В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Сентябрь 7, 2008

Камень со звездой из аллеи камней Минска

Автор 19:59. Рубрика Языческие храмы

Камень со звездой из аллеи камней Минска

В.А. Чудинов

В ходе экспедиции по Белоруссии (27-30 июля 2008 года) я посетил (27 июля) аллею камней Минска. Уже в моей книге о камнях (ЧУД) я отмечал, что в Белоруссии изучение культовых камней ведется гораздо успешнее, чем в России; тогда шла речь о так называемых Борисовых камнях. Теперь я с удовольствием принял в дар от моего проводника Андрея Скрипки книгу, изданную о ледниковых валунах на белорусском и русском языках (ЛЕД) от имени института геологии, геохимии и геофизики Белорусской Академии наук.

Аллея камней. «Аллея валунов представляет собой цепь наиболее крупных ледниковых глыб, выложенных вдоль дорожки, соединяющей микрорайон Уручье-1 с Академгородком. Это валуны, доставленные со всех уголков республики. Они разнообразны по составу, форме, размерам. На аллее можно встретить породы практически всех разновидностей, представленных на различных площадках Экспериментальной базы. Экспонаты аллеи валунов как бы концентрирую в себе сведения, содержащиеся в зонах «Питающие провинции», «Формы валунов», «Петрографическая коллекция», «Карта». Отдельный участок на аллее отведен теме «Камень в жизни человека». В частности, здесь демонстрируются барельефы, созданные В.Я. Янушкевичем по легендам и преданиям о валунах Такие легенды рассказывают о превращении девушки в птицу, о змее, переплывающем озеро к любимой, о камне-портном, о черте, захотевшем разрушить костёл. В дальнейшем здесь буду размещены группы камней в сочетании с различными представителями растений, оформленными в виде клумб и газонов» (ЛЕД, с. 125, автор - М.Е. Зусь).

Знакомство с Экспериментальной базой просто поражает воображение, ибо на территории в 6 га собрано около 2 тысяч камней. То что было пределом моих мечтаний, в Минске воплощено наяву. Понятно, что такая работа была бы не под силу археологам; ее провели геологи. Теперь они имеют возможность изучать ледниковые валуны непосредственно перед входом в свой институт. Более того, о валунах выпускаются монографии, примером чего является процитированная книга.

Культовые камни. Отдельный раздел книги посвящен культовым камням, написанный известной исследовательницей Л.В. Дучиц. «Почитание камней известно у многих народов, начиная от эпохи каменного века. Поклонение некоторым валунам дожило до наших дней. Культовым камням приносят в дар монеты, лен, шерсть, пищу и цветы. Дождевая вода из выемок таких камней, по народным поверьям, считается целебной. На территории Беларуси в настоящее время насчитывается более 200 культовых валунов, имеющих большое исторической значение. Некоторые валуны отождествляются с людьми, наказанными за работу в праздник, или со свадебным поездом, который встретился с лютым змеем, был им проклят и окаменел. По преданиям, под одними камнями закопаны клады, а возле других в полночь танцуют черти» (ЛЕД, с. 111).

Обращаю внимание на то, что в то время как белорусские исследователи отмечают историческое значение культовых камней (по словам Л.В. Дучиц, даже большое), русские археологи, как это было продемонстрировано на IV Тверской международной археологической конференции, отказывают культовым камням как в историческом, так и даже в этнографическом значении, оставляя за ними только значение фольклорное. Полагаю, что последнее мнение связано с малой изученностью культовых камней и с отсутствием у нас такой Экспериментальной базы, которую смогла создать для себя Белорусская АН.

