В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 17, 2014

Является ли Новоиерусалимский монастырь Иерусалимом Руси

Автор 15:35. Рубрика Исторические комментарии

Является ли Новоиерусалимский монастырь Иерусалимом Руси

Чудинов В.А.
Как известно, создание Новоиерусалимского монастыря явилось попыткой создания под Москвой собственного Иерусалима. Википедия по этому поводу пишет: «Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины. Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю. Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют «Святую Святых» в Московском Кремле (проект, задуманный Борисом Годуновым, осуществлён не был, остаётся открытым вопрос, что могло послужить образцом для «Святой Святых» - ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня) и храм Покрова на Рву». Замечу, что за четверть века до этого Москва заменила письменность (перешла со шрифта «руны Рода» на якобы старославянскую, а в действительности византийскую кириллицу), а также решила освободить Кремль от находящихся там ведических храмов (Макоши, Мары, Рода и Яра).

«Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина В. Шереметева, князя А. Трубецкого, стольника Р. Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова».

Иначе говоря, эти земли не были исконно монастырскими, или принадлежащими прежним культам. С позиций русского ведизма, тем самым, данная местность не была священной, подобно Москве, а представляла собой совершенно обычную территорию. Тем самым изначально строительство «собственного Иерусалима» было весьма сильной патриаршей претензией, сакрально не обоснованной, но способной приравнять патриарха Московии к Иерусалимскому патриарху. Тем самым, в данном строительстве можно усмотреть более политический, нежели сакральный замысел. (Даже упоминание имени бывшего села звучит анекдотично: «Новый Иерусалим» - это бывшее Редькино).

Московская модель Иерусалима. «Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования изменили на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере - холм Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX века назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви - Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году). Был также основан небольшой женский монастырь - Вифания, названный по городу, упомянутому в Новом Завете. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор (1656-1685), создан по образу и подобию Храма Гроба Господня».

Опять мы видим, что сооружение следовало воспроизведению не сакральной, а чисто архитектурной стороны Иерусалимского комплекса.

Кто строил храм. Строительство монастыря и его храмов во всех странах считается делом богоугодным, святым, и оно осуществляется обычно самими монахами с привлечением послушников, трудников, части паствы. Например, строительство храма в Новгороде, судя по Миниатюре № 1 из Родзивилловской летописи, вели монахи, рис. 1.

novoierusalim1.jpg

Рис. 1. Строительство Новгородского храма

Монахи сами приносили стройматериалы, рубили брёвна, строили стены. Так положено при сакральном строительстве. А как обстояло дело при строительстве Новоиерусалимского монастыря? Опять обратимся к Википедии: «На масштабные строительные работы было привлечено огромное количество монастырских крестьян, в том числе и из отдалённых вотчин. Крестьяне постоянно жаловались на то, что оторванные от дома, они лишены возможности заниматься собственным хозяйством. Один из современных писателей-старообрядцев критиковал патриарха за то, что «простых крестьян тяжкими труды умучил, созидаючи горкой свой Иеросалим».

Иначе говоря, сакральную постройку изготавливали несакральной рабочей силой. И при этом вместо христианского всепрощения от патриарха исходил дух греха гордыни. Примечательно, что даже строители считали новую святыню не государственным, не общероссийским и даже не московским приобретением, а лишь собственностью Никона. И в наличии горки (Сиона) ничего сугубо христианского строители не заметили.

novoierusalim2.jpg

Рис. 2. Вид на Храм Гроба Господня

Деревянная церковь. «При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом, это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты».

Мы видим, что при освящении был применён грамотный пиар ход, состоящий в том, что храм, который строился как новый Иерусалим, был провозглашен именно царём Новым Иерусалимом. Чисто функциональное слово «новый» стало именем собственным «Новый». Сделав монастырь крупным землевладельцем, царь через него получил средство пополнения казны.

novoierusalim3.jpg

Рис. 3. Русские надписи на стене Храма Гроба Господня

Вместе с тем, возникает вопрос, насколько деревянная Воскресенская церковь являлась копией Храм Гроба Господня. Замечу, что сам Храм Гроба Господня является переосмысленным храмом Яра, построенным Русью Яра в 435-555 годах Яра (1291-1401 годах н.э.), как это написано на самом храме, рис. 3, см. статью  [1]. Иначе говоря, христианский храм был сакральным и в ведическое время, то есть, он был построен ведическими монахами в сакральной местности, а его стены стали намоленными в течение нескольких веков.

Кроме того, Храм Гроба Господня в Иерусалиме, естественно, был каменным, поскольку с древесиной в Палестине имеются трудности. Замена материала в Новом Иерусалиме была не только уступкой традиционной русской архитектуре, но и повлекла за собой видоизменение в ряде архитектурных решений.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме в целом производит впечатление небольшого, но запоминающегося сооружения с ярко выраженным собственным лицом, рис. 4.

novoierusalim4.jpg

Рис. 4. Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с юга. Офорт XVII в.

