Новые надписи Мангупа
Чудинов В.А.
Когда я недавно рассмотрел свои фотографии экспедиции 2011 года на Мангуп, я обнаружил на ряде из них надписи. Их было немного; однако оказалось, что этот же археологический объект фигурировал и в «Новостях археологии», что окончательно определило мой выбор темы данной статьи.
Рис. 1. Руины крепости Мангуп-Кале
Новости с археологического сайта. «Археологи, занимающиеся изучением Мангупской крепости, в этом году проводили раскопки дворца князей Феодоро. В результате учеными были обнаружены следы пожара и археологический материал, подтверждающий свидетельства историков о том, что крепость была захвачена турками в 1475 году.
Среди находок было отмечено обилие арбалетных болтов, которые, по всей видимости, стояли на вооружении защитников цитадели. Также найдено множество наконечников стрел и пуль, относящихся к турецкому вооружению. В самом здании археологи обнаружили осколок пушечного ядра. Как известно, пушки были на вооружении только у турок. Именно их они использовали во время штурма в 1475 году.
Раскопки проводили ученые Таврического национального университета» [1].
Рис.2. Моё чтение надписей на верхней части стены цитадели
История Мангупа. В IV-V веках на плато появилось поселение
В конце
Далее в источнике [2] пропуск примерно в 6-8 веков: «XIII - середина XV город был столицей поздневизантийского княжества Феодоро, контролировавшего Юго-Западный Крым и находившегося под влиянием Византии. Сам город называли также Феодоро.
1475. Город, как и всё княжество был захвачен османскими войсками. Османы перестроили крепость, которая в период их правления называлась Мангуп-Кале - крепость Мангуп). Вплоть до
Кому же Крым принадлежал в этот период?
На рис. 2 я читаю надписи: на левом окне и левее - слово ЯРОВА, ниже - слово РУСЬ. Правее, между окнами - слова В ХРАМЕ. Затем, внутри центрального окна и правее, читается слово ЯРОВОМ. В центре правого окна я читаю предлог «В», а под окном слева и справа - слова МОСКВЕ МАРЫ. Под Москвой Мары, как я выявил в моих предыдущих статьях, понимался Великий Новгород. Следовательно, речь идёт примерно о IX веке н.э.
Между тем, в работе [3] я нахожу такие строки: «Сохранились участки крепостных стен 6 и 15 веков, остатки базилики 6 века, перестроенной в 1425, дворца 15 века, турецкая цитадель 16 века и др. Археологические исследования ведутся с 90-х годов 19 века». Иначе говоря, цитадель считается турецкой и датируется 16-м веком. Но откуда здесь русские буквы? - Тем не менее, я хотел бы выяснить датировку точнее. Для этого я привлек к рассмотрению свою фотографию цитадели, сделанную в 2011 году.
Рис. 3. Верхняя часть парадного входа в цитадель
Я решил прочитать надписи на верхней каменной рейке обрамления входа. Река имеет две фаски, верхнюю и нижнюю, и на каждой имеется от одной до двух строк надписей.
Сначала я читаю надпись на осевой линии между двумя фасками. Первое слово: МОСКОВСКАЯ, второе - РЮРИКА, третье и четвертое, на верхней фаске - И МАРЫ, далее посередине - слово СОКОЛОВЯН, и последнее слово - РУСЬ. Здесь кончается первое предложение и начинается второе, написанное правее.
Во втором предложении читается посередине, а также чуть выше и чуть ниже середины рейки: ВОИНОВ И ВОИНСКОЕ МОСКОВСКОЕ СКЛАВЯНСКОЕ КЛАДБИЩЕ. Тем самым, ключевым является последнее слово. Цитадель была просто красивым входом на кладбище. А слова ВОИНОВ И ВОИНСКОЕ я понимаю так: ВОИНОВ - это кладбище воинов, погибших во время боевых действий, а ВОИНСКОЕ - это кладбище всех военных, в том числе и умерших от старости и болезней.
На нижней фаске примерно посередине можно прочитать число и слова: 33 АРКОНА ЯРА. Это как раз та вторичная Аркона Яра, которая мною была обнаружены в Крыму в районе Севастополя. Наконец, правее и ниже, под фаской, можно прочитать слова МАСКА МАРЫ, что означает: ПОКОЙНИКИ. Вполне уместная надпись на воинском кладбище.
Рис. 4. Моё чтение надписей на верхней части парадного входа
История археологических исследований Мангупа. В той же статье [2] имеются сведения об истории археологических исследований Мангупа: «Археологические исследования здесь впервые были начаты графом А.С.Уваровым в 1853 г. Однако, еще в 1833 г., по свидетельству П.И.Кеппена, на иудейском некрополе в ущелье Табана-дере караимским раввином Мортхаем Султанским обследовались надгробия, наиболее раннее из которых было определено 5034 г. (1274 г.н.э.). В дальнейшем А.С.Фирковичем в "Сефер Авнэ-Зиккарон" (Вильно, 1872) были опубликованы эпитафии с Мангупа с датами от 866 до 1777 г.
