В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июнь 3, 2018

Костяные орудия Китая и другие новости археологии

Автор 12:53. Рубрика Чтения новых текстов

Являются ли обращения к ЛЕСНОМУ ЦАРЮ подлинными берестяными грамотами? - Вне всякого сомнения, являются! Это - настоящие письма, хотя и получатель их - мифологическое существо. Они написаны на бересте по-русски, причём в одних случаях рунами Рода, то есть, современным русским гражданским шрифтом, тогда как в других случаях - слоговым письмом рун Макоши, или руницей. Более того, иногда текст обращения к лесному царю на них придуман информаторами или самими этнографами, которые сами читать грамоты не умеют, не будучи эпиграфистами. Более того, они даже не умеют размягчать грамоты в воде и помещать их между двумя стеклами, как это делают археологи, а предпочитают, развернув, удерживать для фотографирования пальцами, как показано на рис.18. Короче говоря, несмотря на то, что их открыли представители не той науки, с которой связываются открытия берестяных грамот в 1951 году, они сами по себе, ничем не хуже и не лучше тех берестяных грамот, которые были открыты археологами.

Какие следствия может иметь добавление к общему массиву уже найденных берестяных грамот (более тысячи) ещё и нескольких грамот типа «кабала»? На сегодняшний день всего найдено 1185 берестяных грамот, из них в городах:
Великий Новгород-1081, Старая Русса-45, Торжок-19, Смоленск-16, Псков-8,
Тверь-5, Москва-4, Звенигород Галицкий-3, Вологда-1, Старая Рязань-1, Витебск-1, Мстиславль-1. Наименьшим приобретением для истории берестяной письменности является расширение географии находок, где добавляется Пермский край и Вологодская область. Хотя не исключено, что аналогичные обряды поиска потерявшихся в лесу коров существовали и в других областях. В этом направлении предстоит поискать эти возможные иные районы распространения «кабал».

Более интересным является неизбежность перенесения даты обнаружения берестяных грамот. Когда я в 1975 году контактировал с Институтом истории естествознания и техники АН СССР (ИИЕТ), выступая там на конференциях аспирантов и молодых специалистов, я познакомился с работами В.П. Мельникова, который защитил в 1978 году кандидатскую диссертацию на тему:  История открытия и изучения гафния и рения. Суть его работы состояла в том, что он доказал, что супруги Ноддаки открыли редкоземельный элемент не тогда, когда они об этом написали в научном журнале, ибо тогда у них оборудование было грубым, а количество исследуемого элемента именно определённого месторождения - слишком малым, чтобы его можно было обнаружить на нём. А реально они его обнаружили на три года позже, когда получили образцы, более богатые этим элементом. Именно за это Мельников получил искомую степень кандидата химических наук. Так что только перенесение даты обнаружения берестяных грамот с 1951 года на 1885 год вполне заслуживает присуждение степени кандидата исторических наук по археологии.

Наконец, наиболее важным аспектом вовлечения «кабал» в общий массив  берестяных грамот является тот факт, что пока берестяные грамоты находили в городах (Великий Новгород, Смоленск и т.д.), а «кабалы» писали крестьяне. Иными словами, с прочтением «кабал» появляется возможность рассмотрения уровня грамотности среди сельского населения. Правда, тут имеется одна сложность: этнографы не выкапывали грамоты сами, а потому у них нет даже приблизительной датировки этих артефактов хотя бы по стратиграфии их залегания. Отсутствует и палеография начертания букв «кабал», а потому трудно проследить их историю распространения.

Однако само по себе признание грамотности средневековых русских крестьян является огромным шагом в понимании грамотности всего русского населения.

