В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 6, 2007

Скульптуры якобы Перуна из Радзивилловской летописи

Автор 16:06. Рубрика Славянские боги

Скульптуры якобы Перуна из Радзивилловской летописи

В.А. Чудинов

Говоря о языческих богах в христианское время, Л.С. Клейн отмечает: «В славянских языческих богах и обрядах церковники усматривали и обличали чуждые, иноверческие образцы, и не только языческие, но и мусульманские...

Клятва Руси перед изображением Перуна
Рис. 1. Клятва Руси перед изображением Перуна

Но и сами обличения были уже в некотором смысле вольностью: строгое следование христианской догме вообще не допускало называть языческих богов... Поэтому упоминании так мало. Ну, и уж конечно, с изображениями следовало поступать безжалостно...

Летопись красочно описывает, как свергали идол Перуна с киевского холма, как сокрушали другой в Новгороде. В конце XV века один из списков русской летописи (названный Радзивилловским по временному владельцу, оставившему свою наклейку на обложке) был иллюстрирован цветными миниатюрами. На трех из них изображен кумир Перуна в Киеве.

На одной миниатюре (миниатюра 40 на листе 16) показано, как при Олеге, заключая мирный договор 912 года с византийцами, языческая Русь приносит присягу у этого кумира, стоящего с копьем и щитом на высоком постаменте в виде колонны, а послы со свитком договора направляются в другую сторону к некому правителю у каменного здания» (КЛЕ, с. 14). Здесь же приводится контурное изображение, рис. 1 (КЛЕ, с. 15, рис. 1) с такой подписью: «Рис. 1. Клятва Руси (мужей Олега) в 912 году при заключении договора с византийцами: одни с оружием направляются к идолу Перуна, другие с грамотой - к некому правителю у каменного здания. У ног второго человека, идущего к идолу Перуна, показана змея. Миниатюра 40 Радзивилловской летописи (конец XV века). Прорисовка»

Честно говоря, такая интерпретация данной миниатюры меня весьма смущает. Как известно, в летописях миниатюры не имели подрисуночных подписей, и их отношение к тексту летописи было не вполне прямым. Над данной картинкой говорится о том, что наши предки при заключении договоров целовали крест, клялись оружием, а также богами - Перуном и Велесом, и утверждали мир. То есть, напрямую тут не сказано, что справа изображен бог Перун или бог Велес, так что прямая атрибуция правой скульптуры именно как Перуна, а не какого-то другого бога, принадлежит не летописи, а Л.С. Клейну. Он же говорит об этой скульптуре так, как будто бы прочитал на ней имя Перуна.

Якобы лик Перуна и мое чтение надписей на нем
Рис. 2. Якобы лик Перуна и мое чтение надписей на нем

Между тем, по иконографии человек с копьем и щитом должен был быть атрибутирован как бог войны, кем Перун не являлся - им был славянский бог Яр. Кроме того, у славян не было обнаженных ликов божества, и к тому же бритых. Зато такого рода рисунки наводняли немецкие издания, начиная с эпохи Возрождения, так что, скорее всего, перед нами перерисовка одного из таких изображений. Наконец, прорись не соответствует миниатюре: на прориси нет щита, а внутри головы изображена какая-то проволочная головоломка. Реально акварельный рисунок из летописи выглядел иначе, что я показал на рис. 2.

Как обычно, миниатюры содержали неявные надписи, которые я и читаю. Так, волосы головы при повороте этого фрагмента рисунка на 900 вправо, образуют слово ЛИКИ. Пальцы правой руки на копье и тени под ними при повороте на 900 влево создают слово ПЕРУНА. На левом бедре под промежностью начертано слово И ЯРА, его не нужно поворачивать. Фрагмент под шеей читается, как слово МИМ, фрагмент на пятке левой ноги - как слово ХРАМА. Но самое интересное слово мы читаем на щите на темечке изображенной там головы - это слово ЯР. Таким образом, хотя художник хотел изобразить лики Перуна и Яра (но не Перуна и Велеса, о чем идет речь в повествовании), здесь он все-таки изобразил Яра. А не Перуна, как неверно атрибутировал Л.С. Клейн. Мое же предположение, основанное на знании иконографии славянских богов, полностью подтвердилось.

