В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Ноябрь 4, 2009

Завершились третьи курсы

Автор 13:47. Рубрика Исследования по русскому языку

Завершились третьи курсы В.А. Чудинов

В четверг 29 октября 2009 года завершились третьи авторские курсы из 10 лекций, посвященные истории Руси до Рюрика. Тем самым закончился тот цикл авторских курсов, который я намечал на 2009 год. В мою задачу входила обкатка ряда новых положений, которые отличали моё видение русской истории от того, что обычно даётся в академических курсах по истории древнего мира, в которых присутствие Руси отрицается.

Я не буду давать подробных характеристик каждого занятия, а приведу только ряд наиболее запомнившихся эпизодов.

nau1.jpg

Рис. 1. Завершение первого дня занятий

Первый день. Обычно он запоминается лучше других. В этот день Наташа купила торт и угостила всех присутствовавших на занятии. Сюда пришли не только новые люди, но и те, кто ходил летом в экспедицию. Естественно, что всем хотелось поделиться как новыми делами, так и воспоминаниями о ночах у костра и эмоциями во время восхождения и спуска. Тут же намечались планы следующих экспедиций.

nau2.jpg

Рис. 2. Я за рабочим столом

Как всегда, я сидел за угловым столом и рассказывал, попивая чаёк. Передо мной находится ворох книг - это потому, что на первом занятии я рассказывал о том, как излагается историография мировой и русской истории в разных книгах. На переднем плане весьма редкий учебник - для гимназий издания 1813 года. В нем, в частности, история даётся от сотворения мира Создателем, через расселение людей после потопа и затем - по нескольку слов о древних странах. Так, о пирамидах Египта излагается два мнения: что это игра природы или что это - обработанные людьми каменные утёсы. Между тем, в то время подобные взгляды считались вполне научными и их никто не вышучивал. Печатному слову верили вполне.

nau3.jpg

Рис. 3. Слушатели курсов на одном из последующих занятий

Последующие дни. На этом и последующих занятиях я сравнивал историографию начала Руси с историографиями начала других стран; и всегда сравнение оказывалось не в нашу пользу. Когда во всех странах переживали Средние века, пройдя античность, мы ухитрились еще пребывать в «древности» как наиболее отсталый этнос; у всех история начиналась с героических легенд - а у нас с племенной отсталости, неурядиц и с якобы приглашения чужестранцев на княжение. Этим оправдывалось и последующее приглашение наших императоров и императриц из Германии, так что политический заказ Романовых именно на норманнскую теорию виден, что называется, невооруженным глазом. Рассказывая это, я понял, что тут вполне набирается материал на целую монографию - как историки преподносят начало истории той или иной страны.

nau4.jpg

Рис. 4. Кто-то записывает, кто-то просто слушает

Естественно, что я также знакомил слушателей и с альтернативной историографией. Приводил взгляды Ньютона, Морозова, Фоменко, группы «Цивилизация», знакомил со взглядами Склярова, Петухова. И опять меня не покидала мысль о том, что здесь сложилось целое альтернативное направление, которое, однако, довольно сильно отличается  в деталях и в методах исследования, но в совокупности даёт стройную и весьма убедительную концепцию реального исторического процесса. И опять-таки, крайне интересный материал дают как критики альтернативных концепций, так и полемика с ними представителей академической науки. Если каждое направление само по себе, применяя свои методики, высвечивает всё-таки весьма небольшой пласт исторической материи, то в совокупности они дают весьма нетривиальное понимание исторического процесса, намного более понятное, чем его рисует ангажированная академическая наука.

nau5.jpg

Рис. 5. На курсы приходила не только молодежь

Понятно, что для создания новой историографии необходимо и новое понимание исторического источника. До сих пор историки использовали три рода документов: местные предания (легенды, мифы, исторические песни), рассказы писателей более отдаленных эпох (которые считали себя именно писателями, а не историками), и летописи (компиляции монахов по заказам князей для прославления правящей династии). Каждый из этих разрядов документов является относительно недавним во времени, весьма субъективным и, кроме того, прошедшим несколько последующих редакций. Однако надписи на камнях, зданиях и скалах, а также культовые гравировки, рельефы и скульптуры археологами во внимание не принимаются. Иными словами, наиболее важные с точки зрения историографии документы академическими историками отбрасываются.

nau6.jpg

Рис. 6. В последний день мы опять пили чай и ели торт

Ну, а позже я показывал слушателям на экране монитора те камни, рельефы и скульптуры, которые дошли к нам из седой древности. И если традиционная историография сидит на «голодном пайке» потому, что почти все известные источники запущены в научный оборот и уже рассмотрены по многу раз, то для новой историографии открывается непочатый край работы. Ибо камней и скал с изображениями - тысячи и миллионы. И, разумеется, я показывал иллюстрации из моих книг об этрусках и о Вагрии. Меня слушали с затаённым дыханием, а позже задавали массу вопросов по детализации высказанных положений.

nau7.jpg

Рис. 7. Вкусное завершение курсов

Обсуждение. Разумеется, на суд слушателей я вынес многие положения, которые я вынашивал, работая над конкретным материалом - читая надписи на новых камнях, рецензируя книги или статьи коллег, отвечая в полемике на выпады противников. Однако при проговаривании этих положений сразу высвечивались их сильные и слабые стороны, становилось понятным дальнейшее направление исследования для того, чтобы усилить доказательства и снять не замеченные прежде недоговорённости. Таким образом, курсы оказались крайне полезными в научном плане.

Но они же дали интересный опыт и в организационном плане: как и где размещать рекламу, в какое время устраивать занятия, как и на каком оборудовании демонстрировать иллюстрации, как их лучше компоновать, какую мебель предоставить слушателям. Всё это очень пригодится для организации следующего лекционного цикла.

Заключение. Лекционный цикл авторских курсов, намеченный на 2009 год, успешно завершен. Произошла не только обкатка научного материала и организационных приёмов, но и сформировался круг участников исследований, а отношения с ними перешли из приятельских в дружеские. Ибо теперь есть общий опыт первой экспедиции.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.1MB | MySQL:11 | 0.266sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.423 секунд