В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 8, 2009

Эти бравые ребята скандинавы

Автор 13:27. Рубрика Исторические комментарии

Происхождение и нравы варягов. Так называется первая глава в книге Жук. «История зарождения русского государства до конца не изучена, многие вопросы, касающиеся этого периода, пока не получили однозначного ответа. Даже по поводу происхождения названия страны («Русь») существует несколько версий. По одной из них оно произошло из названий рек Роса и Россава, на берегах которых жили восточнославянские племена. По другой гипотезе, этимология слова «Русь» восходит к скандинавским корням, то есть, пришло к нам вместе с варягами» (ЖУК, с. 6). По крайней мере, отрадно хотя бы то, что констатируется историографическая недоработка в данном вопросе. Однако само название территории связано исключительно с восточными славянами и только с IX-X веками. Все эти названия типа ЖИВИНА РУСЬ, ПЕРУНОВА РУСЬ, РУСЬ РОДА, ЯРОВА РУСЬ ни историкам вообще, ни конкретно С.М. Жук неведомы - а они простираются на необъятные просторы Евразии и Америки, где закреплены на миллионах камней, встречаются они и на средневековых картах. Термину «Русь» никак не меньше 200 тысяч лет, и в этом смысле ни восточные славяне, ни шведы не могут быть источником данного имени. Привязывать же эти названия к каким-то никому неведомым речкам еще более странно. Что же касается варягов - русских жителей страны Вагрии, - то они действительно жили в Руси, Яровой Руси, тогда как наша Русь называлась Русью Славян. Но до Яровой Руси, а тем более, Руси Славян существовал мир Рода с Русью Рода, а еще раньше, возможно, более миллиона лет назад, во времена мира Макажи возникла и Русь Макажи. Так что этимология имени «Русь» переносится в очень глубокую древность, пока еще не освоенную археологией. К варягам это имя имеет не больше отношения, чем к другим народам Яровой Руси, например, этрускам, арабам или египтянам.

skandinavi2.jpg
Рис. 2. Средняя часть герба Пруссии 1548 года

«Кто такие варяги? В результате долгих споров в конце XIX века сложилось три теории, каждая из которых по-своему отвечала на этот вопрос. Большинство исследователей считало, что варяги имели скандинавское происхождение, и в качестве доказательства приводили скандинавские имена, встречавшиеся в списке варяжских князей, правящих Русью. Первые русские законы (Русская Правда Ярослава) имеют поразительное сходство со скандинавскими. В.О. Ключевский пишет, что еще в первой половине IX века на речных путях (нашей Русской?) равнины стали появляться пришельцы из Скандинавии, называвшиеся у нас варягами. В Х и XI веках варяги постоянно приходили на Русь - или привозили товар на продажу, или по зову наших князей, набиравших из них военные дружины» (ЖУК, с. 6).

Итак, мнение историков, оказывается, следует принимать только XIX века. Я уже неоднократно писал, что этот век для многих научных дисциплин носит какой-то волшебный характер: если какая-то гипотеза выдвинута тогда, то она почти божественна, и никакому пересмотру не подлежит. Однако я хочу еще раз воспроизвести прусский герб, но уже в его средней части, где можно прочитать вписанные в него строки: ВОЙНА И МИР, И ХРАМ ПАМЯТИ, И КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ, И ХРИПЫ ВОЙСК, И ШАГИ ВОИНА ПОНЯТНЫ ВАГРАМ, ПАТРИОТАМ - И ПРЕСТУПНИКАМ (РИМЛЯНЕ). МЫ В РУСИ И РУССКИЕ - ДВОРЯНЕ МОСКОВИИ. МЫ - РУСИЯНЕ, рис. 2.  Из этой части прусского герба следует, что варяги, жители Вагрии, были не просто русскими, но и даже жителями Московии. Я это уже показывал своим читателям. Однако я не комментировал тогда 11-вековой исторический сдвиг хронологии Рима, который я обнаружил, занимаясь дешифровкой этрусских надписей. Если Рим возник реально в IV веке нашей эры (но не позже, ибо его владения нанесены на карту Евсевия примерно 330 года, хотя и тут можно усомниться в годах жизни самого святого), то XVI век Пруссии и Вагрии соответствует V веку Рима.