Площадка для культовых камней. «В южной части Экспериментальной базы в зоне «Камень в жизни человека» комплектуется экспозиция ледниковых валунов и изделий из них, имеющих историческое и культурное значение для белорусского народа. У центрального входа можно увидеть группу валунов со знаками различной конфигурации. Ранее эти камни находились на проезжей части улицы в деревней Стайки Логойского района Минской области на площади 20 × 4 м. Изображения представляют собой Ф-образные фигуры, солярный знак с восемью лучами, образованными четырьмя пересекающимися в центре прямыми линиями, а также крест с расширенными концами. Эти изображения специалисты-историки сопоставляют с аналогичными знаками в окрестностях Новгорода, которые в свою очередь похожи на наскальные изображения, обнаруженные в Швеции. Появление таких знаков шведские учёные относят к третьему тысячелетию до нашей эры. Недавно в окрестностях реки Свирь Мядельского района Минской области был обнаружен и привезен в экспозицию еще один валун с изображением знака аналогичной конфигурации. Такие валуны представлены разными горными породами - гнейсами, гранитами, кварцитами и др.» (ЛЕД, с. 125-126, автор - В.Ф. Винокуров).

В этом отрывке заключена весьма важная информация. Во-первых, перечисленные породы относятся к числу весьма прочных - это не песчаник, не мрамор и не известняк. Иными словами, эти породы невозможно обрабатывать ни бронзовыми, ни даже железными орудиями, а только более плотными камнями, например, диоритами. Так что нанесение различных изображений здесь невозможно объяснить развлечением в часы досуга - эта деятельность требует специальных инструментов и специальных навыков. Далее, пусть весьма приблизительно, но указана датировка изображений - третье тысячелетие до н.э. Это сразу подтверждает многие мои построения, хотя и частично. Однако если на данных камнях будут обнаружены микронадписи руницей или протокириллицей, такая дата создаст некое новое доказательство существованию докирилловской письменности.

Камень со звездой в виде солярного знака. Общий вид камня показан на рис. 1. Он представляет собой плоскую плиту, почти прямую со стороны ближайшей кромки и полуовальную со стороны дальней кромки. По своей форме и размерам он весьма напоминает камень Апраксина; возможно, он также отбит в левой части. Тем самым можно предположить, что это - один из камней мима.

minsk1.jpg
Рис. 1. Общий вида камня со звездой из аллеи камней Минска

Знаки на камне также напоминают по характеру полукруглых и прямых линий на рисунках, выбитых на поверхности, камень Апраксина.

Выделение ликов и чтение надписей. Рассмотрение начнем слева, с рельефа, напоминающего животное, которое я пометил цифрой 1. Если принять морду зверя над выделенной мною белой линий за небольшую медвежью, то перед нами будет зооморфный лик Макоши, данный анфас и несколько сверху. Чуть выше этого лика находится изображение женского лица с наклоном вправо и немного развернутого вправо, которое я обозначил цифрой 2. Лицо по своему удивительно: рот полуоткрыт, большие глаза не только открыты (на многих изображениях лиц глаза или опущены вниз или прикрыты), но смотрят вправо и немного вниз, как бы на саму плиту, прическа напоминает стрижку «ёжик». Такие лица нам еще не встречались. Надпись у основания стрижки передает слово МИРЫ, а надпись от уха до глаз - слово МАКАЖИ. Такого рода надпись нами фиксируется впервые. Привычная надпись - МИР ЯРА; здесь же упоминается не просто мир Макоши, но вообще МИРЫ. Возникает представление, что данная плита привезена откуда-то с севера. Кроме того, антропоморфный лик Макоши нами так же встречен впервые.

minsk2.jpg
Рис. 2. Выделение наиболее крупных изображений на камне

Левая сторона изображения (правый бок медведицы) содержит ряд ликов. Лик на уровне головы медведицы, который я пометил цифрой 3, оказывается двойным, ибо его нижнюю часть можно понять как львиную морды, повернутую влево, тогда как верхняя часть представляет собой так же львиную морду с разворотом влево, но еще больше наклоненную влево. На глазах каждого из этих зооморфных ликов, как и следовало ожидать, написано слово ЯР. Так что медведица Макошь оказывается Яровой.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.1MB | MySQL:11 | 0.148sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.268 секунд