В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июнь 3, 2018

Костяные орудия Китая и другие новости археологии

Автор 12:53. Рубрика Чтения новых текстов

kostyanye18.jpg

Рис. 18. «Кабала», написанная А.Д.З. Фото Толмачевой Е.Б.

«Кабала» из Вологодской области. Тут я беру материал из статьи [9]: «В 2005 и 2006 гг. состоялись фольклорные экспедиции филологического факультета СПбГУ в Сямженском районе Вологодской обл. В 2006 г., при содействии Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, в том же районе была проведена этнографическая экспедиция . Значительное внимание в ходе этих исследований было уделено местным знахарским практикам. Этнографическая экспедиция 2007 г. в Сямженский и соседний с ним Верховажский районы была уже специально посвящена исследованию знахарства и его роли в социокультурном пространстве деревни.

В данной работе представлены материалы, освящающие одну из наиболее характерных местных магических практик - писание «кабалЫ». Это явление достаточно широко распространено на Русском Севере, а также у некоторых соседствующих с русскими финно-угорских народов».

И далее следует пример общения с человеком, который написал такую грамоту: «< А вот, например, когда скотина терялась, к вам тоже ходили?> Ходили. Я скалу вот содеру, напишу, что: «Царь лесной...». И им скажу, что я напишу, - только вот так начеркаю, какие статью надо прочитаю, заверну в три эдак, и вот чтобы бросали за левое плечо - вот левой рукой эдак, что в лес. «Царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни и домой пригони». Вот дойдёт эта весть, и корова придёт домой.

< Как весть дойдет, так и корова придет?> Да, как весть придёт, и корова придёт < ...> [через несколько дней]. А ведь вчера вечером-то приезжали: корову три дня не могли найти, дак не знаю, нашли или нет ли.

< Вы написали им, что ли?> Я написала кабалу, дак раскинула на картах-то, что жива, выпало: жива, а Бог его знает, жива ли, что ночь уж вот прошла, дак Бог знает.

< Так а кабала - это  что такое?> А вот, чтобы откинуло. Напишу вот на обратной стороне - надо все левой рукой писать: «Царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни и домой пригони». Она отмахненА наопашку: гонил да вицей махнул эдак, да чего-нибудь сказал, дак...

< Прямо так буквами пишете?> Нет - ведь это надо царь-лесному, дак надо наопашку всё делать - наопакишу вот туда всё [показывает левой рукой вниз-назад].

< Так а пишете-то буквами, словами?> Да углём надо: так вот начеркаешь [совершает круговые движения кистью левой руки]: «Царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни, домой пригони».

< И куда ее девать?> А там в три такие березовые, ну, кора берёзовая, дак на корке на берёзовой написать, да в сторону бросить наопашку эдак, где - на поскотине  надо кидать, где ходят, дак чтобы пригонило. < ...> Hаопакишу... Это называется «опакишка» - вот эдак.

< Левой рукой, да?> Левой рукой.

< Так, а может, вы покажете, как это так вы делаете?> Как покажешь - а я вот и скажу, что вот так: начеркаю да и всё - вот хоть как, как на бумажке[показывает на трех бумажках], оторвёшь вот скалку, что вот я на три сделала вот эдак, вот и написала углём вот эдак, завернула < нрзб.> - не все три, по одной всё.

< То есть три отдельно?> Все отдельно - в разные места надо кидать: подъедешь, дак, грит, тут брось, да тут брось...

< А в какие надо места?> А в какие, вот где поскотина ихняя, дак там, где коровы ходят.

< В заворе там, где?> В заворе  да и туда еще, пока едешь, дак пО лесу ходят, дак...Опущены пО лесу были, дак. < ...> Надо за левое плечо вот так бросить [показывает левой рукой вниз-назад] и не смотреть, куда она улетела, и домой идти сразу. В лесу ведь есть и люди заблужаются.

< Это вот на всех трех надо написать?> На всех. < ...>

< А когда бросать, надо говорить что-то?> Надо, я ведь тоже их учу, что вот: «Царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни и домой пригони».

< То же самое - вот как пишете, так и сказать надо?> Да, да.

 kostyanye19.jpg

Рис. 19. Моё чтение надписей на Вологодской «кабале»

 

Моё чтение берестяной грамоты из Вологодской области. Я читаю берестяную грамоту, показанную на рис.18. Сначала я выделяю мужской лик анфас, в головном уборе и с большими усами, с носом в виде пуговки и закрытыми глазами. Скорее всего, это - портрет ЛЕСНОГО ЦАРЯ. А затем я читаю надпись левее этого лика. Тут имеется лигатура из обычных букв Рода, которую я разлагаю  на два слова: ЛЕСНОМУ ЦАРЮ. Это - имя получателя. А правее, между левой надписью и ликом лесного царя, я читаю слова: ЗА КОРОВУ. Это - краткое содержание просьбы.

