В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 7, 2007

Как не спутать древние петроглифы с современными?

Автор 11:04. Рубрика Священные камни

Как не спутать древние петроглифы с современными?

В.А. Чудинов

Надписи на камнях в науке называются петроглифами (петрос – камень, глифы – надписи), независимо от их возраста. Чаще всего нам приходится видеть современные надписи на камнях, которые мы могли бы принять за древние. Чтобы такой путаницы не произошло, я хотел бы привести пару фотографий, на которых можно было бы отчетливо увидеть эти отличия.

Вид современных камней. Один из постоянных слушателей моих лекций в лектории Политехнического музея передал мне во время моего последнего выступления 17 декабря 2005 года фотографии камней Полозового оврага парка Коломенское в Москве.

Мое чтение надписей на двух камнях Коломенского

Рис. 1. Мое чтение надписей на двух камнях Коломенского

Общий вид камней и чтение на двух ближайших показано на рис. 1. На нижней кромке верхнего камня читается слово МИР, то же самое можно прочитать и на верхнем камне слева. На ближнем камне сверху можно прочитать слово КРАС, буква С может быть прочитана и как Н, чуть правее написано ОЯ, левее буквы Р более мелко написаны буквы РСК, две буквы И можно прочитать под буквами Р и А верхней строки. Слово КРАС можно прочитать и как слово КРАЙ. Тем самым, читаются слова КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ. Правее написана аббревиатура института, МИФИ, то есть, Московский инженерно-физический институт. Внизу камня в правом углу можно прочитать аббревиатуру МГПИ, то есть, Московский государственный педагогический институт. Поскольку в наши дни он называется педагогическим университетом, надпись сделана до 1990 года. Надпись на средней строке можно прочитать как ХИМКИ, название одного из ближайших к Москве городов-спутников.

Таким образом, перед нами находится обычное творчество туристов, которые любят оставлять надписи о своем пребывании. В данном случае их оставили студенты двух столичных вузов, Краснодарского края и жители одного из ближайших подмосковных городов.

Мое чтение надписей на других камнях Коломенского

Рис. 2. Мое чтение надписей на других камнях Коломенского

На другой фотографии, представляющей то же скопление камней, но с другого ракурса, можно выявить другие надписи, например, на центральном – МГПИ (букву П вначале пропустили, а потом вписали меньшего размера и глубины), и кверху ногами – ТАМБОВА (это совсем другая надпись, не имеющая никакого отношения к слову МГПИ). Слева от этого центрального камня находится другой, на котором менее глубокими буквами написано имя МАРАТ. То же имя читается и на самом близком камне внизу. На камне чуть подальше начертана кверху ногами аббревиатура ОДДП (ее смысла я не знаю). На самом далеком камне выгравировано слово ТАМАРА, в котором между буквами А и Р вставлена (но чуть выше) буква В. Наконец, на ближайшем камне справа можно прочитать имя ВАНЯ и дату – 1949 год.

Подобные надписи нас не интересуют с точки зрения их содержания, которое ничем не отличается от обычных надписей туристов. Однако, эти надписи весьма интересны в плане их сопоставления с древними текстами. Дело в том, что нас иногда упрекают в том, что мы читаем на камнях некие знаки, оставленные досужими туристами от нечего делать. Данные фотографии – прекрасный повод выявить отличия между современными и древними надписями.

Выявленные отличия современных надписей. Попробуем сформулировать несколько отличий современных камней от древних.

1. Древние камни обычно резко отделены друг от друга не только в физическом плане, но и петрографически, то есть, как правило, представляют собой разные горные породы, или разные варианты одной горной породы. Здесь же все камни покрыты каким-то окаменевшим связующим веществом, которое сцементировало их вместе, залив все промежутки и образовав однородное (и, вероятно, довольно мягкое) покрытие.

2. Надписи на древних камнях с первого взгляда незаметны, и приходится долго вглядываться, прежде чем начинают различаться отдельные буквы. Сразу прочитать все слово, как правило, затруднительно. На современных камнях надписи заметны сразу, поскольку их буквы могут составлять от 10 до 30% высоты камня. Таких крупных букв на древних камнях мы не встретили ни разу.

3. Буквы на современных камнях имеют практически параллельные друг другу мачты и почти одинаковые размеры, чего никогда не встречается на древних памятниках. Напротив, древние буквы всякий раз имеют и свое начертание, и свои размеры.

4. Линия строки на современных камнях не только представляет собой прямую линию, но она и еще практически горизонтальна. Напротив, на древних камнях, даже если встречается письмо в линию, буквы стоят либо чуть выше, либо чуть ниже линии строки. Сама строка при этом представляет собой диагональ, повышающуюся вправо с углом наклона к горизонту примерно в 20-300. Но чаще вместо строки используется некоторое гнездо букв.