Из этого отрывка следует, что вагры или варяги - это вовсе не шведы и не скандинавы, а русские дворяне, причём дворяне Московии. И мне трудно поверить в то, что русские историки не поинтересовались гербом Пруссии, а, поинтересовавшись, не постарались прочитать вписанные в него надписи. Либо это были и в XIX, как и в XVIII веке НЕ РУССКИЕ историки, либо они принимали за исторические источники только надписи, НАПИСАННЫЕ В СТРОКУ, а надписи на рисунках для них ничего не значили. В любом случае меня удручает не столько ущербность нашей историографии, искаженной вполне сознательно, сколько УЩЕРБНОСТЬ ИСТОРИОГРАФОВ, приложивших немало усилий, чтобы навести тень на плетень.

Наконец, мне опять попадается ссылка на работу В.О. Ключевского, и сразу же закрадывается мысль - а русский ли он историк? Даже если он имеет этнически русское происхождение. Что ж, обратимся к Василию Осиповичу, к его IX лекции.

Варяги. «С начала IX века, с конца царствования Карла Великого, по берегам Западной Европы начинают рыскать вооруженные шайки пиратов из Скандинавии. Так как эти пираты  выходили преимущественно из Дании, то они стали известны на Западе под именем данов» (КЛЮ, с. 111).  Весьма интересно: не имя Дании образовалось до данов, то есть этноса, платившего дань, а наоборот. Так что, по Ключевскому, армяне, - это те, кто живет в Армении (даже грузины), а кто живёт в Ливане или в Сочи уже не могут быть названы так, ибо там, в Армении, они не проживают. Занятная логика! Впрочем, вполне извинительная: любые слова в XIX веке пытались этимологизировать с помощью либо западных, либо, что еще лучше, древних языков, и в этот перечень русский язык не входил. В те дни русские дворяне отдавали предпочтение французскому, и если бы не гений Пушкина, вернувшего нашему языку блеск и глубину, его бы изучало всё меньшее число лиц русской элиты. Так что сходство слов даны и дань до сих пор поражает тех историков, которым я сообщаю эту лежащую на поверхности близость. Вроде как будто бы я сообщил им нечто сверхъестественное. А между тем и в VIII, и в Х веке русский язык был международным и, скорее всего, более популярным, чем латынь.

«Около этого же времени и на речных путях нашей равнины стали появляться заморские пришельцы с Балтийского моря, получившие здесь название варягов» (КЛЮ, с. 111).  Час от часу не легче! Во-первых, остров Рюген (по-немецки) или Руян (по-русски) с городом Аркона, столицей Вагрии, лежит вовсе не на другом берегу Балтийского моря, а на этом, восточном, и его отделяет от побережья всего двухкилометровый пролив с русским названием Стрела (Strelasund; по-немецки «стрела» будет Pfeil, а слова Strela в немецком языке нет). Поэтому ни о каких «заморских пришельцах» говорить не приходится. Такое жуткое знание географии вряд ли простительно столь выдающемуся представителю русской исторической науки. Ведь в таком случае и жители Санкт-Петербурга для москвичей будут «заморскими пришельцами», ибо тоже живут на берегах Финского залива Балтийского моря. Во-вторых, имя «варяги» они получили не здесь, в Руси Славян, а у себя, в Яровой Руси. Просто Ключевский совершенно не интересовался ни Вагрией, ни Рюгеном, а фантазировал в меру своего разумения.

«В Х и XI веках эти варяги постоянно приходили на Русь или с торговыми целями, или по зову наших князей, набиравших из них свои военные дружины» (там же). Что ж, ситуация вполне понятна; в наши дни по самым разнообразным надобностям к нам могут приезжать жители нынешней Калининградской области, которая, хотя и отделена от основной территории нынешней России, но является ее неотъемлемой частью. У меня там,  например, живет моя однокурсница по физфаку МГУ, уж так сложилась ее судьба. Но она абсолютно ничем не отличается от москвичей, а наведывается сюда, прежде всего, потому, что хочет пообщаться с сестрой и знакомыми. Но никак не по торговым делам.  Поэтому придумывать какие-то особые цели для прибытия варягов в Русь Славян можно сколько угодно - это был один этнос, а потому такие предположения скорее сбивают с толку, чем проясняют ситуацию. Так что в данном случае мы столкнулись с домыслами Ключевского.

