В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 25, 2009

Перепаханный геоглиф Арконы

Автор 06:35. Рубрика Геоглифы

Cross-ploughed geoglyph of Arkona. Перепаханный геоглиф Арконы В.А. Чудинов

The Arkona-geoglyph was observed. On it some inscriptions and several temples of the Russian gods Yar and Mara were discovered.  

Программа «Планета Земля» Гугла позволила мне рассмотреть в деталях мыс Аркона на острове Рюген нынешней Германии. Когда-то здесь располагались храмы Святовида, Яра, Мары и Макоши русских, однако, как полагают археологи, эти храмы упали с обрыва, поскольку их подмывали в течение столетий волны, обрушивая куски скал в море. Мне было интересно узнать, не осталось ли каких-либо следов пребывания этих храмов на нынешней земле. При этом я рассуждаю так: не может быть, чтобы храмы существовали без геоглифов. И даже если геоглифы в значительной степени утрачены, то какая-то их часть всё-таки должна сохраниться. А что именно - до исследования мне не известно. 

Археологи о мысе Аркона. «В Арконе можно видеть частично сохранившиеся валы высотой до 13 м, которые когда-то отделяли известный славянский храмовый город (город Яромара) от остальной части острова. В 1168 году город был занят датчанами, а храм Святовида разрушен» (ADA, S. 66). Об Арконе в наших энциклопедиях обычно сообщается не так уж много сведений: «АРКОНА - средневековый (XI-XII века) город балтийских славян на самом северном мысу острова Рюген (славянское - Руян) в Германии, религиозный центр, объединявший ряд славянских племен. Островом управлял верховный жрец бога Святовита. Храм этого бога в Арконе описал датский средневековый автор Саксон Грамматик» (ГЛА, с. 20). Здесь очень много неточностей. Храм этот существовал вовсе не два века, а, видимо, ровно столько, сколько существовали русы варяги. Странно, что о его принадлежности к варягам тут нет и слова. Получается, что все сведения о нем получены только из сообщений Саксона Грамматика. А как же славянские источники? Почему до меня не прочитаны хотя бы те надписи, которые прочитал я? Почему не подняты иные описания, которые, я уверен, уцелели? - Однако продолжим цитирование.

«В полном соответствии с его рассказом раскопки вскрыли квадрат стен храма (покрытого некогда пурпурной крышей), внутри его - квадрат из 4 столбов святилища (между ними висели ковровые завесы), внутри святилища - каменное основание статуи четырехголового бога (насчет этого я поговорю позже - В.Ч.). Рядом вскрыта площадь народных собраний. Городской вал имел 13 м высоты. В 1168 году датский король Вальдемар (! Он же Яромар! - В.Ч.) разрушил город и храм. Статуя Святовита была сожжена, а храмовые сокровища перевезены в Данию» (ГЛА, с. 20-21). В этом сообщении важно то, что перед храмом существовала площадь народных собраний, что дает основание заподозрить существование в Арконе некой демократии. Возможно, что там имелось вече типа новгородского.

