В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 3, 2011

Радзивилловская миниатюра № 3 и возможность ее датировки

Автор 12:18. Рубрика Исторические комментарии

Радзивилловская миниатюра № 3 и возможность ее датировки

В.А. Чудинов

Рассмотренные мною миниатюры Радзивилловской летописи № 1, 2, 4, 13 и 14 не имели в своих сюжетов моментов, которые могли бы послужить для датирования как самих отдельных миниатюр, так и всего корпуса рисунков в целом. Теперь, кажется, такая возможность появилась.

Официальная трактовка миниатюры № 3. Здесь мы читаем такое описание: «Основание Киева тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом, занявшими три горы, и сестрой Лыбедью (стоит). И цитируется летопись: «И быша три братья, единому имя Кий, другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь... И сотвориша городок во имя брата их старшаго, и нарекоша Киев». Справа подпись к рисунку «Град Киев». (Радзивилловская Т 1994:304). - Описание мало соответствует миниатюре: нет трёх гор, храмов, по меньшей мере, два (красный в глубине, охристый на переднем плане), что говорит о крупном городе, да и пропорции стоящего персонажа явно не женские. Словом, возникают серьёзные подозрения в том, что миниатюра изображает нечто иное, хотя, возможно, и имеющее отношение к Киеву. Для вынесения окончательного суждения необходимо прочитать надписи на каждом персонаже, которых очень много.

miniatiura1.jpg

Рис. 1. Миниатюра № 3 Радзивилловской летописи

Моё чтение надписей на миниатюре. Сначала я читаю надписи на самом левом персонаже. По предположению исследователей, это Кий. Однако на его голове, точнее, нашапке волос можно прочитать следующие слова: КРАЙ МОСКВА. ЯРА РУСЬ. ХРАМ ЯРА (далее надпись идёт уже на бороде) ДАРОВАЛ  ИМ МИР. Ожерелье на шее содержит имя персонажа: НИКИТКА. Следовательно, перед нами не Кий (а также не Щек и не Хорив). Уже из-за этого имени разрушается вся академическая атрибуция данной миниатюры.

Справа от ожерелья мы видим надпись ЯРА, на верхней части рукава левой руки - слово МИРА, а в складках над поясом - слово ХАН. Итак, Никитка является ханом не только Яровой Руси, но всего мира Яра (то есть, всех континентов, где имеется Русь Яра). Это - самый высокий по должности правитель из всех возможных.

На относительно ровном и светло-голубом фоне ткани груди хана выделяется надпись более интенсивным цветом: ВАРЯГ. Та же надпись ВАРЯГ получается при обращении в цвете верхней части волос хана. А складки под поясом образуют слова ИЗ АРКОНЫ. Таким образом, высший титул носит представитель не Москвы и не Киева, а варяг из Арконы. На ткани правого бедра написано: ЯРА МИМ. Понятно, что для занятия административных должностей в то время было необходимо занимать определенные ступени жреческой иерархии. Тут же можно прочитать и слова ЛИК МИМА МОСКВЫ. Итак, как и в наши дни в христианстве, когда патриарх Московский считался одновременно и патриархом всея Руси, мим из Арконы одновременно являлся и мимом Москвы. На правой части волос еще раз читается слово НИКИТА, а между плечом и пальцами левой руки читается надпись ЯРА МИР.  Тем самым личность первого персонажа прояснена полностью.

