Но если даже считать по минимуму, что скота было мало и что он потреблял половину суточной нормы, учитывая, что стада всё же должны были определенную часть времени проводить на пастбищах, вне пещерного города, то получается: чтобы обеспечивать водой скот, содержавшийся на горе, необходимо более двух тысяч литров ежедневно. И это - не учитывая естественных потребностей людей, обитавших там же. Откуда же брали воду? Можно предположить, что часть стада использовалась и как вьючные животные, которые периодически, так сказать, сами себе поднимали бурдюки или какие-то емкости с водой... Специалисты-животноводы допускают такую практику. Но, опять же, гипотетически.
Рис. 18. Одно из окон храма Мары и моё чтение надписи
Опять пока прерву цитирование, чтобы прокомментировать ещё один фрагмент литого храма Мары. Здесь окно не только намечено, но и прорублено, и видна внутренняя стена, на которой крупными штрихами прорублена надпись. Её я читаю так: МАРЫ МАСКА ВОИНОВ ВИМАН, что означает: ТЕЛА УСОПШИХ ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (РЮРИКА). То есть, повторяется надпись на внешней стене храма Мары. И тогда 20 скульптур на вершине скалы являются скульптурными портретами павших воинов. Иными словами, на вершине находится монумент павшим, но вполне известным солдатам.
Кстати, есть версия и относящаяся к разряду альтернативных. Речь о том, что загадочные пещерные комплексы Тепе-Кермена служили в древности в качестве огромных конденсаторов атмосферной влаги. И таким образом снабжали водой здешних обитателей. Апеллируют авторы версии к тому, что в античные времена эффект конденсации на камнях был не только известен, но и использовался для получения воды в Крыму. В Херсонесе, например. Соответственно, в античные времена древние греки знали и могли использовать закон конденсации воды на практике.
В этой связи грубая обработка поверхностей стен и потолка - это не что иное, как увеличение площади поверхности конденсации воды. Для этой же цели служат и сделанные в пещерах углубления, отверстия, пазы, канавки, ниши, выступы в стенах и на потолке. А канавки на полах служат для дальнейшего распределения воды, а ямы - накопительные баки для конденсата.
Согласно этой версии, пещеры должны были закрываться, чтобы внутри устанавливалась постоянная температура, близкая к точке росы. Соответственно, размер дверей и окон здесь, меньший, чем нужно для обычных дверей и окон - чтобы легче герметизировать.
Но эта смелая версия, увы, не объясняет, почему в одних пещерах есть компоненты, якобы, способствующие сбору конденсата, а другие отличаются лишь грубой обработкой стен. Не объясняет, почему ниши не в каждой стене и другие вопросы по поводу технологии работы предполагаемых конденсационных камер. Авторы версии говорят, дескать, сейчас технология изготовления конденсационных пещер утеряна, и точных ответов на вопросы нет».
Итак, древнейшее поселение Тепе-Кермена - это храма Мары воинов летательных аппаратов Рюрика. Но со временем в свободные пещеры, предназначенные для проживания воинов гарнизона, могли заселиться и пастухи. Не исключено, что отдельные помещения воинского гарнизона при их постройке могли быть специально предназначены для сбора водного конденсата. Но, разумеется, такие помещения строили не пастухи. К тому же после ликвидации воинского гарнизона какая-то часть оборудования могла быть вывезена, и теперь о том, какие именно помещения были приспособлены для сбора конденсата, остаётся лишь догадываться.
Рис. 19. Вершина загадочной горы в Бахчисарайском районе
Ещё одна заметка о Тепе-Кермене. В ней [17] говорится: «Один из первых исследователей Тепе-Кермена, историк и археолог, автор книги «Крымские пещерные города и крипты», Григорий Караулов в 1871 году написал по поводу искусственных пещер полуострова следующее: «Это единственный остаток и свидетельство, быть может, о самых первых и древнейших обитателях Крыма»...
