Мощи христианских святых
Чудинов В.А.
Когда выяснилось, что культ мощей зародился еще в палеолите и достиг огромного расцвета в древнем Египте, причем надписи и там, и там делались по-русски, с упоминанием лика и храма Яра, храма и лика Мары, а также Рода, и со словом «маска», мне стало интересно посмотреть хотя бы очень поверхностно взглянуть на мощи христианских святых: соблюдается ли и на них открытая в древних культурах сакральность? Результатом и стало данное исследование.
Понятие мощей. Его я нашел в статье: «Мощи святых». Среда, 20 Июня 2012 г. http:// www.liveinternet.ru/users/de_bagira/post224934239/ Гелярий. «МОЩИ (лат. reliquiae) - останки святых христианской церкви, являющиеся объектом религиозного почитания в православных и католических церквях. Почитание мощей в христианстве имеет древнее происхождение и упоминается в письменных свидетельствах со 2 в. Окончательно догмат почитания мощей святых и обязательность их помещения в алтари храмов был закреплён в 787 году на Седьмом Вселенском соборе. Мощи сохраняются и почитаются с нравственно-назидательными и литургическими целями, и по учению православных и католических церквей являются носителями благодатных сил, которые могут подаваться Богом верующим через останки святых. По учению церкви, мощи не сами собой и не по заслугам усопших могут творить чудеса. Седьмой Вселенский Собор в своих деяниях так сказал по этому вопросу: "Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает". Церковь почитает мощи святых как храмы Святого Духа, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого. В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей. Например, в чине погребения мирян часто встречаются такие выражения: «мощи усопшего лежат в доме», «вземше мощи усопшего, отходим к церкви», «молитва чтется близ мощей», «вложивше мощи во гроб». Само слово «мощи» в славянском языке имеет происхождение от слова «мощь», а по воззрениям древних времен сила человека была не в плоти (теле), а в костях, то есть костном скелете человека. Выражение «одни мощи остались» до сих пор используется в современном русском языке для характеристики очень худого человека, то есть как синоним словосочетания «один скелет», «одна кожа да кости». В отношении же останков святых обычно говорилось «святые мощи» или «честны́е мощи». Исследователи отмечают, что «...на языке древней церковной литературы нетленные мощи - это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (например, в летописи 1472 года о вскрытии гробов московских митрополитов в Успенском соборе сказано таким образом: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины мощи)».
Из этого следует, что изначально, в палеолите почитались именно костные останки человека, чаще всего - только череп, тогда как почитание всего тела в Египте было новацией. «В России 18-19 вв. (по мнению ряда исследователей - под влиянием западной церкви) появилось представление о мощах как о нетленных телах, сохранивших вид только что умершего человека. Это быстро распространившееся в среде мирян и ряда клириков убеждение неоднократно осуждалось русскими архиереями. По этой причине народное представление о необходимости нетления тел всех без исключения святых никак не связано с церковным почитанием мощей, но исторически предшествует последнему и вошло в жизнь церкви как рецидив язычества. Но из исторических свидетельств (например, история деканонизации Анны Кашинской в1677 году) видно, что
факту нетленности порой придавалось особое значение при решении вопроса о святости. Во время процесса канонизации даже при обнаружении нетленного тела большее внимание придаётся факту наличия чудотворений по молитвам к подвижнику: при их отсутствии канонизация не совершается. Если мощи какого-либо святого не подверглись гниению и тлению, это воспринимается как особое чудо и способствует росту почитания данного святого (о нетлении мощей святых бывают отдельные упоминания в их акафистах). Для поддержания внешнего вида мощей могут использоваться различные средства (например, воскомастика - специальный состав, которым покрываются мощи, а особенно их частицы при положении в мощевиках; при освящении храмов мощи помазывают миром; ранее в России существовал обычай омовения мощей), что расценивается критиками почитания мощей как мошенничество. Почитание мощей ведет свое начало с самых первых веков христианской истории. Помимо собственно мощей почитались также так называемые контактные реликвии, то есть всё, что соприкасалось с телом святого при жизни или после смерти: одежда, брандеум, миро, орудия мученичества и другие объекты. Реликвии также могли создаваться путём соприкосновения с могилой святого или другими контактными реликвиями. Мощи начинают подмешивать в краски или мастику для написания икон».Таким образом, в ряде случаев опять начинают почитаться тела усопших, а также их реликвии, так что традиция почитания мощей не угасает, а разгорается.
