В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 21, 2014

О Яромаре и Яромарсбурге

Автор 20:41. Рубрика Исторические комментарии

О Яромаре. Отцом Яромара, согласно Википедии, был Ратислав, матерью - принцесса Гоцовская. Сам он происходил из рода Виславидов, имея в качестве первой жены Хильдегарду Датскую, а в качестве второй - Софию Шведскую. Иначе говоря, будучи человеком русской культуры,  он связал свою судьбу с датчанкой, от которой у него родился сын Барнута, и со шведкой, от которой у него был сын Вислав Первый, Пибигнев и Святополк, а также дочь Люция.

Итак, в год завоевания Арконы, Яромару было 27 лет, прекрасный возраст для принятия власти и серьёзных преобразований. Продолжу цитирование Википедии: «После поражения в войне с Данией в 1168 году и крещения руян, Яромар, как и его братья принял христианство. Бывшее главное капище руян в крепости Аркона было уничтожено. Тогда же князь Теслав, брат Яромара, признал вассальную зависимость Ругии от правителей Дании, и Ругия стала называться княжеством Рюген.

В 1170 (по другой версии в 1181) году, после смерти князя Теслава, единовластным князем Рюгена стал его брат и соправитель Яромар». Понятно, что если поверить тому, что Википедия вынесла в отдельную таблицу, Яромару тогда было всего 2 года. Хорош правитель!

«При нём продолжилась христианизация руян. С этой целью строились церкви и монастыри, как на островной, так и на материковой части княжества от реки Рекниц на западе до рек Требел (Трибзеез) и Рик на востоке, и реки Пене (Анклам) на юге. Яромар заключил союз с влиятельными в Дании кланами Хвиде и Гален, закрепив его династическими браками. Сам он женился на принцессе Хильдегарде Датской. В это же время впервые на территории княжества стали селиться христиане-германцы, со временем ассимилировавшие местное славянское население. В 1180 году князь перенес столицу княжества из Хареца в Ругард (ныне Берген-на-Рюгене)».

Теперь становится понятно, что после разрушения Аркона уже не существовала как столица; столица была на 12 лет перенесена в Харец, а позже - в Берген.

yaromar5.jpg

Рис. 5. Интерьер Мариенхирхе

«В 1185 году в новой столице Яромар начал строительство церкви Святой Марии (Мариенкирхе). В 1193 году строительство было завершено, и князь призвал монахов-цистерцианцев из Дании основать при церкви первый в княжестве монастырь. Так появилось аббатство Берген. Ныне это старейшее каменное здание на территории острова Рюген».

Церковь святой Марии. Понятно, что я теперь могу осуществить своё намерение рассмотреть интерьер церкви святой Марии. Она показана на рис. 5. А на рис. 6 я произвожу чтение надписей на фрагментах ее интерьера.

На вертикальной части верхней ступени можно прочитать слова ХРАМ ЯРА, так что построена была не «церковь святой Марии», а очередной «храм Яра». Чуть дальше я читаю слова 355 ГОД ЯРА, то есть, 1211 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Из этого следует, что, возможно, в 1193 году было закончено строительство стен, тогда как интерьер храма закончен на 7 лет позже.

Под горизонталью второй ступеньки с боговой стороны можно прочитать слова АРКОНА ЯРА, что означает, что хотя Аркона была разрушена, но именно она, вероятно, финансировала и осуществляла строительство этого храма. Ибо совершенно непонятно, кто из любителей чужого добра их христианских князей смог бы это осуществить.

Кроме того, ниже читается слово МИМ. А в дальнюю стену были вмонтированы портреты, как я понимаю, тех мимов Яра, которые были настоятелями этого храма, всего числом 7. и плита, рассмотренная мною ранее, с изображением Святовида.

yaromar6.jpg

Рис. 6. Моё чтение надписей в интерьере храма святой Марии

Далее я опять удивляюсь датировке Википедии, которая пишет: «В 1099 году Яромар и его супруга содействовали основанию аббатства Элдена у реки Хильда на материковой части княжества, куда перешли монахи-цистерцианцы из упраздненного аббатства Драгун». Иначе говоря, за много лет до своего рождения. - Словом, это уже третий ляп Википедии.

«Как вассал правителей Дании он участвовал в набегах на города Узедом, Волин и графство Гюцков (в 1177) и Вустерхузен и Вольгаст (в 1178). В 1182 году, из-за конфликта между Кнутом VI, королем Дании, и Фридрихом I Барбароссой, императором Священной Римской империи, вассал императора, герцог Померанский напал на княжество Рюген. В 1184 году в бухте Грайфсвальд флот померанцев был разбит руянами, после чего датчане снова разграбили города Волин, Узедом и Вольгаст, а в следующем году город Каммин, деревню в устье реки Пене и уничтожили замок Гросвин-на-Штольпе.

