В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июнь 3, 2018

Костяные орудия Китая и другие новости археологии

Автор 12:53. Рубрика Чтения новых текстов

Анализ текста. Как обычно, я переведу текст данной грамоты на современный русский язык.

Обложка: ЭТО ХРАМ МАРЫ  ВОИНСКОГО СТАНА ЗАПАДНОГО КАИРА.

Получатель: В СТАН ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВТИПА САМОЛЁТОВ  ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.

Отправитель: ОТ ХРАМА МАРЫ ИЗ ЗАПАДНОГО КАИРА АРМИИ ВВС РЮРИКА.

Текст приказа: В СТАН ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТИПА САМОЛЁТОВ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, (СТАРТУЯ) ОТ ХРАМА МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА АРМИИ ВОЙСКА ВВС ВОЙТИ САМОЛЁТАМИ АРМИИ ЗАПАДНОГО КАИРА В СТАН ВИМАН РИМСКОЙ АРМИИ, ВИМАНЫ СТАНА РИМА ЗАБРАТЬ В КРУПНЫЕ ГОРОДА В ХРАМЫ МАРЫ, А САМОЛЁТЫ ХРАМОВ ЯРА СТАНА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, КАК И САМОЛЁТЫ АРМИИ РИМА, МОЖНО ВЗЯТЬ СЕБЕ. А В СТАН ЗАПАДНОГО КАИРА ВЗЯТЬ ВИМАНЫ ЯРА АРМИИ РЮРИКА, ЯРА ВАРЯГА, АРМИИ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА НА СТАНЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.  ВЗЯТЬ ВОЙСКА САМОЛЁТНЫХ ДЕСАНТНИКОВ В ХРАМЫ САМОЛЁТОВ И ВОЙСКА ХРАМА МАРЫ РЮРИКА ВОЙДУТ Вз ХРАМЫ РИМА И ХРАМЫ АРМИИ РИМА ИЗ КРАЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВОЙСКА РЮРИКА.

Дополнение. СТАН ВОЙСКА ВОЯК, ХРАМ РЮРИКА, ВАРЯГА, ЖРЕЦА МАРЫ АЗТИАТСКОЙ СКИФИИ - ХРАМАМ МАРЫ ЕВРАЗИИ И ХРАМАМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВАРЯГА ЖРЕЦА ЗАНЯТЬ ВОЙСКА МАРЫ В ХРАМАХ МАРЫ РЮРИКА РУСИ ЗАПАДНОГО КАИРА, ХАРАОНА ЗАПАДНОГО КАИРА В СТАН ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, ГОД 859 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Иными словами, на обложке находится 4 слова и 1 число, в самом тексте грамоты имеется 125 слов и 7 чисел. Дан приказ конкретным войскам Великого Новгорода войти во владения Рима и там забрать самолёты.

Другие пермские берестяные грамоты. Естественно, меня заинтересовали соответствующие пермские берестяные грамоты. В поисковике я нашел любопытную статью [5:92-93], где, в частности, говорится: «Приведённый сравнительный материал показывает, что и у русских, и у коми-пермяков с конца XIX до начала XXI века исследователи фиксировали обычаи написания письменных прошений, в том числе под названием «кабала». В обеих традициях главными исполнителями и носителями знаний ритуала были знахари. Сходство в ритуалах двух этнических традиций присутствует практически во всех рассмотренных элементах (кодах) обрядности: в акциональном исполнении, форме и содержании вербальных  и письменных текстов, используемом материале. Факты о том, что похожая традиция известна на разных территориях среди русского населения, что тексты кабалы в «классическом» варианте коми-пермяки писали и произносили на русском языке, а также сведения о публикации похожего заговора ещё в XVIII веке предполагают вывод о заимствовании коми-пермяками данного ритуала. Пути и механизмы заимствования могли быть разными: 1) знакомство с текстом письменного источника (что маловероятно из-за низкой степени грамотности народ до второй четверти ХХ века; 2) наблюдение за обычаем соседних русских территорий (потенциально Юрлинского района, где обычай бытовал, нов настоящее время название «кабала» там не было зафиксировано, что уменьшает правдоподобность данного предположения); 3) привнесение обычая русским знахарем, поселившимся среди коми-пермяков».

kostyanye10.jpg

Рис. 10. «Кабала», писанная углём, принадлежавшая В.М. Яновичу

Но что более интересно, так это размещение на той же странице 92 двух фотографий с подписью: «Кабалы», принадлежавшие В.М. Яновичу (написаны углём и гвоздём), рис. 10 и 12. Обычно в журналах иллюстрации даются в черно-белом варианте фотографий, и не с высоким разрешением, с чем приходится мириться. Понятно, что пройти мимо чтения этих текстов я не мог. А потому на рис. 11 я сначала читаю «кабалу», писанную углём.