Правее, на самом лике ЛЕСНОГО ЦАРЯ, я читаю полную просьбу. Над левым глазом написано слово ВЕРНИ, над правым - КОРОВУ, строкой ниже - ИЗ ЯРА 35 АРКОНЫ - а это уже начало более древнего текста, который на современном русском языке означает: ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, адрес отправителя. И ещё строкой ниже - В АРКОНУ 30 ВОИНОВ ВИМАН, что на современном русском языке означает: В ЗАПАДНЫЙ КАИР ВОИНОВ ВВС.

На усах лика ЛЕСНОГО ЦАРЯ  я читаю слова: ВЕРНИ МНЕ КОРОВУ. Это - продолжение более поздней надписи. А чуть ниже  находится продолжение более раннего текста: ВЗЯТЬ У РИМА 8 ВИМАН, ещё ниже - В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, а далее - И ВЕРНЫЯ ВОИНЫ, и строкой ниже - 35 И 33 АРКОН В РИМЕ ВОЗЬМУТ, и ещё строкой ниже - ВИМАНЫ МАРЫ В ХРАМЫ МАРЫ. Это - седьмая строка более древней надписи. Восьмая строка: 30 И 35 АРКОН ЯРА И ВОЙДУТ ВМЕСТЕ В РУСЬ,  девятая строка - РЮРИКА И В РУСЬ МАРЫ ВАРЯГА МИМА, десятая строка - слева: 7 ГОД ЯРА, справа - МАРЫ ХРАМ МИМА ЯРА, одиннадцатая строка - АРКОНЫ 30.

Анализ полученного текста. Итак, На одной и той же грамоте можно видеть два текста: тёмными буквами - более новый, просьба к ЛЕСНОМУ ЦАРЮ, другой, красными и розовыми буквами - более древний, отчасти выцветший. «Кабала» имеет такой текст: ЛЕСНОМУ ЦАРЮ ЗА КОРОВУ - ВЕРНИ КОРОВУ. ВЕРНИ МНЕ КОРОВУ! Итого - всего 9 слов, где буквы всего чуть-чуть крупнее, чем на более раннем тексте. Кроме того, тут имеется изображение ЛЕСНОГО ЦАРЯ, его лик анфас. Перевода на современный русский язык тут не требуется, всё понятно и так.

Более ранний текст выглядит иначе: ИЗ ЯРА 35 АРКОНЫ В АРКОНУ 30 ВОИНОВ ВИМАН.

ВЗЯТЬ У РИМА 8 ВИМАН В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, И ВЕРНЫЯ ВОИНЫ 35 И 33 АРКОН В РИМЕ ВОЗЬМУТ ВИМАНЫ МАРЫ В ХРАМЫ МАРЫ 30 И 35 АРКОН ЯРА И ВОЙДУТ ВМЕСТЕ В РУСЬ РЮРИКА И В РУСЬ МАРЫ ВАРЯГА МИМА. МАРЫ ХРАМ МИМА ЯРА АРКОНЫ 30, 7 ГОД ЯРА. Итого - 49 слов и 9 чисел, то есть, впятеро больше.

На современном русском языке этот текст означает: ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА В ЗАПАДНЫЙ КАИР ВВС.

ВЗЯТЬ У РИМА 8 ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, И ВЕРНЫЕ ВОИНЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ЛАДОГИ В РИМЕ ВОЗЬМУТ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ТИПА САМОЛЁТОВ В ХРАМЫ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ВОЙДУТ ВМЕСТЕ В РУСЬ РЮРИКА И В ЕВРАЗИЮ ВАРЯГА И ЖРЕЦА.

