В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 31, 2019

Полемическая заметка об этрусках и другие новости

Автор 23:02. Рубрика Чтения новых текстов

polemika10.jpg

Рис. 10. Граффито на дне сосуда из Канино, и моё чтение надписей

Граффито на дне сосуда (инв. № Б-170), найденного в Канино (рис. 2). Далее идёт описание другого сосуда, рис. 10.  «Опубликовано Л. Стефани в 1869 г.5. Граффито читается: mi larus. Аналогичная надпись имеется на сосуде того же происхождения, хранящемся в Мюнхенском музее6. Кроме того, в 1867 г. А. Фабретти опубликовал еще одно граффито на дне сосуда, находившегося тогда в собрании Кампана. Его факсимиле лишь незначительно отличается от приведенного выше начертанием буквы s и поэтому трудно решить, идет ли речь о небрежно выполненной зарисовке рассматриваемого нами памятника, что у А. Фабретти встречается довольно часто, или же имелась еще одна реплика, местонахождение которой в настоящее время неизвестно.

Надпись представляет широко распространенную в Этрурии (а также в Греции, доримской Италии и Риме) владетельную формулу, в которой вещь сама говорит о своей принадлежности определенному лицу. Ср.: лат. Sotae sum. Noli me tanger - Есмь (собственность) Соты. Не трогай меня. (CIL 1, 2, 501); Ne atigas. Non sum tua. M. sum - He трогай. Не твоя, есмь (собственность) М(арка). (CIL I, 2, 499); Noli me tollere. Heluetii sum - He укради меня. Есмь (собственность) Гельееция. (CIL 1, 2, 2376); Оскск. kanuties sim - Есмь (собственность) Канутия. (VCII. 60); veltineis (s)im - Есмь собственность Велтиния. (VCII. 72). Греч. Έπιόρῶ Δίεν ά φάιλα ῆμί - Есмь фиал Эпиора Д.8. Венетск. еχo υoltiχenei vesoś - Я (могила) Волтихенея Везо. (PID. 126); eχetore i е`χ{о) - Я (урна) Эхеторея. (PID. 136 d) и др.

larus - род. лад. этрусского мужского имени lar. Ср. CIE II. 3431, 4872, 5306; СП.2611 bis. Что касается этр. mi, то из сравнения с приведенными италийско-греческими конструкциями следует, что его прежнее толкование как указательного местоимения это, этот едва ли может быть приемлемым. В то же время не вполне ясно, является ли оно глаголом или личным местоимением, то есть следует ли нашу надпись перевести есмь (собственность) Лара или я (собственность) Л ара. Перевод mi - я, меня, предлагавшийся уже в работах К. Мюллера - В. Деекке и Г. Сигварта, получил особенно широкое распространение после выступления на 1-м Международном этрускологическом съезде Е. Ситтига11, исходившего в своей интерпретации этого слова как из сравнения этрусских и оскских надписей на сосудах, так и из материалов кельтских, кавказских и африканских языков. Однако и до сих пор в этом вопросе нет полной ясности. Так, профессор Йенского университета Ф. Слотти в своих "Очерках по этрускологии" приводит новые данные, подтверждающие, по его мнению, правильность толкования этр. mi как личного местоимения 1-го лица ед. ч. 12. Но в 18 греческих, латинских и оскских надписях, из перечисленных в его списке, этрусскому mi соответствуют греч. εἰμί (ἐμί, ἠμί), лат. sum и оскск. sim, sum, вследствие чего они скорее могли бы свидетельствовать о том, что этр. mi = есмь или я есмь, как думали А. Фабретти и В. Деекке и как продолжает считать такой видный этрусколог, как венский профессор Е. Феттер.

В греческо-италийской эпиграфике нет полного единства в построении владетельных формул, которые, как это видно из приведенных выше примеров, могут содержать или глагол быть в 1-м лице, или личное местоимение 1-го лица в сочетании с родительным падежом имени владельца. Отождествление этрусской конструкции mi + род. пад. с тем или другим чтением греческо-италийской формулы не может быть убедительным без учета конкретной исторической обстановки возникновения рассматриваемых надписей, что, к сожалению, обычно игнорируется буржуазными исследователями. Принцип частотности в данном случае совершенно неприемлем, ибо каждый язык имеет свою специфику и свойственные ему построения, не всегда зависящие от того, как часто встречаются или не встречаются подобные конструкции в других, в том числе соседних с ним, языках.

