В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 11, 2007

Камни Словении, связанные с ликом Рода

Автор 17:55. Рубрика Славянские боги

Камни Словении, связанные с ликом Рода

В.А. Чудинов

Книга Л. Севера (1) содержит ряд фотографий камней, которые были, однако, неверно атрибутированы археологами. Поэтому задачей ряда статей по этой книге является рассмотрение некоторых из этих камней и, после чтения надписей на них, определение их настоящего назначения.

Изображение Святовида. На с. 79 книги Л. Севера помещены фотографии двух камней, на одном из которых помещено рельефное изображение человеческого лица, а на другом – изображение львиной морды, рис. 5 и 6. Где находились соответствующие камни, Л. Север не сообщает. Однако в тексте речь идет о Шентвиде, в котором можно узнать имя Святовида, причем делается предположение, что имя Шентвид произошло из имени языческого бога света Вида. Действительно, бог Святовид, как западнославянская ипостась бога Рода, имел зооморфный облик льва, что можно видеть по изображению главного бога храма Ретры. Правда, там он назывался Радегаст, то есть ДУХ (GEIST) РОДА, а имя Святовида бог имел в храме г. Аркона на острове Рюген. Таким образом, возможно, на данных изображениях можно будет прочитать ряд славянских слов и, возможно, найти имя бога Рода.

Мое чтение надписей на изображении Шентвида
Рис. 1. Мое чтение надписей на изображении Шентвида

Чтение надписей на рельефе Шентвида. Рядом с изображением Шентвида, рис. 5, я помещаю мои чтения надписей, с левой стороны лица справа от изображения (с точки зрения зрителя), а с правой стороны лица – слева. Чтения я постарался разместить примерно на том же уровне, на котором на рельефе выгравированы надписи. Итак, на лбу и на левом глазу читаются слова ЛИКЪ РОДА; то же самое читается под носом. Однако в виде нижней морщины на лбу можно прочитать, хотя и с трудом, слово РАЕТИЦИЯ, что можно принять за название местности, в которой проживали РЕТЫ или РАЕТЫ. На уровне губ читаются слова ЛИКЪ НА РАЕЦЕ, что можно понять как ЛИК РЕТОВ. С другой стороны рта написано слово РОД. Ниже губ я вновь читаю слов ЛИК РОДА, однако теперь оба слова написаны только буквы кириллицы.

Таким образом, никаких сомнений нет – перед нами ЛИК РОДА, что и предполагалось с самого начала.

Изображение льва. На изображении льва, рис. 6, можно прочитать на лбу и левом глазу животного слова ЛИКИ РОДА, тогда как левее подбородка и под ним читается слово РАЕТИ, то есть РЕТЫ. Тем самым и данное зооморфное изображение действительно принадлежит тому же славянскому богу, а именно Роду. Вероятно, села с названием Ратья, Ратике были посвящены не вычитанной из венетских надписей и пока дискуссионной богине Рейтии, а местам компактного проживания среди венетов ретов. Заметим, однако, что оба изображения Рода, как антропоморфное, так и зооморфное, принадлежали не венетам в качестве предков словенцев, а ретам или ретийцам, что, безусловно, оказывается чрезвычайно редкой находкой, ибо об этом славянском этносе мы знаем крайне мало.

Мое чтение надписей на изображении льва
Рис. 2. Мое чтение надписей на изображении льва

Изображение Тримужа. Первый словенский эпиграфист Матей Бор, читавший новым способом венетские надписи, то есть читавший их как славянские, близкие по языку к словенцам, вычитал и имя некого Тримужа. Л. Север помещает это изображение на с. 116 своей книги, поясняя его так: «Каменная скульптура с символом водного божества священного Триможья. Божество имеет аллегорические три круга, расположенные по углам треугольника. Каждый круг символизирует одно из агрегатных состояний воды и ее превращения. В то время это была единственная известная основа, которая содержала в себе число три…» (1, с. 116). Обычно у славян божеством воды выступал бог Род, однако на иконографию Рода данное изображение не похоже. Поэтому необходимо его проанализировать более детально.

Изображение Тримужа
Рис. 3. Изображение Тримужа

Мое чтение надписей на изображении «Тримужа». Я читаю на правом глазу в двух местах слово РОД, и таким образом подтверждаю свое предположение о том, что славянским божеством, связанным с водой, являлся именно бог Род. Иными словами, никакого божества «Тримужа» у славян не было, это, видимо, неверное чтение предыдущих текстов, либо неверная атрибуция данного изображения. Однако на левом глазу я читаю слово МАСКА, и слова РОДА МАСКА читаются также на нижнем круге, который можно считать носом изображения. Тем самым, перед нами не антропоморфное, и не зооморфное изображение бога Рода, а изображение его ритуальной маски, которую должен был одевать жрец бога Рода для выполнения ритуала. Ранее мне попадалась железная маска из России, на которой было написано слово Перун, однако я принял ее за орудие пытки, то есть за то, что палач одевал на жертву, чтобы присутствующие не видели ее мучений. Однако в связи с данной находкой прежнее предположение придется пересмотреть и предположить, что маска Перуна принадлежала жрецу Перуна.