Об иконе Москвы из Константинополя. «Такой воскомастикой была написана Влахернская икона, почитавшаяся в Константинополе как защитница города и византийских императоров, а после перенесения в Москву в 1653 году стала одной из главных русских святынь. Мощи святых являлись ценным имуществом, служившим подчас поводом к конфликту. К примеру, останки святого Марка, хранящиеся в Венеции, были, как повествует церковное предание, выкрадены тремя венецианскими купцами из Александрии в раннее Средневековье. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов. Перенесение мощей, как и любых реликвий, в христианском мировоззрении имеет важное сакральное значение - оно знаменует распространение святости и тем самым повышает статус храма, в котором находятся реликвии. В эпоху средних веков и нового времени местонахождение особо чтимых мощей было особенно важным для распределения числа пилигримов, пересекавших Европу из края в край с целью поклонения святыням. Обладание чтимой реликвией резко поднимало привлекательность располагавшего святыней монастыря или собора и повышало его доходы от пожертвований. Самый мощный людской поток со всех уголков европейского континента катился по дороге святого Иакова, которая вела в Сантьяго-де-Компостела, где упокоился апостол». Перенесение христианской иконы из Константинополя в Москву именно в середине XVII века является косвенным подтверждением того факта, что до 1635 года христианства в Москве как государственной религии еще не было. Первые собственно русские мощи. «Первым открытием мощей в истории Русской Церкви было открытие мощей великой княгини Ольги, которые были перенесены в Десятинную церковь князем Владимиром. Вслед за этим при великом князе Ярославе в 1026 году были извлечены из могил и положены в церкви тела святых Бориса и Глеба, в 1071 году их мощи были торжественно перенесены в новую церковь, построенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, а в 1115 году состоялось еще одно торжественное перенесение их мощей в каменную церковь, построенную в их честь». Как видим, опорой и источником христианства на земле Русской был Киев, а не Москва. |
Отклики читателей на приведенную выше статью. Agan_Tang, 21 Июня 2012. «Это страшный грех идолопоклонства, против которого и выступала вся религия Торы. А христианство - это страшный культ, не имеющий никакого отношения к Библии, оно не опирается на библию. 05 Июля 2012 г. Это называется некромантия, или некрофилия». ell_BAGIRA 17 Июля 2012 г. «fairytale, согласна». - Как видим, почитание мощей вызывает осуждение со стороны иудаизма.
Теперь рассмотрим фотографии, опубликованные в статье «Святые мощи. Чему поклоняются христиане?» от 20 апреля 2010 года на сайте «Ящик Пандоры» http://pandoraopen.ru/2010-04-21/svyatye-moshhi-chemu-poklonyayutsya-xristiane/.
Рис. 1. Мощи Григория Раифского- архиепископа Синайского
Рассмотрение мощей. «Мощи - это останки святых христианской церкви, являющиеся объектом религиозного почитания и поклонения. Согласно учению церкви мощи святых (в любом виде) являются носителями "благодатных сил", с помощью которых эти самые останки могут творить чудеса: изгонять бесов, исцелять и т.д. Например, в постановлениях Седьмого Вселенского собора в частности сказано, что в останках святых обитает сам Христос. Наша небольшая подборка фотографий расскажет о том, ЧЕМУ на самом деле поклоняются христиане по всему миру...».
Рис. 2. Лицо Григория и моё чтение надписей
Об этом святом имеется подробность: датировка должности архиепископа, 2 февраля 1969 - 11 сентября 1973. На рис. 2 я показываю лицо святого из Синайского монастыря. Видимо, он умер в своей келье или палате незаметно для окружающих, и ему никто не успел закрыть глаза и рот. Позже глаза изъяли, а рот так и остался открытым, что производит жутковатое впечатление. Тем не менее, на лице имеются русские надписи, которые я намерен прочитать. Как обычно, рамочками я выделяю нужные фрагменты.