ХРАМ МАРЫ ЖРЕЦА ЯРА ЗАПАДНОГО КАИРА , 863 ГОД Н.Э. Замечу, что храм Мары Западного Каира - это тактический центр военных действий ВВС Рюрика.

kostyanye20.jpg

Рис. 20. «Кабала», написанная на внешней стороне бересты

В той же статье [9] имеется «Кабала», написанная М.Ф.О. (пишет на столе). Написана на внешней стороне бересты (по свидетельству информантки нет принципиальной разницы, на какой стороне писать), поэтому начертания фактически не видны. Фото Толмачевой Е.Б.». Иначе говоря, информантка написала современную надпись ЛЕСНОМУ ЦАРЮ, но этнографы, разумеется, не являются эпиграфистами, а потому почитать только что написанный текст не смогли. Но зато это получилось у меня. И на рис. 21 я его читаю: ВЕРНИ МНЕ КОРОВУ! Всего три слова, и никакого обращения к ЛЕСНОМУ ЦАРЮ. Полагаю, что современное поколение знает только основные слова, но уже не помнит подробности.

Более всего меня удивило то, что на данном куске бересты имеются более древние надписи, которые я, скорее всего, прочту в следующий раз. Однако ни в одном этнографическом исследовании никто из этнографов не поинтересовался, откуда сами авторы «кабал» взяли саму бересту. Видимо, им показалось, что её добыли сами авторы «кабал». Однако это не так, ибо береста уже была однажды использована.

kostyanye21.jpg

Рис. 21. Моё чтение современной надписи на данной бересте с Вологодчины

Понятно, что перед чтением я усилил контраст изображения, и потому смог прочитать текст. А далее меня заинтересовал вопрос: чем «кабалы» по внешнему виду отличаются от привычных берестяных грамот? И я обратился к грамотам из Смоленска.

Берестяная грамота № 5 Смоленска. Пока я ещё не читал берестяные грамоты из Смоленска, и теперь хотел бы исправить этот пробел. В работе [10] говорится: «Берестяные грамоты - самые известные памятники древнерусской письменности XI-XV веков. Они выглядят как короткие записки или рисунки, процарапанные на ровном листе березовой коры.  Тексты берестяных грамот описывают деловую и бытовую жизнь простых горожан: торговцев, ремесленников, священников, воинов.  Все известные на данный момент грамоты найдены в результате раскопок древнерусских городов: Великого Новгорода, Старой Руссы, Смоленска, Торжка, Пскова, Твери и других.

Первая берестяная грамота в мире была найдена 26 июля 1951 года в Великом Новгороде экспедицией А.В. Арциховского. Через год - 30 июля 1952 года - экспедиция археолога Д.А. Авдусина нашла грамоту и в Смоленске на улице Соболева. С тех пор в нашем городе было найдено 16 берестяных грамот (последняя - в 2009 году) Все они датируются XII-XIII веками. Как правило, тексты грамот дошли до нас во фрагментах. И это не повреждения в результате археологических работ. Сам адресат грамоты заботился о том, чтобы ее не прочел посторонний, и разрывал или разрезал грамоту после прочтения. Оттого в большинстве случаев мы можем уловить только общий смысл документа.

Сейчас в Смоленском музее-заповеднике хранится 8 грамот. Содержание этих текстов можно объединить двумя темами: Первое - это записи делового характера. Например, Грамота № 5: .. ОЛОМЫ, НИКОЛЫ, ВАЛ..."».

kostyanye22.jpg

Рис. 22. Смоленская грамота № 5 и моё чтение её древнего текста

Кстати, предоставляется прекрасная возможность сравнить берестяные грамоты типа «кабала» с привычной берестяной грамотой из Смоленска. Первый тип внесён в науку этнографами, которые читать грамоты, даже написанные при них, не умеют; второй тип читается либо самими археологами, либо эпиграфистами. Но результаты такого чтения немного лучше: так, на Смоленской грамоте №5 прочитано одно слово целиком, НИКОЛЫ, и два слова по половинке: ...ОЛОМЫ и ВАЛ...

Много это или мало? Более поздняя надпись расположена в две строки, где последнее пятое слово видно только вершинами букв. Но первые два слова читаются прекрасно. Я читаю эти слова на поле дешифровки в самом низу рис. 22 так: ГСПОДИНЪ НИК на первой строке и ОДИМ АСПОРИЛ ИТОГИ  на второй строке. И по верхушкам букв можно понять слово ПА и начало слова ВА(ЖНЫМ). Это означает: ГОСПОДИН НИКОДИМ ОСПОРИЛ ИТОГИ ПО ВАЖНЫМ (ДЛЯ НЕГО ДЕЛАМ). Иначе говоря, речь идёт об итогах судебного процесса, но автор письма пропустил в первом слове вторую букву «О», а в безударном положении писал вместо «О» букву «А».