miniatiura2.jpg

Рис. 2. Моё чтение надписей на левом персонаже и вокруг него

Две параллельные горизонтальные линии, отходящие от левой руки Никиты содержан весьма интересные надписи: АРКОНА КОВАРНО СКОВЫРНУЛА МАСКОВУ, МОСКВА ЯРУ РУСЬ ОСТАВИЛА НА МИЛОСТЬ ЯРА РУСИ. Из этого следует, что в результате соперничества Русь-Аркона смогла овладеть Русью-Москвой, однако Русь-Москва не оказала вооруженного сопротивления, а подчинилась Арконе. А на верхней горизонтальной линии там, где надпись выстроена в 1-2 этажа, можно прочитать слова: РУСЬ-МОСКВА ВА МОСКОВСКОЙ РУСИ  и далее по логике вещей должны следовать слова ЯРА, а, возможно, и МИРА ЯРА. Иными словами, излагается субординация подчинения: РУСЬ-МОСКВА входит в более обширную МОСКОВСКУЮ РУСЬ, та - в ЯРОВУ РУСЬ (или РУСЬ ЯРА), а последняя - в МИР ЯРА. И Никита является верховным ханом мира Яра с резиденцией в храме Яра города Арконы.

По логике вещей правее должны быть расположены иерархи меньшего уровня. Это легко проверить, перейдя к рассмотрению надписей следующего персонажа.

miniatiura3.jpg

Рис. 3. Моё чтение надписей на втором персонаже и вокруг него

На голове в виде волос второго персонажа читаются такие надписи: МНИХ МИМ ХРАМА ЯРА, то есть, МОНАХ-МИМ ХРАМА ЯРА. МИМ ОН ЯРА. А на верхней линии рукава правой руки - имя монаха, - КАМИЛ. Это имя тюркское. Тюрки часто выбривали лицо, и потому данный монах безбород и безус. Таким образом, перед нами - вовсе не «сестра их Лыбядь», а монах Камил. Что подтвердило наши подозрения.

Вертикальные линии под левой рукой Камила читаются как надписи: ХРАНИТЕЛЬ ХРАМА ЯРА. Полагаю, что слово ХРАНИТЕЛЬ имело в ведические времена тот же смысл, что в христианские века слово НАСТОЯТЕЛЬ. А вертикальные полосы монаха, расходящиеся чуть в стороны под его правой рукой, несут такие слова: ХРАМ И ЖРЕЦ ЯРОВОЙ РУСИ, МОСКВА, РУСЬ ЯРА, ЯРА ХРАМА ХРАНИТЕЛЬ. Таким образом, перед нами - настоятель Московского храма Яра, являющийся жрецом Яра, второе лицо по значимости.

На зеленом полу, чуть правее от ноги Камила, читается надпись ХРАМ ЯРА.

miniatiura4.jpg

Рис. 4. Моё чтение надписей на третьем персонаже и вокруг него

На голове третьего персонажа можно прочитать слова МАСКА ЯРА И МИМ ХРАМА ЯРА, ЯРА МИР. Разумеется, живой человек не может быть МАСКОЙ, то есть, ИКОНОЙ ЯРА, но может быть хранителем данной иконы. К тому же храм обозначен несколько иначе: ЯРА РОДА ХРАМ, как написано на кромке одежды монаха вокруг шеи. А чуть ниже читаются такие слова: ХРАМ РОДА ЯРА В МОСКОВСКОЙ РУСИ. Так что данный монах несёт службу не в храме Яра, а в храме Рода, который подчиняется храму Яра. А на складке над бедром правой ноги можно прочитать слова: МОСКОВСКИЙ ХРАМ ЯРА. Так что Московский храм Рода был, видимо, филиалом Московского же храма Яра. Но, во всяком случае, перед нами не предполагаемый исследователями Щек.

Наиболее крупные надписи над левым бедром и на охристом фрагменте правее звучат как ЯРОВА РУСЬ. А правая часть надписи, где упомянут Московский храм Яра, гласит: МОСКОВСАИЙ ХРАМ МАСКИ. Так что в данном случае храм Маски являлся филиалом храмов Яра и Рода, и именно в нём служил мим Яра.

Горизонтальная линия, начинающаяся слева от данного персонажа, и продолжающаяся справа, содержит много слов. Её можно прочитать так: РУНА ВО ВХОДАХ ВО ХРАМЫ МОСКВЫ С РИМСКИМИ СА ПОСТРОЙКАМИ КРЕМЛИМОВЫ. Это означает: НАДПИСИ ВО ВХОДАХ В ХРАМЫ МОСКВЫ С РИМСКИМИ КРЕМЛЁВСКИМИ ПОСТРОЙКАМИ. Возможно, это намёк на XVI век, когда итальянский мастера из Венеции строили храмы Московского Кремля.