В 1890 г. на Мангупе работала экспедиция скандинавоведа Ф.А.Брауна, поставившего целью поисков следов пребывания готов. Раскопкам подверглись цитадель и большая базилики, в дальнейшем получившая в литературе название "брауновской". Одновременно на некрополе в Табана-дере вела раскопки группа караимов из Симферополя и Феодосии. По свидетельству Ф.А.Брауна ими были обнаружены семь памятников с датами от 875 до 983 г.н.э» [2]. Полагаю, что под «готами», которые построили цитадель, археологи понимали тех варягов русского происхождения Рюрика, которые ее построили.
О том, что здесь присутствовали варяги, можно узнать из надписи на рис. 5.
Рис. 5. Моё чтение надписей правой части рамки парадного входа и стены
Далее я выделяю фрагмент стены справа от верхней части обрамления - то место, которое не совсем ясно выглядело на предыдущем рисунке. На нём я читаю слова: ВАРЯГИ ИЗ 33 АРКОНЫ И ВАГРИИ НА РУСИ МАРЫ. Понятно, что эти пришельцы Западной Европы понимались археологами конца XIX века как «готы».
А справа от обрамления входа, на стене, я читаю в выделенных фрагментах слова МАРЫ МАСКА, то есть, ПОКОЙНИК.
Но в последний момент я замечаю, что надпись имеется на верхней части окружности 9-конечной звезды. С удивлением я читаю внутри этого фрагмента наложенные друг на друга буквы надписи: ХАРАОНА ХРАМ РУСИ ЯРА. Полагаю, что эта 9-лучевая звезда в окружности с розеткой в центре являлась символом храма Рюрика как хараона.
Продолжу цитирование истории археологических исследований: «Дальнейшие исследования Мангупа велись в 1912-14 гг. Р.Х. Лепером, директором Херсонесского музея. Кроме цитадели, базилики, княжеского дворца и двух небольших церквей, он провел расчистку остатков синагоги (кенасы) в верховьях Табана-дере и раскопал несколько погребений на некрополе в средней части ущелья. В краткой информации, опубликованной накануне октябрьского переворота, сообщалось о находках в могилах монет и керамики позднеримского времени. Любопытно, что одна стертая монета, вероятно Менгли-Гирея I, была найдена в положении обола Харона. Очевидно, что упомянутые ранние артефакты имели отношение не к погребениям, а к культурному слою, в котором выкапывались могильные ямы» [2].
Рис. 6. Моё чтение надписей в проходе главного входа
На рис. 3 мы видим, что главный вход имеет проход, на стенах которого можно прочитать надписи, что я и делаю. Так, на наклонном камне наверху я читаю слова: ЯРА ХРАМЫ МАРЫ. Иначе говоря, за внешней стеной цитадели находилась целая серия храмов Яра Мары.
А ниже я читаю слово: ОХРАНА. Полагаю, что именно в этом проходе размещались в этом проходе - совершенно так же, как и в наши дни.
Закончу цитирование: «В советское время раскопки караимских памятников проводились в 1972-74 гг. экспедицией Уральского госуниверситета. Ею были исследованы остатки двух усадеб к югу от "брауновской" базилики, а экспедиция СГУ исследовала позднесредневековую усадьбу в верховьях Гамам-дере (1974-77 гг.). В 1986 г. Она приступила к раскопкам на территории некрополя в Табана-дере. В начале 80-х гг. самостоятельные исследования памятников кладбища проводил М.Н. Макушкин. В настоящее время на плато ведет раскопки Мангупская археологическая экспедиция Таврического национального университета им. Вернадского» [2].
Рис. 7. Моё чтение надписей на виде пещер Мангуп-Кале снизу
О пещерном городе. Имеется еще одна статья, в которой, в частности, говорится: «Пещерный город Мангуп Кале расположен на вершине столовой горы Баба-Даг (Отчая гора), возвышающейся на 580 м над уровнем моря и на 200 м над окружающими ее долинами. С юга и запада плато заканчивается отвесными неприступными обрывами высотой до 70 м. Кажется, сама природа распорядилась создать там неприступную крепость, защищенное от врагов поселение. Ученые до сих пор спорят о времени возникновения пещерного города на Мангупе, и изучают его историю» [4], рис. 7. - А на этом рисунке я читаю надписи, принимая за строки разные слои каменной кладки. Чтение я начинаю со второй строки, со слов: РУСЬ МОСКОВСКАЯ. А на верхней строке написано: ХРАМ ЯРА РЮРИКА. Правее помещено изображение.
На изображении лика старухи в левый профиль можно прочитать слова: МАСКА МАРЫ СКЛАВЯН. Иначе говоря, речь идёт о конкретных могилах. - Правее этого изображения можно прочитать на верхней кладке датировку: 53-58 ГОДЫ ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это образует даты: 909-914 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Иначе говоря, самое начало Х века с точностью до года.
На третьей строке сверху средней толщины я читаю слова: МОСКОВСКАЯ МАСКА. А строкой ниже, на высокой каменной кладке читаются слова: МАЯК ЯРА ХРАМА РЮРИКА. Более того, далее видна маска, изображающая львиную голову анфас. На ее лбу написаны слова: МАСКА МАРЫ. Вдоль нижнего овала лица можно прочитать слова: МОСКВА МАРЫ.
Таким образом, вся скала с могилами оказалась исписанной русскими надписями.
Рис. 8. Моё чтение надписей на лестнице внутри пещерного города
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.625 секунд