В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 4, 2007

Современная мифология русского алфавита

Автор 15:04. Рубрика Рецензии на чужие публикации

Современная мифология русского алфавита

Рецензия на книгу М. Безлюдовой «Звездные программы русского алфавита»

Нам кажется, что мифы создавались только в древности. Это не так. Мифология создается и в наши дни. Примером этого является рецензируемая книга.

Новый «древний» алфавит. Приложение № 2 Марты Михайловны Безлюдовой гласит: «Деградация графики от старославянских букв до Кириллицы и к современному алфавиту» (БЕЗ, с. 272). Насколько можно понять, левая колонка – это якобы «старославянские буквы», средняя – буквы кириллицы и правая – это современные буквы.

Приложение 2 М.М. Безлюдовой

Рис. 1. Приложение 2 М.М. Безлюдовой

Со средней и правой колонками можно согласиться. Но что такое «старославянские буквы»? Они не похожи на буквы кириллицы. Тогда что это такое? В тексте книги сказано смутно: «У каждого народа свои слова, свой язык. Но русскому человеку необходимо выяснить, как образовались слова русского языка и отдельных букв алфавита. Таким алфавитом является кириллица, которая есть осколок более древнего алфавита, в котором было не 33 буквы, а гораздо больше» (БЕЗ, с. 18). В одной этой фразе заключено несколько проблем, которые поставлены весьма странно. Во-первых, непонятно, почему «русскому человеку необходимо выяснить, как образовались слова русского языка», то есть, почему каждый житель России, если он русский, непременно должен заниматься этимологией русских слов и составлять за свою жизнь нечто вроде четырехтомника Макса Фасмера. С другой стороны, он должен дать этимологию названия букв и составить уже не столь обширное исследование, но нечто вроде стостраничной статьи Игнация Гануша о происхождении глаголицы, где основная ее часть посвящена выяснению происхождения названий букв. Наконец, в конце фразы утверждается, что кириллице предшествовал некий «старославянский» алфавит, в котором было больше букв, чем в кириллице.

Это последнее предложение напоминает утверждение одного из второстепенных персонажей «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека о том, что внутри земного шара находится шар, значительно больший по диаметру. К сожалению, за эту фразу того персонажа признали не вполне здоровым психически. В наши дни слова «старославянский алфавит» и «кириллица» считаются синонимами, то есть, словами одного смысла, и утверждение о том, что один алфавит старше и больше по объему другого вполне адекватно тому, что внутри Земли есть шар большего диаметра.

Новая герменевтика, или истолкование смысла. Далее предлагается прочитать, что означают слова БОЙ, РАЗБОЙНИК, ВООБРАЖЕНИЕ. БОЙ – это «обучение единению энергии тела для выброса вовне» (БЕЗ, с. 19). Это какая-то абракадабра. Что такое «единение энергии» и зачем ее «выбрасывать вовне»? Как известно из курса физики, энергия есть способность совершать работу, то есть энергия – это и есть количество работы, которая еще не совершена, поэтому энергия измеряется теми же величинами, что и работа. В бою энергия вовне не выбрасывается, энергия переходит в работу, и только работа (а не энергия) направлена вовне. Однако БОЙ – это, прежде всего, совершение не просто механической работы, но и работы мысли, составление стратегии и тактики боевых действий. Его невозможно измерить в эргах, джоулях, килограммометрах в секунду или литроатмосферах. Современный бой с применением взрывчатых веществ давным-давно на несколько порядков превосходит даже по работе мышечные усилия человека, поэтому «единять энергию тела» (какой-то нерусский оборот речи) просто бессмысленно, ее все равно не хватит, чтобы взорвать укрепления противника. Наконец, БОЙ – это реальный процесс единоборства, а вовсе не «обучение». Конечно, перед ведением боя, который чаще всего кончается смертью его участников, необходимо обучение. Однако БОЙ – это не учеба. «Тяжело в ученье – легко в бою», – говорил Суворов, противопоставляя учение и бой. Поэтому приведенное выше толкование боя – пустой, но псевдозначительный набор слов.