Богуслав I, герцог Померании признал себя вассалом правителей Дании, и после его смерти в 1187 году Яромар был поставлен опекуном при несовершеннолетнем сыне герцога. Князь Рюгена воспользовался этим и расширил свои владения за счет присоединения районов вокруг городов Барт и Трибзеез, а также включения в княжество Гюцкова и Цитена. Кнуту VI, королю Дании пришлось выступать в роли третейского судьи в пограничных спорах между вдовой герцога и князем. В 1198 году руяне снова вступили в войну на стороне Дании, которая привела к потере районов княжества к югу от реки Рик.

Яромар I, князь Рюгена умер 4 августа 1218 года на Рюгене и похоронен в церкви, основанного им аббатства Берген».

yaromar7.jpg

Рис. 7. Рельеф Яромара и моё чтение надписей

Моё чтение надписей. Рельеф подписан словами: «Надгробье Яромара I в аббатстве Берген на Рюгене». А на подписи Викисклада можно почитать по-немецки: «Камень с изображением западного фасада церкви святой Марии в Бергене на Рюгене. Возраст, происхождение и значение памятника спорны. Допускается, что речь идёт либо о надгробье князя Яромара Первого (умер в 1218), либо о камне Святовита из церкви Альтенкирхена на полуострове Виттов, то есть, об изображении священника славянского храма Святовита на мысе Аркона, то есть, о времени 1168 года. Явно камень был обработан при переносе: там, где фигура камня Святовита из Альтенкирхена держит большой рог для питья, здесь (при взгляде со стороны) этот фрагмент широкими углублениями напоминает смысл креста».

Изображение поступило на Викисклад от пользователя Lapplaender 18 марта 2007 года. - Анализируя его, я могу выступить в качестве эксперта и сказать, кому реально принадлежит данное изображение.

На голове я читаю слово ЯРОМАР, чем однозначно определяется персонаж. Кроме того, можно увидеть на голове два лика: первый с очень крупными глазами и надписью МИМ, и второй, в центре первого, с подписью МИМ ЯРА. А на груди у данного рельефа я вижу мужское лицо анфас. На нём можно прочитать слова ЯРА ХРАМ и АРКОНА ЯРА. Кроме того, на нём можно прочитать цифру 237 (ГОД ЯРА), что можно понять как 1193 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, а это соответствует дате сооружения храма, которую мы прочитали выше.

Слова АРКОНА ЯРА можно прочитать чуть выше рук. Еще раз слова АРКОНА МАКАЖИ читаются на подоле сутаны, на левой нижней боковой поверхности рельефа. Я полагаю, что словосочетание АРКОНА ЯРА соответствовали независимой Арконе, а словосочетание АРКОНА МАКАЖИ - тем «новым годам Макоши», которые начались после «года Макоши 333», то есть, после 1189 года, когда Аркона вновь начала играть заметную роль в истории мира. Следовательно, Аркона была выведена из упоминания с 1168 по 1189 год, то есть, в течение 21 года. Полагаю, что именно тогда она называлась по имени Яромара Яромарсбургом.

Наконец, на нижней части сутаны можно прочитать датировку ГОДЫ ЯРА 333-500, то есть ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1189-1356. Вероятно, они очерчивают период нового существования Арконы либо вообще, либо до даты создания данного рельефа.

Немецкие и украинские дополнения. В немецкой версии Википедии упоминается о том, что Яромар первый родился до 1141 года; из его потомков упоминаются сын Барнута (до 1193-1236), женившийся на Славомире, дочери Мицлава Второго из Гюцкова; Вацлав Первый (до 1193-1255), Пибигнев (упомянутый только в 1232), дочь Люция (упомянутая только в 1208), вышедшая замуж за польского Владислава Третьего, и Святополк, упомянутый только в 1207 году.

По украинской версии у него была только одна жена, Хильдегарда, от которой у него появилось  5 детей.

О Яромарсбурге. Русская версия статьи о Яромарсбурге самой Википедией признана неудовлетворительной. В немецкой статье говорится о том, что «Яромарсбург с 9 по 12 век был сакральной столицей славянского племени ранов, посвященный  богу Святовиту».   Это тоже пример неточного или неверного изложения фактов. Остров назывался РУЯНА, то есть РУСЬ ЯНА (ЮНАЯ), и его жителей следовало называть «руяны». Но в немецком названии слог Я выпал, и «руяне» стали называться «раны». А Святовитом назывался не бог, а четверка богов. Наконец, имя «Яромарсбург» город носил, видимо, не более 21 года; до и после он всегда назывался Арконой.

