В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 9, 2009

Попытки описания русских богов

Автор 20:49. Рубрика Исторические комментарии

Попытки описания русских богов

В.А. Чудинов

 

Я давно заметил, что моё понимание русских и славянских ведических богов не соответствует представлениям современной исторической науки. Поэтому, естественно, меня заинтересовала историография познания русского ведизма русским же христианством. А поскольку этим занимаются некоторые исследователи, я охотно воспользуюсь их находками, добавив сюда свои комментарии.

ПВЛ о «кумирах».  «И нача княжити Володимеръ в Киев... един, и постави кумиры на холму в... двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса Даждьбога, и Стрибога, и Семарьгла, и Мокошь. И жряху имъ, наричающе я богы...» Так говорит «Повесть Временных лет» под 6488 годом от сотворения мира, по нашему летоисчислению - 980» (ПРО, с. 6). Прежде чем приводить комментарии Льва Прозорова, я хотел бы дать свои. Слова ДРВЯНА вместо ДЕРЕВЯНА, ГЛАВУ вместо ГОЛОВУ, ЗЛАТЪ вместо ЗОЛОТЪ, ДАЖДЬБОГА вместо ДАЖЬБОГА выдают не русский, а старославянский текст, принятый в церкви, но никак не соответствующий русскому разговорному и литературному языку того времени. А слова НАРИЧАЮЩЕ Я БОГЫ, а также КУМИРЫ выдаёт подлинного христианина, иначе он сказал бы И БЯХУ ТО БОГЫ, а вместо слова КУМИРЫ употребил бы законное для них слово ЛИКИ. Таким образом, первым в списке историографов русского ведизма становится его противник, летописец Нестор, который изъясняется церковным языком.

С точки зрения русского ведизма отмечу, что список очень странный. Подлинный список должен был бы быть таким: Макажь, Мара, Род, Яр, Велес, Дева, Сварог, Перун. Уже одно написание имени богини Макажи с двумя орфографическими ошибками является кощунством, а постановка его в конец списка - неслыханной дерзостью. Список написан как бы задом наперед, так, как обычно пишут христианские молитвы сатанисты. Иными словами, пишет не просто христианин, но рьяный противник русского ведизма. Еще большее кощунство - делать Перуна главой пантеона и покрывать его лицо серебром, а усы золотом. Но это уже - прихоть не Нестора, а Владимира. А всё вместе - несомненное преступление перед русским ведизмом, ересь, лжеучение. Понятно, что за Владимиром никто не пошел - ни жрецы, ни народ.  

А вот что пишет об этом Прозоров: «Это свидетельство летописи по-настоящему неповторимо. Ни в ней, ни где-либо в других русских источниках мы более не находим описания святилищ наших Языческих предков» (ПРО, с. 6). Честно говоря, никакого описания святилища я в процитированных строках ПВЛ не вижу. Поскольку ничего не говорится о вторичных изображениях на «кумирах», я не склонен считать их подлинными ликами, скорее всего перед киевлянами соорудили так называемые «маяки», чье собрание никак нельзя считать святилищем. Кроме того, ничего не говорится о взаимном расположении фигур, а это тоже крайне важно. Так что Лев Прозоров поторопился назвать расставленные в беспорядке скульптуры святилищем.

Имеется и еще один дефект - данный исследователь называет русский ведизм язычеством, лики - кумирами, а святилище - капищем. Иными словами, он применяет терминологию противников ведизма, вроде бы защищая ведизм. Просто он пока дальше обзора христианской литературы по этой проблеме не продвинулся.

