В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 1, 2014

Некоторые скульптуры на крышах (антефиксы)

Автор 10:57. Рубрика Исторические комментарии

Некоторые скульптуры на крышах (антефиксы)

Чудинов В.А.

Украшения на крышах в греко-римском мире называются антефиксы. Мне в руки попала книга Умнова-Денисова, где я обнаружил изображение странного мужского лица. На котором можно было заметить [1:22] надписи, рис. 1. Мне было странно, что автор не обратил внимания на наличие надписей на этом этрусском изделии, и я решил исправить ошибку, нашел изображение в интернете и прочитал надписи. И усомнился. Дело в том, что этот антефикс относится к числу этрусских антефиксов якобы IV века до н.э.

skulptury1.jpg

Рис. 1. Антефикс с головой Силена музея Уолтерса и моё чтение надписей

Что такое антефикс. Википедия пишет: «Анте́фикс или Антефи́кса (от лат. antefixus) - название вертикальной плиты или плитки из керамики (дерева, мрамора, гранита или другого камня), прикреплённой на нижней точке кровли (у карниза) в качестве естественной преграды для облегчения отвода стока воды. В более позднее время в древнегреческой и римской архитектуре антефикса приобрела, кроме утилитарного, самостоятельное декоративное и даже, иногда, скульптурное значение...Подробные и богато украшенные антефиксы можно встретить практически во всех древних цивилизациях (от этрусков и до европейского средневековья). Самые интересные с эстетической точки зрения среди древнейших антефиксов были обнаружены при раскопках этрусских городов Вейи и Пирги. Выполненные из расписной керамики, они датированы примерно концом VI века до нашей эры. Естественным образом по степени художественной проработки и сложности (а также по трудовым и финансовым затратам) резные или рельефные антефиксы сильно различались. В храмах, знатных домах и важных административных сооружениях фасадная (передняя) сторона плитки богато украшалась резьбой, росписью или орнаментом».

skulptury2.jpg

Рис. 2. Схематическое расположение антефиксов на краю кровли

Первый Антефикс с головой Силена. Вернемся к работе Умнова-Денисова [1:22].  Рисунок там подписан так: «Этрусский антефикс с головой Силена. IV век до н.э. Художественный музей Уолтерса». Эту фотографию я нашел по адресу http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Etruscan_-_Antefix_with_Head_of_Silenus_-_Walters_48354.jpg. К изображению были добавлены пояснения: «Антефикс есть декоративное окончание желоба на крыше. Этот антефикс изображает лысого Силена, мифологическое существо, получеловека, полузверя. Он имеет козлиные уши с точками, мясистое лицо с большим, бульбообразным носом, и носит одежду из звериной кожи, застёгнутую под его длинной бородой.  Сделан из обожжённой глины и был первоначально помещен в рамку из ракушек, а также раскрашен в красный, белый и чёрный цвета».  В качестве места находки указан город Черветери, Италия. Заимствован из римской коллекции дона Марчелло Массаренти в 1902 году, попал в музей Уолтерса в 1931 году.

Первые буквы при рассмотрении рисунка я увидел на бороде изображения. Но чтение я начинаю с верхней части головы. Однако, закончив чтение я понял, что основная надпись находится внизу, под руками. Так что этом карикатурном изображении, которое обычно сопровождает жрецов (мимов), я начинаю чтение с самой нижней надписи, находящейся под скрещенными руками. Здесь я читаю слова: ХАРАОНА РЮРИКА, а на левой части лба - слово МИМ. Из этого следует, что ни о каком четвертом веке до нашей эры речь идти не может. Скорее всего - перед нами находится изделие начала Х века. Более того, на левом углу самого низа антефикса можно заметить цифру 35, которая, как я понимаю, обозначает номер Арконы Яра.

Ну, а далее меня интересуют подробности. На бакенбардах слева и справа читаются два слова: ЛИК СИЛЕНА. Слева, на уровне низа усов читается слово СКИФ, справа на том же уровне - слово ЯРОВ. На среднем уровне бороды (где находится темная средина) я читаю слова: РУЯНА, РУНА ЯРОВЫ. А еще ниже я читаю слова: МИР РИМА РУНОВ.

На нижней части бороды можно прочитать слова: РУСЬ РЮРИКА, ХАРАОНА ХРАМА ЯРА. - Понятно, что 35-й Арконой Яра являлся Великий Новгород, входивший в Русь Рюрика. Слева внизу антефикса можно прочитать слова ХРАМ МАРЫ.

Это произведение ваятеля датировано. Датировка расположена над правым ухом, где читается: 55 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает 911 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, то есть, начало Х века, как я и предполагал.

