В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 16, 2013

Находки Вадима Смирнова

Автор 09:28. Рубрика Персоналии эпиграфистов

Находки Вадима Смирнова

Чудинов В.А.

Вадим Смирнов из подмосковных Бронниц является одним из моих последователей, который регулярно собирает интересные древние артефакты в своей округе, и даже организовал у себя в сарае небольшую литотеку. Его своеобразие состоит в том, что он не очень любит писать статьи, хотя читает надписи на камнях и геоглифах, а также находит древние культовые камни, выявляет на геоглифах древние святилища и описывает небольшие камни. Словом, весьма увлеченный исследователь.

smirnov1.jpg

Рис. 1. Мы с Вадимом за исследованием местности

Фотографии из музея. Вадим любит посещать музеи с находками времён палеолита, поскольку одна из его находок напоминает палеолитическую Венеру. Понятно, что фотографии палеолитического отдела весьма ценны, и я при возможности их осуществляю. Некоторые артефакты я тут просто показываю - они мне пригодятся для монографии по Венерам палеолита, другие я исследую подробно, чтобы прочитать надписи на них. В любом случае пока я просто показываю интересы Вадима Смирнова к музейным древностям и особенности его коллекций.

smirnov2.jpg

Рис. 2. Копия статуэтки со стоянки Елисеевичи

Что касается экспозиции, то здесь, в первую очередь, Вадим фотографировал Венеру из Брянской области со стоянки Елисеевичи (рис. 2), а также копии фигурок Венеры из других мест, рис. 3. Всё это ему понадобилось для того, чтобы атрибутировать попавшую в его руки фигурку Венеры, видимо, из кости (рис. 4). Вблизи его дачи находится место, на котором когда-то располагалось русское святилище, содержащее ряд артефактов, однако местные археологи не спешат обследовать данное культовое сооружение, хотя Вадим стучится к ним уже несколько лет, а местные жители растаскивают древние изделия, поскольку те вымываются дождями их почвы.

smirnov3.jpg

Рис. 3. Музейная экспозиция фигурок палеолитических Венер из разных мест

За последнее время мне как-то присылают всё новые фотографии с палеолитическими Венерами. Сначала это был Вадим Фёдоров, который рассказал, что один из его приятелей купил у родственников умершего хозяина дом в сельской местности, и на чердаке обнаружил массу древних изделий, которые он постепенно начал продавать. А фигурки Венер он вообще не считал за некоторые древние артефакты; как непонятные глиняные игрушки он их продал Вадиму Фёдорову.

Теперь на одном из древних святилищ другой Вадим,  Вадим Смирнов нашел нечто, весьма отдалённо напоминающее палеолитическую женскую фигурку, но без головы. То, что это - фигурка Венеры, становится понятно при ее вертикальном расположении, тогда как в горизонтальном положении она похожа на какую-то экзотическую кость. Кроме того, фигурка показана со спины.  Правая рука у нее отсутствует, левая прижата к бедру.

smirnov4.jpg

Рис. 4. Фигурка, найденная Вадимом Смирновым и моё чтение надписей на ней

Моё чтение надписей на фигурке Венеры. Понятно, что единственный способ убедиться в том, что перед нами находится культовый предмет - это прочитать надписи. А если повезет, то можно на теле фигурки обнаружить и вторичные лики. Для этого я усиливаю контраст верхней части торса, и приступаю к анализу. На плече слева виден первый фрагмент с надписями, который я помечаю белым квадратом.

Внутри квадрата я читаю надписи ХРАМ ЯРА дважды. Он написан в самом верху и чуть пониже. А внизу можно прочитать слова МИМА МАРЫ, которые и характеризуют находку Вадима. Слова ЯРА МАРЫ написаны также на правом плече, на фрагменте в чёрной рамочке. На правой руке вверху  можно прочитать слово МАРА, а на фрагменте спины в обращенном цвете читаются слова МАРА ЯРА.

Казалось бы, всё ясно, однако на уровне бедер имеются лики. Левый лик анфас передает округлое женское лицо с крупными круглыми глазами. На уровне бровей написано слово ЯРА, на уровне носа - МАРА. Второй лик правее представляет собой крупное мужское лицо с усами и большой окладистой бородой. На уровне глаз читается слово РОД. Еще правее и выше можно видеть женское лицо с горящими глазами и надписью на причёске ЯРА МАРА. Наконец, чуть ниже расположена некая зверушка, на которой можно прочитать слова ЯРА МАРА.

