В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 4, 2007

Почему я удалил рисунки от А.А.Бычкова из текста Маша

Автор 21:14. Рубрика Научная полемика с оппонентами

Почему я удалил рисунки от А.А.Бычкова из текста Маша

В.А. Чудинов

При издании книги А.Г. Маша (1) на русском языке мне пришлось удалить как замечания А.А. Бычкова (я их дал в виде подстрочных примечаний), так и рисунки, взятые им из других книг немецких, чешских и иных авторов. Понятно, что, издавая книгу Маша, мы должны были воспроизводить и текст, и рисунки, принадлежащие только этому автору. Всё остальное я поместил в отдельную статью, которую снял П.В. Тулаев. Теперь я воспроизвожу эту статью с моими комментариями.

Иллюстративные примечания переводчика. К § 23 Бычков вставляет иллюстрацию из книги: Westphalen Ernest Joachim. Monumenta inedita rerum Germanorum. Lipsiae, 1740, Языческие божества перед жертвенником, рис. 1.

Языческие божества перед жертвенником
Рис. 1. Языческие божества перед жертвенником.

На переднем плане изображены деревья, под которыми гуляют черти с рожками. Чуть далее в глубине деревьев изображен, надо полагать, жертвенник. Правда, могу сказать, что построен он крайне ненадежно: камни среднего слоя, достаточно округлые, находятся в положении неустойчивого равновесия и, того и гляди, выкатятся от малейшего толчка. Так наши предки-славяне жертвенники не строили, из чего можно понять, что перед нами – карикатура на славян. Подразумевается, что около языческого храма можно встретить только чертей. Единственного человека, да и то женщину, привели сюда два черта, идущие справа и слева от нее. В глубине виден черт в короне – вероятно, король чертей. Словом, место показано для христианина самое мерзкое.

Имеет ли данный рисунок какую-то ценность в плане истории? Полагаю, что да. Это – прекрасный пример отношения немцев XVIII века к славянским древностям. На этом фоне отношение Маша кажется весьма приятным исключением.

Надписи на первом рисунке. На данном рисунке имеются надписи, что отражает моду того времени. Некоторые из них, например, на дереве слева, видны невооруженным глазом. На всякий случай я их даю отдельно в виде рис. 2.

Моя дешифровка надписей с рис. 1
Рис. 2. Моя дешифровка надписей с рис. 1

Прежде всего, названо само дерево, причем одинаково во всех местах, и эта надпись сделана латинскими буквами. А написано название дерева, Platan, то есть, ПЛАТАН. На листве другого дерева можно встретить уже надписи по-русски, МАРА и РУСЬ. На верхнем камне самого жертвенника можно прочитать в штриховке слово OPFERHLATC, то есть, ЖЕРТВЕННОЕ МЕСТО. Ниже, на 4 камнях среднего слоя, читается надпись ЯРА ХРАМ. Наконец, на верхней и нижней части туловища предпоследнего чёрта справа, а также под ногами его соседа в качестве следа, поставленного вертикально, можно прочитать начертанное в отчасти русском, отчасти латинском написании имя ЛЮЦИPHERR, то есть, ЛЮЦИФЕР.

Таким образом, перед нами иллюстрация, где часть русских надписей начинает замещаться немецким текстом. Это – довольно интересное явление.

Кельтский золотой рог. Эта иллюстрация, рис. 3, дана Бычковым к § 24.

Кельтский золотой рог
Рис. 3. Кельтский золотой рог

Изображение слишком мелкое для чтения каких-либо надписей. Для книги Маша оно никоим образом не требуется.

Якобы главный бог-громовержец Гамбургских славян. Этот рисунок имелся также и в книге А.А. Бычкова (2), здесь он дан к § 34, рис. 4. Заимствован из «Саксонской хроники» Конрада Ботэ.

Главный бог-громовержец Гамбургских славян.
Рис. 4. Главный бог-громовержец Гамбургских славян.

Естественно, что никаких комментариев в книге Маша А.А. Бычков к этой иллюстрации не дал. Но в книге о славянских богах он пишет, что это – бог Хаммойс славян из Гамбурга. В другом месте тот же автор дает более развернутое повествование: «ХАММОЙС – верховное божество Гамбургского пантеона, ЮПИТЕР-АММОН. Почитание его сохранилось в Гамбурге со времен Римской империи. Конрад Ботэ приводит изображение божеств пантеона города Гамбурга. В середине на троне под белым орлом сидит сам Хаммойс , в правой руке – меч, в левой – скипетр. Справа от него НЕПТУНУС, ПЛУТО, ВУЛКАНУС, МАРС, МЕРКУРИУС и АПОЛЛО. Слева – ЮНО, ЦЕРЕС, ВЕСТА, ВЕНУС, ПАЛЛАС и ДИАНА. Под ногами – Дракон. Из рассказа Ботэ ясно, что славяне позаимствовали имена богов у римлян, перенесли их на своих богов. О Хаммойсе рассказывают, что когда он взмахивал правой рукой, то из его уст вылетали молнии. Если взмахивал левой рукой – из его уст исходил гром. Если взмахивал обеими руками, то на небе появлялись грозовые тучи, блестели молнии и гремел гром. Таким образом, как утверждают астрономы, он управлял Небесами… и погодой. На голове его сидел орел (орел является повелителем птиц, так Хаммойс являлся повелителем богов). Под ногами у него свернулся калачиком Дракон. Рассказывают, что Хаммойс вместе с Орлом отправился воевать против Дьявола, который у славян изображался в виде Дракона, и вдвоем они победили Дьявола, который покорился и лег у ног Хаммойса, как символ того, что Хаммойсу подвластны и бесы. Согласно хронике, тевтоны называли Хаммойса ХАМОМ ВЕЛИКИМ, и считали, что Гамбург назван в честь Хаммойса, что неверно. Сообщается, что в 789 году Карл Великий уничтожил статую Хаммойса и на месте святилища построил собор в честь своей победы над богом» (2, с. 299-300).

Сообщение, прямо скажем, странное. С богами никто не воюет – сражаются с народом, верящим в данного бога. Имя ХАММОЙС – явно не славянское. Однако оно дано в немецкой передаче, и я подозреваю, что тут немцы допустили искажение. Вероятное название по-русски, ХАН МАРС, то есть, правитель Марс. Но с чего бы русским называть своих богов латинскими именами? Полагаю, что это был способ пояснить другим народам, какую роль играет тот или иной славянский бог.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.04MB | MySQL:11 | 0.168sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.308 секунд