Вместе с тем, у него имеется весьма интересное наблюдение: «В поучениях против язычников и двоеверцев списки Богов явно отдают «списыванием» с летописного перечня кумиров, возведенных будущим Крестителем Руси. Судите сами, читатель: «Слово об идолах»: Перун, Хорс, Макошь и Вилы (в виду, конечно же, имеется не сельхозинвентарь, а крылатые девы), своего рода воздушные русалки, культ которых прожил значительно дольше у южных (сербы, болгары) и западных (чехи, моравы) славян... В ином месте того же «Слова об идолах» - Перун, Хорс, Макошь, Переплут, Род и Рожаницы. «Слово христолюбца»: Перун, Хорс, Макошь и Вилы, Симаргл, Род и Рожаницы. «Слово Иоанна златоуста»: Перен, Хурс, Макошь. В ином месте - Стрибог, Дажьбог, Переплут. И уж, конечно, влияние этого перечня заметно там, где и рассказывают по Владимира - в его житии (« и изби вся идолы: Перуна, Хърса. Даждьбога, Мокошь и прочая все идолы»), в «Памяти и похвале» Иакова Мниха («поганьскы Богы, паче же и бесы, Перуна и Хърса, и ины многы попра»)» (ПРО, с. 7).  Здесь уже несколько иной порядок. Тем не менее, по данным примерам можно составить такой «список Владимира»: Перун, Хорс, Макошь, Даждьбог, Переплут, Семаргл, Стрибог, Род и Рожаницы. А Вилы никогда богами не были, поэтому в этот список войти не могут.

Как видим, список Владимира весьма отличен от канонического списка. Он показывает, насколько сильно был деформирован русский ведизм реформой Владимира. Это вмешательство в русскую веру со стороны княжеской власти было покруче реформы патриарха Никона, который несколько заменил обряд, но не затронул христианский пантеон. Владимир же перекроил именно пантеон.

Пятибожие пантеона Владимира. Так гласит подзаголовок книги, которому автор, естественно, придает большое значение.  Его последняя глава так и называется: «Пять богов на Киевском холме». И он их рассматривает в таком порядке: Перун, Хорс Даждьбог (как одно существо), Стрибог, Семарьгл и Макошь.  Отсутствие Рода и Рожаниц, равно как Переплута и Вил он никак не объясняет. Что же касается причин пятибожия, то Прозоров его усматривает вот в чём: «Заново построить «Мать городов русских», престольный град Киев, который немец Адам из Бремена вскоре назовёт «соперником Константинополя», было, разумеется, много сложнее, чем деревушку древних островитян. Поэтому Владимир предпринимает следующий ход - он пересоздает сердце столицы своего государства - ее главный храм. Поскольку капище Пятибожия было моделью общины из пяти каст, то, обновляя его, победитель-братоубийца надеялся, согласно принципам магии подобия, обновить общину - так, воздействуя на чьё-то изображение, колдун обретает власть над изображенным» (ПРО, с. 266-267). Иными словами, причина - в наличии пяти каст.

 

nashbogi1.jpg

 Рис. 1 (236). Фундамент святилища около Теремного двора в Киеве и моё чтение надписей

 

Мне она представляется неубедительной. О кастовом слове в Киевской Руси я слышу впервые; в древней Индии их было всего четыре (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры).

