В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 14, 2009

Экспедиция на Малый Иеремель

Автор 13:51. Рубрика Мои экспедиции

На вершине. Вот так мы и запечатлелись на фоне ёлок: Таня, Лена, Лёня, Слава, Вера, Дима, Алина, Наташа, я и Саша. Те самые, которые покорили, в общем-то, одну из самых доступных вершин Урала. Однако, поскольку нашей целью,  в отличие от альпинистов, было не восхождение как таковое, а сбор научного материала, то, естественно, нас потянуло обследовать скопления крупных камней, которые маячили на горизонте (а горизонт тут был очень близок). Между тем, туман, то есть, проходящие через горы облака, рассеивался.

ieremel26.jpg

Рис. 26. Туман постепенно рассеивался

Груды камней - это моя страсть. Однако я ею заразил и всех присутствующих, так что вскоре мы оказались именно возле них. Вообще-то все видеосъёмки вела Наташа, тогда как я больше оперировал фотоаппаратом. Однако некоторые сюжеты отснял я, а Наташа, напротив, фотографировала, как в данном случае. Место мне очень понравилось, и я с удовольствием фиксировал его всеми доступными мне средствами.

ieremel27.jpg

Рис. 27. Моя маленькая страсть - использовать видеокамеру

  

Исследования камней. Попавшийся нам выход коренных пород наверх, так называемое обнажение косого залегания, состояло из двух частей, между которыми имелся проход. Левая часть, показанная на рис. 28 и содержащая, как и правая, лики, мною подробно не анализируется, поскольку лики здесь не слишком явные. Я только показываю сам вид обнажения, а также малые камни, лежащие на переднем плане. Когда мы делали эту фотографию, мы не предполагали, что именно эти камни переднего плана несут на себе надписи - это выявилось только дома при написании статьи. Тем не менее, я эти надписи выявляю на следующем рисунке.

ieremel28.jpg

Рис. 28. Левая часть каменного обнажения с артефактами на переднем плане

О том, что перед нами находятся артефакты, можно судить по рисунку лишайников на камнях. Я уже пару лет назад, путешествую по Ловозерской тундре Кольского полуострова, понял, что лишайники только усиливают контраст, весьма слабо существовавший после обработки камней человеком. Так что рисунок лишайников повторяет и усиливает надписи, гравированные на камне. Для удобства исследования я все рассматриваемые надписи перенумеровал.

Итак, вот их текст. Надпись № 1: МАРЫ ЯРА ХРАМ. Из нее следует, что всё левое обнажение является храмом Мары Яра. Надпись № 2: МАРА ЯРА, ХРАМ. Она подтверждает первую надпись.  Надпись № 3: МАРА ЯРА, ХРАМ. Опять подтверждение предыдущих надписей. Надпись № 4: МАСКИ, МИМ, МИМ. Из нее следует, что на данную плоскую плиту мим клал свои маски, плита служила столом для масок. Надпись № 5, находящаяся уже на самом обнажении: МИМ ЯРА. Хотя перед нами храм Мары, однако, здесь должно быть обозначено место появления не только мимы Мары, но и мима Яра. И данное углубление как нельзя лучше подходит для выполнения данной миссии.

ieremel29.jpg

Рис. 29. Мое чтение надписей на камнях переднего плана

Разумеется, камни переднего плана существовали и перед второй частью обнажения. На них я также заметил надписи, на что и указал рукой. Подошедшая в этот момент с фотоаппаратом Наташа зафиксировала этот момент.

ieremel30.jpg

Рис. 30. Указание на артефакт из камней переднего плана

Конечно, было бы неплохо показать, что же я там увидел. Это сделать несложно, рассмотрев дома фотографию камня в деталях. Вверху я показал верхнюю часть камня, а также обвел прямоугольной рамочкой фрагмент, рассмотренный в деталях ниже. А внизу я вначале выделил большой лик мужчины анфас, несколько наклоненный вправо, где центральная ложбинка обозначает рот, а ложбинка чуть выше - кончик носа, тогда как глаза скорее угадываются, чем видны. Вдоль носа я обвел надпись, выполненную чуть более темными штрихами - ЯР. Так что перед нами - рельеф бога Яра.

В бороде этого бога находится вторичное более мелкое, но более явное рельефное изображение. Опять виден портрет мужского лица анфас с наклоном головы вправо, однако теперь отчетливо изображены закрытые крупные глаза, тогда как рот и кончик носа скорее угадываются. Теперь верхняя линия обозначает начало пряди волос или головного убора, но она состоит из отдельных букв, которые образуют такую надпись: МИМ и МИР ЯРА. Глаза состоят из букв, образующих слово ЯР, а рот содержит надпись МАСКИ. Тут, также как и на Кольском полуострове, слово МАСКИ имеет иной смысл: это не каменные МАСКИ МИМА, которые надевали мимы, а МАСКИ самого камня, нанесенные на него в виде рельефов.

Теперь можно перейти к анализу надписей на выделенном фрагменте. В верхней левой части его расположен желтый лишайник, который дублирует выгравированную надпись. Помещение крупного изображения лишайника и обращение его в цвете помогает прочитать надпись: ЛИКИ ЯРА - МАЯКИ. МАСКИ И ЛИКИ. Эта надпись обозначает, что в качестве маяков данного храма служат маски и лики Яра. При этом под масками понимаются как раз слабо проработанные рельефы бога Яра, тогда как под ликами, вероятно, имелись в виду хорошо исполненные каменные скульптуры. Данная надпись, как мне представляется в силу ее небольших размеров, имела техническое назначение.

А на самом выделенном фрагменте, если обернуть изображение в цвете, можно видеть едва заметные надписи МАРА ЯРА и ЯРА ХРАМ. Они дублируют то, что уже нами было прочитано ранее.

ieremel31.jpg

Рис. 31. Моё чтение надписей на камне

На снимках можно видеть и отдельно стоящее обнажение. Если вглядеться в его центральную часть, то на ней можно выявить три изображения. Одно из них представляет женский лик анфас, наклоненный влево, правый глаз открыт, левые едва заметен, зато хорошо виден открытый рот. Все лицо карикатурно, очень вытянуто по диагонали. Под глазами можно прочитать надпись: МАРА ЯРА. Второе изображение находится правее и представляет собой чуть менее карикатурный облик молодого мужского лица, уже без наклона, глаза которого очерчивают надпись ЯР. Наконец, еще правее можно видеть лицо старика с окладистой бородой анфас, сильно запрокинутое влево. На глазах читается надпись РОД. Таким образом, здесь представлено три славянских божества.

ieremel32.jpg

Рис. 32. Отдельно стоящее обнажение и моё чтение надписей

Правая гряда камней меня очаровала разнообразием ликов на ней. Однако сначала я хочу показать величие самих камней, лежащих по сравнению с булыжниками переднего плана в некоторой дымке. Это обнажение имеет примерно 4 м в высоту, и состоит из ряда отколовшихся, но не разошедшихся камней. Их анализ я предпринимаю на следующем рисунке, где выделяю отдельные артефакты.

ieremel33.jpg

Рис. 33. Правая гряда камней

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.08MB | MySQL:11 | 0.207sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.375 секунд