На первой строке я читаю текст: В 30 ХРАМ ВИМАН ВОИНОВ МАРЫ И, что сразу же показывает, что русского или коми-пермяцкого более позднего текста на этой бересте нет. На второй строке - В ХРАМ МАРЫ РИМА ВИМАН РЮРИКА МИМА, на третьей - ОТ РУСИ ХРАМОВ ВОЙСКА МАРЫ И ВОЙСКА ЯРА, на четвёртой - ЯРОВОЙ СКИФИИ МАРЫ РУСИ МАРЫ ВОИНОВ, на пятой - И ОТ ХРАМОВ ВОЙСКА РУСИ ЯРА РЮРИКА, на шестой - 30 АРКОНЫ ЯРА ВОЙСКА ХРАМА ЯРА РЮРИКА,  на седьмой - сам приказ: ВИМАНАМ МАРЫ СТАНА 30 РУСИ ЯРА МАРЫ ВОЙТИ, на восьмой - В ПРОСТРАНСТВО РИМА И ЗАБРАТЬ У АРМИИ РИМА,  на девятой - ВИМАНЫ ДЛЯ ХРАМОВ РУСИ ВОЙСКА МИРА ЯРА, на десятой - И 35 АРКОНЫ МИРА РУСИ РЮРИКА ЯРА, рис. 11.

kostyanye11.jpg

Рис.11. Моё чтение берестяной грамоты Перми, писанной углём

На том же рис. 11, но на правом столбце, я читаю продолжение. На одиннадцатой строке я читаю слова: ВОЙСКА РЮРИКА ВИМАНЫ РИМА И ХРАМОВ РУСИ МАРЫ, на двенадцатой строке - ВОЙДУТ В ВИМАНЫ РИМА И ЗАБЕРУТ ИХ, на тринадцатой строке - В РУСЬ МИРА РЮРИКА И МИРА АРКОН ЯРА РУСИ, на четырнадцатой строке - А ВИМАНЫ ЯРА ВОЙДУТ В ВОЙСКА ЯРА РЮРИКА, на пятнадцатой строке - И ВОЗЬМУТ В ВИМАНЫ РИМА ВОИНОВ РИМА И ВОИНОВ МАРЫ. Я продолжаю чтение и дальше: На пятнадцатой строке ниже - ВОИНОВ МАРЫ НАПРАВИТЬ ВО ХРАМЫ МАРЫ. На шестнадцатой строке - 30 ЯРА АРКОНЫ И В ХРАМ МАРЫ 35 АРКОН, на семнадцатой - А ВИМАНЫ 30 АРКОНЫ ВЕРНУТЬ ВАРЯГА ВОЙСКУ ВИМАН. На восемнадцатой - А 30 ЯРА АРКОНЫ СЛАВЯНЕ МОГУТ ВОЗВРАТИТЬСЯ ДОМОЙ, на девятнадцатой - В 30 АРКОНУ В ДОМАШНИЙ ХРАМ МАРЫ И МОСКОВСКИЙ ХРАМ МАРЫ 35, на двадцатой - на двадцатой - И 15 ВОЙСКОВЫХ РУСИ ХРАМОВ МАРЫ ВИМАН МАРЫ, на двадцать первой  и двадцать второй - В 36 СТАНАХ РУСИ МАРЫ РЮРИКА И РОДА ХРАМАХ СТАНА РУСИ РЮРИКА МАРЫ ВОЙСКА. 5 ГОДА РЮРИКА ЯРА.  И на кусочке двадцать третьей строки - МОСКВЫ МАРЫ.

