В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 4, 2007

Синий камень Плещеева озера

Автор 14:35. Рубрика Священные камни

О Синь-камне у Д.В. Громова. О Синь-камне можно прочитать некоторые слова и у Д.В. Громова: «Недалеко от подножия горы, у самой воды находится Синий (или Синь) Камень, огромный ледниковый валун. Предполагают, что первоначально он служил алтарной плитой святилища на Александровой горе... Языческое поклонение побудило церковную администрацию к принятию мер по уничтожению камня: в конце XVII века он был низринут в глубокую яму и засыпан землей. С этого момента начались чудесные превращения камня – через некоторое время он снова оказался на поверхности, поклонения ему возобновилось. Зимой 1788 года было принято решение положить камень в фундамент церкви, строящейся в Духовской слободе, на берегу реки Трубеж. Его спустили с горы на замерзшее озеро, погрузили на громадные дровни, запряженные дюжиной лошадей, и повезли по льду к месту строительства. Но на середине озера лед проломился, и «мерьский бог» утонул на достаточно большой глубине. Через несколько десятков лет местные рыбаки стали замечать, что каменная глыба передвигается под водой в северном направлении, и к концу 1840-х годов камень снова оказался на берегу озера, там, где он сейчас и лежит. В настоящее время бытует мнение, что камень продолжает свое движение, все дальше отодвигаясь от воды» (ГРО, с. 81-82).

Из этих строк можно понять, что камень двигался с 1788 по 1848 год, то есть, около 60 лет. Хотя преодоленное им расстояние не указано, но, вероятно, он был удален от берега не менее чем на 60 м, так что скорость его перемещения составляла порядка метра в год, или порядка 8 см в месяц. Это – очень высокая скорость для геологического объекта. В настоящее время он находится не менее чем в 30 м от берега. Следовательно, с 1850 по 2005 год, то есть за 155 лет он по суше продвигался много медленнее, по 20 см в год или по 2 см в месяц. Это – примерно вчетверо медленнее. Однако, в принципе, вещь вполне измеримая. Важно то, что камень двигался в обратном направлении по сравнению с тем, куда его увозили – назад к берегу, а по берегу – назад к Александровой горе, куда он и вползает. Следовательно, северная, высокая сторона камня – его передняя часть, а погруженная в лужу – задняя.

Синь-камень на фоне Плещеева озера

Рис. 8. Синь-камень на фоне Плещеева озера

Александрова гора. У Д.В. Громова можно прочитать и об Александровой горе: «Александрова гора находится в нескольких километрах от Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера. Около двух тысяч лет назад на Александровой горе финно-уграми (мерянскими племенами) было заложено первое укрепление – был срыт перешеек, соединяющий вершину с соседними холмами, и надсыпана сама гора, превращенная таким образом в неправильный конус с плоской вершиной. Ко второй половине первого тысячелетия укрепленное поселение уменьшилось; видимо, теперь оно выполняло в основном функцию святилища. Постепенно в данной местности происходил приток славян и ассимиляция финно-угорского населения.

Возможно, именно в эти времена и появилось еще одно название горы – Ярилова Плешь. Данное название указывает на то, что здесь проводились языческие праздники весеннего цикла, связанные с богом Ярилой. В конце Х века святилище было разорено, на вершине горы был выстроен деревянный православный храм. В XIII веке на его месту был воздвигнут загородный терем Александра Невского (именем которого, собственно, и называется Александрова гора). Вскоре после смерти князя здесь был выстроен монастырь, окруженный стеной с шестью башнями. Начиная со второй половины XVI века и по сей день, вершина пустует» (ГРО, с. 81).

В первое сообщение относительно крупных земляных работ мерян верится с трудом. О том, что финно-уграм было возможно срыть перешеек и надсыпать вершину, мы нигде более в истории не читаем. Зато такого рода работы были вполне по силам русским, однако, вероятно, в гораздо более ранний период, еще в античности. Бог Яр (Ярило) являлся наиболее почитаемым богом где-то в период конца неолита-начала бронзы. Племена мерян вполне могли поселиться здесь в период между этим временем и освоением русскими данной местности в Х веке. А православный храм, разумеется, был выстроен именно там, где в свое время находилось святилище Макоши. Именно там и размещалась плита под маяк храма Макоши, называемая в наши дни Синь-камнем.

Вид Александровой горы

Рис. 9. Вид Александровой горы

Вид Александровой горы показан на рис. 9 (ГРО, с. 81). Она невысока и вполне напоминает обычное славянское святилище, где в теле холма вполне могли быть скрыты подземные ходы и отдельные помещения.

Таким образом, Синь-камень не представляет собой самостоятельного объекта, находящегося вне священного комплекса. Это – фрагмент святилища Макоши, насильственно смещенный со своего места и стремящийся вернуться туда, откуда его сбросили. В этом смысле Синь-камень представляет собой ценнейший объект для наблюдения.

Но достойна исследования и сама Александрова гора. На ней также могут находиться некоторые сохранившиеся остатки древнейшей славянской и русской культуры.

Литература

ГРО: Громов Д.В. (составитель). Сакральная география. Энциклопедия святилищ и мест силы. Екатеринбург, Ультра-культура, 2005, 648 с.

ЧЕР: Чернобров Вадим Александрович. Энциклопедия загадочных мест России. Первый в мире путеводитель по аномальным зонам, таинственным и удивительным местам. М., «Вече», 2005, 528 с.

ЧУД: Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян. М., Фаир-Пресс, 2004, 624 с.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.1MB | MySQL:11 | 0.198sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.362 секунд