Я хочу обратить внимание на тот факт, что наряду с обычной для латинских надписей конструкцией с глаголом sum, в отдельных случаях встречаем владетельные надписи, в которых данный глагол отсутствует, но имеется личное местоимение ego (eco). Эту особенность находим прежде всего в эпиграфике территории фалисков: eko kaisiosio - Я (собственность) Кэсия; eko lartos - Я (собственность) Ларта16;eco quto ieuotenosio... Я винный кувшин (χώυων) Иевотения...

Как известно, область фалисков в течение нескольких столетий политически и культурно была тесно связана с этрусским двенадцатиградием, вследствие чего латинский язык ее населения подвергся сильной этрускизации. Но аналогичные конструкции встречаются не только в фалискских надписях. В 1951 г. М. Паллоттино опубликовал архаическую латинскую надпись на обломках глиняного сосуда, найденных на месте древнего этрусского города Цере18, которая датируется VII или началом VI в. до н. э. и, следовательно, относится ко времени наивысшего расцвета этого южноэтрусского центра: есо urna tita uendias mamarc... - я сосуд Титии Венерии, (дочери или жены) Мамерка... В то же время, насколько мне известно, за пределами Этрурии не обнаружено ни одной латинской надписи, имеющей подобное построение. Из этого факта можно сделать лишь один вывод: употребление в фалискских и древнейших латинских владетельных надписях из Этрурии именной конструкции с местоимением ego (eco) вместо обычной для надписей из Лациума глагольной с sum, является результатом калькирования соответствующих этрусских образцов. Следовательно, этр. mi = лат. ego - я».

Я нахожу это чтение неверным, несмотря на библиографические ссылки на работы известных этрускологов. Моё чтение я показал на рис. 10: слова МА ЛАДУС(Я), то есть, МОЯ МИЛАЯ ГОСПОЖА,  и, кроме того, я прочитал надпись на верхней части рёбер тарелки - слова: ХРАМ МАРЫ РИМА РЮРИКА, что означает: ХРАМ МАРЫ ЗАПАДНОГО КАИРА. Таким образом, и эта надпись прочитана археологами неверно. Полагаю, что граффито представляет собой владельческую надпись, принадлежность тарелки, скорее всего, жрице храма Рюрика.

polemika11.jpg

Рис. 11. Аналогичный саркофаг для урны и моё чтение надписи

Терракотовая урна для праха. О ней можно прочитать в заметке [6]: «Эта терракотовая урна для праха принадлежит к эллинистическому периоду Этрусской Классики. Найдены сотни этрусских урн для кремации, сделанных из терракоты. Это обычный тип прямоугольной урны, состоящей из нескольких прямоугольных частей с барельефами, отлитыми в формах. Изначально барельефы были вручную раскрашены, что заметно по следам сохранившейся краски. Сцена на данном барельефе представляет картину битвы. Заметно разнообразие в выражениях лиц героев; каждое лицо - уникальный характер. Женщина на крышке покоится на подушках и держит маленьких веер на коленях. Надпись на урне, читаемая как "тана випинеи раназуния креисеса", нанесена справа налево и затенена красным пигментом. Фраза переводится как "Тана Випина Раназуния, жена Крейка". Здесь "Випина" - фамилия, а "Раназуния" используется в качестве родовой фамилии или имени, то есть обозначает принадлежность к рожу. Крейк может интерпретироваться как имя, а также как "грек". Автор: неизвестен. Регион: Европа. Период: 1000 до н.э. - 1 век н.э. Датировка: не определена. Этруски, Терракота, 71.8 см.

Я, однако, читаю иначе: РУЛЮ НА ЭТРУ. НИ Е. НО СИЛЬНА ЛИСА, что означает: УПРАВЛЯЮ ЭТРУСКАМИ, НЕ БУДУЧИ ЭТРУСКОЙ. НО Я - НАСТОЯЩАЯ ЛИСА. Иначе говоря, так показана весьма изворотливая умная женщина.