Обращает на себя внимание, что сам храм имеет высоту в два этажа со всех сторон с 4-этажной башней рядом. Однако Новоиерусалимский Воскресенский собор на один этаж выше, а башню венчает еще 3-этажный барабан и купол, что удваивает ее высоту. Тем самым Воскресенский собор превосходит и по площади, и по высоте Храм Гроба Господня. Тактично ли это с точки зрения христианства, и не присутствует ли тут снова грех гордыни - пусть на этот вопрос ответят христианские православные богословы.

Точность соответствия. Опять предоставим слово Википедии: «По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона - верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство остановилось после церковного собора 1666 - 1667 годов, осудившего патриарха».

novoierusalim5.jpg

Рис. 5. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Подпись под рис. 5 в Википедии гласит: «Посещение императрицей Елизаветой Петровной Новоиерусалимского монастыря. Вид Воскресенского собора с юга. Гравюра XVIII века. Художник изобразил шатёр ротонды, к тому времени разрушенный, вероятно, руководствуясь имевшимися в его распоряжении ранними изображениями собора».

Уже из приведенного выше описания следует, что Новоиерусалимский собор соединил 4 отдельных храма в рамках одной территории, причём главный Воскресенский собор обладал «новыми контурами», которые лишь по отдельным параметрам (обмерам) соответствовали Храму Гроба Господня. Сохранена схема расположения не всех, а только отдельных помещений, что вынудило создать систему поясняющих надписей.

И далее Википедия отмечает: «Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня. Как и его палестинский прототип, собор состоял из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию. Центр храма - четырёхстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане. Расположенная с востока апсида подобно хору западноевропейских соборов имеет круговой обход или деамбулаторий. Своды трансепта, ориентированного с севера на юг - вспарушённые крестовые. С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора - огромная ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (иначе называемой кувуклией), украшенной изразцами. Она повторяла часовню иерусалимского храма, перестроенную после 1808 года. Первый шатёр ротонды собора, возведённый до 1685 года, имел высоту 18 м, а  диаметр основания - 23 м. Сооружение с тремя рядами окон было покрыто, вероятно, изразцами, имитировавшими мрамор. Завершала шатёр медная золочёная полуглава с крестом. Ротонда соединяется с основным пространством двухъярусной триумфальной аркой».

novoierusalim6.jpg

Рис. 6. Вид на храм Гроба Господня в Иерусалиме

Итак, специалисты отмечают сходство лишь в общих чертах. И действительно, ротонда Воскресенского храма сильно отличается от ротонды Храма Гроба Господня.

Но, возможно, кувуклия часовни совпадает? Для сравнения следует рассмотреть сначала кувуклию  Храма Гроба Господня. Напомню, что «По сообщению Евсевия, при строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане (135 год) нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Гроба был построен языческий храм. Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниями, сделанными раннехристианскими авторами.

novoierusalim71.jpg
Рис. 7. Кувуклия Иерусалима

Храмовый комплекс состоял из нескольких частей, вытянутых с запада на восток: круглого храма-мавзолея, названного Анастасис (в переводе с греческого значит «Воскресение»), в центре которого был расположен Гроб Господень, под шестигранным шатровым навесом.

Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хосровом II. Сооружения храма были сильно повреждены, но под руководством инока Модеста (позднее патриарха иерусалимского), на средства императора Ираклия, и жены Хосрова, христианки Марии, было восстановлено все разрушенное (616-626 годы). В 637 году Иерусалим был осажден халифом Омаром. Патриарх Софроний сдал город после заверения мусульман о заключении мирного договора, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима не были повреждены.

Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма (в обмен на такие уступки, как открытие мечети в Константинополе). Строительные работы продолжались ещё в царствование Константина Мономаха, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы. Было сооружено несколько отдельно стоящих сооружений, напоминающих часовни. Роль главной церкви была отведена ротонде Воскресения, сохранившейся лучше других, в восточном проёме которой была устроена небольшая апсида (так называемая «Мономахос», 1020-37 годы).

Два христианских источника утверждают, что в это время был разрушен Храм Гроба Господня в Иерусалиме, однако иерусалимские документы показывают, что произошла простая передача управления храмом от традиционных христианских конфессий к несторианам и яковитам, осуществленная эмиром Рамаллы по приказу Аль-Хакима. Слухи о разрушении Храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов для агитации в Европе к началу Крестовых походов» (Википедия).

Иначе говоря, ни захвата, ни разрушений Храма Гроба Господня не существовало. Произошла лишь простая передача управления храмом от одних христиан к другим, столь же преданным вере, а выяснение внутри них, кто из них строже соответствует вере, носил характер внутриконфессиональных разборок. Другими словами, как показано в работе [1], предлог для крестовых походов был целиком надуманным, а целью был разгром или хотя бы блокирование управления войсками скифов Склавии в Иерусалиме.

novoierusalim8.jpg

Рис. 8. Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.15MB | MySQL:11 | 0.211sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.383 секунд