В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июль 23, 2008

Как я устраивался на стажировку

Автор 11:16. Рубрика Xроника научной жизни

Как я устраивался на стажировку

В.А. Чудинов

В вузах России есть одна особенность - ее преподаватели раз в пять лет непременно должны проходить стажировку. Это повелось с советских времен, и в этом есть свой резон - познакомиться с новыми людьми, обменяться некоторыми секретами профессии, узнать те вещи, которые могут не практиковаться в родном вузе, да и просто сменить обстановку.

Так что я эту особенность приемлю, хотя из-за платной основы, которая теперь вводится в большинстве факультетов повышения квалификации, эта форма творческого роста преподавателей постепенно свёртывается. Я дважды проходил стажировку в ИПК МГУ - в 1979 году, еще на Моховой, затем в середине 80-х, уже на Ленинских горах. В начале 90-х без отрыва от производства я проходил ее в Институте философии РАН, в секторе философских проблем естествознания у Сачкова, и до сих пор помню свое участие в обсуждениях различных сообщений. Но в ГУУ так получилось, что этому на кафедре культурологии не очень придавали значения - сначала по причине ее молодости (кафедра сформировалась где-то в 1993 году), затем потому, что ряд сотрудников, желавших защитить кандидатские диссертации, с удовольствием шел на более лёгкий режим работы, который к тому же давал возможность публиковать статьи в нужных журналах, так что таким людям шли навстречу в первую очередь. Кафедра у нас не очень велика, человек 12, но за год можно отпускать без ущерба для работы только двух, максимум трёх человек - по 1-2 в семестр. Теоретически за 5 лет можно пропустить всех, однако не всегда расписание складывается так удачно; бывает, что в течение семестра невозможно отпустить никого. Кроме того, редко, но кто-то уходит с работы, а взамен него приходит другой, кто стажировки давно не проходил. Словом, так получилось, что, пропуская вперед остро нуждающихся в повышении квалификации, мы, то есть заведующий кафедрой культурология профессор Валерий Дмитриевич Диденко и я, не были там уже более десяти лет; а я - практически 15 лет. Года три мы обсуждали данную проблему конкретно; по первым семестрам меня отпустить на стажировку было нельзя, ибо только я читаю спецкурс «Социодинамика культуры», стало быть в расчёт брался только второй семестр. По ряду соображений два года назад и в прошлом году были люди, нуждающиеся в стажировке острее меня; но вот, наконец, эта проблема решилась, и в конце декабря 2007 года, в ходе заседания кафедры, мне предложили устраиваться на 4 месяца туда, куда я захочу.

stazhirovka1.jpg
Рис. 1. Заведующий кафедрой культурологии, д.филос.наук, профессор В.Д. Диденко

Правда, при этом появилась некоторая пикантная ситуация. Для решения кафедры необходимо было узнать, сколько статей я опубликовал за минувший год. Обычно «передовики» могли за год опубликовать порядка 3 статей, но приемлемой считалась даже одна, тогда как отсутствие публикаций уже считалось плохим показателем. Я прикинул, что же мне сказать. Годом я считал промежуток времени с января 2007 по январь 2008. Именно за это время я насыщал свой сайт статьями. Поэтому я, сбросив несколько заметок, опубликованных на сайте раньше, назвал цифру: «300 статей и 2 монографии». Эта цифра набралась из примерно сотни публикаций, размещенных мной на сайтах раньше, в частности, на сайте Академии тринитаризма, из другой сотни, хранившейся в моём компьютере, которые я довел до кондиции и из примерно сотни, которые я написал впервые. Моё заявление выглядело как анекдот (как и многое из того, что я делаю). Заведующий рассмеялся, хотя понимал, что я говорил правду. Решено было записать две монографии («Тайнопись в рисунках Пушкина» и «Вселенная русской письменности до Кирилла») и три статьи. Я не возражал. Я прекрасно понимал, что нельзя представлять дело так, будто я выполнил преподавательский план на ближайшие 100 лет вперёд.

stazhirovka2.jpg
Рис. 2 Сотрудники нашей дружной кафедры в конце декабря 2007 года

