В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 3, 2009

Венера из Брассемпуи – новые сведения

Автор 15:36. Рубрика Венеры палеолита

На левой щеке имеется блик от лампы, который показывает, что это место головы мима имеет насечки, которые иначе увидеть невозможно - они имеют тот же цвет, что и фон. Поскольку они светлее фона, для их рассмотрения необходимо перейти к обращению цвета, а чтобы не читать вертикальную надпись, удобнее повернуть фрагмент вправо, чтобы расположить его горизонтально. Тут мы читаем слова МИМ и ЯРА МАКАЖИ МИР ЯРА. Из этого следует, что не только Род уже попал под власть Яра, но и Макошь также. И, вероятно, и Мара. Иными словами, это не поздний мустье (Род Яра), но и не ранний верхний палеолит (Мара Яра), а более поздняя эпоха (Макошь Яра). Напротив, Яр  не подчинен Макоши.  

Остальные надписи дублируют уже прочитанные. Так, складке покрывала слева можно прочитать слово МИМ трижды; один раз оно написано по горизонтали, и дважды - по вертикали в столбик. Слово МИМ начертано также на левой стороне шеи вверху. Слово ЯРА можно прочитать на шее и чуть ниже. Наконец, слово МИМ написано мелкими буквами с очень крупными пробелами между ними вдоль основной трещины на правой стороне щеки. Для удобства чтения фрагмент следует повернуть влево на 90 градусов. Как видим, здесь проявились те надписи, которые не были видны на рис. 8.

Выделение вторичных ликов. Чего я не встретил ни у одного исследователя головки из Брассемпуи - так это нахождения им вторичных ликов на данном изображении. Между тем, они тут имеются. Первый лик находится справа и расположен между шеей и накидкой. Это - очаровательное молодое женское лицо, которое напрочь опровергает уверения современных исследователей в том, что якобы в древности наши предки не умели делать реалистичные рельефы, поскольку у них якобы не хватало мастерства. На самом деле эти учёные видели только то, что хотели видеть, а именно - низкую ступень развития техники обработки камня и кости в палеолите.  

На изображении женского лица мы видим едва заметные буквы слов ЯРА МАКАЖЬ. Это - лик богини. Второй лик образован правой складкой накидки. Это - лик мужчина в профиль, повёрнутый влево. Глаза не обозначены, равно как лоб, переносица и бровь, нос весьма длинный, рот несколько провален. На губах надпись - ЯР.

Эти вторичные лики подтверждают высокий культовый статус данной находки. Полагаю, что они дают большой материал для обсуждения.

 venera11.jpg

Рис. 11. Моё чтение надписей на изображении фигурки в профиль

 

Чтение надписей на профиле головки. На профильном изображении можно видеть часть темечка, и именно этот фрагмент я подвергаю эпиграфическому анализу. Но, чтобы буквы размещались привычным образом, фрагмент следует повернуть влево на 90 градусов. И тогда здесь можно прочитать слова РУСЬ ЯРА. Что, вообще говоря, является вполне традиционной надписью, но, конечно же, особенно приятно нам, русским.

На двух фрагментах накидки (один из которых следует перевести из вертикального положения в горизонтальное) читаются слова ЯРА МАСКА. А на фрагменте щеки начертаны дважды, но в разном порядке слова МИР ЯРА и ЯРА МИР.

Наконец, я предлагаю сравнить два профиля - лика Яра и мима Яра. При сравнении совершенно очевидно, что нос мима гораздо длиннее в целом не короткого носа Яра, глаза расположены прямо под бровями, а верхней губы и места под носом фактически нет - сразу начинается рот. Именно это и делает лик мима карикатурным.

Обсуждение. Насколько я знаю, данный артефакт столь подробно еще не изучался, поэтому я рад тому, что получил возможность детального исследования данной находки для определения ее роли в культе. Собственно говоря, эта роль была очевидна уже при описании иконографии головки из Брассемпуи, но эпиграфический анализ дал возможность перевести эти выводы из области предположений в область надёжно установленных фактов.

