В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июнь 1, 2013

Карта Астрахани Олеария

Автор 10:13. Рубрика Исторические комментарии

В астраханском городище признали столицу Хазарского каганата. Так называется эта заметка. В ней говорится: «Самосдельское городище в Астраханской области - это столица Хазарского каганата Итиль. К такому выводу пришли археологи из совместной экспедиции Астраханского государственного университета и Института этнологии РАН. "Мы теперь во всеуслышание об этом заявляем на научных конференциях", - заявил Дмитрий Васильев, один из руководителей экспедиции, в интервью РИА Новости.

Работы на городище ведутся с 2000 года. Культурный слой там составляет около трех с половиной метров. Удалось установить очертания кирпичной крепости-цитадели, выявить живые кварталы, характерные для хазарского времени "юртообразные" жилища, специфическую керамику. Нижние слои городища датируются VIII-IX веками, то есть хазарским временем. Найден также слой большого пожара, который, возможно, соответствует времени разрушения Итиля киевским князем Святославом Игоревичем (960-е годы).

 astrahan3.jpg

Рис. 3. Археологическая находка Итиля

 

Общая площадь предполагаемой хазарской столицы велика: около двух квадратных километров. В таком поселении одновременно могли жить 50-60 тысяч человек. По средневековым меркам, это - очень крупный город.

Одним из наиболее серьезных косвенных аргументов в пользу идентификации на Самосдельском городище остатков Итиля Дмитрий Васильев считает именно цитадель. До сих пор археологам удалось найти только одну хазарскую кирпичную крепость: она найдена в Саркеле (левый берег Дона, сейчас это место затоплено). Известно, что ее строили по приказу кагана.

Итиль, по мнению ученых, прекратил существование не после падения каганата, а позже - примерно в XIV веке, когда его затопила Волга: следы предмонгольского и золотоордынского этапов в жизни города зафиксированы археологически».

astrahan4.jpg

Рис. 4. Моё чтение на археологической находке Итиля

Эту статью сопровождает изображение золотой находки из Итиля, надписи на которой я намерен прочитать для ее атрибуции. Большого числа фрагментов мне не нужно, ибо моя статья посвящена не хазарам, а карте Олеария, а чтения нужны лишь для атрибуции. Итак, на левом верхнем фрагменте я читаю слова МИМ, ЯРА РОДА ХРАМ. Ниже находится как бы изображение лошадиной головы в левый профиль, однако на зрителя смотрит морда медведя анфас с полуоткрытой пастью, в которой зубами зажаты то ли бусы, то ли чётки. На лбу животного (и далее вправо) можно прочитать  слово МАКАЖЬ. Промежутки между бусинами образуют текст ХРАМ ЯРА РОДА. Справа на шее другого коня в выделенном фрагменте я читаю слова ЯРА ХРАМ. Наконец, внутри правого нижнего фрагмента читаются слова МАСКА ЯРА, что означает ИЗОБРАЖЕНИЕ ЯРА.

Таким образом, мы видим действительное изображение Яра, который, однако, скачет не на одном коне, а управляет сразу двумя лошадьми. Полагаю, что левый конь с ликом медведицы и подписью МАКАЖЬ символизирует Ярову Русь, тогда как правый конь символизирует Азию (Тартарию с точки зрения Запада). Такова могла быть символика именно скифов. А изделие - это наперсный знак отличия мима Яра, аналог современного наперсного креста христианского священника. Так что, не давая окончательного суждения, предварительно можно сказать, что Итиль был столицей скифов.

Значение раскопок Итиля. «Обнаружение археологами столицы Хазарского каганата - города Итиль - сравнимо с открытием древнего Новгорода, заявил РИА Новости инициатор "Хазарского проекта", в рамках которого с 2000 года ведутся раскопки, вице-президент Российского еврейского конгрессов (РЕК) Евгений Сатановский». (РИА Новости http://ria.ru/science/20080903/150938741.html#ixzz2UIjornte)

В данном случае Евгения Сатановского можно только поблагодарить. Без этих раскопок мы бы не узнали, как выглядит символ отличия мима Яра в этой местности.

astrahan5.jpg

Рис. 5. Реконструкция юртообразного жилища

В другой статье, «Итиль-мечта» http://www.lechaim.ru/ARHIV/174/VZR/a02.htm  приводится рисунок 5, реконструкция археологами жилища типа юрты. Это жилище весьма напоминает те, что мы видели на карте Олеария.