Куда мне хотелось бы устроиться. Естественно, что мне захотелось устроиться в один из НИИ РАН, желательно, связанный с культурологией. Один из них, НИИ культурологии, я отмёл по той причине, что директор там весьма часто находится в разъездах, а лица, занимающиеся историей культуры, относятся к моим исследованиям несколько предвзято. Поэтому я обратил свой взор в сторону НИИ искусствознания, где был знаком с заместителем директора по культурологической конференции в Санкт-Петербурге в 2006 году Николаем Андреевичем Хреновым. Если бы не получилось там, можно было бы попытаться устроиться в каком-то другом НИИ, например, в Институте археологии РАН. Или в Институте Российской истории.

Игры с искусствознанием. В среду 9 января, в первый официальный день нового 2008 года, я отправился на разведку в НИИ искусствознания, который находился в самом Центре Москвы, на Тверской улице, в Козицком переулке прямо за Елисеевским магазином (нужно было пройти еще несколько домов). Был ли он открыт в самый первый рабочий день, я не знал, так что моя поездка носила предварительный характер.

Случайно мы встретились с ним прямо у охранника, где я назвал эту фамилию, а Николай Андреевич в этот момент проходил мимо. Он меня пригласил в свой кабинет, и когда я назвал свой вуз, тут же вспомнил, что в прошлом году от нашей кафедры у него лично, в секторе теории искусства, стажировалась доцент Елена Васильевна Шахматова. Он несколько огорчился, когда узнал, что я хотел бы работать не у него, а у кого-то, кто занимается наиболее древним искусством, скажем, каменного века. Такого сектора у них не было. Тогда я спросил, существует ли у них сектор древнерусского искусства? Да, конечно, его возглавляет Лев Исаакович Лифшиц. Я вздрогнул от такой фамилии - как-то мне не приходило прежде в голову, что всё, что связано с Россией, изучается и возглавляется совсем не русскими людьми. Я готов был услышать библейские фамилии в секторах Западного искусства, даже Египетского и Месопотамии, но древнерусского? Впрочем, мой собеседник моего смущения не заметил, он дал мне необходимые телефоны и просил обратиться к нему, если потребуется его помощь.

Естественно мы созвонились со Львом Исааковичем, который оказался вполне коммуникабельным собеседником; следующий присутственный день приходился на вторник 15 января. Я пришел чуть заранее и подождал его в очень красиво оформленном зале Института, где у них иногда проводятся концерты. Собственно говоря, здесь-то, при этой встрече всё и решалось. Мы произвел друг на друга приятное впечатление; Лифшиц посетовал, что публикации работ сектора постоянно затягиваются, и они уже безнадёжно отстают от графика; я сказал, что смог бы им в меру моих сил помочь. Правда, когда я сказал, что я - доктор и профессор, по лицу моего собеседника пробежала едва заметная тень, но она тут же схлынула, поскольку мимо проходил Николай Андреевич, который спросил, до чего мы договорились, и был весьма доволен, что Лифшиц ничего против меня не имеет. Теперь оставалось только привезти мне официальную бумагу из ГУУ на имя директора НИИ искусствознания Дмитрия Владимировича Трубочкина.

Я тут же поехал в ГУУ, и в тот же день необходимая бумага была готова; к пятнице она должна быть подписана нашим проректором. Но для перестраховки я заехал в понедельник 21 января, забрал бумагу и передал ее ученому секретарю Института искусствознания. Но та принять письмо отказалась; я спросил мотивировку. Она как-то начала мяться; в результате я понял, что это потому, что я доктор философских наук. Ничего больше она добавить не могла. Пришлось обратиться к Николаю Андреевичу, который, однако, находился на заседании учёного совета. Но поскольку заседание совета было открытым, я смог на нём поприсутствовать, чтобы скоротать время. Таких заседаний я у себя никогда не видел: один из оппонентов предлагал признать докторскую диссертацию слабой и неубедительной, и голосовать против. Меня это удивило потому, что такие вопросы обычно решаются предварительно, а не во время защиты.

stazhirovka3.jpg
Рис. 3. Директор Института искусствознания Д.В. Трубочкин

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.1MB | MySQL:11 | 0.192sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.342 секунд