Было ли ликов богов на Подоле именно пять? Б.А. Рыбаков, решавший эту проблему археологически, не пришел к определенному мнению. Поэтому я внимательно изучил фотографию найденного им в Киеве фундамента святилища на Подоле и прочитал соответствующие надписи. Результат у меня изложен в моей монографии: «На мой взгляд, Перун никак не мог находиться на востоке, и тем самым не мог занимать апсидообразное отверстие. Так что, как мне кажется, Б.А. Рыбаков в данном случае неправ. Как и всежда, возможна проверка, то есть пристальное рассмотрение фотографии пьедестала, то есть рисунка 73 Рыбакова, который я отобразил в виде рис. 234. На рисунке ямы показаны с севера, а на самом конце фотографии, у лестницы, находятся южные ямы. Видны на переднем плане три ямы, за которыми, однако, находится возвышение, а на нем - еще два пьедестала. Получается пять постаментов в северной части и столько же в южной, то есть заготовка на 10 божеств - но такого их числа не было ни по канону, ни у Владимира. Следовательно, одно из отверстий переднего плана - лишнее. Легко видеть, какое - это самое глубокое отверстие справа, края и камни которого не содержат письменных знаков. Остальные же отверстия и возвышения их содержат. Я перенумеровал возможные фрагменты надписей, и на первом, ближайшем к зрителю отверстии, а именно по периферии ямы, а также по внутренним секторам, читаю: 1 -  МАКОЖИ ХРАМ; 2 -  МАКОЖИ ХРАМ и МАКАЖИ ХРАМ; 3 - МАКОЖИ ХРАМ. Сомнений не остается: здесь стояло нечто, что олицетворяло ХРАМ МАКОШИ. Но так и должно быть, если считать данное отверстие северо-западным. Следовательно, слева от него (то есть на севере) должен был помещаться лик Макоши. Здесь я нахожу надпись 4, которую читаю МАКОЖЬ. Надпись 5 должна быть на западе; и действительно, здесь можно прочитать слово ПЕРУНЪ. Надпись 6 гласит МАСКА, в полном соответствии с ожиданием. Большое отверстие в центре, как я полагаю, предназначалось для Столпа; но далее на двух возвышениях еще можно прочитать слова 7 - ХРАМ РОДА и 8 - ВОЛОСА. К большому сожалению, две последних ямы не видны, но и так ясно, что в правой я бы прочитал слово РОД, а в левой - слово ЖИВА. Таким образом, чтение надписей показывает, что постамент предназначен для канонического распределения славянских божеств, а вовсе не для пантеона Владимира. Иными словами, жрецы храма Рода (которые были ответственны за сакральные постройки, в том числе и алтарей) построили по заказу Святослава в 973 году из материала христианского храма Ольги самый обычный алтарь, но для ликов Макоши на севере и Живы на юге они предназначили несколько большие "лепестки", чем для ликов остальных божеств. Такова была, видимо, просьба князя Святослава, что означает укрепление жречества Макоши и Живы. Таким образом, некоторые, очень небольшие отступления от канона начались уже при Святославе. Однако канон в целом был выдержан» (СВЯ, с. 382-383).

Укрепление жречества Макоши означало бы иную реформу, возвращение от почитания Яра как главного божества к древнейшему, изначальному культу русского ведизма. Выявленные мной на рисунке божества можно выделить в такой ряд (пантеон Святослава): Макошь, Род, Перун, Велес, Жива. Иными словами, здесь представлены все почитаемые русские боги, кроме Яра. И их действительно пять, так что наблюдение Прозорова, вероятно, имеют под собой почву (по количеству богов, но не по объяснению причин пятибожия). Полагаю, что причины «яроборчества» Святослава лежат в политике: так он решил противопоставить Русь Славян Руси Яра, где культ Яра был сильнее всего. Иными словами, Святослав обозначил курс будущей России совершенно независимым от курса варягов, проводимого всеми предшествующими князьями. Это, на мой взгляд, не означает какого-то особенного укрепления Руси Славян - скорее это признак потери бывшей силы Яровой Руси, постепенно сдающей свои позиции под натиском немцев.

«Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что и в Киеве расположение ликов на постаменте было каноническим, но лики Макоши и Живы были крупнее других (в последнем, третьем ряду), зато лики Перуна и Храма Рода были на возвышениях и несколько заслоняли собой лики Масок и Волоса, которые тоже находились в третьем ряду. Что же касается первого ряда, то там находилась только одна яма с практически отвесными стенками. Вероятно, это был его жертвенник. Так я и изображаю расположение ликов на общей схеме, рис. 2 (237)» (СВЯ,с 384) .

 nashbogi2.jpg

Рис. 2 (237). Варианты расположение ликов на святилище Киева

 

