«Почти сказочный сюжет о хитрости, помогающий герою в сложной ситуации, связан в летописи с визитом в Царьград вдовы и наследницы Игоря - княгини Ольги, которая хотела принять крещение от самого императора. По летописи, император воспылал страстью к Ольге (даме вполне преклонных лет), и она обещала ответить ему взаимностью после крещения. Обряд состоялся, но Ольга объявила, что не может позволить греха с крестным отцом... Историческая суть заключается в том, что Ольге пришлось дипломатически настаивать на своем крещении, обещая взамен военную помощь, так как Византия не усердствовала в обращении «варваров». Чтобы ускорить процесс, княгиня призвала в Киев германского епископа, демонстрируя грекам, что их несговорчивость приведет к победе соперника - римской церкви».
Википедия пишет: «Княги́ня О́льга (
Рис. 7. Княгиня Ольга (Википедия) и моё чтение надписей
Между тем, Википедия помещает иное изображение княгини Ольги. В руках она держит крест Мары без добавки в виде маленького католического крестика поверх креста Мары. А на её облачении внизу пришита горизонтальная планка, на верхней части которой имеется надпись. Усилив контраст, я показываю эту планку, а увеличив изображение, я читаю надпись. На левой части написано: МАРЫ МИМА. ЯРА 174 ГОД, что на современном русском языке и при пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает: ЖРИЦА БОГИНИ МАРЫ. 1030 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ. Или, другими словами, за 24 года до рождения Иисуса Христа, а справа - ХРАМА МАРЫ. Возможно, она была ровесницей матери Иисуса деве Марии. Но если она родилась действительно около 920 года, то в 1030 году ей было 110 лет, что внушает большие сомнения. Следовательно, даты её жизни историки толком не знают.
Однако даже если предположить, что даты рождения и смерти княгини Ольги сдвинуты на 61 год ближе к нам (то есть, на срок жизни), всё равно получается, что княгиня Ольга умерла почти за четверть века до рождения Иисуса Христа, и быть христианкой она физически абсолютно никак не могла. Так что мысль В.Я. Петрухина о том, что Ольге пришлось дипломатически настаивать на своем крещении, является насквозь ложной.
«Легенда об Андрее Первозванном на Руси. Еще один знаменитый историографический миф связан с Андреем Первозванным, как провозвестником русского христианства. История его путешествия включена в начальную часть Повести временных лет.
Летописец, описывая зарождение христианства в славянском мире, резко обрывает рассказ об основателях славянской письменности Кирилле и Мефодии. Дело в том, что их миссия у дунайских славян была продолжением миссии апостола Павла к «язычникам», а Павел - епископ Рима. Так как начальная летопись составлялась уже после разделения церквей в 1054 году, Руси нужен был свой апостол.
Таковым оказался Андрей - недаром он учил по берегам Черного моря, которое летописец называл «Русским». Оставалось заключить, что Андрей учил и в Корсуне, а оттуда ему удобно было отправиться через будущую Русскую землю к варягам и далее в Рим, по кружному (вокруг всей Европы) пути из варяг в греки. Эта космография нужна была летописцу, потому что в его картине мира славяне в эпоху апостольской проповеди пребывали еще на своей дунайской прародине, а изначальная русь вообще обреталась за Варяжским (Балтийским) морем» [4].
О каком разделении христианских церквей в 1054 году можно говорить, если это - год рождения Иисуса Христа. Или младенец, ещё не умея говорить и ходить, уже создал своё учение? И уже нашлись последователи, которые создали сначала единую церковь, а затем разделилась на две церкви, католическую и правоверную? - Да это утверждение ни в какие ворота не лезет!
«Миф о путешествии Андрея не был фальсификатом в духе шапки Мономаха, когда претензии на власть обосновывались явными мистификациями. Это благочестивая конструкция, составленная монахом-книжником, который понимал, что всякий крещеный народ должен иметь своего апостола. Русь была крещена за сто лет до составления первых летописных сводов, и обязанностью составителя было обнаружить пророка русского христианства. Об истинности его предсказаний свидетельствовали сами киевские церкви» [4].
Да уж! Правдивее киевских церквей воистину ничего нет! Чур нас, чур! - Сюжет с Андреем Первозванным я рассмотрел в моей статье [6]. Там, в частности, я рассмотрел миниатюру № 3 из Радзивиловской летописи, повествующую об Андрее Первозванном, рис. 8.
Рис. 8. Миниатюра №3 с Андреем Первозванном из Радзивиловской летописи
Официальная трактовка миниатюры № 3. Здесь мы читаем такое описание: «Основание Киева тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом, занявшими три горы, и сестрой Лыбедью (стоит). И цитируется летопись: «И быша три братья, единому имя Кий, другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь... И сотвориша городок во имя брата их старшаго, и нарекоша Киев». Справа подпись к рисунку «Град Киев». [7]. - Описание мало соответствует миниатюре: нет трёх гор, храмов, по меньшей мере, два (красный в глубине, охристый на переднем плане), что говорит о крупном городе, да и пропорции стоящего персонажа явно не женские. Словом, возникают серьёзные подозрения в том, что миниатюра изображает нечто иное, хотя, возможно, и имеющее отношение к Киеву. Для вынесения окончательного суждения необходимо прочитать надписи на каждом персонаже, которых очень много.