В это же статье упоминаются и огузы - те племена, который пошли в Европу (позже или раньше): «В это же время из далеких монгольских степей на Сырдарью откочевывают могучие огузы - союз древних и влиятельных тюркских племен. Оседлые народы попадают под их влияние, обогащая культуру огузов и получая защиту большого и мобильного войска. Огузы вторгаются в Кангар - страну печенегов - и изгоняют их оттуда. В погоне за печенегами огузы устремляются на запад и выходят к Волге. Здесь они заключают с Хазарией «вечный мир» против печенегов. Хазарским стратегам, управлявшим страной, которая переживала далеко не лучшие времена, было, видимо, всё равно, с кем воевать, если война была неизбежна. Чтобы не столкнуться одновременно и с печенегами, и с огузами, они приняли предложение огузов о союзе».

astrahan6.jpg

Рис. 6. Кувшин из Самосдельского городища

Этому городищу посвящена специальная статья в Википедии. Там говорится: «Самосдельское городище - остатки средневекового городского поселения. Расположены в дельте Волги, в 43 км ниже Астрахани, на правом берегу реки Старая Волга, или Бирюль, в 1 км к востоку от села Самосделка Камызякского района Астраханской области. В культурных слоях Самосдельского городища содержатся остатки сразу трёх городов, последовательно сменявших друг друга, - хазарского (IX-X веков), предмонгольского времени (XI-XII веков) и золотоордынского (XIII-XIV веков). Самосдельское городище стало известно как предположительное место расположения последней столицы Хазарского каганата - города Итиль (Атиль, Атель). Средние слои (датирующиеся XI-XII веками) соотносятся с существовавшим в дельте Волги торговым городом Саксин (Саджсин), который известен по описаниям арабского купца и путешественника Абу Хамида ал-Гарнати (исп.). Верхние слои, по одной из версий, соотносятся с городом Суммеркентом, упоминаемым Гильомом де Рубруком, который проезжал через дельту Волги в 1254 году, по другой - с продолжавшим существовать в XIII-XIV веках городом Саксином».

astrahan7.jpg

Рис. 7. Моё чтение надписей на кувшине

К статье приложен ряд фотографий. Естественно, я не мог удержаться от того, чтобы не прочитать надписи на ряде артефактов Итиля. Первое, что меня заинтересовало, это кувшин. На мой взгляд, он тщательно зачищен археологами, чтобы на нем не оставалось никаких надписей или ликов. Однако, как сказал Булгаков устами одного из своих героев, «Рукописи не горят». Перефразируя, можно заявить: «Надписи на артефактах не стираются». В том смысле, что уменьшенный контраст на изделии можно восстановить, усилии контраст на изображении. Что я и делаю.

Теперь на сосуде можно выявить мужской лик анфас, без усов, но с маленькой бородкой. Нос - широкий, образован прямыми линиями. Виден только правый глаз. На лике имеется надпись (на глазу и ниже): МИМ ХРАМА ЯРА.  Иначе говоря, ничего хазарского в этом кувшине нет.

astrahan8.jpg

Рис. 8. Миска поливная и моё чтение надписей

Там же обнаружена «Миска поливная», ее сопровождают такие археологические данные: «Самосдельское городище, раскоп - 1, яма № 329, миска к/г поливная, опись № 1.5, пункт 3». Изображение передано Википедии 15 апреля 2012 года.

На миске можно увидеть три женских лика в левый профиль. Самый левый, черного цвета, очень нечеткий, поэтому я его не воспроизвожу. Средний - зеленый, с большим горбатым носом и красными губами, я помещаю его на полях в середине. Правый - светло-зеленый, в центре миски, я помещаю его на полях вверху.

На миске имеются две строки надписей. Верхняя, занимающая верхнее кольцо окружности миски, имеет надпись МАСКА МАРЫ. На кольце ближе к центру, можно прочитать слова ЛИК МАРЫ, который поясняет три перечисленных лика.

Тем самым, и этот вид посуды относится к храму русской богини Мары, а не к хазарам или к тюркам.

astrahan9.jpg

Рис. 9. Несколько видов керамических изделий городища

Можно также рассмотреть изображения нескольких видов керамических изделий, найденный в Самосдельском городище. Прежде всего, это изображение уже проанализированного кувшина, но показанного с другой стороны. На нем внизу имеются две глубоких царапины. Правее находится кувшин пониже. Имеются также и другие кувшинчики и чашки, надписи на которых я также хотел бы прочитать.

Для чтения я усиливаю контраст. На уже известном кувшине справа можно прочитать надпись (хотя последние буквы не видны) ЯРА ХРАМ, АСТРАХАНЬ. Понятно, что если раскоп № 1  соответствует наиболее позднему времени («Исследование квартала XI-XII вв. на Самосдельском городище - Раскоп № 1»), то на данной территории, видимо, хазар и тюрок осталось уже немного, а основная культура воцарилась русская (после победы хазар Святославом в 960 году).

astrahan10.jpg

Рис. 10. Моё чтение надписей на керамических изделиях

На кувшинчике с обломанным венчиком перед большим кувшином на горлышке можно прочитать слово ЯРА, а на втором поясе - слова МОСКВА и правее - ДЛЯ ОТВАРА ХРАМ ЯРА. На кувшине справа чуть ниже самого крупного я читаю слова ЯРА ХРАМ МАРЫ. Чуть ближе на чашке читаются слова МАЯКИ ЯРА МАРЫ. На самом дальнем кувшине справа читаются слова МАСКИ ЯРА МАРЫ. И, наконец, на ближайшей чашке можно прочитать слова ЯРА МИМ.

Итак, окончательно можно резюмировать: в XI-XII вв. на Самосдельском городище находился храм ЯРА МАРЫ, созданный МОСКВОЙ.

Однако, после такой проверки, вернёмся к рис. 1, чтобы обследовать собственно город Астрахань.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.11MB | MySQL:11 | 0.170sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.353 секунд