В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Ноябрь 21, 2008

Каменная карта Старой Рязани

Автор 12:49. Рубрика Каменные миниатюры

Каменная карта Старой Рязани

В.А. Чудинов

Этот раздел был опубликован в моей книге (ЧТА, с. 146-152), однако не известен читателям сайта. После публикации статьи о каменных миниатюрах я вначале решил, что эта рубрика у меня долго не будет пополняться новыми материалами. Однако, вспомнив о надписях и о целой карте на обычной гальке, я решил, что именно этот пример как нельзя лучше подходит под раздел каменных миниатюр, и потому решил, чуть удлинив текст и дополнив рисунки парой новых дешифровок, разместить его на сайте.

План города на гальке. Анализируя ряд изделий Старой Рязани по изображениям, опубликованным археологами, я наткнулся на карту, вырезанную на гальке. В тексте самого исследования археологов имелась только ссылка на данное изображение как на подтверждение сложного внешнего вида города; подпись под рисунком гласила: «Речная галька с "планом" Оки, Спасского затона и устья Прони. На камне план воспроизведен зеркально» (ДАР, с. 13, рис. 4). Это было удивительно: неужели рязанцы рисовали даже карты, да еще на камне? Я решил проверить, дав изображение в увеличении. Ведь если это так, то перед нами просто сенсационное изделие!

kartakamen1.jpg
Рис. 1. Мое чтение надписей на карте из Старой Рязани

Первоиздатели расположили гальку по горизонтали. Однако, вглядываясь в скопление точек по краям, я понял, что ее следует расположить по вертикали, а середину дать отдельно в еще более крупном изображении. Выполнив это, я увидел, что карта, бывшая немой в малом масштабе, оказалась подписанной. Как всегда, для выявления надписей, приходится напряженно всматриваться во все штрихи. И первое же слово на самом верху, начертанное очень тонкими рисками, оказалось словом МАСТЕРА, то есть частью обычной ремесленной формулы. Стало быть, перед нами не просто плод досужего творчества камнереза-любителя, но профессиональное изделие. Это уже не просто интересно, но интересно в высшей степени!

Чтение надписей в прямом цвете. Теперь попробуем озвучить данный чертеж. Начинается он с клинышка острием вверх, под которым знаками руницы написано слово МОСЬТЪ, то есть МОСТ. Так что путь в город начинался с моста. Поскольку данная местность возвышается над рекой Окой, которая на плане должна быть левее, мост имел сугубо средневековое назначение: защиты от неприятеля. Вероятно, он задвигался или поднимался при приближении врага. Ниже, где проходит второй контур городской стены, можно прочитать слово СЬТЕНА, то есть СТЕНА. Так что и эта важнейшая деталь городского поселения тоже подписана.

Еще ниже прямо под надписью СЬТЕНА находится надпись ХРАМЪ, то есть ХРАМ, которая поясняется более низкой надписью МАЛА ЦЕРЬКЪВЬ, то есть МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ. Следовательно, церквей было как минимум две, и первой на пути входившего в Рязань была Малая. Еще ниже я читаю слово ЦЕНЬТЪРЪ, то есть ЦЕНТР. Понятно, что тут располагался центр города. Это слово я привел в увеличенном виде, взяв надпись с изображения справа. Правее в виде точек и зигзагов написаны слова ПУТЬ КЪ ХРАМУ. Правда, диагональное расположение улицы показывает, что это - вовсе не путь к Малой церкви, а дорога к месту пересечения всех линий города. Вероятно, тут и располагался Большой храм. Слово ПУТЬ в две строки начертано и ниже, и совсем низко, ниже точки пересечения. Все эти пути тоже нацелены на точку пересечения улиц. Наконец, само пересечение образует знаки руницы слова ЦЕРЬКЪВЬ, то есть ЦЕРКОВЬ. Так что Большой храм назывался просто Церковь. Такова верхняя часть плана города.

В нижней части города, в самом низу на схеме размещены две линии, на каждой из которых по-разному начертано одно и то же слово ЗАМОКЪ, то есть ЗАМОК. Чуть выше и правее находится еще одна диагональная надпись, читаемая как КЪРЕМЪЛЬ, то есть КРЕМЛЬ. Тем самым замок составлял часть Кремля. На этом схема закончена. А из надписей вне схемы слева на уровне Большой церкви по краешку гальки идет крупная надпись МАСТЕРСКАЯ. Надписей с этим словом по краю идет довольно много, как это обычно и бывает на ремесленных изделиях. Наконец, внизу камня я читаю несколько размытую надпись ХРАМ ЯРА.