«Расположенный на северо-восточном выступе острова Рюген, на мысе Аркона, он был защищён в двух местах городским валом. Имя храмового города происходит от князя ранов Яромара Первого, который пал в 1168 году от вассалов датского короля Вальдемара Первого». - Получается, что его  брал не сам датский король, а его вассалы, и что городской вал город не защитил.

«От мыса Аркона в последние столетия постоянно отваливались в море большие части крутого побережья, из-за чего от Яромарсбурга на сегодня остался видимым только городской вал. Эти обрушения съедают за каждое столетие от 10 до 20 м побережья, так что нынешняя поверхность составляет только одну треть от бывшей».

Действительно, обрушения постоянно присутствуют, однако историческая Аркона как большой город располагалась, как я показал, исследуя геоглиф Арконы, вне зоны разрушения. Не исключено, однако, что Яромар построил некий «высокий город» Арконы (типа  кремля) именно со стороны моря, и он-то постепенно разрушается. Но в таком случае Аркона как город (посад) была разрушена датскими вассалами в 1168 году, а детинец (возвышенная часть), связанная с именем Яромара, с тех пор на 2/3 обрушилась в море.

«Поэтому в течение нескольких лет археологи проводили обязательные раскопки, которые обнаружили место нахождения храма Святовита, хотя долго предполагалось, что он был потерян из-за морских обрушений. Речь идёт о прямоугольной поверхности, которая была полностью свободна от блоков основания, вокруг которой было найдено еще несколько, которые означали места жертвоприношений, и были найдены разрушенные части оружия. Это совпадает с историческим описанием Саксона Грамматика, который утверждал, что священник не имел права внутри храма дышать, чтобы не осквернить храм».

Возможно, что именно в возвышенной части Арконы находился храм Святовита, однако на всех изделиях Арконы упоминались другие храмы: и в первую очередь храм Яра. Родь храма Святовита была ничтожной, если вообще не нулевой, в отношении политической, административной, финансовой и военной власти Яровой Руси. Возможно, что Яромарсбург и сводился к этой наиболее старой и не играющей важной роли части Арконы, которая вполне могла уцелеть при взятии Арконы датчанами.

yaromar8.jpg

Рис. 8. Городская стена, видимая с моря, и моё чтение надписей

Городская стена. Городская стена или городской вал в немецкой версии Википедии имеет изображение, рис. 8, которое было передано на Викисклад 18 апреля 2006 года. Мы видим тут два небольших холмика, причем на левом из них читается слово ХРАМ, а на правом, в две строки, слова ЯРА РОДА. С торца можно прочитать слова МИМ ЯРА. Уже из этого чтения складывается мнение, что Яромар построил не городскую стену, я земляной храм Яра Рода, где помещения находились внутри, а подземный вход был замаскирован. Такого рода храмы являлись по типу постройки самыми древними, и, возможно, у датчан они не ассоциировались с культовыми помещениями.

Справа мы видим лик Яра. Усилив его контраст, можно видеть, что изображено мужское лицо анфас с длинным носом, маленькими усиками и небольшой бородкой, с глазками-точками. На бороде и на лбу можно прочитать слова ЛИК ЯРА, а прямо под волосами - слова, которые я на поле дешифровок не выделил, ибо они очень спрессованы в лигатуру - ХРАМА РОДА. А на уровне глаз и ниже я читаю датировку: ГОД ЯРОВ 303-305, что соответствует ГОДАМ 1159-1161 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. А Яромару в 1159 году было всего 18 лет. Можно предположить, что после первого нападения крестоносцев в 1147 году основные сооружения города находились под угрозой, и за два года, 1159-1161, Яромару удалось создать не столько полноценный храм, сколько хранилище, в которое он и переместил ценности из городских храмов. Тем самым, он спас их от похищения датчанами во время окончательного разгрома в 1168 году.

yaromar9.jpg

Рис. 9. Табличка  «Городской вал Яромарсбурга»

В той же немецкой веси Википедии имеется изображение таблички, на которой можно прочитать следующее. Сначала крупным шрифтом: «Археологические находки на полуострове Виттов свидетельствуют о наличии тут поселения уже 5000 лет назад. Славяне раны на Рюген переселились предположительно в 6-м веке, и в 6-8 веках создали храмовый город Аркона в честь своего четырёхголового бога Свантевита. Значение этого святилища широко распространилось за пределы Рюгена.