Рис. 9. Моё чтение надписи на миниатюре № 3
Моё чтение надписей на миниатюре. Сначала я читаю надписи на самом левом персонаже. По предположению исследователей, это Кий. Однако на его голове, точнее, на шапке волос можно прочитать следующие слова: КРАЙ МОСКВА. ЯРА РУСЬ. ХРАМ ЯРА (далее надпись идёт уже на бороде) ДАРОВАЛ ИМ МИР. Ожерелье на шее содержит имя персонажа: НИКИТКА. Следовательно, перед нами не Кий (а также не Щек и не Хорив). Уже из-за этого имени разрушается вся академическая атрибуция данной миниатюры.
Справа от ожерелья мы видим надпись ЯРА, на верхней части рукава левой руки - слово МИРА, а в складках над поясом - слово ХАН. Итак, Никитка является ханом не только Яровой Руси, но всего мира Яра (то есть, всех континентов, где имеется Русь Яра). Это - самый высокий по должности правитель из всех возможных.
На относительно ровном и светло-голубом фоне ткани груди хана выделяется надпись более интенсивным цветом: ВАРЯГ. Та же надпись ВАРЯГ получается при обращении в цвете верхней части волос хана. А складки под поясом образуют слова ИЗ АРКОНЫ. Таким образом, высший титул носит представитель не Москвы и не Киева, а варяг из Арконы. На ткани правого бедра написано: ЯРА МИМ. Понятно, что для занятия административных должностей в то время было необходимо занимать определенные ступени жреческой иерархии. Тут же можно прочитать и слова ЛИК МИМА МОСКВЫ. Итак, как и в наши дни в христианстве, когда патриарх Московский считался одновременно и патриархом всея Руси, мим из Арконы одновременно являлся и мимом Москвы, скорее всего МОСКВЫ МАРЫ, то есть, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. На правой части волос еще раз читается слово НИКИТА, а между плечом и пальцами левой руки читается надпись ЯРА МИР. Тем самым личность первого персонажа прояснена полностью.
Две параллельные горизонтальные линии, отходящие от левой руки Никиты содержан весьма интересные надписи: АРКОНА КОВАРНО СКОВЫРНУЛА МАСКОВУ, МОСКВА ЯРУ РУСЬ ОСТАВИЛА НА МИЛОСТЬ ЯРА РУСИ. Из этого следует, что в результате соперничества Русь-Аркона смогла овладеть Русью-Москвой, однако Русь-Москва не оказала вооруженного сопротивления, а подчинилась Арконе. А на верхней горизонтальной линии там, где надпись выстроена в 1-2 этажа, можно прочитать слова: РУСЬ-МОСКВА ВА МОСКОВСКОЙ РУСИ и далее по логике вещей должны следовать слова ЯРА, а, возможно, и МИРА ЯРА. Иными словами, излагается субординация подчинения: РУСЬ-МОСКВА входит в более обширную МОСКОВСКУЮ РУСЬ, та - в ЯРОВУ РУСЬ (или РУСЬ ЯРА), а последняя - в МИР ЯРА. И Никита является верховным ханом мира Яра с резиденцией в храме Яра города Арконы [6].
Увы, но никакого Андрея Первозванного на данной миниатюре нет! Так что путешествовал ли Андрей Первозванный по Руси - это вопрос, остающийся пока открытым.
«Викинг» и выбор между крестом и мечом. Не меньше мифов порождает фигура крестителя Руси Владимира. Он был сыном воителя Святослава, который не внял уговорам своей матери Ольги принять крещение - «дружина засмеет», говорил князь. Он верил в силу меча, но не в силу креста. Владимиру выбор веры - крест или меч - был продиктован историей. Этот сюжет стал основой фильма «Викинг», вызвавшего горячую дискуссию.
Начальная русская история и сам акт крещения Руси вызывает бесконечные споры у всех, кто пытается эту историю осмыслить. Есть те, кто считает, что избранный Владимиром путь к цивилизации лишил их культуру национальных корней. Другие полагают, что «родноверы» - неоязычники, продолжающие оплакивать Перуна, остаются во власти первобытных инстинктов, уподобляются «викингам», для которых образ распятого инородца смешон, ведь он не может поднять оружие. Эти герои верят в силу меча и в то, что гибель в бою открывает павшему со славой путь в воинский рай - Вальхаллу» [4].
Опять напоминаю, что Владимир родился почти за 200 лет до рождения Иисуса Христа, так что ни о каком христианстве в это время говорить было нельзя. И слова В.Я. Петрухина о том, что многие до рождения Христа пытались стать христианами - это просто надругательство над элементарной логикой.
«Выбор Владимира был предрешен - Русь формировалась на пути из варяг в греки. Греческая вера, потрясшая своей красотой русское посольство в Царьграде, была уже хорошо известна в Киеве и повсюду, где стояла русская дружина.