Но остальные данные современных исследователей об Арконе просто удивительны. Так, об этнической стороне жителей Арконы В.В. Седов пишет так: «Невозможно сказать, были ли руяне острова Рюген частью велетского союза племен, или, как считал, в частности, Л. Нидерле, составляли отдельную группу балтийских славян. Первыми славянскими поселенцами на острове были носители суковско-дзедзицуих древностей (по карте на рис. 80 видно, что это - лужицкие сербы - В.Ч.). Фельдбергская керамика распространилась здесь относительно поздно, только в VIII веке (а что было раньше, веков за 5-6? - В.Ч.). В IX веке на острове уже безраздельно господствовала фрезендорфская посуда. Ее характерными формами являются широкогорлые выпуклобокие горшки с орнаментальными поясами из валиков с нарезными узорами или из волнистых линий. Основным регионом этой керамики был Рюген, поэтому немецкие археологи рассматривают ее как этнографический элемент ранов. В небольшом количестве такая посуда встречается еще в прибрежных местностях Фестландии (DON, S. 245-247, Abb 4-5)» (СЕИ, с. 340). Вот такова археология: начитает выяснять этнический состав, а сводит его к толстобоким горшкам. Хотя, конечно, замечательно, что она обнаружила наличие не только местного производства этих горшков на Рюгене, но и собственной формы этих горшков. Жаль, только, что не указала, где именно на Рюгене существовали гончарные мастерские. Не думаю, что в Арконе - это был священный город. Разумеется, часть горшков с острова попадала и на материк (Festland), который под пером академика РАН В.В. Седова превращается в неведомую страну Фестландию (такова нынешняя академическая наука!). И, разумеется, куда уж этой науке определить, кто именно жил на Рюгене, ей «невозможно сказать»! Ведь, казалось бы, достаточно прочитать хотя бы одну надпись. Но в то-то и дело, что археологи, даже академики, древних надписей читать не умеют. И потому путаются в трех соснах. Что ж, напомню еще раз: на Рюгене жили русские. О чем они сами пишут по-русски, протокириллицей и открытым текстом. И входили в Ярову Русь.

Еще раз: если уже около 330 года святой Евсевий считал Аркону короной всего Балтийского моря, то, следовательно, заселение Рюгена началось не с «носителей Фельдбергской керамики» (скорее всего, данную керамику просто закупали, пока не открыли собственно керамическое производство), а за много веков до этого. Просто археологи провели очень поверхностные раскопки и удовольствовались случайным подъемным материалом. 

Раскопки Арконы. Естественно, что памятник такого значения археологи должны были раскапывать. И они это сделали. Результаты сообщает В.В. Седов: «Арконское городище расположено на мысу, возвышающемся над водами Балтики на 70 м. Его подтреугольная площадка длиной до 300 м и шириной около 400 м с напольной стороны в Х-XI веках была защищена валом и рвом. Поселение, как показали раскопочные работы, основано в VII-IX веках и первоначально имело значительно меньшую площадь. Языческий храм Святовита стоял в серединной части святилища, на мысе, ныне разрушенном морскими прибоями. Удалось изучить лишь часть рва, ограждавшего культовое место. Анализы костных остатков, собранных при раскопках сохранившейся части святилища, показали, что в жертву руяне приносили в основном молодых животных - крупный рогатый скот, овец, коз и свиней. Около городища и внутри его во время языческих празднеств совершались торговые операции, о чем говорят находки вещей, привезенных из Скандинавии и стран Западной Европы (HER, S. 177-209)» (СЕИ, с. 340). Как видим, теперь говорится о том, что были найдены предметы уже VII века, на век более ранние, чем сообщалось в предыдущем отрывке. Если Рюген считался около 330 года н.э. короной всей Балтики, возникает вопрос, сколько же веков понадобится археологам, чтобы докопаться хотя бы до предметов IV века? Но ведь Рюген к этому моменту уже был на вершине своего расцвета, следовательно, возник он никак не позже, чем за пару веков до своего господства на Балтике. Что же касается жертвенных животных, то наличие костных остатков мясной пищи еще не говорит о ритуале жертвоприношений. Обычно такой ритуал осуществляется в храме, а храм не сохранился. Поэтому выводы археологов для читателя бездоказательны. То же самое можно сказать и о наличии торговли внутри городища: обычно в святилищах торговлей не занимались. А наличие импортных предметов среди археологических находок можно объяснить и иначе: именно как жертву из этих вещей в часть храма на территории городища. И в наши дни, например, в фонтаны Рима иностранцы бросают монетки - деньги своей страны. Это, однако, не означает, что именно в фонтанах производилась торговля на валюту других стран. Так что археологи пишут свои статьи для других археологов, не поясняя очевидные для них выводы другим читателям. В результате доверие к таким статьям у читателей падает

