В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июнь 24, 2007

Камни Плещеева озера вокруг Синего камня

Автор 20:45. Рубрика Священные камни

Камни Плещеева озера вокруг Синего камня

В.А. Чудинов

Сотни людей посещают ежедневно Синий камень Плещеева озера: туристы, паломники, молодожены, язычники и просто любознательные.

Вид на Синий камень с Ярилиной (Александровой) горы
Рис. 1. Вид на Синий камень с Ярилиной (Александровой) горы

Кого-то привлекает энергетика камня, кого-то - рассказы о его перемещении, кто-то хочет с его помощью излечиться от недугов, а кому-то просто нравится посидеть на нем, а лучше - постоять (хотя стоять на святыне - святотатство).

По моему предложению в состав экспедиции Александра Волкова, исследовавшего данный камень, был включен экстрасенс, который должен был определить свои ощущения от поля камня. Своими впечатлениями он поделился с нами, рис. 2. На этой фотографии он рассказывает мне и Александру Волкову, сидящему справа, о своих впечатлениях от камня. При таком увеличении не очень видно, что далеко не всё в его рассказе меня устраивало, и в ряде деталей я сомневался, а он старался меня убедить, что хорошо видно на фрагменте этого снимка, представленного на рис. 3.

Поле Синего камня, на его взгляд, сильное, весьма своеобразное, нельзя сказать, чтобы оно относилось к людям сочувственно, но, конечно же, оно дает мощную подпитку всем желающим пообщаться с камнем. Но оно и не отталкивает людей.

На выяснение этих особенностей у нас ушло не более десяти минут, поскольку мы ухитрились вписаться в тот небольшой перерыв, когда одни посетители камня уже ушли, а другие только подходили и еще обладали терпением, чтобы немного подождать. За это же время я смог произвести небольшое исследование поверхности камня, весьма засыпанного песком с подошв многочисленных посетителей. Конечно же, лучше всего было бы вымыть камень из шланга водопроводной водой. Однако такой возможности не было. Я попробовал с помощью мокрой тряпки протереть небольшой участок камня (размером всего 20 х 20 см). Поверхность стала влажной и чистой, но сухая грязь в углублениях оставалась сухой и светлой, создавая весьма контрастную надпись. К большому сожалению, надпись была современной, с размером букв порядка 2 см, выбитых зубилом. Она гласила: ГАЛИНА и КРЫМ. Я ужаснулся: в редкие дни, когда поток посетителей к камню иссякает, кто-то приходит к нему с молотком и зубилом и оставляет на нем метки о месте своего проживания и имени любимой женщины.

Экстрасенс делится своими ощущениями об энергетике камня
Рис. 2. Экстрасенс делится своими ощущениями об энергетике камня

Я понял всю бесперспективность своих попыток обследовать большую поверхность камня за короткое время и в присутствии многочисленных паломников, которым моя деятельность явно мешала общению с камнем, и решил, что снимки Анны Устоевой, на основе которых я написал свою статью о Синем камне, намного более информативны. Больше никаких попыток читать надписи на самом камне я не предпринимал. А для группы телевизионных съемок, которая нас сопровождала, наиболее существенным была именно наша беседа с экстрасенсом, которую она и зафиксировала на пленку, рис. 4.

Другие камни. По предположению Александра Волкова при разрушении ведического святилища на Ярилиной горе ее камни были не только разбросаны рядом, но и увезены за многие километры. Соглашаясь с этим, я всё-таки предположил, что какая-то часть камней могла остаться тут же, на некотором удалении от Синего камня. Поэтому, как только внимание съёмочной группы привлекли посетители Синего камня, которые стали делиться своими впечатлениями, я с моим оператором Александром Владимировичем Поповым стал искать поблизости от Синего камня другие камни. Мои поиски увенчались успехом: менее, чем в 100 метрах были обнаружены два других камня.

Попытка убедить меня в справедливости деталей
Рис. 3. Попытка убедить меня в справедливости деталей

Первый камень. Он представлял собой валун серого цвета, на котором я заметил надпись и указал на нее пальцем, рис. 5. он находился недалеко от тропинки, проложенной к Синему камню, и многие паломники, возвращаясь к автобусу, садились на него передохнуть. Его вершина сколота, обнажая более светлую поверхность. На месте, при осмотре камня, я не заметил, но на фотографии хорошо видна надпись примерно на 3-5 см ниже края сколотой поверхности: двойным контуром там выбито слово ЯРО, а тонкими линиями оно оканчивается буквами ВЫ, образуя слово ЯРОВЫ. Второе слово располагает свою первую букву К на двойном контуре правой мачты буквы Я предыдущего слова, а остальные буквы размещены правее. Оно читается как КАМНИ. Таким образом, перед нами ЯРОВЫ КАМНИ, то есть камни, принадлежавшие святилищу Яра. Так что мои предположения меня не обманули.

Вместе с тем, возникает вопрос: какой именно камень перед нами? Славянских ведических божеств довольно много, и каждое из них могло бы иметь свой камень. Для этого я более внимательно рассматриваю надпись рядом с моим пальцем, рис. 6. Тут можно прочитать именно то место, на которое указывает палец. А это - слово ЯРА. Однако надпись на этом не заканчивается, а продолжается более мелкими и малоконтрастными буквами, расположенными по диагонали и образующими слово КАМЕНЬ. Таким образом, перед нами находится один из ЯРОВЫХ КАМНЕЙ, и мы нашли еще одно подтверждение того, что перед нами - КАМЕНЬ ЯРА. Иными словами, камень, относящийся к Ярилиной горе и расположенному на нем святилищу.