«Но присутствие варягов на Руси становится заметным гораздо раньше Х века: Повесть временных лет знает этих варягов по русским городам уже около половины IX века» (КЛЮ, с. 111). И опять всё понятно: как бы себя вели эти «скандинавы», если бы не говорили с русским населением на одном языке? В одном городе иностранцы занимают целую улицу и нанимают переводчика, но распространение варягов по многим городам без владения русским языком невозможно. К каждому варягу переводчика не приставишь. Да в летописи и нигде не упоминается, будто варяги были иноземцами и «немовали».

«Киевское предание XI столетия склонно было даже преувеличивать численность этих заморских пришельцев» (КЛЮ, с. 111). Чтобы сделать такое утверждение, необходимо знать, сколько их было на самом деле, а такой подсчет никем не производился. Опять Ключевский берет грех на душу. «По этому преданию варяги, обычные обыватели русских торговых городов, издавна наполняли их в таком количестве, что образовали густой слой в составе их населения, закрывавший собой туземцев» (там же). Понятно, что пару веков назад слово «туземец» еще не имело оттенка «житель чужой, невысоко развитой страны», и в наше время назвать новгородца «туземцем» язык не поворачивается; однако жизнь в большом городе (который Ключевский почему-то называет «торговым») имеет большие преимущества, причем отнюдь не только для торговли. Тут можно и сделать покупки,  и покутить в кабаках, и подраться, и наняться на службу, и сделать карьеру, и завести нужные связи. А варяги как бывшие пираты, несомненно, обладали большими средствами, которые они в таких городах и спускали.

«Так, по словам Повести, новгородцы сначала были славянами, потом стали варягами, как бы оваряжились вследствие усиленного наплыва пришельцев из-за моря» (КЛЮ, с. 111).  Я это понимаю иначе - часть молодых новгородцев переехала в Вагрию за длинным рублем, пополнив отряд пиратов. «Особенно людно скоплялись они в Киевской земле. По летописному преданию Киев даже был основан варягами, и их в нем было так много, что Аскольд и Дир, утвердившись здесь, могли набрать из них целое ополчение, с которым отважились напасть на Царьрад» (там же). И опять я не вижу здесь ничего скандинавского: русские, прошедшие суровую школу морского пиратства и выжившие (а, следовательно, разбогатевшие) были желанными гостями всюду; но быть регулярными войсками они не привыкли и потому годились разве что в ополчение. Напротив, регулярные дружины скандинавов вряд ли бы согласились выступать ополчением. Профессионал не станет унижаться до уровня любителя.

Вместе с тем, все эти строки были пересказаны Альфаном как присутствие на Руси шведов и только с точки зрения шведского коммерческого интереса.

Происхождение варягов. Этому Ключевский посвящает небольшой раздел. «Эти балтийские варяги, как и черноморская Русь, по многим признакам были скандинавы, а не славянские обитатели южно-балтийского побережья южной России, как думают некоторые учёные. Наша Повесть временных лет признаёт варягов общим названием разных германских народов, обитавших в Северной Европе, преимущественно по Варяжскому (Балтийскому) морю, каковы шведы, норвежцы, готы, англы» (КЛЮ, с. 113).  Откуда Ключевскому известно, что все эти народы были германскими в то время? Несомненно, что позже они стали германскими, однако этот процесс германизации русской Скандии затянулся на многие века. «Название это, по мнению некоторых учёных, есть славяно-русская форма скандинавского слова vaering или varing, значение которого недостаточно выяснено» (там же).  То есть, от имени Яра его производить не хотят, а берут какое-то совершенно неизвестное даже самим скандинавам слово, и начинают вводить его в научный оборот. Хороша историография! Из нее так и торчат ослиные уши политического заказа.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.243sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.397 секунд