5. На современных камнях одно слово присутствует на одном камне один раз. Напротив, на древних камнях оно редко повторяется 2-3 раза; гораздо чаще оно повторяется десятки раз, варьируя в размерах, местах расположения и ракурсах так, чтобы его можно было прочитать на любом удалении от камня и при подходе к нему с разных сторон.

6. На современных камнях каждое новое слово пишется на новом месте, свободном от букв другого слова. Напротив, на древних камнях каждое слово пишется так, как будто бы кроме него никаких других слов не существует. Это приводит к наложению одних слов на другие, что образует причудливый рисунок.

7. На современных камнях промежутки между буквами почти постоянны. Напротив, на древних камнях промежутки между буквами могут быть и большими (буквы пишутся как бы в разрядку), и малыми (буквы могут касаться друг друга в пределах одного слова). Более того, на древних камнях буквы могут быть разорванными или, напротив, составлять такие лигатуры, при которых буквы не соприкасаются друг с другом, а налагаются одна на другую, будучи сдвинуты на заметные доли размера буквы.

8. В силу сказанного современные надписи легко выделяются и просто читаются, причем все слова в силу их одинакового размера и стандартного написания равнозначны. Напротив, на древних камнях имеется сложная иерархия между титульными, большими, средними, мелкими и мельчайшими надписями.

9. Современные надписи в рассмотренном случае процарапаны или пропилены каким-то металлическим предметом, скорее всего, напильником. Напротив, древние надписи имеют самые разные техники нанесения: точечные буквы накалываются шилом, обычные буквы наносятся путем скалывания поверхности камня чем-то вроде зубила, имеются примеры травления букв какими-то химическими реактивами, буквы также могут нашлепываться или навариваться. Подробности двух последних техник пока неясны.

10. Таким образом, в современных надписях господствует стандарт и унификация. Напротив, древние надписи весьма разнообразны во всем: в технике исполнения, в начертании, в наличии лигатур или разрядок, даже расчленении, в углах наклона к горизонту, в количестве повторений каждого слова, в его размерах и в его расположении относительно других слов.

Современные надписи на камнях (петроглифы) просто имитируют современные печатные буквы, допуская, однако, едва заметные отклонения от заглавных начертаний и от нормального расположения. Их назначение – сугубо субъективное: зафиксировать пребывание данного субъекта (реже другого, например, любимой девушки), или данной организации в данном месте.

Напротив, на древних камнях передавалась объективная информация: какого бога воплощает данный камень, и мастерские какого храма несут ответственность за его изготовление. Часто помечалась также принадлежность камня к той или иной местности. Древние камни передавали и древнее письмо, еще не подвергшееся стандартизации. Надписи на священных камнях сами считались сакральными, и видеть их дозволялось лишь посвященным. Отсюда и весьма неброские и почти незаметные начертания на камнях по принципу «не испорти камень надписью».

Иными словами, на современных камнях автор надписи увековечивает себя, дорогого и любимого, считая камни одним из долговременных носителей информации. Насколько такая надпись украсит сам камень или ландшафт, ему безразлично. Его не волнует также и то, что все надписи такого типа стандартны во всем: и в технике нанесения, и в расположении и размерах букв, и в перечислении имен и названия организаций. Напротив, в древних надписях наши предки старались не портить ни камень, ни ландшафт; сами надписи были весьма изобретательными, а посвящались они не себе, а богам. Да и изготавливались они не кустарно, как современные, а в специально оборудованных мастерских.

Заключение. Таким образом, сопоставление древних и современных надписях нам показывает наличие совершенно разного мировоззрения, то есть, отношения к себе, к природе и к высшему началу, как у нас, так и у наших предков. Предки жили в гармонии с природой, с богом и собой, мы же стремимся к самолюбованию и назойливому напоминанию о себе всеми возможными нам способами. В том числе и с помощью петроглифов. Это – отличия, так сказать, философского характера.

Но имеются отличия и чисто технического плана. Наши предки делали каждую букву штучно, уникально, ни одна буква надписи, даже одного вида, не совпадает с другой ни по рисунку, ни по размеру, ни по развороту на поверхности камня. Мы же – рабы стандартизации, мы стремимся писать по линеечке, одинаковые по размерам, наклону и расстояниям друг от друга очень тонкие буквы. Мы это делаем ради забавы, а не ради исполнения религиозного долга, как наши предки.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.07MB | MySQL:11 | 0.505sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.708 секунд