Рассмотрим следующий камень. Это предпоследний камень в третьем ряду, и тут я тоже показываю его композицию. Здесь в две строки написано слово ХРАМ. Правее в виде волны написано слово РЮРИКА, а правее я читаю слова: ИЗ ЯРА. Таковы надписи верхней части камня.
А в нижней части камня я читаю слова: АРКОНЫ (крупными буквами, но едва заметными) МОСКОВСКОЙ (более мелкими буквами в самом низу камня). Далее я перехожу к правой части, где читаю слова КРАЯ РЮРИКА ЯРА. Здесь, возможно, композиция выглядит не столь красиво, но она также продумана. Но и слов здесь меньше: всего 9, а ликов нет вовсе.
Наконец, я рассматриваю левую половину третьего камня, который находится в верхнем ряду справа от первого из рассмотренных. Именно тут в качестве косой штриховки можно видеть надписи. А именно: РУСИ МАРЫ И РУСИ МИРА. МОСКОВСКАЯ РУСЬ. Под словами РУСИ МИРА я понимаю РУСИ РИМА. Но то, что Рюрик представлял собой и посланца Рима, я выяснил в предыдущих статьях.
А далее я перехожу к рассмотрению лика. Первый из них находится на камне третьего ряда кладки слева от второго из рассмотренных камней. Здесь мы видим некую звериную голову с открытым ртом. На самом верху этой маски можно прочитать слова: МИМА МАРЫ АРКОНЫ. А вокруг рта можно прочитать слова ХРАМ ЯРА.
Второй лик находится в четвертом ряду под вторым из рассмотренных камней и представляет собой карикатурное лицо анфас с коротким носом, сдвинутым вверх между глаз с огромными глазницами и с открытым ртом. На правом глазу я читаю слова ЯРА ХРАМ, а ниже - слова: МАСКА МАРЫ МИМЫ ХРАМА РЮРИКА.
Таким образом, лики показывают, что перед нами - действительно находится храм Маски Мары Рюрика. На небольшом участке стены находится, как мы выделили, три камня с надписями и два камня с ликами. Иначе говоря, постройка ЗАДУМЫВАЛАСЬ ИЗНАЧАЛЬНО как храм Рюрика, а вовсе не как греческий храм.
Чужие фотографии Херсонеса. После анализа надписей на камнях постройки мнение о том, что строителями были воины и жрецы Рюрика окрепло, однако всё еще сохраняются возможности того, что сначала были греками построены театр и храмы, а затем, в Х веке, сторонники Рюрика оставили на них свои надписи.
Но нельзя ли найти такие надписи, которые однозначно доказывают, что они были сделаны именно во время сторонников Рюрика, а не раньше? - Полагаю, что можно! Это такие буквы, которые являются ЧАСТЬЮ СТЕНЫ, и если их вынуть, то стена рухнет. Так что эти надписи оказываются частью стены ИЗНАЧАЛЬНО.
Рис. 7. Каменная арка и моё чтение надписей
Перехожу к статье [2], где написано: «Раскопки открыли миру город, который на протяжении многих веков являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья. Херсонес был греческой колонией, основанной в 422-421 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской. Он расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. В переводе с греческого "Херсонес" и означает полуостров». - Это те сведения, которые были известны и до того. Но сами фотографии, к сожалению, не подписаны.
Среди фотографий статьи [2] имеется фотография арки, рис. 7, где у меня сложилось впечатление, что стена и арка были воссозданы археологами, поскольку за много веков горизонтальная балка чуть выше фундамента должна была бы прогнуться во многих местах. А реально она идеально горизонтальна, чего у древнего объекта быть не может. Но, тем не менее, археологи восстановили стену из каких-то крупных блоков, так что сами они камни не выкладывали, а лишь приставляли крупные блоки друг к другу.
И что же мы тут видим? Слева на кладке стены над горизонтальной балкой мы видим надпись ХРАМ, под балкой - МОСКВЫ (или, скорее, МАРЫ МОСКВЫ), опять над балкой - слово ЯРА, и наконец, за аркой над горизонтальной балкой - слово РЮРИКА.
Понятно, что все эти слова НЕ МОГЛИ быть вставлены после постройки стены.
Рис. 8. Стена перед театром Херсонеса
Рассматривая фотографии статьи [2], я обратил внимание на стену перед театром. Фотография оказалась достаточно крупной и с высоким разрешением, так что на камнях оказалось возможным прочитать надписи. Я выделяю два участка стены и приступаю к чтению.
На более протяженном участке я сначала рассматриваю верхний слой кладки, постепенно переходя всё к более низким слоям. Поэтому я сразу прочитаю всё предложение целиком, хотя оно довольно длинное: ЯРА ХРАМА МАРЫ ТЕАТРОВЫЙ РИМА ЯРОВЫЙ ВАРЯГОВ ЯРА ПОСТРОЙ ЯРА. - Здесь впервые встретилось слово ТЕАТР в качестве прилагательного, из чего я заключаю, что оно было известно русским в Х веке н.э. Равно как и сама театральная постройка, хотя в тексте надписи употреблено иное слово, уже вышедшее из употребления, слово ПОСТРОЙ, которое я тоже встретил впервые.