Анализ берестяной грамоты. На современном русском языке этот текст выглядит так: В ХРАМ ВИМАН ВОИНОВ-ДЕСАНТНИКОВ ЗАПАДНОГО КАИРА  И В ХРАМ МАРЫ РИМА ВИМАН ЖРЕЦА РЮРИКА ОТ РУСИ ХРАМОВ ВОЙСКА ДЕСАНТНИКОВ И ВОЙСКА ЯРА ВОИНОВ РЮРИКОВОЙ АЗИАТСКОЙ СКИФИИ  ЕВРАЗИИ И ОТ ХРАМОВ ВОЙСКА РУСИ ЯРА РЮРИКА ЗАПАДНОГО КАИРА КАВЕЛЕРИЙСКОГО ВОЙСКА ХРАМА  ЯРА РЮРИКА.   

ВИМАНАМ МАРЫ СТАНА ЗАПАДНОГО КАИРА РУСИ ЗАПАДНОГО КАИРА ВОЙТИ, В ПРОСТРАНСТВО РИМА И ЗАБРАТЬ У АРМИИ РИМАЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ДЛЯ ХРАМОВ РУСИ ВОЙСКА МИРА ЯРА И  ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА МИРА РУСИ РЮРИКА ЯРА.

ПУСТЬ ВОЙСКА РЮРИКА ВОЙДУТ В ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ТИПА САМОЛЁТОВ И ХРАМОВ ЕВРАЗИИ, И ЗАБЕРУТ САМОЛЁТЫ РИМА В РУСЬ МИРА РЮРИКА И МИРА АРКОН ЯРА РУСИ, А ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ТИПА ДИСКОЛЁТОВ ВОЙДУТ В ВОЙСКА ЯРА РЮРИКА, И ВОЗЬМУТ В САМОЛЁТЫ РИМА ВОИНОВ РИМА И ВОИНОВ ДЕСАНТА. ВОИНОВ ДЕСАНТА НАПРАВИТЬ В ХРАМЫ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА И В ХРАМ МАРЫ. САМОЛЁТЫ  ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И САМОЛЁТЫ  ЗАПАДНОГО КАИРА ВЕРНУТЬ ВАРЯГА ВОЙСКУ. А СЛАВЯНЕ ЗАПАДНОГО КАИРА МОГУТ ВОЗВРАТИТЬСЯ ДОМОЙ В ЗАПАДНЫЙ КАИР В ДОМАШНИЙ ХРАМ МАРЫ И НОВГОРОДСКИЙ ХРАМ МАРЫ, И 15 ВОЙСКОВЫХ САМОЛЁТОВ ХРАМОВ ЕВРАЗИИ - В 36 СТАНОВ ЕВРАЗИИ РЮРИКА И РОДА ХРАМЫ СТАНА РУСИ РЮРИКА ВОЙСКА ДЕСАНТА.

5 ГОДА РЮРИКА ЯРАВЕЛИКИЙ НОВГОРОД..

Таким образом, речь идёт о военном манёвре похищения самолётов и части воинов у Рима, чтобы разместить их в Западном Каир и Великом Новгороде. Словом, манёвры те же самые, что и были описаны в предыдущей берестяной грамоте, рис. 6-9, но действие датировано не 3, а 5-м годом Яра, то есть, 861 годом  н.э. Текст состоит из 173 слов и 11 чисел, где встречаются такие глаголы, как  ВОЙТИ, ЗАБРАТЬ, ВОЙДУТ, ЗАБЕРУТ, ВОЗЬМУТ, НАПРАВИТЬ, ВЕРНУТЬ, МОГУТ ВОЗВРАТИТЬСЯ.

Приказ чётко структурирован: сначала написан получатель, затем отправитель, далее идёт текст приказа, а в конце - место и год отправления. Кроме того, данная копия приказа повторно не использовалась, в отличие от берестяных грамот Великого Новгорода и близлежащих русских городов. Замечу, что текста обращения к лесному царю на этой грамоте также нет. Я бы выделил такого типа грамоты в особый подтип.

kostyanye12.jpg

Рис. 12. «Кабала», процарапанная гвоздём, из собрания В.М. Яновича

Помимо двух грамот, принадлежавших В.М. Яновичу, рис. 10 и 12,в работе [5] приводятся еще де грамоты, принадлежавшие Ф.А. Теплоухову, рис. 13 и 14. При этом автор статьи отмечает: «Существенной чертой территорий, на которых известен ритуал «кабала»  у коми-пермяков, является то, что там, за редким исключением, не встречается поверье о пропаже животного как следствие кары (мыжа) умерших предков или православных святых. Такое поверье широко бытует среди северных коми-пермяков. При этом на рассматриваемых территориях в прошлом был известен ритуал гадания «черешлан», для определения наславшего болезнь предка, который в северных районах ком-пермяцкого округа, в том числе применяется при пропаже животного. Таким образом, возникает вопрос о развитии представлений и ритуальных практики на разных территориях расселения коми-пермяков» [5].

