В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 7, 2007

Славянская мифология и русский корнеслов

Автор 10:58. Рубрика Исследования по русскому языку

Славянская мифология и русский корнеслов

В.А. Чудинов

Предлагаю вниманию читателя мою брошюру в том виде, в котором я ее задумал в 2000 году. Издать мне удалось в 2001 году.

Титульный лист. Он был задуман так:

ЦЕНТР ДРЕВНЕЙ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

И КУЛЬТУРЫ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИИ НАУК О ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК


корнеслов

В.А. Чудинов

Славянская мифология и русский корнеслов

Краснодар, 2000

Комментарий. Поскольку возможностей издать брошюру в 2000 году в Москве не находилось, я решил ее издать в Краснодаре, в филиале МЭГУ. Но потом нашлись возможности ее издания в Москве, где она и была издана в 2001 году на 36 страницах.

СОДЕРЖАНИЕ

Возможности реконструкции

Мировое яйцо

Яйцо в русском корнеслове

Некоторые названия, связанные с водой

Более древняя семантика воды

Термины с корнем ЛАК и СЫР

Слова с корнем, начинающемся на МА

Проблема МОРЕ-ОКИЯНА

Слова с корнем ЙАР

Слова с корнем КОР/КОЛ

Проблема ДАЖЬБОГА

Проблема богов воздуха

Боги земного огня

Общая картина эволюции пантеона

Заключение

Литература

Хотя славяне ничем не уступали другим народам, с нашим прошлым творится что-то странное. Древней Русью объявлена Русь средневековая, тогда как об античной Руси в широко известных учебниках истории практически ничего не говорится. Весьма слабо известна и славянская мифология, хотя она занимала в древней Руси ничуть не менее почетное место, чем греческая мифология в античной Греции. Практически не исследуется докирилловское славянское слоговое письмо, которым славяне пользовались много тысяч лет. Короче говоря, возникает впечатление, что Русь до крещения вызывает у историков мало интереса...

Но есть и объективная причина – наличие весьма малого числа источников. Греческие мифы записывались еще в языческий период. Возможно то же самое существовало и у славян, однако в процессе христианизации многие из документов, записанных на дощечках из бука и коре березы, погибли в забвении или были сожжены. В результате славянская мифология, которая, тем не менее, продолжала существовать наряду с христианством и до некоторой степени под видом христианства, все же век от века оттеснялась от центрального места в культуре и постепенно переходила на духовную периферию, что часто сопровождалось уходом и на периферию политико-административную, в города и веси вдали от столиц и центров уделов. Поэтому когда в ХIХ веке ученые попытались записать остатки славянской мифологии, им пришлось собирать материалы буквально по крупицам. С одной стороны, это были этнографические материалы о характере народных празднований, календарных обрядов, песен, танцев и хороводов, о верованиях, суевериях и преданиях. С другой стороны, это были сюжеты народных сказок; в общем-то тоже этнографический материал, но уже весьма специфический. С третьей стороны, можно было просмотреть трансформацию христианского канона в славянской среде и попытаться выявить в нем остатки языческой мифологии. Вот по этим-то скудным данным ученые и стараются реконструировать славянские мифы.

Возникает впечатление, что эти источники иссякают. Сложно стало с народной культурой провинциальных городов и весей: индустриализация и коллективизация внесли в народный быт социалистические отношения, снабдили их радиотрансляцией, а во второй половине ХХ века туда пришло телевидение. Многочисленные виды традиционного народного творчества резко пошли на убыль, так что этнографическим экспедициям записывать стало нечего и не у кого. Остается дополнительное обследование уже записанных сюжетов, но вряд ли оно даст много. Уже проведено и изучение языческих напластований на христианство. Вместе с тем есть источники, почти не тронутые. В нашей данной работе мы попытаемся использовать один из них: русский язык. Именно в его корнях сохранились те отношения к вещам и событиям, которые были характерны для древнего общества при назывании этих предметов. Наука о наименовании лиц и других предметов называется ономастикой; обычно она изучает имена собственные (собственно имя, отчество, фамилию), имена племен и народов, имена стран, рек, озер, морей, гор, населенных пунктов. Но вполне возможно изучение и имен неодушевленных предметов, понимая их, однако, не с современных позиций, а с древних. И тогда мы получим палеоономастику, науку о древних наименованиях.

