В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 8, 2009

Исследование камней-следовиков

Автор 11:47. Рубрика Священные камни

Однако в другой работе И.Д. Маланина я обнаружил фотографию этого валуна56. На ней можно видеть и более мелкие надписи. Одну группу надписей я обвел большим квадратом и обратил в цвете. Там можно прочитать две надписи ЯРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ. В двух других прямоугольниках ,    "б" и "в" (с обращением в цвете и без него) читается надпись МАКЪЖЬ, то есть МАКОШЬ. Надпись "г" интересна тем, что на ней дважды повторяется слово ХРАМ. А вот в качестве надписи "д" я рассматриваю тот самый большой знак, который И. Д Маланин выявил на камне. Его следует повернуть на 900 налево, и тогда будет видно, что шутник-краевед не обвел белой краской правую мачту, из-за чего лигатура оказалась не дописанной. Если же эту мачту учесть, лигатура спокойно разделяется на два знака, ЧЕ и ЛО, что образует слово ЧЕЛО, то есть ГОЛОВА. Это слово мне уже встречалось при анализе самого первого камня. Таким образом, можно сказать, что данный камень оказывается только меньшим фрагментом, как это было и с камнем рядом с Елесиной Богородицей, где камень состоял как из большого, так и из малого фрагмента. А слово ХРАМ указывает на то, что данный очень небольшой камешек когда-то принадлежал храму Макоши.

Внизу можно еще раз прочитать слова ЯРОСЛАВЛЕВЬ КАМЕНЬ, а также слово МАКЪЖЬ - не менее пяти раз. Словом, в принадлежности камня Макоши тут сомнений нет, а репертуар надписей состоит из 6 слов, ЯРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ, ХРАМ МАКОШИ, МАКОШЬ, ЧЕЛО. Это уже четвертый Ярославлев камень.

Камень "Щеглец". Описанию этого камня предшествуют теоретические рассуждения. Так, И. Д Маланин отмечает: «В свое время Н.Г. Порфиридовым была опубликована заметка о камнях с рисунками на Новгородской земле, которая по существу является лишь перечнем подобных памятников, составленным по сведениям информаторов и данным краеведческой литературы57. Самим Н.Г. Порфиридовым эти камни не разыскивались и не осматривались. В отличие от перечня Н.Г. Порфиридова в настоящей работе публикуются лишь камни с изображениями, обследованные ее автором лично. Из списка Н.Г. Порфиридова здесь упоминается только один валун близ села Мытно. Несмотря на то, что А.А. Формозовым уже были сделаны попытки "перспективной постановки вопроса о камнях  единичными архаичными знаками на территории Великой русской равнины, как, возможно, особой, как бы реликтовой, разновидности петроглифов58, и провести их обобщающий анализ59, до сих пор в научной печати наиболее полные сведения имеются о камне с изображениями, обследованном С.Н. Ильиным в 1945 году близ деревни Новая Калининской области60. В Новгородской области из подобных камней больше всего известен валун "Щеглец", находящийся в 2,5 км севернее села Мыльно, на левом берегу реки Вишеры. Так как описание этого валуна в основном уже было дано А.А. Формозовым, хочется отметить лишь одну особенность, которая еще не отражалась в опубликованной литературе, но которая , возможно, будет иметь немаловажное значение в дальнейшей интерпретации рисунков "Щеглеца".

Впервые на эту особенность обратил внимание краевед из города Шуи Ивановской области С.Н. Ильин, осматривая камень в 1957 году. Он пришел к выводу, что на левом изображении правой человеческой ладони большой палец отрезан, а на правом изображении левой ладони большой палец укорочен61.Такое мнение, однако, надо считать несколько ошибочным, поскольку укороченный большой палец можно видеть только на левом изображении правой кисти пуки. Даже при беглом взгляде на левое изображение правой ладони бросается в глаза то, что большой палец именно здесь короче нормы. При одинаковой длине обеих ладоней в 20 см верхний конец большого пальца правой кисти едва достигает основания второго пальца, тогда как верхний конец большого пальца левой кисти достигает чуть ли не половины второго пальца. Вряд ли эта деталь является следствием схематизма или небрежности древнего художника при исполнении рисунка. Вероятно, на "щеглеце" специально запечатлена "калеченная рука", изображения которой встречаются еще в палеолитическом искусстве.

В 1978 году, изучая на месте камень "Щеглец", автор этих строк столкнулся с фактом невежественного отношения к уникальному памятнику древности. Рисунки "Щеглеца" были выделены весьма стойкой белой краской. На некоторых отдельных фрагментах появились точки и черты, которых ранее не было и в помине»62. Конечно, понятно возмущение И.Д. Маланина тем, что рисунки на камне выделяются белой краской, но при анализе предыдущего камня мы видели, что сам Маланин и обвел предполагаемой изображение знака белой краской (если местные варвары добавили некие точки и штрихи, то И.Д. Маланин их убавил, в результате чего знак приобрел сходство с головой козла, но перестал читаться). Кроме того, именно И.Д. Маланин позволил себе розыгрыш читателя при публикации камня озера Уклейно. Так что неплохо бы ему это возмущение обратить на себя.