kostyanye13.jpg

Рис. 13. Первая «кабала», принадлежавшая Ф.А. Теплоухову

Автор приходит к такому выводу: «Всё вышесказанное позволяет выдвинуть две гипотезы: либо представление о каре предками животных появилось у северных коми-пермяков позднее складывания ритуала «черешлан», либо, имевшеее место в ранней традиции, оно у южных и части кочёвских коми-пермяков было забыто и заменено другими поверьями, тогда определённую роль в этом процессе сыграло распространение ритуала «кабала»

В приведённом разборе ритуала «кабала» можно увидеть разные варианты его исполнения, как в русской, так и в коми-пермяцкой традиции. Особенности разных вариантов являются отражением развития ритуала на отдельных территориях, то есть проявлением локальных традиций , и его исторической транформации в целом» [5].

kostyanye14.jpg

Рис. 14. Вторая «кабала», принадлежавшая Ф.А. Теплоухову

При этом рис. 13 явно показан в зеркальном положении, а потому я его перевожу в нормальное положение на рис. 15. И тогда на данной бересте не видно никакого более раннего текста, связанного с войсками Рюрика, но зато легко читается текст именно «кабалы»: 1 строка: ПРОСБА НА, вторая строка: ЛЕСНОВА ЦАРЯ (буква «Ц» - зеркальная), третья строка: НЕ БУДЕШЬ ОТПУГИВАТЬ, третья строка - БУДУ БОЛЬШОМУ, четвёртая строка - ПОДАВАТЬ, пятая строка - МИТРОФАНУ. Шестая строка, подпись: МИТРОФАНОВЫ МЫ. Итого - 13 слов.

Кроме того, в работе [5] приводятся примеры ещё 4 прошений к Лесному царю, написанные уже на кусочках дерева, что меня в данный момент не интересует. Мне важно то, что первая берестяная грамота имеет русский текст, написанный рунами Рода, но в слове ПРОСЬБА, скорее всего, поставлен слоговой знак руницы СЬ, отчего это слово выглядит, как ПРОСБА.

kostyanye15.jpg

Рис. 15. Моё чтение первого письма на бересте Ф.А. Теплоухова

Второго, более древнего слоя на этой бересте нет, а потому, хотя перед нами находится русская берестяная грамота, не рассмотренная академическими эпиграфистами (хотя и описанная  Ф.А. Теплоуховым в 1895 году [6], на ней нельзя прочитать о приказах или ответах на них, написанных в эпоху Рюрика. И с этой точки зрения они менее интересны, чем берестяные грамоты, найденные и описанные В.М. Яновичем [7]. Хотя получается, что отсчёт начала исследования русских берестяных грамот приходится не на 1951 года, а на 1885 год, то есть, на 66 лет раньше привычной даты. А первым исследователем и обнаружителем берестяных грамот явился в таком случае Ф.А. Теплоухов, а не А.В. Арциховский.

Что же касается  второй грамоты Ф.А. Теплоухова, то она расположена в работе [5] тоже неправильна. Однако в данном случае речь идёт не о зеркальном отражении, а о том, что грамота размещена боком. Её правильное положение я показываю на рис. 16, на котором и произвожу чтение.