Получается, что я прочитал 5 с половиной слов, а академические эпиграфисты - 1 с двумя половинками. То есть, я прочитал в 2,5 раз больше по общему числу слов или в 5 раз больше по числу слов, прочитанных полностью. И так, где общий смысл у академических эпиграфистов остался совершенно непонятным, у меня выявился довольно определённо. Иначе говоря, если этнографы читать не умеют вовсе, то академические археологи - как школьники первого класса. То есть, как лица, недалеко ушедшие от этнографов. Однако этнографы знают общий смысл послания, а археологи - нет.

Теперь перейдём к более сложному заданию, к чтению древнего текста той же грамоты, состоящему из 9 строк. Первая строка слева представлена не полностью, она оборвана на середине грамоты. Тем не менее, на ней можно прочитать слова: ОТ ХРАМА МАРЫ ВИМАН МАРЫ.  На второй строке я читаю слова: МИМА РЮРИКА В ХРАМ СТАНА 30 ЯРА И СТАН 37 АРКОНЫ ЯРА РЮРИКА, И В ХРАМ ЯРА РУСИ ЯРА. На третьей строке: В РЮРИКА ХРАМ ВЕРНУТЬ ВОЙСКА ВОИНОВ И ВОИНСКИЯ РЮРИКА ВИМАНЫ, В 35 АРКОНУ РУСИ, на четвёртой - В ЯРА РЮРИКА ХРАМАХ ВОИНАМ ЯРА ВЕРНУТЬ ВИМАНЫ ЯРА, А МАРЫ ВИМАНЫ - ВОИНАМ МАРЫ, на пятой - В ЯРА 35 АРКОНЫ И ЯРА 37 АРКОНЫ ВОИНОВ МАРЫ ХРАМОВ ВОЙСКА ВИМАН ВОЗВРАЩАЕМ, А ВИМАНЫ - В ХРАМЫ РЮРИКА МИРА РЮРИКА.   На шестой строке - ВОЙСКА АРМИИ РЮРИКА МОЖНО СОХРАНИТЬ, А МАРЫ ВОЙСКА СОХРАНЯЕМ ВОИНАМИ РУСИ МАРЫ, на седьмой - ВОЙСКА РИМА В РИМА ВИМАНАХ МАРЫ И ВИМАНАХ ЯРА ХАРАОНА МАРЫ СКИФА РЮРИКА ВЕРНУТСЯ В ХРАМЫ РУСИ, на восьмой - ВАРЯГА МАРЫ ХРАМА И ВОЙСКА МАРЫ ... ХРАМ МАРЫ СКИФИИ МАРЫ, на девятой - В АРКОНАХ И АРМИЯХ РЮРИКА. ХРАМЫ МАРЫ МИМА РИМА РЮРИКА, ГОД 7 РЮРИКА.

Анализ грамоты. На первом слое надписей мы видим уже не 9 возможных слов, а 113 слов и 6 чисел. На современном русском языке этот текст можно прочитать так:  ОТ ХРАМА МАРЫ (ДЛЯ) ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТИПА САМОЛЁТОВ ЖРЕЦА РЮРИКА, В ХРАМ СТАНА ЗАПАДНОГО КАИРА И СТАН РИМСКИХ КАТАКОМБ РЮРИКА, И В ХРАМ ЯРА РУСИ ЯРА.

 В РЮРИКА ХРАМ ВЕРНУТЬ ВОЙСКА ВОИНОВ И ВОИНСКИЕ САМОЛЁТЫ РЮРИКА, В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД РУСИ. В ЯРА РЮРИКА ХРАМАХ ВОИНАМ ЯРА ВЕРНУТЬ ДИСКОЛЁТЫ, А САМОЛЁТЫ - ВОИНАМ-ДЕСАНТНИКАМ. В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД И РИМСКИЕ КАТАКОМБЫ РЮРИКА ВОИНОВ-ДЕСАНТНИКОВ ИЗ ХРАМОВ ВОЙСКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВОЗВРАЩАЕМ, А САМИ АППАРАТЫ - В ХРАМЫ РЮРИКА МИРА РЮРИКА.

ВОЙСКА АРМИИ РЮРИКА МОЖНО СОХРАНИТЬ, А ВОЙСКА ДЕСАНТА  СОХРАНЯЕМ (ВМЕСТЕ С) ВОИНАМИ РУСИ МАРЫ, ВОЙСКА РИМА В САМОЛЁТАХ И ДИСКОЛЁТАХ РИМА ХАРАОНА МАРЫ СКИФА РЮРИКА ВЕРНУТСЯ В ХРАМЫ РУСИ, В ВАРЯГА ХРАМЫ МАРЫ И ВОЙСКА МАРЫ ... ХРАМ МАРЫ АЗИАТСКОЙ СКИФИИ В АРКОНАХ И АРМИЯХ РЮРИКА.