Замечу также, что конструкция театра, судя по надписи, была заимствована варягами Яра не из Греции, а из Рима.
Рис. 9. Моё чтение надписей на двух участках стены перед театром
Далее я читаю датировку. Крупные цифры 35 можно вывить в правой части стены на уровне 2-5 рядов каменной кладки. Справа от последней цифры 5 в нижнем, 5-м ряду каменной кладки читается слово ГОД, а на том же ряду кладки, но слева, читаются слова ЯРА и 33-Я ВАРЯГОВ. Иначе говоря, это можно понять, как: 35 ГОД ЯРА, 33-Я (АРКОНА) ВАРЯГОВ. Следовательно, постройка театра была произведена силами не 35-й Арконы (Великим Новгородом), а 33-й Арконы (Севастополем), что вполне логично. А 35-й год Яра соответствует в привычном для нас летоисчислении 991 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Видимо, это датировка окончания строительства театра.
На каменной кладке 6-го ряда я читаю слово АРКОНЫ, которое я проставил в скобках, и на этом заканчиваю чтение надписей на этом участке стены. Далее я перехожу к перпендикулярному участку стены слева. Тут я читаю слово: ЯРА на самом верхнем ряду кладки, находящемся в правой части этого участка стены. Его продолжением будет слово ХРАМ. То, что театр относился к храму Яра, теперь подтверждается еще и этой надписью.
В левой части стены на втором ряду каменной кладки я читаю слова: РУЯНА, ВАГРИЯ ЯРА. Это - адрес той рабочей силы, которая пришла вместе с варягами Рюрика.
Далее меня заинтересовал камень на переднем плане, находящийся примерно в метре от стены по направлению к зрителю. На его левой боковой поверхности я читаю слово МАЯК, а на торцевой поверхности - три слова, написанные в три строки: КАМЕНЬ ЯРОВА МИРА. Вероятно, на этом камне прежде находилось какое-то скульптурное изображение, и он стоял на пьедестале.
Рис. 10. Дом винодела
Дом винодела. На рис. 10 мы видим руины дома с табличкой, на которой можно прочитать такой текст: «Дом винодела II-IV вв. Сохранился мощёный плитками двор с колодцем и цистерной и часть хозяйственного помещения с подвалом. Винодельня имеет три давильные площадки и три камеры для сбора сока. Рядом с ней находилась кладовая с пифосами».
Понятно, что если сосуд для вина был атрибутирован как «пифос», то и винодельня принадлежала древним грекам. Но соответствует ли данная надпись тому, что можно прочитать на камнях из руин данного дома?
На рис. 11 я поместил в увеличенном виде не только эту табличку, но и моё чтение надписей на камнях дома. У меня получилось, как и следовало ожидать, отнюдь не греческое чтение.
Рис. 11. Моё чтение надписей на камнях дома винодела
Сначала я читаю надпись на том камне, к которому прикреплена табличка. Хотя она закрыла часть надписи, тем не менее, оставшаяся часть оказалась достаточно информативной. Для удобства чтения надпись следует обратить в цвете.
Слева я читаю: ЯРА ХРАМА, и это уже мало соответствует пониманию данной постройка как ДОМА ВИНОДЕЛА. А на верхней кромке камня я читаю слово, написанное в две строки. На нижней можно прочитать буквы РЮР, на верхней - ИКА, что образует слово РЮРИКА. Но ХРАМ ЯРА РЮРИКА никак не мог быть создан ДО Рюрика, то есть, до конца IX века, так что датировка постройки II-IV веками нашей эры ошибочна.
Однако следующее слово, написанное также на верхней кромке, всё расставляет по своим местам. Это слово - МАСТЕРСКАЯ. Мы привыкли в последнее время к возможности кустарного производства, но не подозреваем, что тысячу лет назад любые мастерские были частью храма.
На вершине этого камня справа, строкой ниже я читаю слово РИМА, что означает, что и мастерская по производства вина была того типа, который существовал в Риме, как и театр. - А затем я перехожу к чтению надписи на внутренней стороне колодца слева, закрытого металлической решеткой. Здесь я читаю слова: ЯРА АРКОНА.
Последнюю надпись я читаю на выступающем вперёд камни напротив металлической решетки (точнее, решетка находится за ним). Тут написаны слова: ХРАМ РУСИ МАРЫ И РИМА. Так что винодельческий опыт Рима тут заимствован из первых рук.
Следующим объектом Херсонеса Таврического, представляющим несомненный интерес, является колоннада. Уж тут-то почти наверняка мы встретим греческие надписи!
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.351 секунд