Это, разумеется, была удача. Получалось, что совсем недалеко от Синего камня располагался еще один камень, посвященный святилищу Яра. Однако таково первое впечатление, которое, разумеется, необходимо подтвердить. Кроме того, хотелось бы подробнее рассмотреть данный камень и выявить на нем новые надписи.

Атрибуция первого камня. Нижняя часть камня находится в тени и к тому же она сама по себе темнее. Поэтому я начинаю с нее, не ожидая, впрочем, обнаружить ничего особенного, рис. 7. Сначала я читаю надпись ниже основной борозды, примерено посередине, в нижней части, поскольку тут, как мне кажется, находятся наиболее крупные буквы. К моему удивлению, я вижу тут надпись ЛИК, а намного правее, но на том же уровне и крупными буквами - слово МАРЫ.

Наша беседа фиксировалась телевизионным оператором
Рис. 4. Наша беседа фиксировалась телевизионным оператором

Это расходится с привычными представлениями о камнях Мары, которые обычно представляют собой черные, мрачные валуны. Поэтому, естественно, требуется подтверждение в виде других чтений.

Эти чтения я нахожу в изобилии. Во-первых, чуть выше, где в прямоугольном фрагменте имеется белая точка (слева внизу). Тут читается надпись ЛИК МАРЫ. Во-вторых, слово МАРА может быть прочитано левее и выше и, наконец, то же слово МАРА читается слева выше всех других надписей. Так что сомнений быть не может, перед нами - один из камней Мары. Впрочем, как раз слово ЛИК читается не очень уверенно, так что вполне возможно, что перед нами - какой-то иной камень Мары.

При ближайшем рассмотрении так оно и получается. Если изображение камня в районе горизонтального «пояска» камня сделать черно-белым и более контрастным, то на нем можно прочитать слова МАЯК МАРЫ и ЯРА МАЯК, рис. 8. Следовательно, перед нами - всё-таки не ЛИК МАРЫ, а всего лишь МАЯК, как всего святилища Яра, так и, в частности, храма Мары.

kam5.JPG
Рис. 5. Первый камень-сосед Синего камня, и мое чтение наиболее крупной надписи

kam6.JPG
Рис. 6. Чтение надписи на камне под пальцем и чуть выше

Таким образом, мы получаем еще один камень-маяк, второй после найденного в воде Александром Волковым. Вероятно, маяков было несколько.

kam7.JPG
Рис. 7. Мое чтение низа первого камня

plesheev8.GIF
Рис. 8. мое чтение надписей на «пояске» камня

Второй камень. Второй камень находится в нескольких метров от первого, меньше по размерам и имеет совершенно неповторимую форму, напоминая морду морщинистой собаки, рис. 9. Его вершина также сколота, а под сколотой частью видны крупные буквы, образующие слово ЯРОВ. Первая буква самая крупная и выпуклая, две остальные - поменьше и тоже выпуклые, четвертная - наиболее мелкая. Правее расположены буквы очень слабо контрастной надписи, образующей слово КАМЕНЬ. Таким образом, и этот камень относится к святилищу Яра. Удивление вызывают выпуклые буквы.

В светлой прямоугольной рамочке находится надпись среднего размера из трех букв, образующих слово БУЙ. Как известно, буй отмечает глубокую часть фарватера; перед ним находится мелководье, где крупный корабль может сесть на мель. Если предполагать, что данный камень не перемещался, то озеро прежде простиралось до этого места и дальше, так что он частично скрывался водой, обозначая очень мелкое место - но для лодок. Если предполагать это, то первый подводный камень, найденный Волковым, можно считать аналогичным буем, но для очень засушливых лет, когда уровень Плещеева озера понижался очень сильно.

kam91.JPG
Рис. 9. Второй камень и мое чтение наиболее крупных надписей

kam10.JPG
Рис. 10. Чтение малых надписей на втором камне

Менее крупные надписи носят тот же характер: РУКА, МИР ЯРА; МИР ЯРОВ, ЯРОВ МИР. Вообще говоря, весь камень испещрен надписями, содержащими имя Яра; однако какую роль он играет в храмовом комплексе, осталось неясным.

kam11.JPG
Рис. 11. Тот же камень в другом ракурсе

Обсуждение. Камней, указывающих на близость храма Яра, то есть, маяков Яра, оказалось намного больше, чем можно было предположить. В моей книге о священных камнях я рассматривал именно священные камни, то есть те камни, которые передавали лики богов и на которые молились верующие. Но камни-указатели при написании той книги мне практически не попадались, и мне трудно было понять, сколько их реально может быть перед храмом. Сакрального значения они не имеют, поэтому в такой камень-указатель может быть превращен после нанесения соответствующих надписей практически любой валун. Пока что в результате проведенной экспедиции их обнаружено три, но нет никакой гарантии, что их на самом деле не больше.

Заключение. Как показала данная экспедиция, обнаружение надписей на месте - задача более сложная, чем их исследование по фотографиям дома. Не очень удобное и часто неудачное освещение, масса отвлекающих факторов, отсутствие увеличительных приборов, наличие ряда любопытных людей, - всё это никак не способствует полевым исследованиям в людных местах. Вместе с тем, подозрения на надписи в двух рассмотренных случаях полностью подтвердились, что делает их нахождение и фотографирование весьма полезным делом для изучения размещения и атрибутики русских дохристианских храмов.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 6.98MB | MySQL:11 | 0.378sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

управление:

. ..



20 запросов. 0.536 секунд