Обсуждение. Полученный результат ожидался заранее: на всех мощах, а также на их золотых масках были обнаружены те же надписи, что и в русском сакральном списке. Иными словами, упоминались и ХРАМ ЯРА, и ЯРА МАРА. Усопший, естественно, являлся МИМОМ или МИМОЙ ЯРА. Часто встречалось и слово МАЯК. Но одна надпись отсутствовала: это упоминание РУСИ ЯРА как державы, в рамках которой находились новые государства. Ибо ее на территории Синайского полуострова, Франции, империи Карла Великого, Германии, Италии и Чехии уже не существовало.
Тем самым, наличие русских надписей на мощах способствовало их сакрализации. Мощи уже понимались не только как череп, но и как кости, хотя в ряде случаев сохраняли и целое тело святого, а также некоторые контактировавшие с ним предметы, например, части его одежды, шлемы маски. Если отталкиваться от исходного почитания черепа мима в палеолите, то распространение его святости даже на кости является уже некоторым размыванием начального почитания на больший объём. В Египте мы сталкиваемся с бальзамированием всего тела, что предполагает еще большее размывание. Включение одежды, шлемов, масок и других контактных предметов означает еще большее размывание исходного почитания, равно как и почитание изображений - ликов (изобразительных натуралистических портретов) и масок (более стандартных портретов в той или иной принятой манере), ставших позже иконами. Впрочем, многое из этого наблюдается еще в палеолите. Возможно, это связано с тем, что ценностью считаются не только мысли святого, но и его телесная оболочка, прежде, как череп, а затем его одежда, как реальная, так и символическая. Иными словами, постепенно происходило переосмысление ценности жизни умершего святого человека в сторону ее усиления.
Параллельно с этим можно отметить такое же переосмысление и понятие мима. Вначале, вплоть до античности, мимы являлись руководителями духовных общин. Но во времена Рима к ним начали уже приравнивать императоров. А в истории христианства, наряду с императорами как носителями исполнительной власти к числу мимов, то есть, святых, стали причислять и простых людей, которые каким-то образов воздействовали на современников в духе христианской религии. Здесь также происходил процесс расширения признаков, по которым можно причислить человека к лику святых.
Наконец, возрастает количество святых женщин. В палеолите либо женских черепов не было, либо надписи на них не давали женской атрибуции.
Мощи святых обладают странным для атеиста свойством не гнить, и еще более странным свойством оказывать благодатное воздействие на верующих. Со стороны иудаизма почитание мощей вызывает осуждение.
Полагаю, что святые мощи связывают мир живых с тонким миром, а потому современная наука пока не может и не желает исследовать эту реальность. Однако в качестве культуролога я имею желание разобраться в особенностях культа христианских святых. Пока остаётся неясным сам процесс появления русских слов на лицах и руках усопших. В культе бальзамирования египетских фараонов участие жрецов в работе над телом присутствовало однозначно. В христианстве нанесение надписей на чуждом многим народам русском языке остается дискуссионным. Однако можно допустить, что надписи иконописцев на иконах лишь повторяют то, что проступает на святых мощах, и что иконописцы делают неявные надписи сознательно.
Заключение. Цикл моих статей, начатых с исследования палеолитических черепов, заканчивается исследованием христианских мощей. Становится понятным, что перед нами, несмотря на внутреннее деление, в целом одна культура сохранения частей тела святых людей. Менялось лишь представление о святости, а также о том, что конкретно следовало посмертно сохранять: один череп, или кости, или тело, или еще и одежду с аксессуарами.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.298 секунд