Головка представляет собой не фрагмент чьей-то более крупной фигуры, а законченное произведение культовой атрибутики. На нем изображен мим Яра в ритуальной маске, что подтверждается рядом надписей. Чаще всего такого рода фигурки играли роль привесок (ВЕСЕЛЬЯ) либо на костюме мима, либо, что более вероятно, на окружающих мима ритуальных предметах.

С другой стороны, и сама головка отражает определенный вид облачения мима, а именно - его маску. Насколько я могу себе представить по различным изображениям, маски были трёх видов. Первый вид - это маски выгнутые как бы вокруг вертикального цилиндра, висящие на шнурках на поясе, которые мим в любой момент мог взять в руки и закрыть ими лицо. Изображения на таких масках были до предела упрощённые, напоминающие детские схематические лица: глаза-дырочки, нос - прямая палочка, рот - дуга окружности рожками вверх. До некоторой степени такие маски, хотя уже и с некоторым намеком на человеческое лицо, продаются до сих пор в Венеции, иногда на палочке. Они - лёгкие, но в стиле примитивизма.

Второй вид - это тяжелые каменные маски вообще без рельефа лица. Глаза, нос, рот там выбиты в камне. Этот тяжелый предмет крепился к дуге, у которой внизу имелись ручки; маска висела перед лицом и, возможно, раскачивалась во время ходьбы. Это, как мне представляется, наиболее древний вид маски и потому наиболее торжественный. И, наконец, в случае головки из Брассемпуи мы видим третий тип маски: маска с накидкой. В таком случае у мима освобождались руки, хотя должно было быстро запотевать лицо. Но маску можно было сдвинуть на темечко, как я постарался показать, создав коллаж на рис. 12. Полагаю также, что поднятая наверх маска (в наши дни так многие предпочитают носить солнцезащитные очки) и стала прототипом навершия христианского куколя, тогда как накидка стала его основной матерчатой частью. Но в таком случае мим был лицом очень высокого духовного ранга, сопоставимого с нынешним саном патриарха.

 venera12.jpg

Рис. 12. Предполагаемое положение сдвижной маски перед службой

 

Закрытая маска, как любое препятствие, не только ослабляла звук, но и меняла его тембр, так что мим в маске как бы вещал, не открывая рта, ибо на маске не было не только ротового отверстия, но даже губ, то есть не было ни малейшего намёка на рот. Это должно было производить весьма сильное впечатление на присутствовавших. Зато после службы маску можно было сдвинуть вверх, как позже поступали рыцари с забралом. Полагаю также, что отличие христианства в смысле облачения как раз и состояло в том, что пастырь приходил к мирянам «с открытым забралом», со своим лицом вместо положенной миму маске. А пережитки маски сохранились в виде острого шпиля навершия куколя, что, видимо, опосредованно изображало длинный нос маски.

Аналогия с христианским облачением архипастыря возрастает еще больше, когда мы начинаем сопоставлять детали самой накидки. Так, два боковых изображения накидки, а именно Яр и Макошь, перешли в христианский куколь в виде иконы Богоматери с Младенцем (Макошь с маленьким Яром исходно). Ко всему прочему, изобретение такой накидки было важным шагом вперед в русском ведизме, поскольку позволяло миму, сдвинув основную маску на темя, прислонить к лицу маску либо Яра, либо Макоши, просто повернув вбок соответствующую часть накидки. Тем самым, один и тот же жрец мог выступать в обычной маске Яра (в той, которая изображена на головке), в торжественной маске Яра (боковой справа) или в торжественной маске Макоши (боковой слева). Иными словами, мим мог говорить как от себя лично (центральная маска), так и от имени Яра или Макоши. А из этого в свою очередь, следует, что уже мимы Яра могли играть роль не только мужских, но и женских богов, что позже нашло воплощение в масках участников сначала греческих мистерий, а затем и греческих театральных спектаклей.