С другой стороны, сцена на фасаде изображена та же самая, и теперь видно, что второй слева - тоже солдат, а не женщина. А поскольку перед нами - отливка, изготовленная в той же самой форме, полагаю, что урн с таким же фасадом довольно много. Но они отличаются подписями для лежачей скульптуры, как и самой скульптурой.

polemika12.jpg

Рис. 12. Этруски в бою. The Etruscans - Le Ceregne Tuscany Farmhouse

Кто такие этруски. Об этом можно узнать из описательной заметки [7].

«Этрусков по праву считают одной из самых удивительных загадок в истории. Ученые точно не знают, откуда они пришли и на каком языке говорили. До сих пор не прояснен вопрос о возможной связи между этрусками и русскими.

Под завесой тайн. В середине I тысячелетия до н.э. на территории Италии между реками Тибр и Арно простиралось легендарное государство - Этрурия, ставшее колыбелью Римской цивилизации. Римляне с жадностью учились у этрусков, позаимствовав у них систему управления и богов, инженерное искусство и мозаику, бои гладиаторов и гонки на колесницах, погребальные обряды и одежду.Несмотря на свою известность, этруски для нас - одна сплошная загадка. Об этрусках сохранилось много свидетельств, но они не дают нам убедительной и достоверной картины жизни этого народа. Ученым доподлинно неизвестно, как появились этруски и куда они исчезли. До сих пор не установлены точные границы Этрурии и не расшифрован этрусский язык.

Правивший в I веке нашей эры римский император Клавдий I оставил потомкам 20-томную «Историю этрусков», а также словарь этрусского языка. Но судьбе было угодно, чтобы эти рукописи целиком погибли в пожаре Александрийской библиотеки, лишив нас возможности приподнять завесу тайн этрусской цивилизации.

Народ с Востока. Сегодня существуют три версии происхождения этрусков. Тит Ливий сообщает, что этруски проникли на Апеннинский полуостров с севера вместе с альпийскими ретами, с которыми состояли в родстве. Согласно гипотезе Дионисия Галикарнасского, этруски были аборигенами Италии, перенявшими достижения предыдущей культуры Вилланова. Впрочем, «альпийская версия» не находит никаких материальных подтверждений, а культуру Вилланова современные ученые все чаще связывают не с этрусками, а с италиками. Историки давно заметили, насколько этруски выделялись на фоне своих менее развитых соседей. Это послужило предпосылкой для третьей версии, по которой этруски заселили Апеннины из Малой Азии. Такого взгляда придерживался Геродот, утверждавший, что предки этрусков пришли из Лидии в VIII веке до н.э.

Существует немало доказательств малоазийского происхождения этрусков. Например, способ создания скульптур. Этруски, в отличие от греков, предпочитали не высекать образ из камня, а ваять его из глины, что было характерно для искусства народов Малой Азии. Есть и более важное свидетельство восточного происхождения этрусков. В конце XIX столетия на острове Лемнос, расположенном недалеко от малоазийского побережья, археологи обнаружили надгробие. Надпись на нем была сделана греческими буквами, но в совершенно необычном сочетании. Каково же было удивление ученых, когда они, сопоставив эту надпись с этрусскими текстами, обнаружили поразительное сходство!

Болгарский историк Владимир Георгиев предлагает любопытное развитие «восточной версии». По его мнению, этруски - это никто иные, как легендарные троянцы. Ученый основывает свои предположения на легенде, согласно которой возглавляемые Энеем троянцы из охваченной войной Трои бежали на Апеннинский полуостров. Свою теорию Георгиев подкрепляет и лингвистическими соображениями, находя родство между словами «Этрурия» и «Троя». К этой версии можно было бы относиться скептически, если бы в 1972 году итальянские археологи не раскопали этрусскую гробницу-памятник, посвященную Энею.