Уже из сказанного ясно, что археологи ошиблись, полагая, что на схеме изображена Ока, Спасский затон и Проня, а не сама Рязань. Уж чего-чего, но Кремля в затоне быть никак не должно. Вероятно, крепостные стены, показанные на схеме утрированно широко, археологи приняли за реки. Кроме того, меня весьма смущает то, с какой стати автор рисунка нарисовал Рязань зеркально? Однако, прежде, чем делать какие-то выводы, следует рассмотреть надписи негативного изображения.

Чтение надписей в обращенном цвете. Ясно, что негативное изображение демонстрирует иные надписи, причем если на позитивной части всю схему сопровождала руница (кроме выходных данных самих ремесленников), то теперь преобладает кириллица. Так, перед мостом помещены довольно крупные буквы слова КАРТА. Так что изготовитель понимал свое изделие не как план или тем более схему, а как карту. Приглядевшись к надписи вдоль стены левее и ниже моста, можно прочитать название (в одно слово) ОКА РЕКА. Вероятно, под Окой тут понимается жирная левая линия, а пространство между линиями - это пространство между Окой и стеной Рязани. Гораздо ниже, между стеной слева и линией замка внизу, находится самая крупная надпись карты - слово ХРАМ, где букву Х перерезает белая диагональная черта; параллельная черта чуть выше разделяет буквы Х и Р, а черта еще выше проходит через середину букв А (вверху) и Р (внизу). Самая высокая диагональная черта проходит через узел всех линий и разрезает букву М. Так обозначена Большая церковь. А чуть ниже, там, где находится замок, написано ЗАМОК (хорошо видна буква М и прильнувшая к диагональной линии буква О). Правее и ниже замка в двух смежных кварталах написаны трудно различимые слова ПОСАД. Следовательно, как раз тут, у противоположной от входных ворот стены города и размещались жилые районы.

kartakamen2.jpg
Рис. 2. Мое чтение надписей на негативном изображении гальки со схемой

Выше, в области Малой церкви, выше и ниже нее, начертаны два одинаковых слова ЦЕРКОВЬ. Вероятно, слово ХРАМ применялось для Большого, главного святилища Рязани, а слово ЦЕРКОВЬ - для Малого. Правее и чуть ниже в две строки начертано слово СТЕНА. Слово СТЕНА или СТЕНЫ написаны и в некоторых других местах.

Вне чертежа города самой большой надписью является нижняя, где написано МАСТЕРА, как обычно, со слоговым ТЕ. Это же слово встречается и в нескольких других местах, равно как и слово МАСТЕРСКАЯ. Под наиболее крупным словом МАСТЕРА можно видеть и одно из написаний его фамилии, МАКАРОВА, и это слово встречается еще в нескольких местах. Так что карта создана в МАСТЕРСКОЙ МАСТЕРА МАКАРОВА. Наконец, в самом низу камня можно прочитать слова МИР ЯРА.

Я не уверен, что прочитал все надписи данной гальки, хотя выявил и показал на двух изображениях не менее 40 слов. Для предмета малых размеров такое их количество удивляет: какова же была техника нанесения знаков на поверхность камня!

Правда, иной критично настроенный читатель может сказать, что назначение карты - это высокая точность передачи местности, а не плотность нанесения названий. Что ж, попробуем оценить точность данной карты по сравнению с современной, которую археологи тоже привели. Правда, я полагаю, что для верного сравнения следует нанести на средневековый чертеж все выявленные мной надписи (относящиеся к карте, а не к обозначениям мастерской изготовителя). Следует также учесть, что карта на гальке представляла собой не научный чертеж, а схему для бытовых нужд, так сказать, средневековый ширпотреб (правда, весьма длительного пользования).

kartakamen3.jpg
Рис. 3. Сравнение карты на гальке с современной топографической картой Старой Рязани

Сопоставление каменной карты с данными современной топографии. Посмотрим теперь на степень совпадения рисунков на карте 800-летней давности с данными современной топографической съемки (ДАР, с. 12, рис. 2). Первое, что бросается в глаза - это прекрасное выдерживание направления на север нашими далекими предками. А далее меня по настоящему восхищает изображение крепостной стены, сделанное на глазок - оно почти точно соответствует топографической съемке, сделанной специальными приборами. И меня совершенно не смущает, что река Ока показана не широкой протокой, а одиночной, хотя и жирной линией, а крутой склон к ней так, как обычно рисуют горные кряжи, отходящими диагоналями - это все картографические условности. Важно то, что Ока расположена к западу от Рязани, имеет изгиб, и такой же изгиб имеет и западная городская стена. Достаточно точно передан и профиль восточной стены. Южная стена укорочена против натуры, а ее западный прогиб сначала на север, потом на юг вообще не отмечены. Еще более, примерно вдвое укорочена северная стена, так что мост при входе в город на галечной карте мыслится через ее восточные ворота, хотя на самом деле он находился почти на западе северной стены. И при всем том я продолжаю утверждать, что рисунок выполнен очень профессионально, в чем может убедиться любой желающий нарисовать план центральной части города от руки. Во всяком случае, город на данной карте вполне узнаваем.

