В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 14, 2009

Экспедиция на Малый Иеремель

Автор 13:51. Рубрика Мои экспедиции

Второй день экспедиции. Утром мы разобрались, что поселок мы проехали, но немного, всего на 1 км, откуда он всё-таки был виден. Опять развели костёр, но теперь для завтрака. На снимке видно, что Таня достаёт необходимые продукты, тогда как Алина со своей мамой Верой обсуждают меню. Остальные до завтрака разбрелись с разными целями. Мне, например, захотелось принести как можно больше сухих веток для костра, но сломанное более года назад дерево оказалось великоватым, и я распилил его на несколько частей.

Рис. 14. Распилка валежника для костра

Само село Тюлюк раскинулось километра на три. Пока мы к нему подъезжали, мы дважды миновали стадо коров; вдали паслись лошади. Но вид улегшихся на проезжей части баранов заставил меня взяться за фотоаппарат. Спокойствие животных показало, что автомобили здесь бывают не часто (хотя в кафе «Роза ветров» на дальней стороне поселка их находилось около десятка), и даже если появляются, то, судя по колеям, объезжают стада.

Рис. 15. Бараны не спешат подниматься перед автотранспортом

Тропа в горы начиналась отсюда. Вообще говоря, предгорья были видны и тут, между ними извивалась речушка Тюлюк, давшая название поселку, а все дома располагались вытянутыми вдоль единственной улицы. Вид горной речки, протекавшей мимо валунов, бревенчатых изб местных жителей, а также низкого облака, заслонившего ближайший отрог горы, показался мне очень живописным. Я еще никогда не видел такую низкую облачность.

Рис. 16. Вид на село Тюлюк и горные отроги

Переход к базовому лагерю. Задачей второго дня было восхождение в горы до примерно половины дистанции (где-то 7 км по прямой, но с учетом искривлений и непрерывного подъема в горы этот путь можно было приравнять к 15 км), где мы должны были разбить базовый лагерь. Мы шли в полной выкладке, и потому довольно медленно, радуясь каждому привалу, когда можно было снять рюкзаки. Мы радовались каждому поваленному дереву, на котором можно было посидеть.

Рис. 17. Первый привал через несколько километров пути

На последнем привале мы чувствовали себя достаточно уставшими, несмотря на то, что меня и Наташу несколько километров подвезли на автомобиле. Правда, УАЗик тряс неимоверно, а крыло заднего колеса, на котором я сидел, изнутри мало походило на сиденье. Поэтом, когда возникла возможность просто прилечь на травку, я не преминул ею воспользоваться. Правда, свежий воздух и усталость сделали своё дело: незаметно для себя я задремал. Вид получился, прямо скажем, малоинтеллектуальный.

Рис. 18. Заснувший на привале руководитель экспедиции

На привале обнаружилось, что куриные окорочка, которые вчера были куплены в замороженном виде, сегодня оттаяли и даже немного заветрились. Наташа вспомнила, что в народе для недолгого консервирования применяют листы крапивы. А поскольку вокруг этих растений было предостаточно, она нарвала их несколько охапок и переложила вместе с Катей весь будущий куриный шашлык. Это было остроумно, хотя крапива, как известно, весьма сильно обжигает руки. Но зато еда была спасена.

Рис. 19. Наташа и Катя спасают куриные окорочка

Наконец, мы достигли запланированной точки и разбили базовый лагерь в живописном месте, в котором до нас уже селилось несколько поколений туристов. Мы поставили палатки, а костер разложили в остром углу треугольника, образованного бревнами, которые нам заменили скамейки.

Вечером все собрались перед костром. Выяснилось, что помимо Леонида, гитарой превосходно владеет Сергей, который в своё время даже выступал с концертами. А с двумя гитаристами петь можно было почти без перерыва. Правда, усталость взяла своё, и лица выглядели больше уставшими и задумчивыми, чем радостными. Однако предстоявшее восхождение нас радовало.
Рис. 20. Романтика у костра

Восхождение. Всю ночь лил дождь. Утром он прекратился, но зато всю местность окутал туман. Позже мы поняли, что это, скорее, был не туман, а облака, проходившие через гору. После завтрака мы без рюкзаков, налегке, отправились к вершине Малого Иеремеля. Тропинка стала уже и круче. Правда, один раз, когда мы отошли в сторону для рассмотрения придорожных камней, мы услышали шум моторов, поднимавшийся снизу, как будто бы к нам приближались автомобили-вездеходы. Но по такой крутизне никакие вездеходы не пройдут! Оказалось, что это - квадрациклы, которые можно было взять вместе с водителями напрокат в поселке Тюлюк. Их проехало 5 машин, и после них глинистая мокрая дорога стала к тому же еще и разбитой.
Рис. 21. Восхождение в тумане

По пути мы встретили несколько интересных камней-маяков с ликами и надписями, однако они требуют отдельного описания. Вместе с тем, нам попались и современные поделки туристов, вроде деревянного идола, показанного на рис. 22. Понятно, что мифы и мифологические фигурки скрашивают нашу жизнь, так что против подобного мифотворчества у туристов нет ни малейшего возражения.

Рис. 22. Современный идол

По пути мы сделали несколько привалов, главным образом, разглядывая одиночные камни или подписанные экземпляры в составе камнепадов. Лес, скрытый дальним туманом, замшелый вблизи, изобилующий переплетающимися корнями елей, воспринимался как иллюстрация к какой-то сказке о волшебной стране, населенной гномами и феями. Но вот мы проголодались, и сделали привал главным образом стоя. Кое-кто так и перекусил, другие отдыхали на пеньке.

Рис. 23. Последний привал по пути к вершине

Еще минут двадцать пути, и деревья, и без того редкие, стали попадаться еще реже, дорога расширилась и перестала уходить вверх. Наконец, мы дошли до места в седловине, с которого можно было видеть сразу два Иеремеля, Малый и Большой. Различались они существенно. Большой, находившийся справа от нас, был не просто выше, он состоял из каменистых осыпей, подъём по которым представлялся весьма трудным, тогда как Малый составлял с седловиной единое целое, имея травяной покров и ельник в качестве редколесья. Туда можно было подняться, как казалось, без особенного труда. Впрочем, так оно и было в действительности.

Рис. 24. Вид на Большой Иеремель

Разумеется, когда мы поднялись на вершину Малого Иеремеля, выяснилось, что мы были такими не одни. Вообще говоря, туристы и в прежние дни встречались нами в больших количествах, и по законам этого места, все непременно здоровались друг с другом и желали доброго пути. Тут, на вершине, поросшей травой, обложенной кучей камней, обладающей еловым редколесьем, нас и сфотографировал один из посторонних - всех десятерых, отправившихся на штурм. А Сережа с Катей остались дежурить в лагере.

Рис. 25. Коллективная фотография на вершине

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.