Первые исследователи, изучавшие пещерные города Крыма (Эски-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале, Качи-Кальон, Инкерман, Бакла, Тепе-Кермен и т. д.), начиная с XVIII века предполагали, что время их появления следует искать в глубокой древности, задолго до появления в Крыму первых известных поселений эллинов (примерно VIII-VII века до нашей эры). Такой авторитетный археолог, как Григорий Караулов, считал, что пещерные города омывали некогда морские воды, что это их обитатели оставили на скалах железные кольца, позднее фиксируемые многими путешественниками. А археолог и литератор Николай Боровко после экспедиции на Тепе-Кермен написал: «Нельзя отрицать того, что некоторые из его пещер были приспособляемы человеком к каким-то его нуждам, может быть, значительно позднее возникновения их».
Почему современные историки не допускают мысли об использовании в Средневековье более древних пещерных сооружений, а упорно настаивают на появлении первых помещений только в VI-VII веках нашей эры с приходом Византии в Крым, не совсем понятно. Логика их появления, по мнению ученых, связана с оборонительной функцией, которую скалы-крепости прекрасно выполняют. И основная масса пещерных помещений использовалась якобы под склады и хлева. То есть наверху - башни и стены, сложенные из камня, внизу - погреба. При этом обязательно наличие водного источника, и во всех исследованных археологами пещерных городах он есть - либо природный родник, как на Мангупе, либо прорубленный сквозь скалу колодец, как на Эски-Кермене и Чуфут-Кале. Однако в Тепе-Кермене, который по количеству пещер стоит на втором месте и который обходят своим вниманием историки, такового нет...»
Пока прерву цитирование, чтобы прокомментировать рис. 19. На нём изображено то же, что и на рис. 16, однако фотограф газеты «Крымский телеграфъ» И. Шилов, видимо, подчёркивая загадочность этой горы, сфотографировал и скалы, и храм Мары с теневой стороны. И фигуры воинов на скале, а также буквы надписей на ней и на храме Мары стали неразличимы. Из этого следует, что фотография одного и того жн артефакта иногда способствует, а иногда препятствует эпиграфическому анализу.
Продолжу цитирование. «С Тепе-Керменом вопрос обстоит сложный, - говорит археолог, кандидат исторических наук, профессор Александр Герцен. - Я в 1971 году встречался с исследователем Тепе-Кермена Таллесом - он первый, кто предпринял раскопки на Тепе-Кермене. Страшный памятник в плане организации, летом в особенности. Воды там нет, вода внизу на перевале Сары-Бей. И там около 300 пещерных помещений».
Высказывалось мнение, что воду добывали среднеазиатским способом - в период дождей или снеготаяния собирали в цистерны. Но проблема в том, что долго ее хранить нельзя - вода протухает. Значит, должно быть что-то типа пробитого колодца. Но его здесь нет. Может, не нашли?
«На Тепе-Кермене нет ни одного упоминания вообще как о живом поселении!» - говорит Александр Герцен. Об этом писал и Боровко. «Самое интересное в пещерах Тепе-Кермена, конечно, происхождение их, - сказано в книге Николая Африкановича, в его очерке, посвященном городу. - До нас не дошло никаких исторических сведений о поселении на нем. Опираясь на его турецкое название (тепе - вершина горы, кермен - укрепление), предполагают, что в древности на его плато располагалось укрепленное поселение. Это весьма возможно, но необходимо заметить, что на вершине горы нет решительно никаких следов укреплений».
Тем не менее, имея общие черты пещерных помещений, единый характер обработки камер, ясно, что Тепе-Кермен создавался в единой связке с другими пещерными городами, в одно время и одним народом. Но когда и для чего? Об этом - в продолжении материала...».
