Праздники проводов старого и встречи нового года в древности
Чудинов В.А.
Поскольку от времени ведизма нас отделяют века христианства и государственного атеизма в СССР, понять суть древнерусских праздников проводов старого и встречи нового года непросто. Тем не менее, опираясь на этимологию слов и славянскую мифологию, можно провести соответствующую реконструкцию.
Понятие времени. Ещё во время обучения на филологическом факультете МГУ я узнал, что слово ВРЕМЯ происходит от глагола ВЕРТЕТЬ, так что время - это ВЕРТУШКА. Иначе говоря, это то, что постоянно меняется, но, с другой стороны, и через какой-то промежуток повторяется. Мне в те дни эта этимология показалась необычайно глубокой.
Однако мне не очень понравилась реконструкция праславянской основы, которая якобы выглядела, как *ВЕРТМЕН. Само слово звучит как-то не по-славянски. А вот слово ВЕРЕТЕНО звучит как весьма русское. Возможно, что от глагола ВЕРТЕТЬ слово со значением времени изначально звучало, как *ВЕРЕТЕМЯ или *ВЕРТЕМЯ, а затем звук «Т» стал редуцироваться до полугласного «Й» и произноситься *ВЕРЪЕМЯ, а затем выпал и полугласный, и получилось ВЕРЕМЯ, ВРЕМЯ.
А в силу значения, во времени должны были существовать не только изменения, но и повторения (в отличие от понимания Ф. Энгельса: «время есть изменение вообще»). Что же повторялось? Прежде всего, сезоны (буквально СЕ ЗОНЫ, ЭТИ ЗОНЫ ГОДА). Каждый такой повтор можно было отмечать, как новое повторение старого сезона. Но какой сезон стоило отмечать? Наиболее красивым (по-древнему, КРАСНЫМ) считалось ЛЕТО. И каждое НОВОЕ ЛЕТО, или НОВОЛЕТИЕ праздновалось. Слово ПРАЗДНЫЙ означает СВОБОДНЫЙ ОТ РАБОТЫ. Видимо, в самые древние времена НОВОЛЕТИЕ было связано с днём летнего солнцеворота, с 22 июня. Для такой северной страны, как Русь, эти тёплые, но не жаркие дни начала лета как нельзя лучше подходили для общества охотников, рыболовов и собирателей. И вполне можно было освободить себя от забот по ежедневному добыванию пищи на целую седмицу, предаваясь играм, хождению в гости, и почитанию предков. Так сказать, узаконенной лени.
Однако переход от собирательства к земледелию и от охоты к скотоводству потребовал перенести эту «седмицу лени и праздной жизни» на другой срок, ибо летом каждый погожий день был крайне важен как для полевых работ у земледельцев, так и для выпаса скота у скотоводов. И седмица была перенесена со дня летнего солнцеворота на день весеннего равноденствия, 22 марта. Оно по-прежнему считалось НОВОЛЕТИЕМ, а не *НОВОВЕШНИЕМ, хотя справлялось весной, ибо отмечался Новый год.
Раздвоение седмицы. Если в середине лета женщины успевали собрать достаточно ягод и грибов, а мужчины - заготовить определённое количество мяса после охоты, то к весне все запасы прошлого года заканчивались. Прежде всего кончалось мясо, что обозначилось словом МЯСОПУСТ. Слово ПУСТ в более позднее время превратилось в слово ПОСТ; люди стали ПОСТИТЬСЯ, то есть быть ПУСТЫМИ от МЯСНОЙ пищи.
Но от слова МЯСОПУСТ веет суровой объективной необходимостью. А людям больше нравилось обыграть необходимость, как некую собственную прихоть, как причуду, как ЛЕНЬ поедать МЯСО, как *МЯСО-ЛЕНИЕ или *МЯСО-ЛЕНИЦА. Позже звук «О» выпал, и получилось слово *МЯСЛЕНИЦА или МАСЛЕНИЦА. На первый взгляд, оно связано со словом МАСЛО, однако никакого обряда, связанного с потреблением сливочного или растительного масла в пищу, либо с его употреблением для каких-то хозяйственных целей, учёными-фольклористами не обнаружено.
