять, что написано рядом с изображением Куйвы, а так же на нем самом. Первая же прочитанная надпись в черной рамочке и удивляет и, напротив, является как бы тавтологией: на ней также читается слово МИМ. Иными словами, никакого саамского Куйвы нет, а имеется изображение некого славянского мима. Впрочем, неплохо бы найти подтверждение этой версии.

Рассмотрим руку «Куйвы» справа (мне трудно определить, какая это рука самого персонажа: если он изображен к нам спиной, то правая, если лицом - то левая). Она представляет собой тоже надпись, и эта надпись - опять же слово МИМ. Таким образом, сомнений более не остается. Но чей он мим? В белой рамочке читается новая и несколько неожиданная надпись: МАКОЖЬ - РУКА ЯРА. Не означает ли это, что изображение мима имеет отношение к богине Макоши? Все сомнения рассеиваются, когда мы читаем надпись в районе живота и основания ног «Куйвы» - тут написано МИМ МАКОЖИ. Итак, задолго до того, как саамы заселили эту местность, русские изобразили в полный рост мима богини Макоши, как левее они изобразили голову льва как маску Яра. Наконец, последнее слово в черной рамочке гласит: МАСКИ. Так что перед нами слева - маска Яра (зооморфная), справа - маска богини Макоши (антропоморфная).

Полагаю, что цель экспедиции на Сейдозеро была бы выполненной даже в том случае, если бы удалось прочитать хотя бы надписи на данной стене, и понять, кем в действительности являлся «саамский бог Куйва». Замечу, что это - не единственный пример, когда история русского народа отдается племенам, пришедшим в бывший русский мир много позже. Но после очередного русского заселения бывших мест обитания, те люди, которые поселились здесь на пару веков раньше, начинают считаться коренным населением, чья вторичная мифология принимается за самую раннюю. Так было, например, с греками, которые пришли в Европу в античности, но раньше многих других народов, и застали на Пелопоннесе пелазгов, однако так называемый «циклопические постройки» Греции, явно превосходившие технические возможности древних греков, все-таки считаются греческими. В данном случае создание огромных надписей и сооружений, особенно сейдов (набранных из пластинчатых камней указателей) этнографы приписывают саамам, весьма слабо развитому народу (занимавшемуся охотой, собирательством и рыбной ловлей - на уровне каменного века). В частности, приписывается ему и само названий СЕЙД, хотя это слово - заимствованное из русского языка словосочетание СЕ ИДИ, то есть, ВОТ ИДИ. А сами сейды - просто камни-указатели типа рассмотренных выше. По имени сейдов названо и СЕЙДОЗЕРО - типично русское словосочетание. А очень обильное рыбой озеро, в котором всегда был хороший клёв, называется также по-русски, ЛОВОЗЕРО. Ничего саамского тут нет и в помине. Просто русские отчасти по неведению, отчасти по деликатности отдали саамам свою историю. А зря. Если всё приписывать другим, самим ничего не останется.

Итак, рассмотрев маску Яра и вид мима Макоши, мы констатируем: нет никакого Куйвы, а есть изображение мима Макоши. Так что это место целесообразнее было бы назвать «Обрыв мимов».

sey23.jpgРис. 23. Возможная скала храмов

Скала храмов. Мысли о том, что слева от места соединения Ловозера и Сейдозера мог бы располагаться храм Яра, засела в мою голову. Ее косвенной проверкой было бы нахождение надписей на противоположной скале, имеющей вид неприступной горы, рис. 23. Только на фотографии я разглядел, что здесь имеются надписи.