Прочитав, я понял, что 1) этот антефикс является не этрусским, а русским, то есть, он изготовлен хотя и варягами, но в 35-й вторичной Арконе Яра, то есть, по-современному, в Великом Новгороде, и 2), что речь идёт не о датировке временем ДО нашей эры (какие бы века ни придумывались), а о Х веке НАШЕЙ эры, точнее, о 911 годе. Следовательно, археологи совершили ошибку (скорее произвольную, чем невольную).

Но в таком случае возникает вопрос: касается ли эта ошибка лишь одного изделия (и тогда ее можно считать случайной), или имеется целая группа антефиксов, которую археологи приписывают этрускам (в таком случае мы имеем дело уже с систематической подтасовкой исторических источников)? - Для ответа на этот вопрос я решил изучить целую группу аналогичных древних изделий.

И я скопировал ряд антефиксов из интернета.

skulptury3.jpg

Рис. 3. Второй антефикс и моё чтение надписей

Второй Антефикс в виде женской головы. Это изделие принадлежит Московскому музею. Здесь я читаю на изображении подпись такого типа: «Антефикс в виде женской головы. Терракота. Конец VI в. до н. э. Высота - 0,34 м.  Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина». К сожалению. Место находки не обозначено. Возможно - Россия.

Кроме того, под этим изображением имеется пространное рассуждение: «Этрусские скульпторы были весьма находчивы и остроумны в выборе персонажей для антефиксов. Их внимание привлекали не только свирепые лики горгон или забавные своей уродливостью физиономии силенов, но и красивые головки молодых менад. Такие антефиксы VI века до н. э. хранятся в собрании ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве и в Киевском музее западного и восточного искусства. Строго фронтальное изображение лиц менад, слегка развернутые на зрителя украшающие уши крупные круглые серьги, большие, широко раскрытые глаза и удивленно приподнятые брови трактованы в духе возвышенно-спокойного, всеобобщающего архаического искусства» [2:144-148, ил. 87].

Но у меня сразу же возник вопрос: насколько этот антефикс был этрусским, и почему он датирован шестым веком ДО н.э.? Для ответа на этот вопрос следует прочитать надписи.

Фотография для чтения представлена не лучшего качества. Тем не менее, я решил все изображения не усиливать по контрасту, а читать в натуральной светосиле, но при этом давать подробные описания нахождения каждой надписи. Наибольшее число букв, как мне показалось, сосредоточено в крупном кокошнике. На его центральных лепестках я читаю крупные буквы надписи ХРАМ. На тех же лепестках имеется вторая строка надписей: на первом лепестке - МА, на втором - РЫ, на третьем - ЯРА, то есть, МАРЫ ЯРА.

Следующая надпись выявляется на груди, ниже тесемки декольте. Тут я читаю надпись большими буквами РЮРИКА, по бокам - слово ЯРА, на самом низу слова ХРАМА ЛИК. Из этой надписи следует, что антефикс был не столько чисто технической деталью, которой в виде пальметты он мог украшать жилые или рабочие помещения. В храмах он служил для изображения служителей храма - жрецов и жриц (мимов), которых было принято изображать или очень карикатурно, или с некоторой долей иронии.

На косе женщины, слева от лица на уровне рта можно прочитать в ти сроки надпись АРКОНА ЯРА. А на уровне правого уха, то есть, над этой надписью, я читаю слова: МАСКА МИМЫ МАРЫ. Иначе говоря, это слегка карикатурное изображение лица женщины действительно принадлежит жрице, миме богини Мары.

На третьем лепестке кокошника, где я читал слово ЯРА внизу помещена большая буква М, на четвертом - буква О, на пятом - буквы СК, на шестом - буквы ВА, на седьмом - слово ЯРА, на восьмом - целое послание: ХРАМ (буква «Х» слева зашла на основание кокошника) ЯРА СТОЛИТСЫ, и мелкими буквами - РУСИ МАРЫ. Итак, полностью эта надпись гласит: МОСКВА ЯРА, ХРАМ ЯРА СТОЛИТСЫ РУСИ МАРЫ. Столицей Руси Мары являлся Великий Новгород, а Москвой Яра - Рим. Возможно, что антефикс был изготовлен в Риме и поставлен в Великий Новгород.

На левом ухе я читаю датировку: 24 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это даёт дату 980 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Этот храм был создан за год до смерти Рюрика. На мой взгляд это - наиболее ранний храм Рюрика, созданный еще при его жизни.

Итак, получается, что антефиксы в часть Рюрика с изображением жрецов и жриц храма - не такая уж редкость. Но это время Рюрика, а не время до нашей эры и произведение Руси Яра, а вовсе н этрусков.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.484sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.645 секунд