В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 29, 2012

Эпиграфический комментарий к Торопу

Автор 12:05. Рубрика Исторические комментарии

Моё чтение надписей. Как обычно, я усиливаю контраст, а на лезвии обращаю изображение в цвете. На рукоятке можно прочитать слова МИМА ЯРА АКАНАК ХРАМА ЯРА. А на лезвии можно обнаружить несколько иной текст: ЯРА ХРАМ В РУСИ ЯРА МИРА МАРЫ ЯРА. Из этого следует, что акинак являлся не боевым, а ритуальным оружием, предназначенным для заупокойных целей.

torop8.jpg

Рис. 8. Скифский акинак  из Чертомлыкского кургана и моё чтение надписей

Чертомлыкский акинак. Это изображение я взял из статьи «Скифские мечи» 19 января 2009 года сайта http://klinoc.ru/skifskie-mechi.html. Текст там таков: «Большой интерес представляет меч с рукоятью персидского акинака конца VI - начала V веков до н.э. и ажурным скифским клинком IV века до н.э. Эта находка свидетельствует о неудачном походе персидского царя Дария в скифские земли в 512 году до н.э., о котором писал Геродот. Этот трофейный меч почти 150 лет передавался из поколения в поколение скифских царей, пока во второй половине IV века до н.э. к нему не был приделан новый клинок. После этого он попал в набор оружия, сопровождавший самого богатого и знатного вождя, погребенного под насыпью кургана Чертомлык».

Моё чтение надписей. На эфесе этой персидской рукоятки можно прочитать такие слова: МИМ ЯРА и МИМ МАРЫ ЯРА. А на самой ручке я читаю слова МАРЫ ХРАМ и МАСКИ.

Под эфесом можно видеть изображение усатого и бородатого мужчины анфас. На лбу у него читается слово МАСКА, тогда как на бороде - слова ЯРА МИМ.

Если смотреть на эфес сбоку, то там я обвел два фрагмента. На одном виден женский портрет анфас, и на прическе читается слово МАРЫ, а на лице - слово ХРАМ. На фрагменте ниже можно видеть еще одно женское лицо анфас, где на волосах и лице можно прочитать слова ЯРА РУСЬ.

Таким образом, и данный акинак являлся не боевым, а ритуальным оружием, предназначенным для заупокойных целей.

torop9.jpg

Рис. 9. Римский историк Тацит и моё чтение надписей

Изображение Тацита. Вернёмся к статье Торопа. В заключение он пишет: «Изделия скифских мастеров-оружейников высоко ценились как на Западе, так и на Востоке. Известный римский историк Тацит (ок. 55 - ок. 120 гг. н.э.) скрепя сердце признавал, что вооружение степняков значительно превосходило по качеству римское».

Меня заинтересовало данное изображение. На волосах скульптуры я читаю слова ХРАМ ЯРА РОДА. На щеке считается текст: МИМ ЯРА. Наконец, на затылке над ухом можно прочитать слова МАРЫ ХРАМ. Из этого следует, что данный скульптурный портрет Тацита являлся его портретом на могиле.

Обсуждение. В данном случае большинство рассмотренных предметов являются ритуальным оружием, которое хранится в храме Мары Яра и предназначается для того, чтобы служить покойному миму Яра на том свете. Поэтому надписи на нём весьма традиционные.

Однако имеется и боевые артефакты. Это - шлемы, которые считаются МАСКАМИ ЯРА, поскольку Яр является богом войны. Слово МАРА на них отсутствует.

Зато можно понять, что слово МАСКА имеет несколько смыслов: 1) Маска для мистерии. Тут различаются передние и задние маски.  Такая маска должна иметь помету МАСКА МИМА ЯРА. 2) Маска в качестве боевого шлема. Такая маска должна иметь другие пояснения: МИМ ЯРА (собственник маски) и МАСКА ЯРА (маска воина). Сама маска должна иметь немного выступающих частей, и обязательно отверстия для глаз воина. 3) Погребальная маска. Тут помимо пометы МИМ ЯРА должно быть либо имя богини - МАРА, либо название храма - ХРАМ МАРЫ ЯРА. Такая погребальная маска может быть золотой копией лица, а может иметь вид шлема со всевозможными украшениями (наносником, наушами и т.д.), а также с фрагментами из золота и драгоценных камней.  Наконец, 4) погребальная маска может быть скульптурным портретом, как мы это видели на портрете римского историка Тацита.

Таким образом, если раньше меня больше интересовали новые, пока не встреченные прежде слова, то теперь я начинаю различать богатство смыслов уже известных слов.

Что касается новых слов, то нам такое тоже встретилось - это слово АКИНАК. Возможно, тут имеется русское начало, если представить, что первое слово будет АКИ - КАК. Правда, неясно, что такое НАК. Можно также предположить и то, что второе слово также делится на слова НА и К. Иными словами, АКИНАК - это АКИ НА К, то есть, КАК слово НА букву К, например, как Кинжал или Клинок.

Наконец, хотелось бы обратить внимание на то, что первый акинак, хотя и относится к РУСИ ЯРА, но эта РУСЬ ЯРА входит в МИР ЯРА, что можно отождествить с современным Китаем.

У меня также складывается впечатление, что археологам гораздо чаще попадается не боевое, а ритуальное оружие, которое сопровождало мимов Яра в последний путь. Именно это ритуальное оружие изготавливалось с большой добавкой золота и драгоценных камней. Во всяком случае, исследование скифских артефактов было интересно не только расширением представлений о скифском языке, но и пополнением наших знаний о скифской культуре за счет учёта мелких особенностей вооружения данного вида.

Заключение. Надписи на скифских артефактах постепенно раскрывают нам свойства предметов жреческого назначения..

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.02MB | MySQL:11 | 0.501sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.691 секунд