Этот снимок я сделал из иллюминатора вертолета. Стояла низкая облачность, лохматые клочья туч закрывали вершины гор и шел дождь. Поэтому изображение получилось довольно блеклым. Однако когда я попробовал его сделать на компьютере более сочным, выявить на нем буквы стало более сложным делом. От более общего снимка я перешел к другому, где изображена самая вершина скалы плато Нинчурт. Это, как оказалось, и была «Скала храмов».

sey24.jpgРис. 24. Мое чтение надписей на скале

Чтение надписей. Скала представляет собой послойное чередование обнажений горных пород, которое я перенумеровал; это как бы ярусы, которые я отсчитываю сверху. Итак, первый ярус, как мне показалось, пустой. Однако, когда я написал эти слова, я решил проверить их подлинность, и вгляделся в фотографию. Нет, первый ярус не пуст, там есть слова, и они гласят (но это - минимальный контраст): СВЯТИЛИЩЕ ЯРА. Поскольку первые слова написаны светлыми буквами на темном фоне, я рядом поместил изображение того же фрагмента в обращенном цвете, так что первое слово читается в обращенном цвете, а второе - в прямом.

Таким образом, перед нами - святилище Яра, то самое, которое составляло цель моей экспедиции. На втором этаже, прямо под белой рамочкой первого яруса сверху расположена черная рамочка второго этажа, внутри которой читаются слова РУСЬ ЯРА. А слева в белой рамочке можно прочитать слова ХРАМ МАРЫ.

Самые крупные и заметные буквы были выбиты на третьем ярусе, поэтому рамочка для выделения данного фрагмента оказалась наиболее крупной. Тут начертано: МАКАЖИ ХРАМ. Последнее слово написано мелкими буквами и выделено мною в отдельный фрагмент. На четвертом ярусе вновь встречается слово МАРЫ, тогда как на пятом, в самом низу справа, в белой рамочке, можно видеть надпись ХРАМ ЯРА. Наконец, на шестом ярусе, в столбец (который я при чтении повернул на 900 влево), читаются слова ХРАМ РОДА. Итак, святилище содержит полный набор храмов, причем храмов Мары даже два, на втором и четвертом ярусах. Я это понимаю так: на втором ярусе находится храм МАРЫ МАКОЖИ, тогда как на четвертом - храм МАРЫ ЯРА.

Обсуждение. Горное святилище Сейдозера - не диковинка. Я уже описывал подобные на Украине (Каменная Могила под Мелитополем), в Болгарии (село Иваново близь города Русе), в Словении (гора Шпук в Альпах). За исключением Болгарии, входы в святилище и окна или иные световые и вентиляционные отверстия в них снаружи не видны, и находятся либо случайно (Каменная Могила), либо не находятся вовсе (Альпы). Замечу также, что проникновение посторонних людей в святилище - вещь далеко не безопасная, и вполне может закончиться трагически, равно как и поиск входов.

Вместе с тем, открытие каждого нового святилища - это, безусловно, огромный вклад в реконструкцию дохристианского прошлого славян, и в копилку свидетельств пребывания человека в самых сложных местах обитания в далеком прошлом. И если Каменная Могила попала в поле зрения ученых после походов Суворова, святилище в Иваново было открыто академиком БАН Кристю Миятевым, святилище в Альпах - археологом-любителем Димитром Кебе, то о нахождении святилища на Сейдозере именно на Скале храмов до моего чтения надписей на рис. 24 никто не знал. Следовательно, честь этого открытия выпала на мою долю.

Пока неясно, к какому периоду оно относится - к палеолиту (то есть, до Вюрмского оледенения), или к мезолиту (после таяния ледника). Археолог Н.Н. Гурина (1909-1990), исследовавшая эти края, на археологической карте Кольского полуострова 8 мест в районе Ловозера датирует неолитом (ГУР). Однако Сейдозеро пока археологически не обследовано, и памятники, которые я показал в данной статье, археологам неизвестны. Так что вопрос о датировке остается открытым.

Заключение. С открытием каждого нового памятника славянской истории научная работа по его изучению только разворачивается. Полагаю, что новые экспедиции принесут новые сведения.

Литература

ВСЕ: Чудинов В.А. Вселенная русской письменности до Кирилла. М., 2007, «Альва первая», 672 с.).

ГУР: Гурина Н.Н. Век археологии // Живая Арктика, 1999, № 3-4, с. 86

КОМ: Чудинов В.А. Комплекс Мары Сейдозера. 15 с., рукопись.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.05MB | MySQL:11 | 0.502sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.690 секунд