kostyanye16.jpg

Рис. 16. Моё чтение второй грамоты Ф.А. Теплоухова

Далее я перехожу к чтению: На первой строке я читаю: ЛЕШКА, где ЛЕШ - буквы, а КА - слоговой знак руницы. ЛЕШКА - это, видимо, ЛЕСНОЙ ЦАРЬ, ЛЕШИЙ. На второй строке - ПЪРОСЬБА, то есть, ПРОСЬБА, однако слово написано целиком знаками руницы. Кроме того, на второй строке помещён слоговой знак ВЕ от следующего слова третьей строки, ВЕРЬНИ, тоже написанного целиком знаками руницы, ВЕРНИ. И на третьей же строки написано слово: КОРОВУ, целиком руницей, а также слово МЪНЕ, МНЕ, тоже написанного полностью руницей и слово ЦЕЛОЙ, где руницей написан только первый знак. На четвёртой строке написано слово РУНОВОЙ, целиком руницей, что означает, что на корове имелась береста с каким-то ТЕКСТОМ. На продолжении четвёртой строки я читаю: ВИЛИ ВОЗЪВЕРЪНУТЬ, что означает: ВЕЛИ ВОЗВЕРНУТЬ, оба слов написаны целиком руницей. На пятой строке: ЛОВИ, слово написано целиком руницей. Затем следуют две буквы, слитые в лигатуру, ИЗ,  и слово ЛЕШКА, то есть, ИЗ ЛЕСНОГО ЦАРЯ. Здесь в последнем слове слоговой знак является первым, остальное - буквы. И, наконец, последнее слово ВЪДОВА, ВДОВА, в качестве подписи, написано целиком руницей.

Итак, судя по неверному расположению двух берестяных грамот, ни одна из них в 1885 году не была прочитана, хотя их общий смысл вполне угадывался.

kostyanye17.jpg

Рис. 17. Фёдор Александрович Теплоухов

О Фёдоре Александровиче Теплоухове. О нём можно прочитать в заметке [8]: «ТЕПЛОУХОВ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ (4.02.1845, г. Санкт-Петербург - 12.04.1905, г. Пермь), лесовод, ботаник, краевед, археолог, этнограф. Из крепостных крестьян графов Строгановых, принадлежит к известному роду ученых и общественных деятелей Теплоуховых, основателем которого стал уральский лесовод А. Е. Теплоухов. В 1863 г. окончил Перм. гимназию, в 1868 г. Тарандтскую лесную акад. в Саксонии, в 1872 г. Петровскую земледельческую и лесную акад. в Москве со степенью канд. лесоводства. С 1873 г. работал помощником гл. лесничего, а в 1875-1905 гг. гл. лесничим Перм. нераздельного имения Строгановых. В 1886 г. составил лесохозяйственный гербарий Перм. губернии. 

Ф. А. Теплоухов продолжил работу, начатую его отцом А. Е. Теплоуховым. Он собирал археологическую коллекцию, принимал участие в археологических раскопках, вел дневники, был членом-корреспондентом Московского археологического общества, действительным членом Московского общества испытателей природы. Ф. А. Теплоухов стал одним из основателей Перм. научно-промышленного музея, в 1890 г. был избран его почетным членом. Являлся также почетным членом Губернского статистического комитета и Ученой архивной комиссии, почетным членом Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Им опубликованы работы по археологии Верхнего Прикамья эпохи каменного и бронзового веков, по истории древнего земледелия, торговли и торговых путей, о религиозных представлениях пермской чуди, народных праздниках и суевериях. 

Ф. А. Теплоухов был награжден Большой серебряной медалью Московского общества испытателей природы, Золотой медалью Нижегородской Всероссийской художественно-промышленной выставки (1896). 

Соч.: Вещественные памятники каменного и бронзового периодов в западной части Пермской губернии. Пермь, 1892; Земледельческие орудия Пермской Чуди. Пермь, 1892; Древности Пермской Чуди из серебра и золота и ее торговые пути. Пермь, 1895; "Кабала" или прошение лесному царю: из пермяцких суеверий // Пермский край. Пермь, 1895. Т.3; О пещерах на р. Яйве и ее притоках Соликамского уезда Пермской губернии. Древности и кости, найденные в Чаньвинской пещере. Пермь, 1895; Чудское жертвенное место на р. Колве. Пермь, 1897; 

Лит.: Боков В. Е. Воспоминания о Ф. А. Теплоухове // Лесной журнал. 1905. Т. 35. Вып.10; Остроумов И. Г. Федор Александрович Теплоухов: биограф. очерк. Пермь, 1905. 11 с.: портр.; Николаев С. Ф. Хранители леса Александр Ефимович и Федор Александрович Теплоуховы. Пермь: Кн. изд-во, 1957. 48 с.; Харитонова Е. Краевед Ф. А. Теплоухов // Звезда. 1960. 19 февр.; Рукотворная "Кузьминка" // Вечерняя Пермь. 1985. 13 марта; Истоки: краевед. альм.: сб. материалов по истории Ильинского р-на. Ильинский, 1994. 74 с.: ил.».

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.24MB | MySQL:11 | 0.352sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

управление:

. ..



20 запросов. 0.505 секунд