В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Апрель 11, 2007

Обратная связь № 3

Автор 12:50. Рубрика Разное


Mikeom (IP: 212.73.124.135 , 212.73.124.135). Новый комментарий к записи #1454 "Словарик забытых средневековых слов"

Скажу про те слова из этого списка, которые реально слышал. КАН - это название котелка для приготовления пищи. Используется у туристов. Водила - водитель автомобиля (любого). Сперва услышал в армии, потом среди шоферов - все понимают с полуслова. Голицы - был у нас студент с Братска, он так верхонки называл - грубые холщовые рукавицы для защиты рук при работе с огнем или инструментом. А еще где-то читал, что слов ДОН - это река в нынешнем понимании. Так ли это?

В.А. Чудинов. Спасибо за примеры! Слова в языке имеют разную судьбу: одни приживаются и бытуют на всех уровнях, другие становятся диалектными или входят в какой-то слой общества, третьи исчезают вовсе. В наши дни слово КАН русским не считается, но оно вполне могло задержаться в каких-то диалектах. Очень приятен мне оказался Ваш пример  с использованием этого слова в обиходе туристов; это - хотя и не диалект, но социолект. Слово водила и мне знакомо в качестве водителя транспортного средства, но в плане названия гида по льдинам оно мне прежде было не известно. Слово голицы я не использовал, хотя оно образовано по той же модели, что и ручицы. Слово ДОН считается лингвистами иранским по происхождению со значением река, хотя у меня есть слабое подозрение, что это слово все-таки русское. Мотивация у меня такая: когда-то, в период сильного потепления (конец мезолита) вода стала ценностью, ее стали охранять, и полоса земли или песка вдоль воды стала называться берег (от глагола беречь), а духи, оберегающие воду, были названы берегинями. Позже (в неолите) воды стало больше, и ценить стали русло реки, а берегинь переименовали в русалок. Не исключено, что в период маловодья на реке ДОН в те или иные периоды на поверхность выходило обнаженное дно, так что реку назвали ДОННАЯ (полное прилагательное), ДОННА (краткое прилагательное) или просто ДОН (атрибутивное существительное). Но для такого утверждения хотелось бы иметь серьезные исторические подтверждения.

Sergik (IP: 89.113.48.3, ce590.net.orel.ru). Новый комментарий к статье «Что означает нахождение этимологии слова».

Слово "влагалище" не литературное? Позвольте, а гомеровская "Илиада" в классическом переводе Н. Гнедича 1829 г. издания для Вас уже не литература? "Царь Агамемнон, стремительно нож обнаживши десною, Острый, всегда у него при влагалище мечном висящий, С вепря щетины отсек для начатков и, руки воздевши, Зевсу владыке молился..." Очевидно, у просвещенных людей того времени слово "влагалище" однозначно ассоциировалось с тем местом, куда можно вложить меч, а не с тем, где влажно. А люди простые вообще не использовали таких высокопарных слов, ведь есть же простое и всем понятное русское народное название для (простите) женских гениталий, только вот это-то слово, действительно,  нецензурно...  А как же быть медикам? Людей лечить надо? Описывать болезни надо? Нужна терминология. Для научной терминологии обычно используют либо редко употребляемые слова, либо слова иностранного происхождения. Вот так книжное, поэтическое, высокопарное слово "влагалище" и стало...  гениталиями. Ну а с введением в стране всеобщего среднего образования второстепенный, переносный смысл слова стал основным. Ведь суровая правда жизни такова, что женскими гениталиями интересуется ровно половина человечества, а Гомера, к сожалению, даже не всякий академик читал. А вот Пушкин Гнедичем восторгался. И не резали ему слух многочисленные (и совсем не влажные) "влагалища" на страницах "Илиады", вот ведь "сукин сын"...

В.А. Чудинов. У каждого человека имеются несколько отличающиеся от других людей представления о норме и об отклонении от нее. Скажем, студенты обоего пола в моем вузе (ГУУ) в курилках с удовольствием используют русский мат, причем не в качестве ругательства, а как вводные, ничего не значащие слова - для них это норма. Так же они разговаривают друг с другом и на транспорте, но негромко. Если я делаю им замечания, обычно переходят на нормативную лексику, очень редко огрызаются. К огромному сожалению, мат стал нормой, по крайней мере, этого социального слоя. Но от этого он не перешел в разряд кодифицированного литературного языка.