Имеются еще две горизонтальных линии под правой рукой данного персонажа, где можно прочитать такие надписи: МАСКА ЯРА С РУСИ МОСКОВСКОЙ, МОСКВЫ и МАСКОВА ОТ АРКОНЫ ЯРОВОЙ РУСИ. Они означают опять то же самое, то есть, что Москва входила в Московскую Русь, и что Москва (Маскова местность) зависела от Арконы Руси Яра. А две вертикальные линии на правой ноге персонажа имеют более интересное чтение, поскольку касаются Киева, а именно: КИИВСКИЙ КРАЙ АРКОНЫ ЯРА РУСИ слева и МИМ КИИВА ВЛАДИМИР справа. Прежде всего, тут удивляет правописание, совпадающее с украинским, где пишут именно КИИВА, а не КИЕВА, а затем то, что Киев, вероятно, после того, как Аркона победила Москву, стал непосредственно подчиняться Арконе. Упоминание Владимира также наводит на размышления: а не почитался ли под именем «мим Владимир» святой равноапостольный Владимир? - Правая вертикальная надпись на подоле читается так: ХРАМ ЯРА.

Завершает рассмотрение нижняя часть подола мима храма Маски, на котором начертано слово КИИВ. Таким образом, Киев на этой миниатюре упоминается, но вовсе не как самостоятельное образование и вовсе не как столица Руси или «мать городов русских», а как некое городское поселение, зависимое от Арконы.

miniatiura5.jpg

Рис. 5. Моё чтение надписей на четвёртом персонаже и вокруг него

На голове у четвертого персонажа можно прочитать слова: Я - МИМ ЯРА. МИМ ЯРА. ХРАМ ЯРА. РУСЬ-МОСКВА. Тем самым, перед нами - не Хорив.

Горизонтальная линия между левым плечом персонажа и зданием может быть прочитана как такой текст: МОСКВА - МОСКОВСКАЯ РУСЬ МИХАИЛА. Какого Михаила? Мы знаем, что «Михаи́л Фёдорович Рома́нов (1596-1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии - Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей Фёдору I Иоанновичу» (Википедия). Если имеется в виду именно он, то данная миниатюра появилась не ранее начала XVII века.

На уголочке под воротником можно прочитать слова ЯРА МОСКВА. А на верхней части рукава, на сгибе локтя и выше, можно прочитать уточнение: МИХАИЛА МАРФИНА. Известно, что Ксения Ивановна, мать Михаила, имела в монашестве имя Марфа. Таким образом, это уточняющее обстоятельство позволяет датировать данную миниатюру указанным временем с уверенностью. Получается, что при первом монархе династии Романовых не было никаких намёков на Русь христианскую - на всех рассмотренных миниатюрах прославляется ведический бог Яр.

На верхней части данной надписи повторяется место приписки данного персонажа: ЯРА ХРАМ, МОСКВА. Примерно те же слова можно прочитать и на нижней стороне рукава: МОСКВА ЯРОВА. РУСЬ ЯРОВА ВО ЯРА МОСКВЕ. ЯРА МАСКОВЫ. МОСКОВСКАЯ РУСЬ ЯРА. Слово МАСКОВА есть архаическое название Москвы от ведического слова МАСКА, что означает ИКОНА. Так что МАСКОВА местность - сакральная местность.

Возвращаемся к характеристике мима Яра. На горизонтальной линии под левой рукой его можно прочитать слова: МИМ ЯРА РОДА МОСКВЫ. А У-образные складки на бедрах монаха дают такой текст: МИМ ЯРА ХРАМА МОСКВЫ ВА МАКАШИ ХРАМАХ. Из этого текста следует, что в Москве помимо храмов Яра и Рода существовали еще и храмы Макоши, причем их было несколько. На изогнутых складках читаются другой текст: КИИВА МИР ЯРА РУСИ ЯРА, то есть, Киев подчинялся Арконе. Это уже отмечалось выше.