Впрочем, выяснить, что именно раскопали археологи в Арконе, можно. На рис. 91 я совмещаю рисунки из монографии И.П. Русановой (РУЯ, с 159, рис. 15-1 и 15-2) и показываю, что археологи прорыли всего-навсего 7 траншей. Обозначение тут таковы: А - край берега в 1969 году; Б - край берега в 1920 году, В - предполагаемый край берега в Х веке, Г - вал, Д - уничтоженный вал, Е - комплексы вещей IX-X веков, Ж - комплексы вещей XI-XII веков, З - отдельные находки IX-X веков, И - отдельные находки XI-XII веков, К - раскопочные траншеи, Л - положение храма Арконы по моим предположениям.

 arkona1.jpg

Рис. 1. План Арконы, бывшей и настоящей

 

 Как видим, археологи не вскрыли всю поверхность городища Арконы, а храм, к сожалению, обвалился в море, вместе с участками берега. Многовековые штормы должны были основательно разметать и разбить на фрагменты попавшие в воду предметы, так что в данном случае даже подводная археология вряд ли поможет. Напомню, что круча у Арконы имеет высоту в 70 м, а это высота примерно 23 - этажного дома. 

 Таковы предварительные данные, с которыми можно рассматривать земля рядом с мысом Аркона. Прямо скажем, выводы совершенно неутешительные - обнаружить вряд ли что удастся.

 arkona2.jpg

Рис. 2. Фрагмент карты святого Евсевия и моё чтение «короны»

 

Сведения карты Евсевия и ее сопоставление с видом из космоса. Было бы крайне интересно найти какие-либо сведения о более раннем расселении славян, а еще лучше - не просто сообщения, а карту. Такое открытие сделал немецкий историк Конрад Миллер (MIL), обнаруживший в сочинениях Блаженного Иеронима карту, составленную его предшественником святым Евсевием (270-338 гг.). На этой карте он определил надпись Vulgaria, и обвел ее прямоугольником. Иордан Табов воспроизводит фрагмент этой карты (ТАБ, с. 196), рис.75. На ней, вероятно, изображен приблизительно тот же участок с Балтийским морем на севере, хотя отождествление этой карты поздней античности с современной требует дополнительной информации, поскольку расположение географических объектов на таких схемах очень приблизительное. И эта информация на карте присутствует в виде надписей. Следовательно, если прочитать надписи, можно произвести такое отождествление. Я такое чтение произвёл, однако в данном случае меня интересует только «корона», надетая на голову кита, которая в обращенном цвете может быть прочтена как слово «ВАГРИЯ», то есть, название страны варягов.

 arkona3.jpg

Рис. 3. Вид острова Рюген с высоты в 92 км

 

С высоты в 92 км остров Рюген виден весьма отчётливо. Первое, что бросается в глаза, это три мыса, образующие как бы корону. Видимо, именно ее и имел в виду картограф карты святого Евсевия. Верхний мыс и является Арконой, что можно прочитать на мелководье немного ниже. Правда, слово АРКОНА читается с трудом. Зато несколько лучше просматривается и читается надпись МАЯК слева внизу, также выполненная на мелководье. Прочитанные мною надписи я подписываю на виде из космоса белыми буквами. Уже эти две надписи вселяют в нас надежду на то, что можно будет найти и прочитать также и другие русские надписи этой бывшей русской святыни.

 arkona4.jpg

Рис. 4. Вид острова Рюген с высоты в 22 км

 

Рассмотрение острова и мыса. Теперь перейдём к рассмотрению острова Рюген с высоты в 22 км. Сам остров в таком масштабе на рисунке не помещается, хотя прекрасно виден мыс Аркона в правом верхнем углу. Вместе с отмелями его силуэт напоминает голову льва, повёрнутую вправо, что, однако, можно считать не столько зооморфным ликом Яра, сколько природной случайностью, повлиявшей на выбор мыса.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.480sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.677 секунд