У медиков, как и у ряда других профессий, свой язык, так называемый, профессиональный. Кстати, там чаще всего используется термин не «влагалище», а «вагина», равно как и прилагательное «вагинальный». Полагаю, что и этот термин исторически русского происхождения, хотя он латинский, поскольку сочетание звуков ВЛ довольно трудно для произношения (недаром в польском языке твердый звук Л стал произноситься билабиально, приблизившись к звуку В). Иными словами, первоначально слово было ВЛАГИНА, а не ВАГИНА, а это уже ближе к корню слова ВЛАГА, а не ВЛАГАТЬ. - Тем не менее, профессионализмы вовсе не считаются нормативными литературными словами, и выражение «на горА» у горняков, или «осУжденный» у юристов, или «компАс» у моряков понимаются, воспроизводятся в литературе в речи определенных персонажей, но допускаются именно как профессионализмы и никак иначе. И даже в русских анекдотах, где снижен порог ненормативной лексики, нет таких медицинских терминов, как дефекация, энурез или слабый стул. Вещи там называются своими именами.

Язык времени Пушкина, к сожалению, в некоторых частях устарел. Мы сейчас не выражаемся, как он, «показались передовые холмы» (мы бы назвали холмы либо передними, либо, что лучше, ближайшими), не пишем слово пальто по-французски (как paletot), не произносим уединЕнный, окровавлЕнный (наша норма - уединЁнный, окровАвленный). И уж конечно мы бы никогда не написали, что монах полез в мошонку и вытащил оттуда медные деньги, как писал Пушкин. В наши дни слово мошонка понимается только анатомически, а не как кошелек. Напомню, что не в 1829, а в 1850 году произошла замена указательного местоимения СЕ на местоимение ЭТО, и теперь слово СЕ, хотя и считается литературным, но устаревшим. Уверен, что и в приведенном Вами примере из Гнедича 9 человек из 10 поймут слово десною как мякотью над зубами, а не как правой рукою. Да и существительное влагалище он поясняет прилагательным мечном, иначе даже тогда его бы не так поняли, а именно - в ненормативном смысле. Даже ударение в слове АгамЕмнон в наши дни редко кто умеет ставить правильно. А выражение «с вепря щетины отсек для начатков» вообще не понятно. В современном языке слово «начатки» (со словом знания) употребляется очень редко, в других контекстах практически неизвестно. Поэтому, к сожалению, Ваш пример бьет мимо цели.

Наконец, я вовсе не выступал против самого слова влагалище. Я были лишь удивлен тем, что этимолог, женщина по фамилии Варбот, с которой у нас давно установились весьма дружеские отношения, использовала именно этот пример для раскрытия сути этимологии. И вовсе не как неологизм Гнедича, а именно в том, в каком интересуется половина человечества. Сама-то она принадлежит к другой, которая не интересуется. Возможно, она использовала столь экстравагантный пример, чтобы привлечь внимание к в общем-то довольно скучным рассуждениям о происхождении слов. Так что я бы сказал так: слово, литературное для одного времени, или для одного языка, оказывается нелитературным для другого времени или для другого языка (не дай вам Бог в киоске в Болгарии попросить продать спички. Это не просто нелитературно, это форменный мат!). Поэтому, к сожалению, с Вашим возражением я согласиться не могу.

