В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 13, 2007

Скульптурные лики основных славянских божеств из Словении

Автор 17:26. Рубрика Славянские боги


Фигура второй богини. Наряду со скульптурой богини Макоши во дворе скульптур находится еще одно изваянное изображение, показанное не в профиль, но в ¾. Обратим внимание на то, что нос и губы у нее только намечены, но не показаны. Следовательно, видимо, таков был скульптурный стиль при передаче женских черт лица - не моделировать нос и губы, как будто бы они обломились. В этом можно усмотреть сходство с так называемыми «палеолитическими Венерами». Л. Север лишь констатирует, что данные скульптуры были найдены при раскопках языческого святилища Триможья, но не определяет их назначения. На скульптуре этой второй богини так же виден платок, накинутый поверх волос, так же молитвенно на груди сложены руки.

Фигура богини Живы
Рис. 5. Фигура богини Живы

Однако существуют и отличия. Так, на боковой поверхности камня можно прочитать слово ЖИВА, что означает имя славянской богини жизни, антипода Мары. Кроме того, ниже на выпуклости камня читается слово МАСТЕРСКАЯ, а еще ниже, под щелью, слово МАКОЖИ. Из этого следует, что у богини Живы не было собственной мастерской, так что все ее скульптурные изображения изготавливались в мастерской Макоши. В этом нет ничего удивительного, поскольку Жива являлась одной их ипостасей Макоши. Вероятно, именно поэтому молитвенный жест Живы в точности соответствовал таковому у Макоши, да и лицо было фактически тем же. Замечу, что до сих пор ни одного скульптурного изображения Макоши или Живы мне не встречалось.

Богиня-корова. На той же с. 118 книги Л. Севера, где у него помещены черно-белые фотографии Макоши и Живы, находится фотография и какой-то богини с головой коровы. Пока что мы видели зооморфное изображение только бога Рода в виде льва. Разумеется, было бы весьма любопытно узнать, какое женское божество славян имело смешанный облик, напоминающий богиню Хатор древнего Египта.

Чтение надписей выявляет не только несколько раз написанное слово КОРОВА, что понятно и без надписей, но и слова ЛИК МАРЫ, или просто МАРА. Таким образом, перед нами изображение славянской богини болезни и смерти Мары.

Отмечу, что до сих пор мне ни разу не попадалось скульптурное или рисованное изображение этой богини, так что несколько скульптурных ликов богов, найденных в селе Шкоцяни, существенно продвинули изучение иконографии славянских божеств. Особое внимание хочется уделить положению рук Мары: оно такое же, как и у Макоши. Я это могу объяснить как тем, что Мара первоначально рассматривалась как жрица Макоши, но, кроме того, в свете своей гипотезы могу заметить, что имя Мары тоже начинается со слога МА и потому имеет ту же форму выражения руками.

Фигура богини-коровы
Рис. 6. Фигура богини-коровы

Заключение. На сегодня данные скульптурные изображения славянских богов - наилучшие по сохранности и наиболее поздние, ибо принадлежали, скорее всего, поздней античности. Теперь атрибуцию таких богов, как Род, Волос, Макошь, Мара и Жива можно будет проводить гораздо увереннее даже в тех случаях, когда имя бога или богини на изображении отсутствует.

Литература

1. Sever Leopold. Iskal sem prednamce. Dokazi in razmišljanje o starožitnosti slovencev na dolenjskem zahodu. Ljubljana, Turjak: samozal., 2003, 168 р.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.26MB | MySQL:11 | 0.358sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.533 секунд