Далее рассмотрим два здания. Начнем с диагональных надписей наверху крыши дальнего, красного здания. На левой стороне написано: МОСКОВСКАЯ МАКАЖЬ, тогда как на правой - МАКАЖИ ХРАМ КИИВА. Итак, охристое здание представляет собой внешний вид храма Макоши в Москве, тогда как более далёкое красное здание - храм Макоши в Киеве. Горизонтальная, чуть прогнутая вниз линия между ними гласит: ЯРА ХРАМЫ РУСИ ЯРА. Под ЯРА ХРАМАМИ понимаются, как следует из контекста, не только храмы собственно ведического бога Яра, но и храмы Рода, Мары и Макоши.

На верхней части левой башенки переднего плана можно прочитать слова МАКАЖИ ХРАМ КИИВА, что дублирует уже прочитанное. А на самой левой вертикали, образующей контур ближнего здания, расположен текст: ХРАМЫ КИИВА И МОСКВЫ ВО ЯРА МОСКОВСКОЙ РУСИ ЯРА И РУКИ МОСКОВСКОЙ РУСИ ВА ЯРА КИИВСКОЙ РУСИ. Этот текст можно считать заглавием к изображению храмов. Кроме того, из него следует, что Киевская Русь считалась находящейся «под рукой», то есть, под управлением Руси Московской. Мы видим, что по сути линии зданий повторяют одни и те же тексты, так что другие вертикальные и горизонтальные линии я в данном исследовании не читаю.

Обсуждение. Дешифровка миниатюры № 3 заняла максимальное количество времени по сравнению с чтением надписей на  предыдущих миниатюрах, поскольку здесь удалось прочитать рекордное количество слов - 201. Но и значимость этой миниатюры оказалась много выше предыдущих, ибо удалось прочитать имя исторического персонажа - царя Михаила Фёдоровича Романова, сына Ксении (Марфы).

Первое, что важно отметить, так это полное несоответствие персонажей миниатюры (Никиты, Камила, хранителя Маски Яра и мима Яра) якобы подтвержденным учёными Кию, Щеку и Хориву. Выше мы отмечали, что миниатюры № 1 и 2 соответствуют академической трактовке только в первом приближении. Третья миниатюра не соответствует академической трактовке вовсе. На ней изображены вовсе не те персонажи и вовсе не то время, какое следует из текста летописи. Если в тексте упоминается о создании Киева, то в миниатюре речь идёт о Москве и Киеве времен после 1613 года. Тогда как основание Киева отстоит от этой даты примерно на 1000 лет. «Существует легенда, что Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата. По мнению Рыбакова, предание об основании Киева Кием и его братьями в земле полян сложилось в самой полянской, славянской земле когда-то до 737 года. По некоторым археологическим исследованиям, первое городское поселение появилось в VI веке» (Википедия).

Из этого следует первое важное следствие: повествование внутри миниатюр не соответствует повествованию в тексте Радзивилловской летописи. Иными словами, если сама летопись датируется концом XV века, то миниатюры были изготовлены не ранее 1613 года. Временной разрыв, таким образом, составляет не менее 150 лет. И при соединении текста летописей с миниатюрами составители уже не умели читать мелкие надписи внутри миниатюр, иначе многие миниатюры вообще были бы выброшены, а другие - существенно отредактированы. Такое состояние дел складывается не ранее конца XVII века, когда практика вписывания  текстов в изображения сходит на нет. Похоже, что правы Фоменко и Носовский, которые утверждают, что при изготовлении копии со списка Радзивилла в Кёнигсберге рукопись была тщательно отредактирована и соединена с рисунками. Возможно, что этим объясняется плохое качество воспроизведения надписей на миниатюрах, где буквы местами не читаются - в оригинале, как я полагаю, они читались лучше.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.1MB | MySQL:11 | 0.191sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.346 секунд