sledoviki6.gif

Рис. 36. Камень "Щеглец" и мое чтение надписей

При первом же взгляде на камень видно, насколько он пестрый и как много на нем надписей. Помимо надписей, на нем имеются изображения, но показаны, очевидно, далеко не все, ибо о следах кистей в выше цитированном тексте говорится, что они есть и справа и слева, тогда как на снимке помещены, вероятно, только левые изображения. Меня же в первую очередь интересуют названия божества; для прочтения максимума названий необходимо иметь изображение, видимо, не только фрагмента камня, а и всего камня. Поэтому прежде всего я читаю название МАКЪШЬ, написание через ШЬ, а не ЖЬ показывает не очень высокую древность камня. С удовольствием отмечаю на нем надпись ЯРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ (таких надписей несколько, я привожу лишь одну). Есть здесь и надпись ТЕЛО, что я понимаю как противопоставление предыдущей надписи ЧЕЛО. Иными словами, меньшие камни понимались как ЧЕЛО МАКОШИ, более крупные, - как ТЕЛО, а на первом из прочитанных с острова Валаам предлагалось вообще, найдя чело, поискать ТЕЛО.

Весьма любопытными оказываются также надписи ТЫ РЪКЪСЬ или ТО РЪКЪСЬ (в том числе и на левой стопе), что означает ТЫ МЕДВЕДЬ или ТО МЕДВЕДЬ. (Слово РЪКАС  мне неоднократно встречалось на палеолитических изображениях именно медведя. Оно образовано от слова РЫК и означает РЫКУН, одно из названий МЕДВЕДЯ. Того же корня и греческое слово АРКТОС, от которого произошла страна МЕДВЕДИЦ - АРКТИКА). Как видим, опять образ Макоши соединяется с образом медведя  как ее зооморфной ипостаси. Эти надписи сочетаются с изображением медвежьих стоп на данном камне.

В связи со сказанным любопытен и символ Макоши или "Печать Макоши", которую мы впервые обнаружили на Степане. Там, правда, эта печать была прямоугольной, здесь - круглой. Под изображением камня я читаю ее как лигатуру, которую можно разложить на знаки либо МА КЪ ШЬ, либо РЫ КЪ ШЬ. Тем самым, одно и то же слово можно понять и как МАКОШЬ, и как МЕДВЕДЬ. На этом примере видно, что традиция называть камни Макоши Медведем или Медведицей (или так называть деревню) действительно существовала. Более того, изображение стоп как раз соответствует не человеку, а медведю. Полагаю, что и кисти рук с укороченными пальцами показывают, что руки Макоши лишь частично человеческие, а некоторые их реликты восходят к медведю. Иными словами, на мой взгляд на изображениях руки специально частично покалечены, чтобы походить на медвежьи.

Иную точку зрения высказал А.Д. Столяр: «"Калеченные руки" в Гаргасе, дополненные сейчас такими же открытиями в Тибиране и Мальтравезо, естественно, привлекают к себе особое внимание. Многие из обнаруженных здесь негативов с нимбом не передают на некоторых пальцах крайних фаланг, а то и целых пальцев, словно они были ампутированы. Уже в начале века (ХХ - В.Ч.) сложилась версия, объясняющая негативы неполной кисти преднамеренным ритуальным калечением, при этом делались ссылки на многочисленные, но, понятно, очень поздние этнографические примеры обрядовых увечий. В дальнейшем Г. Люке высказал иные мнения и, как это у него бывает, не одно, а несколько, причем противоречащих друг другу. С одной стороны, он, руководствуясь соей концепцией субъективно-эстетического характера всего домадленского творчества, не несущего якобы социальных функций и лишенного значительного смыслового содержания, решительно отрицал возможность связи этого явления с какой-то "странной религиозной практикой"63. Специфику и неполноту формы он объяснял художественным стремлением к разнообразию в передаче сюжета, полагая, что "любопытная особенность" Гаргаса имела своей причиной преднамеренное подгибание фаланг кисти при выполнении негативных трафаретов совершенно здоровых рук.64 С другой стороны, он не исключал в принципе возможность наличия действительно увечных рук, которые могли принадлежать "колдуньям", обозначая их "святость"65. Наконец, им признается ампутация в Гаргасе (не то одной руки "патрона", не то целой серии "рядовых рук") как подражательное воспроизведение реальных увечий, вопрос о смысле которого (то ли эстетическое побуждение, то ли магическая сопричастность) Г. Люке считает целесообразным оставить открытым66. До сих пор эти непримиримые взгляды живут в литературе, правда, дифференцируясь между разными исследователями»67. Согласно же мнению самого А.Д. Столяра «Уже в мустьерское время неандртальцы (по крайней мере, их наиболее авангардные группы) наверняка начали осмысливать характерное производственное увечье в свете зарождающейся социальной морали и этики. Такое увечье стало восприниматься, как об этом позволяет думать известное погребение старика в Шанидаре с прижизненно потерянной правой рукой (древность по С14 - 46900 ± 1500 лет) в качестве знамения постоянно зримых охотничьих заслуг перед коллективом. В дальнейшем такая логическая посылка, фантастически обобщаясь в ходе развития первичного объяснения мира и символического выражения активно-действенного отношения к нему, могла привести к возникновению и закреплению обрядовой ампутации - ритуальному воспроизведению трудового увечья, обычно на фалангах наименее "полезных" пальцев»68. Мне кажется, что такой ложный вывод сделан из-за того, что рассматриваемые им рисунки сделаны без учета надписей на них. Поэтому я перехожу к анализу рисунка из пещеры Пеш-Мерль (Франция)69