Что касается моего вклада в изучение берестяных грамот, то переход к чтению «кабал» знаменует четвёртый период моего исследования. На первом периоде я изучал случаи употребления в берестяных грамотах, прочитанных археологами, руницы, ибо эти места археологи прочитать не могли. На втором периоде я стал читать «нечитаемые» с позиций академической археологии тексты на уже найденных берестяных грамотах, или тексты, которые приписывались иным языкам (финскому, немецкому). На третьем периоде я стал читать тёмные и малоконтрастные тексты, которые академические археологи читать даже не брались, и тут открыл существование более древнего слоя, относящегося к эпохе Рюрика, то есть, к середине девятого века н.э. И вот теперь начинается четвёртый этап с переноса датировки обнаружения берестяных грамот и к чтению не только слоёв средневековых русских крестьян, но и просто грамот эпохи Рюрика без более поздних наложений. А это даёт возможность показать, что такие грамоты существовали и сами по себе.

Таким образом, данная моя статья пополняет не только общий массив прочитанных мной берестяных грамот, но и даёт новое направление их поиска - среди этнографических источников. Что же касается вновь прочитанных текстов, то они уже относятся не только к 3 году Яра, но и к 5, и к 7, и этот период впервые отмечен в них как ВОЕННОЕ ВРЕМЯ.

Из остальных сюжетов мои исследования были, так сказать, дежурными. Вполне понятно, что находки на территории Китая автоматически приписывают древнему Китаю, хотя надписи на костях сделаны по-русски и говорят об эпохе Рюрика, хотя международной группе археологов больше импонирует отнесение артефакта к возрасту в 115 тысяч лет. Понятно, что тогда речь пойдёт о древнейших в мире орудиях.

Зато иконка-мощевик оказалась значительно старше датировки археологов и относилась к эпохе Рюрика. Для меня это весьма приятно, ибо я собираю коллекцию изображений бытовых вещей того периода, чтобы потом включить их в соответствующую монографию.

Барельеф египетского «генералиссимуса» на поверку оказался памятником усопшему жрецу Мары войска Рюрика. Принятие пышных могил воинов Рюрика за могилы фараонов или высших военачальников - обычная практика египетской археологии.

Заключение. Возвращаясь к основному сюжету - рассмотрению обычных грамот и берестяных грамот типа «кабала» потребовала от меня примерно вдвое больше времени на написание данной статьи, чем обычно. Однако оно того стоило - найдено ещё одно направление в исследовании берестяных грамот с русским текстом.

Литература

1.Археологи нашли самые старые в Китае костяные орудия. - 14 мая 2018 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2018/05/blog-post_42.html#more

2.В Москве найдена уникальная иконка-мощевик. 14 мая 2018 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2018/05/blog-post_14.html#more

3. В Египте нашли гробницу «Генералиссимуса» времен фараона Рамзеса II. 14 мая 2018 года. Источник: http://old.archeo-news.ru/2018/05/ii.html#more

4.Подюков И.А. Доктор филол. наук, Пермский гос. гуманитарно-педагогич. ун-т. Особенности русских народных мифонимов и обрядных терминов коми-пермяцким языком // Вестник Пермского университета. Вып. 3 (35), 2016

5.Голева Т.Г. «Прошения» лесному о возвращении пропавшего скота у коми-пермяков // Коми-пермяцкий этнографический сборник / Под ред. А.В. Черных, А.С. Лобановой (Труды Ин-та языка, ист. и трад. к-ры коми-перм. народа. Вып. Х) СПб, изд-во «Маматов», 2014. - 256 с.

6.Теплоухов Ф.А.  «Кабала» или прошение лесному царю // Пермский край, Пермь, 1885. Т. 3. С. 291-299.

7.Янович В.М. Пермяки. Этнографический очерк // Живая старина, СПб., 1903. Вып. I,II. С. 52-171

8.Гилева С.И. Теплоухов Фёдор Александрович // Пермский край. Энциклопедия. Источник: http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803700852

9.Степанов А.В. Левухой по опакишу... (Материалы по знахарству Вологодской области). Источник: http://www.folk.ru/Research/stepanov_levuhoi_na_opakishu.php?rubr=Research-articles

10.Музейная жизнь. Берестяные грамоты  в собрании Смоленского музея - заповедника. 18 апреля 2018 года.  Источник: http://www.smolensk-museum.ru/novosti/muzeynaya_zhizn /news_2370.html

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.24MB | MySQL:11 | 0.422sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.584 секунд