В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 17, 2014

Является ли Новоиерусалимский монастырь Иерусалимом Руси

Автор 15:35. Рубрика Исторические комментарии

Этот первоначальный собор не был скопирован под Москвой. «В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Новоиерусалимского монастыря под Москвой). Строительство, описанное хронистом Вильгельмом Тирским, было завершено при королеве Мелисенде возведением звонницы. После взятия Иерусалима мусульманами Саладин разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и Храм Гроба Господня, а в XIII веке Иерусалимом и самим Храмом некоторое время владел отлучённый от церкви император Фридрих II».

Можно отметить, что этот новый Храм был отстроен не в середине XII века, как полагают нынешние историки, а в десятилетие 1291-1401, как написано на его стене на рис. 3. «Построенный в 1130-47 храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и Воскресением Иисуса Христа. Крестоносцы не стали существенно менять структуру западной части здания, круглого Анастасиса, сохранившего планировку и украшения, восходящие ещё ко временам императора Константина Великого. Эти части можно видеть и до сих пор - это кольцевые опоры ротонды, решенные как колонны коринфского ордера на массивных каменных тумбах, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены».

novoierusalim9.jpg

Рис. 9. Храм Воскресения Нового Иерусалима в XIX веке

Основной заботой крестоносцев было возведение новой Великой церкви (Кафаликона), примкнувшей с востока к ротонде. Сооружение имело план в виде Т-образного креста с многочисленными приделами. Интересное решение было осуществлено в восточной части здания, где за главным алтарем был устроен обход со своеобразным «венцом» капелл. Такое решение (т. н. Деамбулаторий) послужило отправной точкой для развития композиций такого типа в средневековом зодчестве Западной Европы. В стилистических приемах оформления интерьеров и наружного убранства заметны и элементы ранней готики. Заключительным аккордом всего ансамбля стало возведение пятиярусной колокольни с стрельчатым завершением, предпринятое на самом закате существования христианских государств Палестины (1160-80 гг.)» (Википедия).

Даже просто сравнение профилей Храма Гроба Господня в Иерусалиме, рис. 8, и постройки под руководством патриарха Никона, рис. 9, показывает их несоответствие.

«С 1684 года монастырь был передан в Приказ сыскных дел. По завершению строительства Воскресенского собора, 18 января 1685 года он был освящён. После этого события царевна Софья Алексеевна указала место для строительства на территории монастыря у задней стены собора «церкви с трапезною тёплой каменной и службы по чину Иерусалимскому». В день освящения собора дьяку Сыскного приказа Борису Остолопову было поручено его описание. Церковь Рождества Христова с трапезными палатами была освящена в 1692 году.

К концу XVII века в соборе насчитывалось 14 приделов. В XVIII-XIX веках были устроены ещё 15 приделов. Придел Марии Магдалины в 1802 году по заказу императора Павла I и его жены оформлял Матвей Казаков. С востока к основному объёму собора примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале), - в конце XVII века это было простое прямоугольное в плане здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, её венчала одна глава, украшенная изразцами. В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем. Интерьер церкви в середине XVIII века был переделан в стиле барокко» (Википедия). Тем самым, степень несоответствия одного монастырского комплекса другому еще усилилась. Собор из русской копии христианской святыни Иерусалима всё более превращается  в царскую резиденцию с пышной отделкой.

Перестройка монастырских комплексов. Оба храма в более позднее время перестраивались. Так, в Иерусалиме «известен пожар 1808 года, когда сгорел деревянный шатер над Анастасисом и была повреждена кувуклия. Однако в период 1808-10 годов ротонда была восстановлена с участием архитекторов из разных стран. При восстановлении кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли). В 1860-х годах был сооружён полусферический купол над ротондой из металлоконструкций, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас». Что же касается Нового Иерусалима, то «в 1762 и 1792 годах на территории монастыря произошли крупные пожары. Средства на восстановление были выделены Екатериной II.  

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

В 1941 году дивизия СС «Райх» взрывает Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены» (Википедия).

По сути дела, на этом творение патриарха Никона прекратило своё существование. В связи с этим следует отметить, что Запад постоянно демонстрирует свою лояльность к вероисповеданию, а фашистская пропаганда во время войны твердила о том, что она не трогает христианских храмов и иных церковных построек. Целенаправленное уничтожение одного из своеобразных и влиятельных соборов России дивизией СС «Империя» развенчивает миф о том, что фашисты были представителями какой бы то ни было цивилизации. Ибо храм никогда не был и не мог быть военным объектом.

novoierusalim10.jpg

Рис. 10. Современный вид Новоиерусалимского монастыря

Послевоенная реставрация. «Уже в январе 1942 года руины монастыря были обследованы бригадой работников Академпроекта. В 1942 - 1943 годах в мастерской «Академпроекта» под руководством А. В. Щусева на базе обмеров Ф. Ф. Рихтера был создан первый эскизный проект реставрации собора. В 1944-1947 годах выпускники Московского архитектурного института Н. Любимова, И. Сахарова, М. Ковалева под руководством П. Д. Барановского провели обмеры керамического декора. В ноябре 1950 года на территории монастыря начались работы по разбору завалов и реставрации.

