Надписи на голове сильно заросли черным мхом, однако остались вполне читаемыми. Наиболее крупная надпись читается ЛИК МАКАЖИ, то есть ЛИК МАКОШИ. Следовательно, перед нами - не указатель на лик, а сам лик, сакральное воплощение божества в камне.
Ниже можно прочитать слова ЯРА ХРАМ, что означает, как уже отмечалось выше, что все святилище посвящено Яру. А выше видны уже не поросшие мхом, а выбитые зубилом слова РУНЫ РОДА, иными словами НАДПИСИ В ПРОТОКИРИЛЛИЦЕ. Таким образом, и данное изображение несет на себе надписи.
На задней стороне камня еще раз написано крупными буквами ХРАМ ЯРА, а также МКЖИ РУНА, то есть МАКАЖИ РУНА - НАДПИСИ РУНИЦЕЙ. Это означает, что помимо надписей обычной протокириллицей или рунами Рода на данном сакральном объекте находятся и сакральные руны Макоши, то есть руница. Это еще одно отличие лика как культового сооружения от указателя как объекта информационного. Таким образом, данная находка нашей экспедиции в сакральном плане выше предыдущей, хотя по размерам она меньше.
На левой лапе читаются сходные надписи. Наиболее крупно читаются слова ЯРА ХРАМ, а помельче - слово МАКАЖИ (видимо, РУНА). Таким образом, набор основных надписей установлен.
- Были ли найдены еще камни с надписями?
- Конечно же, помимо почитания Макоши на данном комплексе должны были существовать изображения и других богов. К поиску соответствующих камней я и приступил.
На снимках: Валерий ЧУДИНОВ на фоне Сейдозера. Большой зооморфный лик Макоши.
Правая бровь составлена из букв слов МАЯК ЯРА, а над бровью можно прочитать два слова того же содержания. Тем самым перед нами не ЛИК МАРЫ, а только указательный камень - МАЯК, говорящий о наличии в святилище храма Мары.
Внизу, на линии, продолжающей границу носа, можно прочитать слова РУНА РОДА. Вероятно, на указателях употреблялось только это несакральное русское письмо - протокириллицу, тогда как на ликах жрецы имели право употреблять и РУНЫ МАКОШИ, то есть сакральное слоговое русское письмо руницу.
Три остальные надписи дублируют уже прочитанные. Тут имеются надписи и МАЯК ЯРА, и РОДОВЫ РУНЫ, и РУНЫ РОДА (последняя надпись в районе носа написана в столбец). Они не только подтверждают предыдущее прочтение, но и дают новое притяжательное прилагательное - РОДОВЫ. Таким образом, искусственное происхождение надписей и скола торца данного камня не подлежит ни малейшему сомнению.
Мы перелетели на другую скалу, где провели около пяти часов, найдя много интересных объектов. Например, еще один камень имел стреловидную форму, указывая на что-то, что находилось по отношению к нему вверху. В том, что этот указатель поставлен людьми, сомнений быть не может, поскольку камень не лежит, а стоит, врытый в землю, хотя такая форма его положения на земле противоречит закону энтропии. Но, как обычно, главные доказательства - это чтение надписей.
Первая же надпись, которая проступает на маленьком камешке слева от указателя - это слово МАРА. Следовательно, где-то недалеко располагался храм Мары, он находился гораздо выше, в горах. Однако данная надпись должна быть непременно подтверждена другими надписями на самом указателе.
В центре указателя читается традиционное название данной части континента - РУСЬ ЯРА. Далее можно прочитать слова МАЯК МАРЫ ЯРА. О том, что это МАЯК, мы догадались по необычной форме и вертикальному расположению камня. О том, что он имеет отношение к святилищу Яра, говорят все остальные прочитанные на других камнях надписи, а то, что этот камень относится именно к храму Мары, подтверждает первое чтение на соседнем камешке.
Чуть выше можно прочитать слова РУНА МАРЫ. Насколько я сейчас понимаю, РУНЫ МАРЫ - это то же самое, что и РУНА МАКОШИ, то есть РУНИЦА, которой, видимо, написана часть надписей храма Мары. Наконец, на самом нижнем фрагменте читаются слова МАРА - РУКА ЯРА. Хотя Мара по происхождению гораздо старше Яра, но в данную эпоху господства Яра все старшие боги рассматривались, видимо, как РУКА ЯРА.
Среди камней попадались не только маяки Яра, но и обычные указатели. На таком камне я прочитал надписи ЯРОВА РУСЬ вверху и ЯРА ХРАМЫ внизу. Первая надпись означает, что данная местность во времена сооружения храмов относилась не к русскому Северу, а к Прибалтике, которая называлась тогда Ярова Русь. Вторая надпись свидетельствует о том, что все храмы святилища были посвящены богу Яру и тем самым не отличались по характеру посвящения от храмов Прибалтики.
Однако, как я ни вглядывался в камни, так и не понял, где же находится сам храм Яра. Мне казалось, что поскольку мы не забрались на самую высокую скалу Нинчурта, то поэтому мы и не смогли увидеть сам храм Яра. Надписи же на всех указателях свидетельствовали о том, что храмы Яра, Макоши и Мары расположены где-то поблизости и наверху, на горе. Но на какой именно - в этом и состоял основной вопрос.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.190 секунд