Мое чтение надписей на изображении «Тримужа»
Рис. 4. Мое чтение надписей на изображении «Тримужа»

В связи со сказанным становится ясным, что жрецы соответствующих храмов при выполнении ритуальных действий надевали строго канонизированные маски, благодаря чему, с одной стороны, они становились в глазах верующих живым воплощением божества, а с другой стороны, скрывали свое настоящее лицо, что давало возможность исполнять один и тот же ритуал разным жрецам. Тем самым, хотя жрецы менялись (из-за болезни, отъезда, ухода на покой или смерти), божество в глазах верующих оставалось тем же самым. Кроме того, становится понятным, что мистерии, то есть спектакли сакрального плана, исполнялись в масках, откуда маски перешли и в греческий театр. А предшественниками мистерий, то есть больших театрализованных представлений из жизни богов, являлись культы отдельных божеств, исполнявшиеся жрецами. Тем самым театр появился как профанированная, десакрализированная форма существования жреческого ритуала.

Можно также обратить внимание и на наличие трех кругов, образующих треугольник. Эти три круга часто используются как некий сакральный символ.

Мекиньска баба. На с. 108 Леопольд Север приводит фотографию так называемой Мекиньской бабы. Это изображение весьма напоминает лики славянских богов, стоящие отдельно, которые я рассмотрел в моей недавней книге (2). Поэтому я с большим интересом постарался обнаружить на данном камне надписи.

Я их нашел: слова РОД, ЛИК РОДА и снова РОДА. Таким образом, перед нами не скульптура бога Рода, а более древний каменный лик, на котором отсутствует моделирование тела и лица. Наша коллекция пополнилась и таким изображением.

Камень-утка. Об этом камне Л. Север пишет как о ВЕНЕТСКОЙ УТКЕ, не сообщая, как и прежде, о его местонахождении. Утка вполне знакома славянской мифологии как птица Рода. Так, в Прильвице на зооморфном изображение Радегаста (слово РАДЕГАСТ = ROD + GEIST, ДУХ РОДА) в виде льва, уточка сидит на львиной голове. И это понятно: Род является творцом Вселенной, тогда как утка снесла Мировое яйцо, без которого мир сотворить нельзя. Впоследствии, однако, утка заменяется курицей, и в сказках говорится: «Жила-была курочка Ряба, и снесла она яичко, да не простое, а золотое…». В этом «золотом яичке» легко узнается Мировое яйцо.

Мекиньска баба
Рис.5. Мекиньска баба

На приведенном камне, прежде всего, интересны трещины клюва, на которых можно прочитать первую лигатуру как слово РОДА (возможны два способа разложения, показанные на рис. 19), тогда как далее совершенно неожиданно читается слово КУРИЦА. Таким образом, перед нами не УТКА РОДА, а КУРИЦА РОДА. Из этой надписи следует, что под словом КУРИЦА первоначально понималась утка, и лишь позже возникает слово УТКА по аналогии с деталью ткацкого станка, УТКОМ. Слово УТОК легко понять, как существительное от глагола ТКАТЬ, а именно то, чем ТКУТ. Поэтому название водоплавающей птицы УТКОЙ является метафорой: она ныряет в воду так же, как погружается в нити УТОК. Таким образом, под словами «курочка Ряба» поначалу понималась «уточка Ряба», которая, естественно, и снесла золотое Мировое яйцо. Тем самым, путаница произошла не в мифологии, а в названии птицы.

Заметим, что слово КУРИЦА есть женский вариант слова КУР. Имеется латинский смысл подобного корня, сохранившийся в слове КУРИРОВАТЬ, то есть «опекать, контролировать». Поскольку многие латинские слова были заимствованы жителями Лациума у проживавших там до их прихода славян, возможно, что смысл слова КУР был «опекун, контролер, надсмотрщик». Тогда становится ясным, почему именно КУР выбран для сотворения мира в качестве иной зооморфной ипостаси Рода, в данном случае птичьей. Однако КУР-самец яиц не несет, поэтому в мифологию входит КУРИЦА.

Камень-утка
Рис. 6. Камень-утка

Единственное употребление прочитанных слов может быть случайным. Поэтому я ищу подтверждения, и нахожу его. Так, на горбе туловища (вероятно, слегка поднятом крыле) можно прочитать слово РОД, а на затылке – еще одно начертание слова КУРИЦА. Тем самым, прочитанные слова не являются моим вольным чтением. Последнее слово – лигатура кирилловских букв, поэтому я не стал обводить каждую букву рамочкой.

Обсуждение. Материал Словении сильно расширяет наше представление о культе бога Рода. Мы знаем, что он имел два зооморфных облика: в виде животного – ЛЬВА, а в виде птицы – сначала УТКИ, а затем КУРИЦЫ. Интересно, что его более поздняя ипостась, Яр, имеет уже другие зооморфные облики: в виде животного – БЫК, в виде птицы – СОКОЛ. Таким образом, мы постепенно расшифровываем тот зооморфный код, которым пользовались наши предки для обозначения тех или иных богов.

Весьма интересна также и маска Рода в виде небольшого щита с тремя кругами внутри, так что два круга очень отвлеченно передают глаза, а нижний – рот. Здесь тоже весьма любопытно то, что в ряде эзотерических учений используются как раз эти три круга без очерчивающей их маски. В этом нетрудно усмотреть влияние культа ведического бога Рода.

Как и в других местах, особо отмечаю большие трудности археологов, не умеющих читать надписи, связанные с атрибуцией найденных ими археологических памятников.

Заключение. Археология постепенно поставляет всё больше и больше материала как для понимания различных аспектов существования того или иного бога в славянской мифологии, так и для постепенного составления иконографии данного божества.

Литература

1. Sever Leopold. Iskal sem prednamce. Dokazi in razmišljanje o starožitnosti slovencev na dolenjskem zahodu. Ljubljana, Turjak: samozal., 2003, 168 р.

2. Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян (опыт эпиграфического исследования). М., «Фаир-Пресс, 2004, 620 с.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.06MB | MySQL:11 | 0.384sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.542 секунд