В 1952 году вышел «Проект генерального плана сохранения и реставрации памятника архитектуры Ново-Иерусалимского монастыря-музея» Барановского, где предлагалось воссоздать собор в том виде, в котором он был в XVII веке, с сохранением «ценных особенностей», появившихся при проведении строительных работ XVIII века. Решение вопроса о восстановлении колокольни было отложено до полного изучения сохранившихся фрагментов. К 1957 году все работы, намеченные планом 1952 года (постоянно корректировавшимся) были проведены (в том числе укреплён аварийный юго-западный пилон), началась реконструкция других сооружений на территории монастыря, необходимых для областного музея. В 1975 году под руководством Б. Малхасова возведена глава центральной части собора. Критике подверглась форма купола, представлявшая собой нечто среднее между шлемовидной и луковичной, тогда как старый купол был шлемовидным, отмечалось искажение формы креста. Было также выявлено увеличение высоты главы по сравнению с довоенной более чем на 0,5 м. По заключению расширенного заседания сектора древнерусского искусства ВНИИ искусствознания от 31 января 1984 года, восстановленная глава собора: «...не имеет ничего общего ни с одной главой XVII века» (Википедия).

Храму в очередной раз не повезло! Оказалось, что теперь новодел, то есть Новый Новоиерусалимский храм не похож на свой прототип!

«В 1978-1979 годах на барабане центральной части собора установлена керамическая храмозданная надпись (повторение надписи 1830-х годов). В 1982-1983 году по проекту Н. Любимовой реконструированы керамические подвески и наличники (убранные ещё во время ремонтных работ XVIII века) большой главы. Таким образом, глава получила архитектурную керамику, подобную украшениям XVII века, а не декор XVIII-го, сохранявшийся до её разрушения.

В конце 1970-х - начале 1980-х годов трестом «Мособлстройреставрация» была разработана документация на восстановление шатра ротонды с использованием металлоконструкций (архитекторы А. Климанов и Б. Малхасов). Шатёр собирался из блоков трёх типов, располагавшихся в три ряда. Недостатками этого проекта были признаны жёсткое соединение блоков и уменьшение высоты шатра. По мнению Барановского, высота его была на 2 метра ниже творения Бланка, не сохранены формы основания ротонды, люкарны в шатре были слишком узки, чтобы пропускать достаточно света. Главной же ошибкой Барановский считал покрытие шатра листами железа, материала, подверженного коррозии. Восстановление Воскресенского собора стало предметом общественной дискуссии: 30 мая 1978 года в газете «Правда» было опубликовано коллективное письмо, где эти работы приводились как пример реставрации без согласования со специалистами. К марту 1979 года для стереофотограмметрического исследования на смонтированной на три четверти конструкции был собран макет шатра с имитацией окон-люкарн. В 1983 году макет был разобран, начались работы по восстановлению шатра по проекту, выпущенному в 1980 году. Решение выполнить конструкцию из металла не оспаривалось, но многие специалисты выступали против увеличения высоты шатра на 2 метра, предусмотренного проектом. В 1991, 1992 и 1993 годах были смонтированы соответственно окна-люкарны первого, второго и третьего ярусов. По настоянию сотрудников музея «Новый Иерусалим» покрытие шатра было выполнено из оцинкованного железа, а не, как предполагалось ранее, из никелированной меди «в шашку». Последний тип покрытия был отвергнут, так как давал протечки, а также по эстетическим соображениям» (Википедия).

novoierusalim11.jpg

Рис. 11. Шатёр ротонды храма Воскресения

Таким образом, ряд архитекторов не согласился с проектом реставрации. Википедия заканчивает свою статью словами: «Реставрационные работы в соборе не окончены и по сей день». Зато при сравнении рис. 10, рис. 9 и рис. 8 видно, что современный монастырь понижен на один этаж в области основной застройки и на 3 этажа в области колокольни, и тем самым приближен к профилю комплекса зданий в Иерусалиме.

Но можно ли сказать, что теперь, наконец, перед нами находится подлинный Иерусалим на Руси? - Нет, нельзя. И дело здесь не только и не столько в архитектуре. Дело - в самой идее. Архитектура служит только СРЕДСТВОМ для выражения основной идеи, а получившийся архитектурный облик монастыря является СИМВОЛОМ этой идеи. Поэтому для ответа на вопрос о сходстве обликов двух разных построек следует рассмотреть вопрос о сходстве идей для создания святынь, как в Иерусалиме, так и на Истре под Москвой.