Таким образом, наличие вторичных ликов - это дополнительное доказательство того, что перед нами действительно древнейший артефакт.

smirnov5.jpg

Рис.5.  Головка Венеры из местечка Дольне Вестонице (Моравия)

Для сравнения я решил посмотреть надписи на голове Венеры из Дольних Вестониц (Моравия). Так, на темечке можно прочитать слова ЯРА ХРАМ, на правом глазу - слова ЯРА МА, а на левом - окончание РА, что даёт словосочетание ЯРА МАРА. Иными словами, перед нами - артефакт, принадлежавший храму Яры Мары.

Слева от правого глаза имеется несколько надписей, наложенных друг на друга. Тем не менее, можно прочитать слова ЯРА РУСЬ. Наконец, ниже размещено более точное название храма: ЯРА ХРАМ МАРЫ, то есть, храм Яра Мары.

Получается, что перед нами - фигурка  Яра Мары.

smirnov6.jpg

Рис. 6. Стенд музея с древнейшими артефактами

Общий вид стенда и моё чтение надписей. Здесь показан стенд, на котором видна голова Венеры из Дольних Вестониц. Однако на подписи сказано, что перед нами - «головка женщины в реалистическом стиле» Особого реализма я тут не вижу. Что такое «реалистическая Яра Мары», я себе представляю плохо.

Слева от головки находится «лощило из ребра мамонта», которое я намерен изучить на предмет чтения на нём надписей. Еще левее находится ряд предметов, которые я также хотел бы подвергнуть эпиграфическому анализу.

smirnov7.jpg

Рис. 7. Моё чтение надписей на мелких костяных предметах из Авдеево

Сначала я читаю надписи на «обломке лопаточки с фигурной головкой». На верхней строке можно прочитать надпись: ЯРА ХРАМ. МАСТЕРСКАЯ ЯРА. А справа на самой лопаточке я читаю слова ЯРА РУСЬ.

Следующая находка называется так же. Надпись на ней ЯРА ХРАМ и МАСТЕРСКАЯ ЯРА повторяется наверху и внизу, но я ее не выписываю.  В центре головке так же написано ЯРА РУСЬ.

Дальше я разворачиваю вертикально положенную в музее горизонтально так называемую «зооморфную поделку». Она состоит из трёх ярусов. На верхнем ярусе справа находится странный лик, состоящий их двух мужских лиц, одно из которых, справа, расположено анфас, а левое представлено левым профилем. Над ликом расположена яркая светлая надпись, которую я показываю в обращенном цвете и читаю как имя бога, ЯР.

На втором ярусе слева находится странный лик анфас, который состоит до рта из мужского лица с большим носом, ниже которого находится голова льва, слегка заваленная влево. Обычно лев является зооморфной ипостасью бога Рода, тогда как лицо старика сверху - его же антропоморфная ипостась. И действительно, на лбу старика можно прочитать надпись РОД, а на уровне верхней губы и рта льва - слова ХРАМ ЯРА.

Правее находится еще пара ликов, правый нижний я выделяю и читаю на уровне его глаз и подбородка слова МАСКА, а на уровне рта - слова МИМА ЯРА. Еще ниже, на нижнем ярусе справа можно видеть еще один лик, представляющий собой мужское лицо в правый профиль с крючковатым носом и вторым жирным подбородком. На уровне глаз и чуть выше написаны слова ЯРА ХРАМ, ниже - РОД, и еще ниже, на уровне подбородка, слова ЯРА МИМ. Левый мужской лик анфас трудно различим, но на нём читаются слова МИМ ЯРА. Как видим, в целом вся лопаточка покрыта ликами и надписями.

Наконец, существует гвоздь, на котором можно прочитать только слово МИМ.

smirnov8.jpg

Рис. 8. Надписи и лики на ребре мамонта

Ребро мамонта из Авдеево. Для выявления ликов и чтения надписей на них и между ними я усилил контраст изображения. Ликов оказалось довольно много; как обычно, я их перенумеровал. Кроме того, я увеличил изображение ребра и поделил его на две части для удобства исследования.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.06MB | MySQL:11 | 0.185sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.333 секунд