В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 16, 2007

Изображения Перуна

Автор 08:39. Рубрика Этнография и мифология

Есть надписи и на лбу, и на носу рельефа (например, над правой бровью начертано ПЕРУНЪ, а над левой — ЛИКЪ). Тем самым, нет ни малейшего сомнения в том, что перед нами не неведомый БАКУ, а самый настоящий ПЕРУН. Так что остальные надписи, а их еще вокруг рельефа довольно много, лишь подтвердят уже прочитанное.

Мое чтение надписей под рельефом Перуна

Рис. 12. Мое чтение надписей под рельефом Перуна

Из всех изображений Перуна это — самое детализированное. То, что оно находится в христианском храме, не должно особенно удивлять, ибо в XII-XIII веках в качестве христианских святых нередко понимали языческих богов.

Чтобы не быть голословным, привожу свое чтение на кирпичах XI века Иоанно-Предтечинской церкви Киева15. На первом кирпиче надпись очень напоминает слово ВОЙДИ, однако справа палочка не прямая, а изогнутая, что является зеркальным знаком СЬ, и, следовательно, здесь читается слово ВОЛОСЬ, то есть ВОЛОС. Две следующих лигатуры могут быть прочитаны только как ПЪРУНЪ, то есть ПЕРУН, так что в XI веке у этих языческих богов были свои места почитания, которые устанавливались еще при строительстве храма. Наконец, последняя надпись читается ЛИКЪ, то есть ЛИК; она, видимо, устанавливалась в непосредственной близости от изображения языческого бога, тогда как кирпичи с именем бога могли указывать на путь к его лику. Полагаю, что такое подтверждение должно развеять все сомнения в отношении того, допустимо ли было иметь изображение языческого бога в христианском храме. Кстати, рельеф Перуна в Георгиевском соборе Юрьева Польского, и кирпичи с его именем из Иоанно-Предтечинского храма Киева дают решение проблемы, которую в наши дни ставят некоторые исследователи: у западных славян существовали языческие храмы (в Арконе, Ретре), тогда как у восточных славян ни одного храма не обнаружено.

Мое чтение надписей на кирпичах Иоанно-Предтечинской церкви Киева

Рис. 13. Мое чтение надписей на кирпичах Иоанно-Предтечинской церкви Киева

Было ли у восточных славян единое язычество? «Ведь летописные сообщения свидетельствуют о почитании лишь деревянных антропоморфных (?) изображений. Подобный вопрос оказывается чрезвычайно актуальным в контексте восприятия восточнославянского язычества как совокупности узколокальных комплексов верований, неудачной попыткой объединения которых была так называемая “языческая реформа” князя Владимира 980 года»16. Теперь становится ясным, что строить языческие храмы после принятия христианства не было смысла, ибо христианские храмы наряду с ликами Христа и святых имели и лики языческих богов. Иными словами, двоеверие было материализовано. А лики богов — Велеса или Перуна — существовали и в церковно-храмовом, и в домашнем исполнении, как показывает материал данной статьи.

Заключение. Когда стало ясным, что славяне имели свою письменность задолго до того, как появилась кириллица, и когда появилась возможность читать эти надписи, стало очевидным и то, как конкретно выглядели славянские божества. И прежде всего, Перун. Руница помогла вывести его лики из забвения и показала, где и как почитали это божество славяне. Надеюсь, что это — только начало интереснейших исследований славянского язычества.

Опубликовано в 17.

Литература

1. Лихачев Дмитрий. Тысячелетие культуры // Альманах библиофила. Вып. 26. Тысячелетие русской письменной культуры (988-1988). М., 1989, с. 6

2. История южных и западных славян в двух томах. Т. 1. Средние века. Учебник. Под ред. Г.Ф. Матвеев и З.С. Ненашевой. МГУ, М., 2001, с. 7

3. Даркевич В.П., Борисевич Г.В. Древняя столица Рязанской земли. М., 1995, с. 144, рис. 95

4. Арциховский А.В. Археологическое изучение Новгорода, т.1. МИА, вып. 55, М., 1956, с. 35; с. 36, рис. 18

5. Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X-XV вв.). М., 1981, с. 176, рис. 75

6. Racz J. Early finnish Art. Helsinki, 1961, fig. 127

7. Magnusson M. Les Vikings. Paris, 1976, p. 68

8. Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода..., с. 178; с. 177, рис. 78

9. Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода..., с. 141, рис. 55

10. Комаров К.И. К истории населения Плещеева озера в Х-XIII веках // Сообщения Ростовского музея, вып. VIII. Ярославль, 1995, с. 143, рис. 2-23

11.Рыбаков Б.А. Прикладное искусство и скульптура // История культуры древней Руси.М.-Л., том 2, 1951, с. 462

12.Вагнер Г.К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси (город Юрьев-Польский). М., 1964, с. 54-55

13.Вагнер Г.К. О главном мастере Георгиевского собора 1234 года в городе Юрьеве-Польском // СА, № 2

14.Медынцева А.А. Грамотность в Древней Руси. По памятникам эпиграфики Х-первой половины XIII века. М., 2000, с. 219-221

15.Гупало К.М., Толочко П.П. Давно-Ки¿вський Подiл у свiтлi нових археологiчних дослiджень // Стародавнiй Ки¿в. Ки¿в, 1975, с. 120, рис. 12

16.Петров Н.И. Каменные идолы Восточной Европы: славянское язычество? // Евразия сквозь века. Сборник научных трудов, посвященных 60-летию со дня рождения Дмитрия Глебовича Савинова. СПб, 2201, с. 90

17.Чудинов В.А. Лики Перуна //«Духовность». Журнал гуманитарных исследований, книга 7. Сергиев Посад, 2004, с. 48-63

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.06MB | MySQL:11 | 0.229sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.382 секунд