Возможности реконструкции. Рассмотрим несколько привычных слов, чтобы убедиться в возможностях обращения к корням слов как особенностям нового метода. Вот, например, слово ОГОНЬ, где очень трудно выделить корень – возможно, им будет все это слово. Но это только с позиций современного языка. Древний, индоевропейский корень был из трех звуков и состоял из согласного + гласный + согласный. Поэтому древний корень данного слова будет ГОН, (древние корни мы будем писать в дальнейшем с большой буквы), а все слово можно представить как оГОНь. Корень ГОН нам хорошо знаком по массе слов: ПОГОНЯ, ПОГОНЯТЬ, ПОГОНЩИК, ОТГОННОЕ скотоводство, УГОНЯТЬ, УГОНЩИК и т.д. Следовательно, и ОГОНЯТЬ – примерно то же, что и ОТГОНЯТЬ, но с примесью смысла ВОКРУГ (например, ОКАПЫВАТЬ – это КОПАТЬ ВОКРУГ). Тем самым ОГОНЯТЬ – значит ГОНЯТЬ ВОКРУГ, ПРОГОНЯТЬ или ОТГОНЯТЬ ВО ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ.

Как видим, сравнение с близкородственными словами прояснило смысл слова ОГОНЬ. Наши предки назвали пламя не ВЫПЕКАЛКОЙ, не ЖАРИЛКОЙ, не ВАРИЛКОЙ или КИПЯТИЛКОЙ, словом, не одним из бытовых, «кухонных» назначений. А между тем, более поздний предмет, заключающий в себе ОГОНЬ, уже называется ПЕЧЬ, то есть ВЫПЕКАЛКА. Но он и не ТЕПЛИЛКА, не ПРОГРЕВАЛКА, не СВЕТИЛКА и не КОПТИЛКА, хотя опять-таки более поздний предмет с огнем для освещения жилища называется СВЕТИЛЬНИК, то есть СВЕТИЛКА. Стало быть, в слове ОГОНЬ не передается вообще домашнее назначение огня. Очевидно, это слово появилось еще до применения пламени в жилище. Кого же следовало ОГОНЯТЬ в древности от места ночевок людей? Разумеется, диких животных. Таким образом мы приходим к очень древнему, возможно, палеолитическому происхождению слова ОГОНЬ.

А вот два других слова: ПОЛЕ и ПОЛЯНА. Опять на первый взгляд трудно выделить их корни; однако, опираясь на предыдущий пример, легко чисто формально написать ПОЛе и ПОЛяна. Второе слово отличается от первого родом и наличием суффикса принадлежности ЯН-; стало быть, ПОЛЯНА – это нечто, относящееся к ПОЛЮ, ПОЛЕОБРАЗНОЕ. Более ранним, таким образом, будет слово ПОЛЕ.

Теперь попробуем оттолкнуться от слова ПОЛый – ПУСТОЙ. В таком случае ПОЛЕ – это ПУСТОШЬ, а ПОЛЫМЯ (ПЛАМЯ) – ОПУСТОШИТЕЛЬ. В таком случае спрашивается: от чего ПОЛЕ пусто и за счет чего? Ясно, что ПОЛЕ – пустое место в смысле отсутствия деревьев, леса, а опустело оно за счет опустошителя – ПОЛЫМЯ (ПЛАМЕНИ). Тем самым ПОЛЕ – это выжженное в лесу место, а ПОЛЯНА – такое же место, но меньших размеров. Вероятно, такие участки появлялись в лесах после лесных пожаров. Но если присмотреться к слову ПОЛЫЙ, то ясно, что ПОЛЫЙ – не просто ПУСТОЙ, а ВЫЖЖЕННЫЙ. В самом деле: наши предки когда-то выдалбливали лодки; позже места для гребцов стали выжигать, что намного ускорило процесс создания лодки. Но тогда и ПОЛЕ – место, выжженное от растительности ЧЕЛОВЕКОМ, а это уже подводит нас ко времени подсечно-огневого земледелия, к началу неолита. В дальнейшем, однако, слово ПОЛЫМЯ подверглось трансформации, стало звучать как ПЪЛамя (знак Ъ означает редуцированный гласный звук О или А), а затем и ПЛамя; глагол же стал выглядеть как ПАЛить, а горючий материал как ПАЛка. Но слово ПАЛИТЬ передает смысл СЖИГАТЬ и подразумевает субъект действия, того, кто сжигает. Исходным же глаголом можно считать ПЫЛАТЬ, то есть ГОРЕТЬ без посторонней помощи. Отсюда и существительное ПЫЛ со смыслом ЖАР. Но от ПЫЛАТЬ можно произвести другое существительное, ПОЛЕНО – то, что может пылать, топливо. На этих примерах мы демонстрируем удивительную способность корневых гласных к трансформации: ПАЛ-ПОЛ-ПЫЛ-ПЪЛ (разумеется, подобная цепь всего из четырех звеньев – не рекорд в чередовании гласных).

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.17MB | MySQL:11 | 0.383sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.412 секунд