Поскольку за МАСЛЕНИЦЕЙ следовало несколько седмиц ПОСТА, и МЯСОПУСТ предшествовал МАСЛЕНИЦЕ на предшествующей, так называемой ПЁСТРОЙ седмице (когда постились в среду и пятницу, но зато ели мяса вдоволь в МЯСНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (то есть, в последний день седмицы, который позже стал называться НЕДЕЛЯ), то на масленице в первые три дня (в так называемую УЗКУЮ Масленицу) мяса ели немного.
Рис. 1. Борис Михайлович Кустодиев. Масленица
Первый день Масленицы назывался «ВСТРЕЧА», когда свёкор и свекровь отправляли невестку к её родителям, а вечером ходили в гости к сватам. Иначе говоря, узкая масленица начиналась как бы праздником единения родственников со свойственниками. Во второй день, ЗАИГРЫШ, производились смотрины невест, чтобы после поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. Иначе говоря, это было предвкушение соединения родственников с будущими свойственниками. В третий день ЛАКОМКУ, зять приходил к тёще на блины, где тёща демонстрировала своё гостеприимство. Заметим, на блины, а не на мясо. Это было продолжение единения родственников и свойственников, хотя сами блины были символом поминания предков.
В статье [1] написано: «Блины - блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин и блин, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях - соленый блин. На похороны и поминки блины пекут как поминальное блюдо, посвящаемое умершим. В день погребения на стол ставят кипу блинов, и старший из присутствующих мужчин разламывает первый блин и кладет на окно для покойника. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питалась душа умершего. Блины иногда кладут на грудь умершему, в гроб, на могилу.
Рис. 2. Блины как еда поминального обряда
Блинами поминают на могиле, а остатки отдают нищим странникам. На следующий день носят завтрак покойному, тоже оставляя блины на могиле. Блины пекут на девятый, на сороковой день и в последующие поминальные дни, а также в календарные поминальные («родительские») праздники: на Фоминой неделе (на «дедовую неделю», Красную Горку, Радуницу), в Дмитровскую субботу и т.д.». С моей точки зрения, слово БЛИНЫ происходить от слова *БЫЛИНЫ, то есть, ТО, ЧТО БЫЛО, и символизирует не столько Солнце, сколько ВРЕМЯ как круглый диск.
Вторая часть седмицы (с четвертого по седьмой день) носила название ШИРОКОЙ МАСЛЕНИЦЫ. Этот день называется РАЗГУЛЯЙ. Разгул начинается с игр в виде КУЛАЧНОГО БОЯ и ВЗЯТИЯ СНЕЖНОЙ КРЕПОСТИ. И то, и другое есть игры, отражающие борьбу с неприятелем, но без жестокостей, ибо в кулачном бою отсутствует холодное оружие, а взятие крепости обходится без кидания твёрдых предметов типа камней или палок. Это - как бы припоминание в игровой форме военных действий данного года или прошлых лет.
Рис. 3. Разгуляй как начало широкой масленицы
Википедия пишет о начале широкой масленицы: «С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях,
С этого дня парни устраивали
Рис.4. Кулачный бой на масленицу
«Взятие снежного городка - старинная народная
«Городок» строился на реке, или на площади города, селения. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок - одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом, истребившем много блинов, масла и рыбы».
Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» - значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.
В некоторых сёлах за порядком боя при взятии «городка» следил «городничий», он же давал знак к началу боя. В других местах к воротам подъезжал вымазанный сажей «царь», который читал речь (иногда обнажённым), по окончании которой подавал знак к началу взятия городка.