Датский хронист и современник Сакс Грамматик описывает в его произведениях завоевание святилища датчанами в 1168 году. «В центре города имеется ровная площадь, на которой возвышается построенный из дерева храм, почитаемый не столько из-за роскоши изготовления, сколько из-за святости находящегося в нём изображения божества. Само святилище было окружено двумя изгородями. Внешняя часть состояло из стен, покрытых пурпурным покрывалом, внутренняя, опирающаяся на 4 столба, блестело из-за занавесей. В храме стояло мощное изображение божества, чьё человеческое тело сильно превосходило натуральную величину, и удивительно выглядели на нем 4 головы на 4 шеях. Две головы виднелись также на уровне груди, и еще много можно было видеть на спине».

Это - знакомое мне описание беглого взгляда на группу под названием Святовид со стороны одного из божеств, где видны головы еще трех божеств, но не их тела. Очевидно, датчанин бросил беглый взгляд с некоторого отдаления, причём, естественно, находясь внутри временного деревянного храма, который был выстроен взамен разрушенного каменного. Сейчас в Москве и Подмосковье построено много новых деревянных церквей. Их соорудили вместо утраченных каменных за годы советской власти, ибо большевики-атеисты считали уничтожение храмов «борьбой с религиозными предрассудками».

Мелким шрифтом на табличке написано: «Создание и укрепление двух лежащих друг за другом валов происходило в несколько этапов. Сначала в 11 веке возник земляной вал, возвысившийся над внутренним пространством вала. Из-за обрушений берега от 10 до 20 м  в столетие сегодня в нашем распоряжении находится только 1/3 бывшей поверхности.

Первоначальная протяженность сооружения с севера на юг составляла порядка 300 м, а с востока на запад - 350 м. Гавань, относящаяся к храму, предположительно располагалась в деревне рыбаков Витт. Поселение, относящееся к  святилищу и городу, к которому, безусловно, относился и торговый центр, находилось в саду,  который получил имя «у стоп города». Штурм храмового города Арконы 11 июня 1168 года покончил с независимостью славян Рюгена. Князья подчинились датскому королю Вальдемару Первому и приняли христианскую веру. Епископ Абсалон освятил многие культовые места и некрополи славян Рюгена и приказал соорудить там капеллы.

Сокровища храма Святовита получил король Вальдемар первый, который позже поделился ими со своим союзником, Генрихом Львом. Князья Рюгена заботились о том, чтобы славянское население приняло христианскую веру...»

По сути дела тут написано то, что говорилось и в других местах. На самой табличке виден вход в деревянный храм, крытый соломой, вероятно, храм Яра Рода, а поодаль виден иной храм, целиком земляной, с опорой на 4 столбах - внутренняя часть храма Святовита.

yaromar10.jpg

Рис. 10. Копьё и обломок меча якобы викингов и моё чтение надписей

Пика викингов и курган. В той же немецкой версии статьи о Яромарсбурге имеется изображение «оружия викингов из находок в Яромарсбурге 1933 года». На Викисклад изображение попало из фотографии археолога  по имени Wilhelm Petzsch.

Я читаю на эфесе обломка меча слова ЯРА АРКОНА, а на пике снизу вверх - слова ЯРА ХРАМ и РУСЬ ЯРА. Таким образом, русское оружие приписано викингам, к которым оно не имеет никакого отношения.

На последнем изображении показан курган на Рюгене, изображение было передано на Викисклад 11 февраля 2011 года. Это скопление камней мне очень напомнило нечто похожее в Мурманске. Я решил, что на камнях имеются надписи, и, усилив контраст изображения, понял, что не ошибся.

Большой камень наверху имеет крупную надпись ХРАМ МАКАЖИ и МИМА ЯРА МАРЫ. А на камне в основании я читаю слова МИМ МАРЫ ЯРА. На левом камне, тоже крупном, я читаю слова МИРА Я(РА), дальше закрыто изображением первого камня. Наконец, на вертикально вкопанном камне справа можно прочитать слова МАРЫ МИМ.

Таким образом, в этом месте находилась резиденция ряда мимов храмов.

yaromar11.jpg

Рис. 11. Курган на Рюгене и моё чтение надписей

один комментарий к “О Яромаре и Яромарсбурге”

  1. Роман написал:

    Собственно говоря, об астрологии тут даже речи не идет - в основном это явления астрономического порядка.
    Хотя не исключено, что волхвы, по библейской истории посетившие рожденного Спасителя, исследовали некое непонятное явление с астрологических позиций. И исходя из них рассчитали, в какой стране это могло произойти.
    Непонятно правда, почему они (по этой же библейской истории) обратились к Ироду.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.17MB | MySQL:11 | 0.460sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

управление:

. ..



20 запросов. 0.644 секунд