Идея создания храма в Иерусалиме. Сама по себе идея создания мемориала на месте гибели Спасителя, Сына Божия, Иисуса Христа, является высокой, светлой, сакральной и глубоко христианской. Она не может вызывать ничего, кроме уважения. Равным образом может вызвать глубокое уважение и создание вторичного мемориала в другой стране, который был бы посвящен в той или иной степени пропаганде той же идеи и в определённой степени повторял бы особенности первого мемориала.

Но что мы имеем в реальности? Как показал Н.А. Морозов, место действия реального Иисуса Христа находилось не там, где находится современный Иерусалим, а вблизи Везувия, в городе Помпеи в Италии. И действительно, рассмотрение геоглифа этого города (его вида из космоса с высоты 1,5 км) показывает, что в Помпеях реально находился квартал с названием ИЕРРУСАЛЕМ, отстроенный по распоряжению Руси Яра, и конкретно, ее столицы, Арконы, рис. 12.

novoierusalim12.jpg

Рис. 12. Геоглиф города Помпеи и чтение надписей

Это и есть первый мемориал Исе Кресеню, позже переименованному в Иисуса Христа. На геоглифе данный квартал выделен не только черной рамочкой, как и остальные фрагменты, написанные по-русски, но и обведен также белой рамочкой. Эта  дешифровка геоглифа была произведена в работе [3]. Там же прочитана и датировка - 300 год Яра, то есть, 1156 год н.э., через 99 лет после смерти Исы Кресеня в 1087 году н.э.

Этот первый мемориал и есть «Старый Иерусалим», иными словами, тот, который был воздвигнут в память о гибели Спасителя. Этот комплекс храмов сохранился, но в перестроенном виде. Римляне не только казнили Ису Кресеня, но и постарались устранить память о нём, исказив облик его мемориала. Иначе говоря, его комплексу был придан облик типично римских храмов, и в этом виде он дошел до нас. Так, в частности, здание, на кирпичной кладке которого можно прочитать слово ИЕРУСАЛЕМ, обведенное белой рамочкой (верхняя часть второй кирпичной кладки) действительно существовало.

novoierusalim13.jpg

Рис. 13. Изображении форума в Помпеях  и чтение надписей на нём

Судя по надписи на фронтоне, эта переделка мемориала в римский вид произошла в 304 году Яра (в 1101 году н.э.), то есть, когда работы по созданию мемориала велись всего 4 года, и, вероятно, был создан только фундамент. К сожалению, чертежи этого старого мемориала не сохранились.

Но на базе мемориала Кресеню был создан  комплекс римских храмов, общий вид которых показан на рис. 14. Один из них, например, был назван «Трибуналом», другой - храмом Аполлона. Однако, судя по сохранившимся на них до сего дня русским надписям, рис. 15, данное место было культовым центром - совокупностью храмов русских богов Яра, Мары, Рода и Макоши. Один из этих храмов и должен был стать мемориалом Спасителя, который почитался также и в русском ведизме.

novoierusalim14.jpg

Рис. 14. Трибунал в базилике и чтение надписей

Пока точно не определено, какой именно храм Помпей был посвящен Исе Кресеню - это требует дополнительной исследовательской работы. Не исключено, что Сыну Бога был посвящен один из храмов бога Рода, ибо, судя по всему, в качестве Бога Отца мог выступить именно этот ведической Бог. Так что пока в этом вопросе полной ясности нет.

Но зато с этой точки зрения современный Иерусалим в Палестине уже является Новым Иерусалимом, где храм строится спустя 131 год после перестройки римлянами русского храма, то есть, в 1235 году н.э., и строится уже 120 лет. Понятно, что тут находится иная страна, иная эпоха, иной материал, и иной архитектурный замысел. Но главное для идеологии - этот храм в современной Палестине есть  вторичный мемориал.

novoierusalim15.jpg

Рис. 15. Трибунал и чтение русских надписей на нём

Заметим, что с точки зрения высоты, и с точки зрения занимаемой площади Храм Гроба Господня превосходил любой из храмов или сооружений иного назначения города Помпеи. Возможно, что это было оправданно с точки зрения приёма паломников и с архитектурной точки зрения. Понятно, что сам мемориал также был сооружен на базе русских ведических храмов Руси Яра, и потому его сакральность находится вне сомнений. Однако его вторичность зачем-то была скрыта от общественности и прежде, и в наши дни, а точность воспроизведения им первичного мемориала, скорее всего, вообще никак не соблюдалась. Так что этот храм Иерусалима-2 не был похож на храм Иерусалима-1.

Ну, а далее было показано, что Новоиерусалимский храм на Истре (храм Иерусалима-3) в своём развитии уже превзошел храм Иерусалима-2 и по площади, и по размеру, и по количеству приделов разного назначения, как это видно на рис. 9. А новодел ХХ века (храм Иерусалима-4), напротив, стал компактнее, скромнее, и ближе к скромности самого спасителя, то есть, ближе к храму Иерусалима-2.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.15MB | MySQL:11 | 0.198sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.353 секунд