Вслед за своей бабкой Ольгой Владимир должен был не просто принять греческое христианство, а завоевывать новую веру - идти походом на главный город Византии в Крыму, Херсонес, и требовать себе в жены византийскую принцессу. Ее должен был сопровождать клир, обеспечивающий богослужение в обращенной земле. В итоге Херсонес оказался разменной картой - он был возвращен Византии в качестве «вена», то есть брачного выкупа за невесту» [4].
Я только что закончил монографию, посвящённую истории Крыма. Следов пребывания греков в русской Корсуни до XII века н.э. там нет. Следовательно, В.Я. Петрухин опять обманывает доверчивого читателя.
«Миф о «двоеверии». Иногда считается, что процесс крещения занял не один год, а длился с 988 по 990 год: сначала князь принял веру сам, потом дожидался священников для массового обращения в христианство.
Известия о крещении язычников порождают очередные мифы: благочестивый монах-летописец уверял, что киевляне с радостью приняли новую веру. Но не менее распространенным остается почерпнутое В. Н. Татищевым из позднейших преданий представление о том, что крестили Русь (особенно новгородскую) «огнем и мечом».
Наиболее устойчивым стал миф о том, что крещение было поверхностным, не затронувшим языческой сути народной веры, и специфика русской культуры определяется «двоеверием» - сочетанием исконных представлений с навязанными ценностями христианской цивилизации. Действительно, «первобытный» культ предков был силен в народных верованиях. Но они определяли материальную сторону жизни, например благополучие в хозяйстве и урожай. Заботу о душе брала на себя церковь, и погребальный обряд кардинально изменился на Руси сразу после крещения - языческое сожжение на костре сменили христианские похороны.
Самого Владимира более всего впечатлило изображение Страшного суда, продемонстрированное греческим миссионером, - князю хотелось попасть с праведниками в рай, а не в ад. Фигура Владимира Ясное Солнышко, прославленная северными былинами, остается основой и новой российской идентичности - недаром его памятники установлены возле Московского Кремля и рядом с крупнейшей в России Смоленской крепостью» [4].
В.Я. Петрухин пишет о двоеверии так, как если бы он сам был свидетелем описанных событий. А между тем, двоеверие существовало; один из моих аспирантов успешно защитил на эту тему кандидатскую диссертацию. Так что и это - ложь. Но, разумеется, двоеверие возникло гораздо позже, оно не могло возникнуть до рождения Иисуса Христа и даже л создания им учения. Оно возникло и широко существовало после 1635 года, когда на Руси реально вводилось христианство в государственном масштабе. Так что и эта часть его статьи ложная.
Общий вывод: В.Я. Петрухи, не будучи теологом, обсуждает христианские мифы как их верный сторонник. К науке они не имеют отношения, однако он на них основывается не как учёный, доказавший реальность тех деяний исторических лиц, которые мы рассмотрели выше, а как просто верующий в них христианин. Но в таком случае, он и должен представляться не как доктор исторических наук, а как прихожанин своего церковного прихода. А как учёный он действует не во благо, а во вред науки истории.
Рис. 10. В кафе после посещения Эски-Кермен в 2016 году
Эски-Кермен. Это место мы стали посещать группами с 2016 года, о чём я написал в итогах 2016 года [8]. Википедия пишет: «Эски́-Керме́н (
А вот любопытный путеводитель с картинками [9]: «Эски-Кермен - один из наиболее значительных средневековых «пещерных городов» западной части Внутренней гряды
Столовая гора, на платообразной вершине которой расположен Эски-Кермен, вытянута с юга на север. Протяженность плато - 1.040 м, наибольшая ширина - 170 м, высота над уровнем моря - около 400 м. Ландшафт этого района особенно красив весной: большие, усыпанные цветами поляны перемежаются с ароматным можжевеловым редколесьем». И далее следует фотография, места, с которого начинается этот город, рис 11.
Рис. 11. Вид при входе в пещерный город
А далее сказано: «История возникновения, жизни и гибели «пещерных городов» очень слабо изучена, так как историческая наука не располагает никакими письменными источниками и только археологические раскопки проливают свет на те давно минувшие времена. В этом отношении Эски-Кермену повезло больше других. Благодаря десятилетним, с 1928 по 1937 гг., археологическим раскопкам его история раскрыта довольно полно. Постройки Эски-Кермена относятся к двум периодам: VI-VIII вв., когда функционировали оборонительные сооружения города, и IX-XIII вв., когда Эски-Кермен после захвата его хазарами представлял собой большое, почти незащищенное поселение.
Эски-Керменская крепость имела четыре входа. Главный вход был с южной стороны через главные ворота города, к ним вела извилистая дорога, вырубленная в скале. Три пешеходные тропы вели в город с востока и севера. Отличительной чертой крупных «пещерных город» является их относительно большая площадь (10-15 га) и характерная планировка: городским кварталам отводилась только часть территории, приблизительно ⅔, около главных ворот города. Вторая часть была лишена построек и отделялась от первой стеной необоронительного характера. В период нашествия кочевых племен в таких городах находило убежище не только население города, но и жители прилегающих селений. В мирное время это внутреннее пространство могло служить рыночной площадью, пастбищем и местом стоянок торговых караванов.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.407 секунд