Еще один якобы Перун и мое чтение надписей
Рис. 3. Еще один якобы Перун и мое чтение надписей

Имеется еще одна интереснейшая надпись на правой от зрителя грани пьедестала, изображающая как бы решетку. В действительности перед нами находится написанное в лигатуру слово ВРАЖИНА (с конечным А, написанным кверху ногами). Таково было отношение автора миниатюры (и, возможно, всей летописи), к лику Яра.

Книга Л.С. Клейна выпущена при поддержке целевой программы «Культура России». Меня удивляет, что никто из рецензентов (А.Е. Мусин, А.А. Панченко, В.А. Коршунов) не указал на несоответствие скульптурного изображения на прориси (рис. 1) оригиналу (рис. 2). Что же касается атрибуции, то она была автором, Л.С. Клейном ,произведена неверно, но, в силу незнания всеми рецензентами иконографии славянских богов, этот ложный вывод автор был пропущен без внимания.

Почти такое же изображение встречается в Радзивилловской летописи на листе 26 оборот, о чем упоминает и Л.С. Клейн (КЛЕ, с.15, рис. 2). Следовательно, и тут изображен Яр. Л.С. Клейн об этом пишет так: «На третьей картинке (миниатюра 111 на листе 45) князь Владимир, возведя в 980 году на холме кумиры Перуну и другим богам, восседает на престоле, у него берут свиток некие люди, а за их спинами напротив него на холме стоит идол Перуна в виде голого человека с копьем и щитом. Около него беснуются черти» (КЛЕ, с. 16). Чуть ниже изображена сама миниатюра (рис. 3) с подписью: «Князь Владимир Первый, установив языческие идолы на холме в Киеве в 980 году, отдает распоряжения у идола Перуну. Миниатюра 111 Радзивилловской летописи (конец XV века)».

Ярослав и якобы Перун и мое чтение надписей
Рис. 4. Ярослав и якобы Перун и мое чтение надписей

При моем чтении видно, что на обратной стороне щита, наверху, у бога написано: ЛИК ЯРА, рис. 3. Что же касается якобы чертей, то на левом из них можно прочитать ПАРА МУЖЕЙ, на растении у правой голени - слово ЯРОВ, а над правой ступней - слово МИМ. Таким образом, перед нами - опять Яров мим, изображающий бога Яра.

Далее Л.С. Клейн цитирует А.В. Арциховского по поводу данных изображений якобы Перуна: «К эпохе возникновения их оригиналов у славян уже сглаживается представление о славянских идолах. Правда, иллюстратор не боится этой темы, он трижды ее изображает (16 л., 26 об., 45 л.). Но все три раза Перун изображен в виде почти античной статуи. Этот голый мальчик красного цвета, со щитом в левой руке, с копьем в правой, не имеет ничего общего с подлинными славянскими идолами, поскольку они теперь становятся известны... В двух рисунках Перун одинок, но третий представляет из себя попытку изобразить пантеон Владимира. Всех богов должно быть шесть (в тексте над рисунком речь идет о водружении шести идолов - Л.К.), но здесь, как и во многих рисунках, число фигур сокращено. В центре Перун, по бокам его два существа с высокими гребнями, крылатые и хвостатые. Собственно говоря, это - традиционные древнерусские черти, которые встречаются на иконах... В данном случае они выступают в качестве славянских богов» (АРЦ, с. 16-17).

Таким образом, неверная атрибуция Л.С. Клейна опирается на столь же неверную атрибуцию А.В. Арциховского.

Помимо изображений бога Л.С. Клейн обнаруживает в летописи еще одно изображение. «В Радзивилловской летописи есть еще одна миниатюра (392 на обороте листа 166) с изображением фигуры, которую некоторые авторы (в частности, неоязычники Гаврилов и Наговицын, ГАВ, с. 21) без всяких объяснений аттестуют как Перуна. Это картинка, относящаяся к гораздо более позднему времени - 30-и годам XII века. На ней сын Владимира Мономаха киевский князь Ярополк, помирившись после военных столкновений с родичами, наделяет княжениями брата и племянника. Сбоку стоит абсолютно голый мужик со щитом в правой (?) руке и веткой (очевидно, дуба) с огромным желудем в левой. У этого мужика весьма реалистично выписаны гениталии, что является редкостью для средневековых миниатюр. Исследователи считают эту фигуру аллегорической, причем ее присутствие здесь ничем не мотивировано и не поддержано текстом летописи. Рыбаков в комментариях к последнему тесту Радзивилловской летописи (РЫБ, с. 292) считает эту аллегорическую фигуру «своего рода графическим каламбуром»: изображен, де, еще один брат Ярополка, Юрий Долгорукий, оставшийся без земельного надела - «как бы голым». Так сказать, первая политическая карикатура. Но Юрий Долгорукий не остался совсем уж без средств.

