В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 19, 2008

Легенда о Таргитае в эпиграфическом освещении и проблемы хронологии

Автор 02:20. Рубрика Исторические комментарии

Легенда о Таргитае в эпиграфическом освещении и проблемы хронологии

В.А. Чудинов

Легенда о Таргитае была записана Геродотом и относилась к борисфенитам. Разные исследователи толковали ее по-разному, но, видимо, наиболее правдоподобную трактовку дал Б.А. Рыбаков.

Рыбаков о легенде. Б.А. Рыбаков обращается к этой легенде в нескольких своих книгах. В сжатой форме он излагает ее в монографии о русских княжествах: «Геродот сообщает интереснейшие исторические мифы древних земледельцев-сколотов, вполне сопоставимые с археологическими данными. Схема этих сказаний такова: 1. Примерно за 1000 лет до прихода Дария на скифов (512 г. до н.э.) от Зевса и дочери Днепра родился Таргитай, оказавшийся первым человеком в этой земле. 2. У Таргитая было трое сыновей: в их царствование с неба упали золотые реликвии - плуг с ярмом, топор и чаша. Овладеть чудесным золотом удалось только младшему сыну Колаксаю, по имени которого все эти поклонники плуга и ярма назывались сколотами. Имя родоначальника сколотов - Таргитай - связано с древним индоевропейским понятием плодородия и урожая (ср. греческие «таргелии» - праздник урожая)» (РЫБ, с. 24). - К чести Бориса Александровича можно заметить, что он очень чутко относился к древнегреческим историкам (хотя современные исследователи типа Подберезкина полагают, что он не был специалистом по античности; это - сознательно возводимая на него понапраслина) и знал то, что они писали о предках нынешней Руси. В частности, Геродот.

«Время мифического Таргитая («никак не больше 1000 лет» до Дария) - примерно ХVШ-ХVI вв. до н.э., то есть то самое время, когда завершилось расселение пастушеских племен и началось обособление праславян и их исторически самостоятельная жизнь. Мифическое время трех сыновей Таргитая, по всей вероятности, - время чернолесской культуры (X-VII вв. до н.э.), когда началось пашенное земледелие (небесный плуг) и «поча люди оружье ковати» (небесный топор). В VII в. до н.э. греки уже знали имя мифического Колаксая. Трое царей властвовали над четырьмя сколотскими племенами, размещение которых с разной степенью вероятия может быть сопоставлено с четырьмя группами концентрации археологическим памятников чернолесской культуры: киевской, тясминской, подольской (Южный Буг) и ворсклинской. Золотые реликвии хранились в «обширнейшем» царстве, но у нас нет данных для его определения. 3. Младший (но главный) из сыновей Таргитая - Колаксай разделил царство между тремя свими сыновьями. Возможно, что уменьшение числа «царств»-племен при внуках Таргитая (три вместо четырех) отражает ситуацию VII-VI вв. до н.э., когда земли по Ворскле были завоеваны скифским племенем гелонов. Мифическое измерение времени поколениями героев-родоначальников не поддается, разумеется, прямому переводу на поколения людей» (РЫБ, с. 24). Таковы хронологические прикидки выдающегося русского историка.

Обсуждение. В курсах историографии многих народов имеется однотипный методологический приём: сначала помещаются исторические легенды (в том числе и других народов), затем дается археологический материал (как правило, анонимного характера - там нет имен правителей и названий этносов, их заменяют рабочие термины самих археологов, называющих те или иные народы «археологическими культурами», различающимися по месту первой находки их образцов. И лишь позже излагается собственно исторический материал. Поэтому Б.А. Рыбаков в данном случае действует в рамках этого приёма; археология тут выступает посредником между историческими мифами и письменной историей. Его задачей в таком случае является некоторая привязка археологических культур к некоторым мифологемам, с чем он отлично справляется, давая заодно и хронологические привязки. Как видим, под «археологическим подтверждением» вовсе не предполагается нахождение могил Таргитая или Колаксая, или нахождение некоторых монументов или скульптур, воздвигнутых в их честь, и любой археолог встал бы на защиту Бориса Александровича, если бы кто-то со стороны стал бы его обвинять в том, что он не ищет прямых археологических подтверждений существования Таргитая.

Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что такое прямое подтверждение существует, но не на территории современной России, а в Этрурии. Оно возникло при рассмотрении одной этрусской скульптуры в моей книге «Вернем этрусков Руси», и я далее даю раздел из этой моей работы с присущему ему номером объекта.

№ 154. Надгробие из Ветулонии. В книге З. Майяни приводится изображение надгробия с подрисуночной подписью: «Каменное фигурное надгробие из Ветулонии VIII-VII веков до н.э.» (МАЙ, с. 400). Никаких дополнительных комментариев не приводится.

legenda.gif

Рис. 1 (193). Мое чтение надписей на надгробии из Ветулонии

Я читаю надписи сначала на уровне головного убора. Тут можно прочитать очень хорошо знакомые слова МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. На уровне лба, почти в центре, под шапкой читается слово КНЯЗЬ. Слева, над правым глазом, написано АТАМАН. Под тем же глазом, на щеке, можно прочитать слово МУЖ. Над переносицей написано длинное слово РУКОВОДИТЕЛЬ. Под левым глазом, справа на щеке выбито наиболее важное слово, ТАРГИТАЙ. Щель между верхней и нижней губой доносит слова ЗАТВОРНИК КОРСИКИ, что можно понимать, как УЗНИК, СОДЕРЖАВШИЙСЯ НА КОРСИКЕ. А над верхней губой справа написано продолжение: И СТРАЖ КИЕВА.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.237sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.398 секунд