На правом глазу очень ярко выделяется буква М, начальная в слове МИМ. Вслед за начальной, видны и две другие буквы. Таким образом, христианам это ведическое слово более чем знакомо. В данном случае ранг МИМА соответствует титулу АРХИЕПИСКОПА, что на первый взгляд кажется слишком малым для МИМА..
На левом глазу, обведенном белой рамочкой, можно прочитать уже два слова: МАРЫ ЯРА. Это - еще одно выражение из сакрального списка русских надписей.
Наконец, внизу, на верхней правой части бороды, можно видеть самую длинную надпись: ЯРА МАРА. ХРАМ. Еще одна надпись из русского сакрального списка.
Рис. 3. Рука Григория и моё чтение надписей
Отдельно я рассматриваю надпись в черной рамочке на руке, где надпись состоит из двух частей. Левую часть я читаю в прямом цвете как МАРЫ ЯРА. Правую часть я читаю в обращенном цвете как ЯРА ХРАМ. Кроме того, имеется надпись МАРА ЯРА на облачении святого.
Приведенных чтений на лице и руке святого (а надписей на руке гораздо больше, однако они однотипные), чтобы сказать, что они полностью соответствуют традиции палеолита и египетских мумий.
Подробности жизни Григория. Википедия о нём пишет: «Архиепи́скоп Григо́рий II (в миру - Григо́риос Манято́пулос, 22 декабря 1912, село Будза близ Смирны, Малая Азия (ныне Измир, Турция) -11 сентября 1973 Афины, Греция) - иерарх Иерусалимской православной церкви, предстоятель автономной Синайской православной церкви с титулом Архиепи́скоп Сина́йский, Фара́нский и Раи́фский».
Теперь всё встало на свои места: ранг МИМА соответствует титулу предстоятеля автономной православной церкви.
Посмотрим и на иные подробности: «В 4 января 1969 года избран архиепископом Синайским, Фаранским и Раифским. В связи с захватом Синайского полуострова израильтянами, архиерейская хиротония архимандрита Григория во епископа и возведение в сан архиепископа состоялась не в Иерусалиме, а в Афинах 2 февраля 1969 года, куда иерусалимский патриарх Венедикт I направил трёх митрополитов - Севастийского Германа, Неаполисского Артемия и находящегося в Афинах Экзарха Иерусалимского Патриархата - архиепископа Элевферопольского Хрисанфа. Представителем Александрийского Патриархата на хиротонии был епископ Гелиопольски Дионисий. Хиротония происходала на Иерусалимском подворье в Афинах.
Чтобы добраться до своей кафедры на Синайском полуострове, оккупированном израильскими войсками, архиепископ Григорий вынужден был прибегнуть к помощи международной организации Красный Крест.
В 1962 году перенёс тяжелый приступ сердечной болезни, но продолжал исполнять обязанности предстоятеля. 30 июля 1973 года отбыл на отдых в Афины, где 2 сентября у него неожиданно поднялась температура, и он был госпитализирован. В афинском госпитале исповедавшись и причастившись, скончался 11 сентября 1973 года. 13 сентября 1973 года отпевание и погребение усопшего на Синайском подворье в Афинах совершил Александрийский Патриарх Николай VI».
Таким образом, он болел более 40 дней, так что непосредственно на момент смерти в отдельной палате церковного иерарха могло не оказаться никого из обслуживающего персонала. Кроме того, видимо, он состоял в натянутых отношениях с израильтянами, отчего ему пришлось добираться не в Иерусалим, а в Афины.
Косвенным подтверждением этого является статья «Григорий Синайский - кто такой еврей?», опубликованная на сайте http://24.62.112.211/index.php?newsid=4684 со ссылкой на иной сайт: http://newsland.ru/News/Detail/id/380239/cat/42/?prbn: «Само слово "еврей" (на иврите иври), название племени потомков Авраама, Ицхака и Иакова, которое умножилось в египетском рабстве, вышло из Египта и заключило Завет с Богом у горы Синай, употреблялось только в историческом смысле до наступления эпохи расовых теорий второй половины ХIХ века. До этой эпохи, в течение долгого времени, людей предпочитали классифицировать по их религии. Так, в Российской Империи население делилось в первую очередь на православных, мусульман, и иудеев, а не русских, татар и евреев.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.390 секунд