Генетическая карта. Не так давно ученые из Туринского университета с помощью генетического анализа решили проверить гипотезу Геродота о малоазийском происхождении этрусков. В процессе исследования сопоставлялись Y-хромосомы (передающиеся по мужской линии) населения Тосканы и жителей других регионов Италии, а также острова Лемнос, Балканского полуострова и Турции. Выяснилось, что генетические образцы жителей тосканских городов Вольтерра и Мурло больше схожи с образцами жителей Восточного Средиземноморья, чем соседних итальянских регионов. Более того, некоторые генетические характеристики жителей Мурло абсолютно совпадают с генетическими данными жителей Турции».

Хочу напомнить, что Турция до прихода турок-сельджуков, в XI, турок-огузов в XIII,      а затем и турок-османов XV веке была целиком русской, о чём повествуют найденные на её территории древние артефакты. Так что указание на то, что «некоторые генетические характеристики жителей Мурло абсолютно совпадают с генетическими данными жителей Турции» есть специально затуманенное генетиками признание русского происхождения этрусков, что я и доказываю постоянно. Однако, продолжу цитирование.

Исследователи из Стэндфордского университета для реконструкции демографических процессов, затронувших население Тосканы за последние 2500 лет, решили использовать метод компьютерного моделирования. В этом методе изначально были задействованы данные антрополого-генетической экспертизы. Результаты оказались неожиданными. Ученым удалось исключить генетическую связь между этрусками, древними жителями центральной Италии и современными обитателями Тосканы. Полученные данные заставляют предположить, что этрусков с лица земли стерла какая-то катастрофа или же они представляли собой социальную элиту, которая имела мало общего с предками современных итальянцев. Руководитель стэндфордского проекта антрополог Джоанна Маунтин, отмечает, что «этруски во всех отношениях отличались от итальянцев и даже говорили на языке не индоевропейской группы». «Культурные и языковые особенности сделали этрусков настоящей тайной для многочисленных исследователей», - резюмирует Маунтин.

«Этруск  - это русский». Фонетическая близость двух этнонимов - «этруски» и «русские» - порождает среди исследователей гипотезы о непосредственной связи двух народов. Философ Александр Дугин понимает эту связь буквально: «этруск - это русский». Правдоподобности данной версии придает и самоназвание этрусков - Rasenna или Raśna.

Однако, если слово «этруск» сравнить с римским названием этого народа - «tusci», а самоназвание «расены» связать с греческим наименованием этрусков - «тирсены», то близость этрусков и русских уже не выглядит столь очевидной.

Подтверждений того, что этруски могли покинуть территорию Италии, существует достаточно. Одной из причин исхода, возможно, стало изменение климата, сопровождавшееся засухой. Оно как раз совпало с исчезновением этого народа в I веке до н.э.

Предположительно маршруты миграции этрусков должны были распространяться на более благоприятный для ведения хозяйства север. Свидетельством этого, к примеру, являются обнаруженные в Верхней Германии урны для хранения пепла умершего, которые сходны с этрусскими артефактами. Вполне вероятно, что часть этрусков дошла до территории нынешней Прибалтики, где могла ассимилироваться со славянскими народами. Однако версия о том, что этруски заложили основы русского этноса, ничем не подтверждается. Главная загвоздка в отсутствии в этрусском языке звуков «б», «д» и «г» - строение гортани не позволяло этрускам их произносить. Такая особенность голосового аппарата скорее напоминает не русских, а финнов или эстонце».

А это - дефект не этрусков, а академической этрускологии. Все эти звуки у этрусков были, и даже в данной статье я привел слова с «Д»: ЛАДО, ЛАДУСЯ. С «Г» на рис. 2: ГАДАМ, ЭГЕЙСЙОЕ. Имеется и звук «Б», но примеров на нег меньше.

«Один из признанных апологетов этрускологии французский ученый Закари Майяни поворачивает вектор расселения этрусков сразу на восток. По его мнению, потомки этрусков - это современные албанцы. Среди обоснований своей гипотезы ученый приводит тот факт, что столица Албании Тирана несет в себе одно из наименований этрусков - «тиррены». Подавляющее большинство ученых считает, что этруски просто растворились в этносе народов населявших Римскую империю. Быстрота ассимиляции этрусков вполне может быть следствием их малочисленности. Согласно предположению археологов, население Этрурии даже в пору ее расцвета не превышало 25 тысяч человек.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.3MB | MySQL:11 | 0.265sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.425 секунд