Андрющенко Андрей (IP: 80.254.110.54, pe-bataysk.donpac.ru). Новый комментарий к записи #2069 "Обратная связь № 2. Мнения читателей и комментарии В.А. Чудинова"

Уважаемый Валерий Алексеевич! Про расовую теорию - Вы не в бровь, а в глаз. Только что просмотрел на Велесовой Слободе Расологию Гюнтера с предисловием Авдеева и А. Иванова, где последние с восторгом пишут об авторе: «Гюнтер - беспрекословный авторитет и учитель всех людей нордической расы». Может для нордической расы он и беспрекословный, но только при чём здесь мы, славяне, когда  читаю у Гюнтера о том, как он делит население Европы на 5 рас, первая из которых нордическая, конечно же; славян он относит и к 4-й по счету - восточной - и к 5-й - восточно-балтийской. Вот характеристика нордической расы, основу которой составляют германцы: «Признаки: высокий рост, длинная голова, узкое лицо с выступающим подбородком, узкий нос с высоким основанием; мягкие, светлые волосы, глубоко поставленные светлые глаза, розовато-белая кожа». А вот как выглядим мы, славяне, в восточной расе глазами беспрекословного учителя Авдеева Гюнтера: «Признаки восточной расы: низкий рост, короткая голова, широкое лицо с невыраженным подбородком; короткий, курносый нос с плоским основанием; жесткие каштановые или черные волосы; выпуклые, карие глаза; желтовато-коричневая кожа». Впрочем, на Авдеева похоже, а вот на меня не очень. А чтобы охарактеризовать восточно-балтийскую расу, Гюнтер пишет: «Лучше всего духовную суть восточно-балтийской расы можно узнать на примере великорусского населения. Вот описание поведения русских крестьян, взятое из «Моих университетов» М. Горького: «Это были, в сущности, добродушные животные. Любого из них легко можно было заставить смеяться детским смехом, любой из них мог с детским легковерием слушать рассказы о поисках счастья или о подвигах. Все, что пробуждало мечты о возможности легкой жизни по своему хотению, было дорого этим диковинным душам. Но когда они сбивались в серую толпу при встречах в городе или в портовом кабаке, они забывали все свои хорошие качества и наряжались, как попы, в одеяния лжи и притворства. Они начинали выказывать собачью преданность сильным, и тогда на них было противно смотреть. Или вдруг их охватывала волчья ярость, шерсть у них вставала дыбом, они скалили зубы и дико выли, готовые к драке. В такие моменты было неприятно на них смотреть, так как они могли разнести ту же церковь, в которую еще накануне вечером ходили кроткие и смиренные, как ягнята в загон». А это уже копия, списанная с Иванова.  Авдеево-Иванов пишет: ««Нацистский расизм» - это миф для тех, кто никогда не держал ни одного первоисточника на эту тему в руках». Не пойму, то ли Гюнтер не первоисточник, то ли  пример выше не есть фундамент для расизма. Гюнтер пишет: «Нельзя употреблять в качестве названия рас названия народов, такие, как славянская или финская для восточно-балтийской расы». В новых паспортах нордической России авдеево-ивановы графу национальность заменят строкой раса, а именно восточная, для нас. Впрочем, им лично за выслугу немцы впишут - нордическая. Это  я так вскользь просмотрев, нашел явную брехню, а если копнуть специалисту, то враньё будет ещё более выпуклым. В общем, нам предлагают, очередной интернациональный кагал, только вид с боку под расовым соусом. А Анатолий Иванов, это он же автор «Христианской умы»? Не он ли отсидел срок при советах, как говорят, за популяризацию дохристианской истории Руси? Если он, то разочарован в очередной раз нашей советской властью, так мало ему дали посидеть, ибо смысл его работ не в популяризации ведизма, а в разрушении нашей христианской истории.

В.А. Чудинов. Полностью с Вами согласен. Опять-таки, заметьте: представители русских, даже у того же Горького - это крестьяне, представители нордической расы - немецкие горожане. А на Руси и до сих пор существуют деревни татарские, мордовские, пермяцкие и многих других народов. Алексей Пешков много ходил по Каме, и, видимо, всех людей нерусского происхождения за их русские язык причислял к русским. Уверен, что «добродушные животные» найдутся и в Германии, и в Швеции, и в Дании, это не признак этноса, а признак социального слоя. Так что я прекословлю, и для меня Гюнтер - очень спорный авторитет. Под славянином, судя по его описанию, он понимал башкира. А «портовый кабак» - совсем не арена сбора русской аристократии, в описаниях Гюнтера ей места нет вовсе. Таким образом, антиславянская и прогерманская нацеленность расолога Гюнтера тут налицо.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.18MB | MySQL:11 | 0.456sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.623 секунд