sledoviki7.gif

Рис. 37. Фреска из пещеры Пеш-Мерль и мое чтение надписей

Разумеется, интерес представляют лишь те надписи, из которых можно выявить характер изображений; я их отметил рамочками. Рамочка справа и рамочка слева дают нам одно и то же слово МАКЪШЬ, то есть МАКОШЬ. Следовательно, изображенные здесь руки и кони имеют отношения к Макоши. Однако не надо думать, что кони и являются зооморфным воплощением Макоши, им, как мы видели, является медведь. Но конь (или по древнему ДИЛЪ) обычно имеет надпись МАГЪ; в данном случае конь иллюстрирует то, что Макошь является магиней. Что же касается медведя, то о нем тоже идет речь, в средней рамочке, которая одновременно отображает след от правой руки без большого пальца (изображение следа левой руки я поместил выше). Так вот этот самый след руки в рамочке окружен слоговыми знаками, которые имеют чтение ТО РЫКАШ, то есть ЭТО МЕДВЕДЬ. Буква Ы в данной надписи зеркальная; не следует удивляться наличию руницы и кириллицы в палеолите. О наличии славянских надписей в палеолите у меня есть ряд публикаций70, 71 и 72. Таким образом, речь идет о Макоши как о магине с одной стороны (что иллюстрируют кони) и о медведице с другой стороны (что иллюстрируют надписи и деформированные кисти рук).

Возвращаясь к камню Щеглецу, я полагаю, что свое название он получил за свою пестроту, за то, что всегда выглядел как франт, щеголь. А к его репертуару относятся слова МАКОШЬ, ТЕЛО, ЯРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ, ТО РЪКАС и ТЫ РЪКАС, - всего 8 слов. Из них впервые встречены написания ТЫ и РЪКАС.

Камень-чашечник. Этот камень находится в Козельском районе Калужской области, в урочище Чертово городище. Андрей Перепелицын описывает его так: «На сравнительно плоской вершине холма прежде всего взгляд останавливается на хаотически "разбросанных" глыбах песчаника всевозможных форм и размеров. Камни сильно обросли мхом, лишайником и реликтовой многоножкой, однако, в целом, выглядят они достаточно "свежими", то есть пролежавшими не тысячи, а десятки лет. Бросается в глаза "чашечный" камень с многочисленными отверстиями в нем»73. Действительно, камень как бы изрыт оспинами. Однако, приглядевшись, видно, что все эти "чаши" представляют собой знаки руницы.

sledoviki8.gif

Рис. 38. Камень-чашечник

Как и в предыдущих случаях, я помечаю места чтения рамочками и читаю надписи кириллицей и руницей. В рамочках "а", "б" и "е" я читаю слова ЯРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ, а в рамочке "г" - ЯРОСЛАВОВ КАМЪНЬ. Последняя надпись мне кажется моложе предыдущих. Разумеется, аналогичных надписей на камне еще несколько, я не стал читать их все. Кроме этого, я прочитал не менее трех надписей МАКЪЖЬ и одну МАКАЖЬ. Но на камне их гораздо больше десятка. Эти 6 слов и составляют репертуар надписей данного камня. Как видим, здесь камень Макоши выступает в роли Чертова камня.

Камень с "письменами". Обнаружен Антоном Платовым недалеко от Куликова поля. О своем его открытии Платов сообщает так: «В среднем течении Смолки (если можно так здесь выразиться) есть, у края маленького леска, удивительный камень, принесший мне проблеск невероятной удачи и - затем - разочарования. Я обнаружил его случайно - опершись на его поверхность рукой, чтобы зачерпнуть воды из очередной проточной "лужи". Ладонь ощутила выступающие из камня грани; я убрал руку и взглянул на камень. Несколько секунд я абсолютно серьезно верил, что передо мной - выбитая на камне надпись, подобная рунической или кириллической старославянской: знаки выступали из камня на несколько миллиметров и были прекрасно видны там, где их не скрывал мох и нанесенный песок. Но, расчистив камень, я понял, что это - лишь причуды природы. Вероятно, какие-то особенности климата и волнового режима древнего моря, в котором образовался этот песчаник, привели к тому, что в его толще образовались тонкие перепутанные слои более твердого вещества. И сейчас эти прослои разрушаются под действием воды и воздуха гораздо медленнее, чем сам камень, и выступают понемногу над его поверхностью»74. Вслед за описанием приводится фотография камня, рис. 39.

sledoviki9.gif

Рис. 39. Камень с "письменами" в долине реки Смолки и мое чтение надписей

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.225sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.369 секунд