В упрощённом варианте игры вместо строительства снежной крепости устанавливался вертикальный столб, который также назывался «городком». На вершину столба привязывали бутылку вина, платок, жареного петуха или поросёнка. Столб смазывался свиным жиром. Победитель должен был подняться до вершины столба, и снять приз» (Википедия).
Рис. 5. В.И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891
Пятый день МАСЛЕНИЦЫ - это ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ, то есть, ответный приход тёщи к зятю. Это опять продолжение единения родственников и свойственников. Блины в этот день пекла дочь - жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Шестой день - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ. Молодые
Воскресенье носило название ПРОВОДЫ, это была кульминация всей недели. Все родственники просили друг у друга прощенье, чем опять-таки объединялись. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям. Так торжественно заканчивали проводы старого года. При этом боролись с нечистой силой. Считалось, что она не узнает человека под маской или другой одеждой. Юноши одевались девушками, девушки - юношами, и тем самым боролись с детьми Кощея - лихорадками и лихоманками.
Рис. 6. Б.М. Кустодиев. Масленица
Слово ЛИХОРАДКА происходит от слов ЛИХО РАДИТЬ, то есть ЗЛА ЖЕЛАТЬ. Их 12: Трясея, Огнея, Ледея, Гнетея, Грудея, Глухея, Ломея, Пухнея, Желтея, Корчея, Глядея и Невея. Если Масленица приходилась на високосный год, то восьмой день считался самым страшным, когда приезжает сам Кощей. В этот день не рекомендовалось вообще выходить из дома и заниматься какими-либо делами. Так провожали старый год.
Встреча Нового года. Торжественно проводив то, что было пережито за последнее время, люди переходили к встрече нового, неизвестного и светлого, - к СВЯТКАМ.
Рис. 7. Святки
Слово СВЯТОЙ первоначально и обозначало СВЕТЛОГО человека. В русском ведизме святыми при жизни считались жрецы храма и жрецы бога, носившие несколько разную одежду. Особенно почитались умершие жрецы и жрицы основных богов - Макоши, Мары, Рода и Яра, их тела долгое время считались нетленными, а поскольку они придавали большую МОЩЬ живым людям, их называли МОЩИ. Но их не расчленяли.
Святки начинали новый круг времени, завершая КРУГЛЫЙ ГОД. Однако в старину время меряли ЛЕТАМИ, а слово КРУГ звучало, как КОЛО. И слово КРУГОЛЕТА звучало как КОЛОЛЕТА. После чего слоги ЛО и ЛЕ слились в слог ЛЕ, и слово стало звучать, как КОЛЕТА или КОЛЕТА. Затем звук «Т» озвончился, и слово стало звучать, как КОЛЕДА или КОЛЯДА.
Википедия пишет: «Коляда́ -
Во время святок жители, чаще дети, обходят дома и поют календарные обрядовые песни, что называется колядованием. Википедия пишет: «Имея своей задачей прославление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, в зависимости от пола, возраста и состояния членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и достаток, девушкам - счастливый брак, парню - встретить суженую. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьёй, молодец - любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал битвы, сулящие славу воинских подвигов, вероятно относятся к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века».
Рис. 8. Пение колядок
На русском Севере было принято петь песню про Виноградье: «Уж мы ходим, мы ходим по Кремлю-городу! Виноградье моё, красно-зелёное!». В центральной и южной России пели песни про Овсень. При этом отмечается, что если русские колядки обычно имеют вид обобщенных величаний, адресованных всей семье в целом, то овсеневые песни часто исполнялись индивидуально, каждому члену семьи в отдельности. Наиболее значимые (призванные обеспечить благополучие дому и семье) овсени исполнялись хозяину и его старшим сыновьям. В цикле овсеневых песен, кроме величаний, фигурировали и особые кумулятивные тексты вопросно-ответной структуры, содержание которых не связано с поздравительной темой, а заключительная часть овсенек (также, как и других обходных песен) - просьба одарить исполнителей.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.338 секунд