Надо признать, некоторые основания для гипотезы о Перуне здесь есть (и значение их станет ясным из дальнейшего изложения): подчеркнутые гениталии, ветка дуба с огромным желудем, фраза в тексте чуть выше миниатюры «тое же зимы погреме», то есть был гром в необычное время - зимою. Умиротворение и наделение княжествами тоже связано с присягой. И, хотя слишком далеко это время действенности языческих норм, даже в представлениях книжников XV века, которые, конечно, могли подрисовать некоего перунообразного духа к сцене, завершающей договором междоусобицы в ту очнь давнюю для иллюстраторов зиму, в которую чудесным образом погреме» (КЛЕ, с. 17-18).

Таким образом, Л.С. Клейн аттестует это изображение как возможного Перуна, но пририсованного книжниками, уже не понимавшими смысл славянского язычества.

Теперь попробуем прочитать соответствующие надписи.

Так, слева от головы мы видим надпись ЛИК ЯРА, как и следовало ожидать. На груди начертано слово КНЯЗЬЯ, так что речь идет вовсе не о «мужике». На гениталиях - надпись ЛИК ЯРА, ЯРА, ЛИК БРАТИКА. Таким образом, перед нами - один из братьев, тоже князь, то есть, вполне законный персонаж миниатюры. Наконец, от правой ноги в строку написано полное имя: ЛИК КНЯЗЯ СВЯТОПОЛКА ЯРОСЛАВИЧА. Именно Святополк представлен как хотя и воинственный, но голый. Иными словами, без законных притязаний.

В данном случае меня не интересует атрибуция остальных персонажей данной миниатюры. Я стремился показать другое: атрибуция персонажей миниатюр в виде скульптур на пьедестале как бога Перуна, а человека на последней миниатюре как лица в виде бога Перуна ложна. На самом деле на миниатюрах изображен бог войны Яр, а лицо в виде бога Яра - князь Святополк Ярославич. Таким образом, комментаторы Радзивилловской летописи весьма сильно ошибались в понимании славянских богов.

Вывод Л.С. Клейна: «К концу XV века представление о славянских языческих идолах, конечно, стерлось, но в исследованиях о миниатюрах Радзивилловской летописи показано, что иллюстраторы пользовались какими-то более древними оригиналами XII-XIV веков. Несомненно, и к этому времени языческие идолы были далеким прошлым, но всё же память о них была посвежее» (КЛЕ, с. 18).

Заключение. Меня часто упрекают в том, что я создаю новую мифологию, хотя и наукообразную. Я же стремлюсь показать, что, напротив, мне приходится вычищать Авгиевы конюшни ложных утверждений, выдвинутых археологами и историками академического направления. Зачастую у них даже копии миниатюр из летописей не соответствуют оригиналу. А о том, как выглядели славянские боги, они просто не имеют представления, безбожно их путая и называя Яра Перуном.

Эту собственную путаницу современные исследователи пытаются переложить на авторов миниатюр, которые не могли забыть, как выглядит тот или иной славянский бог по одной причине: языческие храмы, как я показал в своей книге о священных камнях, существовали и даже строились новые вплоть до реформы Никона в XVII веке. Как видно из прочитанных надписей, каждый персонаж подписывался именно для того, чтобы читатель знал, кто есть кто. Однако современные доктора исторических наук при работе с миниатюрами выступают как неграмотные лица. Как дети, которые разглядывают картинки и по ним сочиняют сюжеты. Иными словами, творят мифы отечественной истории в прямом смысле слова.

Литература

АРЦ: Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., издательство МГУ, 1944

ГАВ: Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. [М.], 2002, Рефл-бук

КЛЕ: Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб, «Евразия», 2004, 480 с.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7MB | MySQL:11 | 0.276sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.436 секунд