Рис. 20. Ступени входа в храм и моё чтение надписей
Опять прерву цитирование, чтобы рассмотреть подробнее рис. 20. Мы видим, что с первого этажа на второй можно подняться по узкой каменной лестнице, отлитой из камня вместе со стенами храма Мары. Если прочитать подпись на каждой ступени, начиная ч нижней (а я читал, начиная с верхней ступени), то получим такой текст: ХРАМ МАРЫ РЮРИКА МАРЫ АРКОНЫ ЯРА 30 И 35 МИМА, что означает на современном русском языке: ХРАМ МАРЫ ЗАПАЖНОГО КАИРА ЖРЕЦА ЗАПАДНОГО КАИРА И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Это - один из входов в храм Мары.
Что-то написано также и внутри комнат храма. Для меня важно, что одни надписи храма подтверждают другие. И, наконец, я перехожу к заключительным строкам работы [17]: Точка зрения современной археологии. «Обращаясь к современным историкам и археологам, мы получаем однозначный и категоричный ответ о том, что пещерные города появились только в эпоху Cредневековья. Эта теория их более позднего появления, чем считалось еще 100 лет назад, строится на археологических находках и логических заключениях. Впрочем, один из крупнейших пещерных городов Крыма, загадочный Тепе-Кермен, разбивает эту версию своими неудобными для науки достоинствами, а потому не удостоен археологических экспедиций. Мы решили начать его полномасштабное исследование и обратиться к самым первым научным работам, посвященным разгадкам тайн Тепе-Кермена...»
Итак, я показал, что Тепе-Кермен был построен в эпоху Рюрика, то есть, в середине IX века н.э., что, вообще говоря, относится именно к эпохе Средневековья. Но не в VII-VIII веках н.э., ибо тогда не существовало технологии каменного литья.
Обсуждение. Никогда до сих пор официальная археологическая наука не представляла мне столь жалкое зрелище, как то, что я обнаружил при создании данной моей статьи. Первое - что на сайте новостей археологии дают слово такому троллю, как «Золотой Балда». Так, среди комментариев можно встретить вполне деловой вопрос
А вдруг здесь слава Шлимана дремлет ? А это им вероятно не очень и надо...»
На что «Золотой Балда», как обычно, ответил вопросом на вопрос: «
Николай: «
Николай подробно объясняет. А «Золой Балда», мнящий себя не поваром, но археологом, отвечает: «
Но Александр не обращает на это внимания и пытается объяснить свою точку зрения: «
На что Балда разражается бранью: «
Но Александр не сдаётся: «
,, Лакеи вечные Европы
Её духовные рабы,
Вы извратили отчий опыт
И предков предали гробы.
И заканчивает словами:
Вы предавали Русь стократно,
Чужому вверившись уму.
Вас Русь прощала, но обратно
Тянули шею вы к ярму .
Вам родины милей - чужбина,
И суждено вам потому
Знать волю только господина,
И вечно кланяться ему».
На это Балда уже не сдерживается: «
Наконец, вот третий пример:
Рис. 21. Якобы первобытный гаджит (мобильный телефон) и моё чтение надписей
И Дмитрий Долгов замечает: «Когда просканируют Россию, то удивление будет ещё больше». И он прав. Ибо надпись наверху, над пластиной с клинописью, гласит в обращённом цвете: 35 АРКОНА ЯРА, то есть, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. А в самом низу, также в обращённом цвете, я читаю: ВОИНОВ РЮРИКА МАСКА, что означает: ИЗДЕЛИЕ ДЛЯ ВОИНОВ РЮРИКА.
На что Балда отвечает: «
И Долгов ответил: «
Или 3 февраля Балда ответил Рыжечкину: «Алексей Рыжечкин, у...ся ты, недочеловек, со своим семейным альбомом. Подотрись им». Это - о семейных ценностях.
На слова Геннадия Михайлова-Манчжурского: «Вообще Украина не имеет ни какого отношения к Киеву» он пишет: «
Любопытно, но на этом сайте началась дискуссия по моим чтениям. Началось всё с невинного замечания Валерия Гачича 30 января по поводу китайских нефритовых дисков: «Так вот с кого копировали CD- диски. А если серьезно, подождем когда Чудинов прочитает,что там написано». На что тут же отозвался Балда: «
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.353 секунд