Возможно, я бы сам не догадался о таком назначении этих боковых масок, и даже их бы не заметил, если бы в тот момент не наблюдал за моментами торжественной литургии по случаю интронизации 16-го предстоятеля Русской православной церкви, святейшего патриарха Кирилла. Куколь был прямо передо мной во всех своих деталях, и он очень напоминал по своей форме анализируемую мной накидку.

Замечу также, что маска была несколько мельче лица мима, так что его зрачки приходились как раз против прорезей для глаз прямо под бровями маски. Так что верхняя часть лица была закрыта накидкой даже при снятии маски.

С другой стороны, становятся оправданными и вторичные изображения на статуях божеств. Тем самым, авторы этих ликов как бы дают понять верующим, что боги также могли быть мимами и носить основной знак этого достоинства - маску мима.   

Однако головка из Брассемпуи интересна не только тем, что она передала нам детали облачения мима. Она позволила нам понять и ряд сакральных терминов для передачи делений внутри эпохи МИРА ЯРА. Так, вначале был ЯР РОДА, позже, возможно, ЯР МАРЫ или ЯР МАКАЖИ, а затем роли постепенно менялись, и Яр подчинял себе этих богов. Так что следующий период был, вероятно, периодом РОДА ЯРА, затем МАРЫ ЯРА и, наконец, МАКАЖИ ЯРА, что мы и наблюдаем в данном случае. Тем самым, не исключено, что МИР ЯРА делился на 4-6 более мелких этапов. Правда, в данном случае мы имели возможность проследить только последний этап, так что данную предполагаемую схему можно будет считать доказанной лишь после того, как будут обнаружены все эти этапы в виде соответствующих надписей. Возможно, что какие-то из них уже встречались, однако на это я тогда не обращал внимания.

Ну, и в заключение несколько слов о праве на ошибку. В данном случае я нисколько не виню своих предшественников в том, что они атрибутировали мима-мужчину как женщину, а накидку как волосы. Внешне головка действительно напоминает женскую. Но точно так же я не виню и себя за неточное чтение весьма неясной надписи. Когда в моём распоряжении оказалась репродукция более высоко качества, я смог не только исправить эту ошибку, но и продвинуться в осмыслении надписей и истолковании самого изображения много дальше. В конце концов, даже при не вполне точном прочтении я понял 1) что надписи на фигурке имеются, 2) что они даны на русском языке и 3) что они изображают лицо мужского пола. А это - пусть и небольшое, но всё-таки продвижение вперед по сравнению с тем, что было известно до меня.

Заключение. Прочитанные в данной статье русские надписи на «Венере» из Брассемпуи показывают не только то, что перед нами голова мужчины, МИМА ЯРА, но и позволяют понять назначение его сакральной одежды (накидки), а также выявить роль мима в культовой церемонии. В статье также выдвинуто предположение о том, что эпоха МИР ЯРА могла состоять из более детальных промежутков времени, которые обозначались тем, какой бог зависел от какого.     

 

Венера из Брассемпуи - новые сведения

 

ДРЕ: Чудинов В.А. Древнейшая надпись протокириллицей. Сайт www.chudinov.ru от 29.03. 2007. Написана  02.05.2005

ОБЗ: Чудинов В.А. Обзор статей по Венерам палеолита. Сайт www.chudinov.ru от 20.12. 2008

СТО: Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., Искусство, 1985, 295 с., ил.

ЭВО: Чудинов В.А. Эволюция рисунков с руницей // Государственный университет управления. Вестник университета. Философия. История. Культурология. Право. Политология. М., ГУУ, 2002, № 1 (3), с. 16-67

ЭОЛ: Чудинов В.А. Об эолитах и палеолитах. Забытая страница археологии. Сайт www.chudinov.ru от 30.01.2009

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.15MB | MySQL:11 | 0.199sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апрель    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.351 секунд