А что же такое РАЗБОЙНИК? РАЗБОЙНИК – «рекущий азы боя для победы» (БЕЗ, с. 19). Новая абракадабра, однако, здесь применяются названия букв: Р – «рцы», где обыгрывается значение этого слова, ГОВОРИ! Буква А – это АЗ. Б – это БОЙ (правда, в алфавите это БУКИ). Так что если приставку РАЗ- воспринимать как соединение названия букв, дословно надо было бы сказать РЦЫ АЗ БУКИ, то есть, ГОВОРИ Я БУКОВЫЕ ДОЩЕЧКИ, или СКАЖИТЕ МНЕ, БУКОВЫЕ ДОЩЕЧКИ! Тем самым, если слово БОЙ понимается чем-то в духе всеясветной грамоты, то слово РАЗБОЙНИК присоединяет к одному способу толкования другое; однако откуда взялось слово ПОБЕДА, совершенно неясно. Разумеется, содержание данного афоризма фантастично, ибо РАЗБОЙНИК, если и РЕЧЕТ что-то, то это будут слова вроде «Жизнь или кошелек!» И совершенно непонятно, что такое АЗЫ БОЯ, в чем заключается «победа» при разбое (в изъятии ценностей у ни в чем не повинных людей?), и, наконец, почему РАЗБОЙНИК должен кому-то произнести АЗЫ БОЯ перед началом разбоя.

Теперь понятно, что и слово ВООБРАЖЕНИЕ в расшифровке автора нам предлагает иную абракадабру – «ведение единого образа жизни для умножения энергии бытия» (БЕЗ, с. 19). Стало быть, если мы ведем единый образ жизни (неясно, правда, что это такое), то в наших мышцах накопится больше АТФ, и мы будем способны на проведение большей работы, чем при разнообразном образе жизни. Это полностью противоречит данным психологии, которая предлагает постоянно разнообразить жизнь, чередовать работу с отдыхом, получать разнообразные впечатления. Согласно афоризму автора, если уж мы работаем, то надо работать без отдыха, тогда образ жизни будет «единым», и «энергия бытия» умножится. – Какая чепуха! – Но при этом монотонный образ жизни – это, оказывается, и есть ВООБРАЖЕНИЕ! Каким же скудоумием надо обладать, чтобы так понимать воображение?

«Вы удивлены? Нет? Пройдет немного времени, и вы сами будете легко читать внутренний, глубинный смысл каждой буквы кириллицы и каждого слова русского языка» (БЕЗ, с. 19). Удивлен ли я? Да, безмерно! Никогда не мог предположить, что подобная околесица будет названа «глубинным смыслом букв кириллицы и слов русского языка».

Что происходит с русской культурой? В советское время у каждой творческой организации существовал свой «отдел технического контроля» в виде художественного совета, и, например, в области массовой песни были созданы подлинные шедевры. Сейчас, когда худсоветы отсутствуют, только эстрадные юмористы вроде Галкина могут отслеживать бессмысленность песенных строк, вроде «твои глаза на три карата» – то есть, на несколько миллиграммов (это зародыш глаза, а не глаз, так что воспеваемая поэтом девушка должна быть полностью слепой). Понижение планки качества привело к тому, что теперь к производству песен пришли невежественные поэты. Видимо, тот же результат обнаруживается и в науке, где вместо исследования БОЯ с точки зрения военного искусства, РАЗБОЯ с точки зрения уголовного права, а ВООБРАЖЕНИЯ с точки зрения психологической науки, оказывается, достаточно просто исследовать буквы, и определение готово! У Гегеля на этот счет есть чудесная игра слов: бытие (das Sein) подменяется видимостью (das Schein). Так что Марта Михайловна Безлюдова предлагает читателю игру в видимость понимания смысла.

Новая наука о языке. Поняв основной замысел автора, далее уже легко перейти к анализу всех остальных ее утверждений. Начнем с начала: раздел называется «что изучает лингвистика». Ну и что же она изучает? «Лингвистика – наука о словах управляющих нашим человеческим обществом» (БЕЗ, с. 17). Вот это да! Никогда бы не подумал, что исследовательница может спутать лингвистику как науку о языке с лексикологией – ее разделом, изучающим слова. Но тут еще содержится утверждение о том, что слова управляют человеческим обществом! Неясно, почему до сих пор словари, содержащие лексическое богатство языка, не окружены той атрибутикой, которая сопровождает правительство: почему у словарей не выставлена охрана, почему их транспортировка не сопровождается милицейским эскортом, почему при их рассылке в библиотеки иных стран акт прибытия не сопровождается построением почетного караула и исполнением гимна и т.д. Поистине, данное определение лингвистики является перлом – но, к сожалению, перлом невежества. Полагаю, что Н.Я. Марр со своим «новым учением о языке» не мог бы себе вообразить, сколь далеко можно зайти в новациях.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.25MB | MySQL:11 | 0.210sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.430 секунд