Сначала на рис. 2-1 я изображаю схему размещения ликов на алтаре Б.А. Рыбакова, а затем - каноническую схему (с небольшими отступлениями), созданную Святославом, рис. 2-2; наконец, мой вариант схемы размещения ликов при Владимире, рис. 2-3. На мой взгляд, ни одно положение ликов Б.А. Рыбаков не определил верно. Начну с Перуна. Размещение Перуна на месте столпа неоправданно; столп всегда шире и вырубается по иным канонам, чем обычный лик. Да такой замены и не требовалось, ибо место Перуна в варианте Святослава и так было превосходным. А главное, перед ликом Перуна был сделан его жертвенник, и перенесение лика Перуна в любое другое место потребовало бы также перенесение жертвенника, что вряд ли было бы оправданно. Видимо, не сдвигался с места и лик Макоши, который и без того стоял в заднем ряду. Выдвижение Семаргла в первый ряд притом, что Перун находится в третьем (таково положение этих ликов на схеме Рыбакова) кажется совершенно невозможным (получается, что главным богом оказывается Семаргл). Деление на три мира (небо, землю и солнце) применительно к алтарю является странным предположением Б.А. Рыбакова, незнакомого с каноном размещения ликов на алтаре, но именно это дополнительное предположение привело его к имеющейся на его схеме расстановке остальных ликов. Таким образом, неверная гипотеза привела к неверному следствию.

 На моей схеме рис. 2-3 я исхожу из того, что борьба со жречеством потребовала упразднения ликов Храма Макоши, Храма Рода, Живы и Масок, и соответствующие лики были демонтированы. Упразднен был и лик Рода, и лик Велеса. Вместо них были поставлены (двигаясь против солнца) Хорс, Дажьбог, Стрибог и Семаргл. Очевидно, что для выделения Перуна, стоящего во втором ряду, для привлечения внимания именно ко второму ряду, следовало заполнять в первую очередь задний, третий  ряд, что и отмечено на моей схеме. Таким образом, Перун единственный стоит на возвышении во втором ряду при полностью пустом первом; далее, двигаясь против часовой стрелки, мы имеем пропуск (на месте Храма Рода), затем лик Хорса и Дажьбога на месте Рода и Живы, и, наконец, Стрибога и Семаргла на местах Волоса и Маски. Дополнительное подтверждение моей схемы я получаю с изображения СВЯТИЛИЩА МОСКОВИТОВ из книги А.А. Бычкова, где изображены (правда, в миксоморфной, то есть получеловеческой, полуживотной форме) Перун, Макошь, Хорс и Стрибог. Иными словами, место богов (по прямому кресту) занимают Перун, Макошь, Хорс и Стрибог, и у меня это отображено именно так; оставшиеся непоказанными Дажьбог и Семаргл должны занять места жрецов; но эти места заняты лишь наполовину, а именно на местах Живы и Масок. Из этого я делаю вывод о том, что жрецов-актеров (Маски) Владимир вообще заместил жрецами бога-пса Семаргла; жрецов Живы - жрецами Дажьбога (но с точки зрения сакральной географии это означало полный разрыв как со славянами Балкан, считавших себя выше греков и Византии, так и с новгородскими словенами, и, напротив, подчинение Византии); место очень популярного в народе Велеса занял бог ветров Стрибог, место бога солнца и судьбы Рода - бог солнечного света Хорс, что-то, конечно освещавший, но только не судьбу каждого человека; а жрецы-строители храма Рода и жрецы-изготовители культового реквизита храма Макоши остались не у дел. Таким образом, пантеон был фактически заменен, а символика двух крестов (прямого богов и косого жрецов) была заменена на символику шестерки, что можно ассоциировать как со звездой Давида, так и с удвоением Троицы. Так что в 980 году было, по сути дела, введено совершенно иное язычество - язычество Владимира. И именно язычество, как княжеское изменение русского ведизма. Так я писал в монографии (СВЯ, с. 384-385).

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.465sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.626 секунд