ХРАМЫ МАРЫ МИМА РИМА РЮРИКА, ГОД 863 Н.Э.  

Как видим, опять речь идёт о пополнении армии Рюрика самолётами, дисколётами и войсками за счёт Рима. Так что мы получили информацию о ещё одной войсковой операции войск Рюрика.

Обсуждение. Основной темой данной моей статьи явились, разумеется, берестяные грамоты, адресованные ЛЕСНОМУ ЦАРЮ (ЛЕШЕМУ) о возвращении пропавшей коровы. Оказывается, такой тип берестяным грамот был известен этнографам ещё в конце XIX века, однако он никогда не упоминался в археологических исследованиях. Я сам был несказанно удивлён, когда одна из моих последовательниц, Марина Чекмарёва сообщила мне в пятницу 18 мая 2018 года на моей лекции в Санкт-Петербурге о том, что она недавно была в Перми, и в местном краеведческом музее видела берестяные грамоты, найденные в конце XIX века. Изображение одной из них, которую я показал в данной статье на рис. 6, она прислал по электронной почте, но без каких-либо комментариев.  Её тоже удивило, что в археологической литературе эти грамоты до сих пор остались неизвестными.

Тут во мне заговорил интерес не только эпиграфиста, но и методолога науки. Первое, что бросилось в глаза, так это то, что археологи не читают работы по этнографии. Однако этот вывод лежит, так сказать, на поверхности. Ибо, если бы археологи стали читать не только сочинения этнографов, но и надписи на опубликованных ими грамотах, они бы не имели трудностей в доказательстве того, что с Х века обычные крестьяне умели писать довольно пространные тексты. А потому открытие берестяных грамот в 1951 году в Великом Новгороде опиралось бы на 66-летнюю традицию, и было вполне закономерным. То есть, не приходилось бы оправдываться в квасном патриотизме первооткрывателя А.В. Арциховского.

Однако попробуем представить себе, как бы развивались события, если бы А.В. Арциховский сослался на работы этнографов. В таком случае, обнаружение ещё одного места, уже третьего после Перми и Вологодчины, а именно Великого Новгорода, можно было бы рассматривать, как простое расширение географии распространения грамот, подобно тому, как сейчас рассматривается нахождение грамот в Смоленске, Старой Руссе и других городах древней Руси. Более того, получалось бы, что не только этнограф, но и археолог царского времени Ф.А. Теплоухов внёс вклад в исследование берестяных грамот, то есть честь открытия этого вида народного письма принадлежит вовсе не советской археологии. А это уже с точки зрения господствовавшей идеологии было бы неверным решением.

Однако и не это является самым страшным. Ведь если признать открытие Ф.А. Теплоухова, то придётся признать и открытие его последователя В.М. Яновича. А если прочитать грамоту, которую я показал на рис. 10 и прочитал на рис. 11, то археологи сразу столкнулись бы с текстом эпохи Рюрика, не прикрытым бронёй из более позднего текста, то есть, с существованием многочисленных вторичных Аркон, с воинами Рюрика, как воинами реального исторического персонажа, а не того полумифического героя, которого нам предлагает современная историческая наука. Но самое ужасное - пришлось бы объяснять, что существовали ВИМАНЫ - летательные аппараты двух типов: ВИМАНЫ МАРЫ - самолёты и ВИМАНЫ ЯРА - дисколёты. Авиация во времена Древней Руси? - Да за такое, с позволения сказать, открытие, Арциховскому не только не дали бы Сталинскую премию, а, чего доброго, сослали бы в Сибирь как врага народа, а то и вовсе бы расстреляли. Так что, скорее всего, археологи знали о грамотах типа «кабала», однако упоминание о них сразу ставило бы вопрос об их прочтении, а их прочтение привело бы к информации, полностью противоречащей той, которая нам предложена исторической наукой под именем мировой истории. Археологи - обычные люди, не самоубийцы.

Данный пример показывает, насколько политизированы и идеологизированы различные дисциплины исторической науки, а, с другой стороны, насколько разобщены археология и этнография. Однако, если встать на позицию науки, свободной от политических предубеждений, то придётся пересмотреть дату открытия берестяных грамот.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.24MB | MySQL:11 | 0.208sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.371 секунд