Хуже обстоит дело с изображением центральных улиц. Нижнее Т-образное пересечение на карте пересечением не обозначено, и можно только предполагать, что эту западную улицу обозначает слово КРЕМЛЬ, а верхнее обозначено диагональной надписью ПУТЬ К ХРАМУ. Диагональный главный путь от ворот к центру на карте изображен как путь строго на юг. В результате отождествление поперечных улиц оказывается делом не очень простым. Однако, учитывая высказанные предположения, можно сказать, что погрешности карты все же не очень велики, и наиболее искажено направление улицы ПУТЬ К ХРАМУ после ее пересечения с главной улицей.

С другой стороны, если учесть, что на топографическом плане местности черным отмечены места раскопов, то, ориентируясь на галечную карту, можно сказать, что наиболее интересные места, а именно оба храма, центр города, замок и посад пока еще не подверглись раскопкам. Так что данная карта за 800 лет своего существования пока не потеряла определенной информативности.

Обсуждение. Итак, я полагаю, что в целом данная карта была составлена весьма профессионально и вполне выполняла свою роль - дать ориентировку в Рязани. Поэтому, как это ни удивительно, приходится признать, что по меньшей мере в XII веке существовало картографическое "издательство", подыскивающее нужной формы и размера гальку, вырезавшее на ней более или менее точно план города (вероятно, с какого-то эталонного плана) с необходимыми словесными пояснениями как руницей, так и кириллицей, а также с обычными выходными данными ремесленников, и продававшее затем небольшой тираж на рынке.

Каменная карта - это очень полезная вещь. Она сделана на гальке - весьма доступном, а потому очень дешевом материале. Далее, она небольшая, легко умещается на ладони, да и весит немного. Разбить ее почти невозможно, в огне она не горит, в воде не размокает, не прокисает и не плесневеет, на солнце не выцветает и не загорает. Так что ее можно только потерять, поскольку иные способы утраты почти исключены. Но, что меня в данном случае особенно привлекает - она может храниться веками без изменения, служа прототипом не только для каменных, но и для бумажных карт местности.

Теперь - несколько слов о миниатюрных надписях. Естественно, что читать их даже нынешним специалистам довольно сложно. Однако именно то, что причиняет головную боль современным эпиграфистам, как мне кажется, было предметом особой гордости, или, скорее, элегантным пижонством ремесленников. Часто они писали таким мелким шрифтом, который оказывается заметным только при увеличении, из чего следует, что он просто невидим невооруженным глазом. Именно к этому и не были готовы современные исследователи, ориентированные на современный броский и крупный шрифт рекламы и на полуграмотные крупные начертания домашних прях. Однако средневековые ремесленники не только этот шрифт читали, они его писали! А из этого следует еще один неожиданный результат из необходимости писать ремесленную формулу: ремесленник должен был стать не только грамотным человеком, он должен был уметь создать первоклассную надпись мельчайшим шрифтом, и сделать это на изделии многократно. Теперь становится понятным, почему ученики обучались ремеслу по многу лет. Я полагаю, что последние годы ученики постигали как руничную, так и кирилловскую письменность, а заодно и каллиграфию, чтобы уметь не только вывести ремесленную формулу на своем изделии, но и создать ему определенную рекламу, а также сообщить некоторые подробности о себе. Если угодно, некоторые изделия уже несут на себе следы определенного жанра краткого повествования.

Заключение. Теперь становятся понятными основания, по которым я отношу данную каменную карту именно к каменным миниатюрам. Одновременно эта находка археологов помогает нам понять, каким образом до нас доходили древнейшие карты, в частности, Арктиды - их в своё время рисовали на камнях. А позже, разложив на камне ткань, пергамент или бумагу, весьма точно копировали ее по выступам и бороздкам. Замечу, что на мысль о каменном протографе меня натолкнул мой коллега - Леонид Васильевич Шершнёв. Полагаю, что каменные миниатюры смогут нам передать еще множество весьма любопытных текстов, а также чертежей и карт.

Литература

ДАР: Даркевич В.П., Борисевич Г.В. Древняя столица Рязанской земли. М., Издательство "Кругъ", 448 с.

ЧКК: Чудинов В.А. Коллекция камешков Сергея С. Сайт www.chudinov.ru, от 4.11.2008 г.

ЧТА: Чудинов В.А. Тайные руны Древней Руси. М.: Вече, 2005. - 400 с.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.11MB | MySQL:11 | 0.468sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.651 секунд